Революционный полковник Матвеев и его семья 1

Александра Рудэн
 Отрывок из книги "РЕВОЛЮЦИОННЫЙ" полковник МАТВЕЕВ И ЕГО СЕМЬЯ".(1)
  АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - Александра Рудэн. ( Раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47. ПЕНСИОНЕРКА. Г. ТЮМЕНЬ. 2016 г.

1916 – 1917 годы.
Стояли декабрьские морозы. Густо сыпал снег на дворе. У окна большого дома стояла жена полковника, Екатерина Антоновна. Она легкой рукой поправила волосы в прическе и повернулась к мужу, который читал за столом газету, спросила:
- Николя, что говорят в штабе, насчет того, когда мы переедем на новую квартиру?
- Такие вопросы решаю я. Потерпи Катюша,  отремонтируют отопление, и переедим…
- Устала я от этого взгляда через окно, смотря на бараки. Одно, и тоже. Снег и унылая пора года. Недавно Евдокия сказала мне, что мы продались красным. Это правда? Это же правда...
- Не продались, так как и и прежде я служу России. И при царе я ей служил. Я не предавал царя, я не призывал его к отречению. Я работаю при штабе Красной Армии. Прошу тебя...
...Перед революцией они поженились. Катюша была дочерью статского советника  и Николай часто бывал  в гостях по приглашению самого батюшки Екатерины, Антона Павловича. Антон Павлович только что приехал из  фронта, где проводил инспекцию.  Поездка выдалась тяжелой и после доклада генеральному штабу он устал и мечтал скорее увидеть семью. Когда – то  Антона Павловича случайно познакомили с полковником Матвеевым.  Антон Павлович присмотрелся к молодому тридцатилетнему человеку, не женатому. Он понял то, что для Николая главное в жизни это рост в карьере, ну а  женщины у него отходили на второй план его жизни. Антон Павлович понял то, чтобы женить Матвеева, нужно подтолкнуть его к действию. Имея двух незамужних дочерей, Наталью и Екатерину, он решил Николая женить на одной из них. Николай не мог понять, зачем  Антон  Павлович, так настоятельно просит отобедать с ним в его семье. Он никак не мог понять того, зачем советнику водить дружбу с военным картографом, когда есть чины повыше  при генеральном штабе. Он опасался того, что советник попросит его ябедничать на высшее начальство. Но, этого не случилось. За время личного знакомства,  Антон Павлович ни одного раза не заговорил с ним о работе. Жил советник царя в большом, роскошном особняке,  в центре Санкт - Петербурга. Николай боялся опоздать на обед и прибыл он со своим адъютантом, поручиком Костровым на пять минут раньше.
Их встретила юная воспитанница Антона Павловича,  по имени Дуся.
- Господа, швейцар вам поможет снять шинели.
Одернув кители, молодые люди поднялись по лестнице на  второй этаж, в сопровождении Дуси,  они вошли в зал.
- Господа. Полковник Матвеев и поручик  Костровой, - сказал слуга.
В зале были молодые люди и пожилые женщины. От них отделился советник и пошел навстречу  офицерам.
 За ним шествовали две молодые прекрасные девушки.
- О как,  я рад, что вы посетили нас. Прошу познакомиться,  это мои дочери,  Наталья и Екатерина.
- Полковник Матвеев Николай Васильевич, - сказал Николай и щелкнул каблуками.
- Поручик Костровой  Митя, то есть Дмитрий Юрьевич, - сказал,  смущаясь, Митя.
- Хозяйка этого дома умерла год назад. Вдовствую я. Это тетушки моих девочек, а там молодежь из гимназии, их подруги, и друзья подруг. Познакомит Вас с ними Екатерина. Милая, представь молодых людей друзьям, - сказал он старшей дочери.
- Непременно, папенька. Пойдемте.
К советнику подошла полная женщина.
- Тоша, они хороши - оба. Полковника отдай Катюше, моей крестнице.
- Полковник один на двоих, а Митя слишком юн, хотя и очень приятный  молодой  человек из образованной семьи.
- А, Николай? – спросила брата,  Мария Павловна.
- Он,  из семьи небогатых дворян.  Но,  какую он карьеру сделал  к тридцати годам.  Ему позавидовать можно, в пример его нужно ставить - другим недотепам.
- Ты о моем сыне вспомнил, о своем племяннике?  Виктор свободный человек, пишет статьи, - возмутилась сестра и потрепала брата за рукав.
- О чем, Маша? Он подрывает авторитет царя и в каком журнале он печатается?
- Я плохо разбираюсь в журналах. Я их не читаю. Пока сведу свою канцелярию, волосы дыбом встают. У нас в родовых поместьях   снова бунтуют крестьяне, они организовали свои комитеты.  С одной стороны удобно то, что толпа не стоит на площади, а ходят с требованием несколько человек.  Но я, еще та сестричка у  тебя. Напою, накормлю комитетчиков, да еще с собой дам им продовольствия для семьи. Они и забывают с какими требованиями пришли ко мне.
- Мудра.
 - Тоша, земля, лес, река и озеро приносят нам не малый доход,  но мы едва ли  сводим концы с концами. Сам понимаешь, тому дай, этому – дай, сюда привези продукты…
- Я тебе помогаю, Маша, в ведении хозяйства.
- А может быть,  мы еще займемся животноводством? Как ты думаешь, Тоша? Из Германии можно заказать мясных буренок, бычков, вырастить их не сложно, есть чем кормить,  слава Богу, когда подрастут - сдать их на мясо колбаснику.
- Маша,  о чем ты думаешь?    Идет январь, семнадцатого  года. Война еще не окончилась. Такая неразбериха в стране.
- Тоша, потом пойдет восемнадцатый и так  далее, а кушать всем хочется в любые времена. Это будет доход в чистой прибыли …
- Маша, чем я могу помочь тебе? Ты же знаешь, что я твоих коров кормить не буду.
- Я сама решу с кормлением, ростом и сдачей бычков на убой.
- Слово какое неприятное…
- Тоша,  замолви словечко перед контролем на границе, - чтобы те беспрепятственно пропустили буренок.
- Ты, что хочешь вагон с буренками прицепить к составу?
- А, почему и нет. Для России - матушки стараюсь.
- Хорошо, иди,  займи гостей. Я подумаю. Приборы уже лежат на столе?
- Конечно, охлажденное мясо нарезано,  лимоны…
- Уже поспели? - шутя, спросил он сестру. – Тогда зови гостей в столовую.
За столом Николая посадили напротив Кати. Посмотрев  ей в глаза, он сделал открытие – очарование женских глаз может заставить сердце застучать быстрее и даже выскочить из груди на блюдце желанной девушке. Это была любовь с первого взгляда. Он видел,  как Катя залилась румянцем.  Николай понял то, что он ей небезразличен.  « Женюсь. Но, как?  Имение у моих родителей небольшое, а их род,  Караваевых, в прошлых веках  состоял в родственных связях с русскими царями.  Антон Павлович откажет мне и будет прав»,  -  размышлял Николай, изредка поглядывая на Катю.
Обед был закончен, гости перешли за стол со сладкими блюдами. Тут были торта, фужеры с соком и чаши с жидкими киселями , конфеты, пряники, яблоки, привезенные из поместья и виноград, привезенный из Грузии. Виноград гроздями свисал из ваз. На краю стола лежали стопкой маленькие тарелочки и салфетки. Вокруг стола стульев не было. Гостьи подходили к краю стола, брали тарелочку и накладывали желаемое сладкое блюдо в нее. Это было нововведение, позаимствованное во французском посольстве, куда недавно на день рождения посла,  Антон Павлович был приглашен. Вдовствующий советник взял с собой сестру, Марью Павловну. Та своим всевидящим оком позаимствовала все новое, что увидела в Посольстве на праздничном обеде.
Дверь в столовой распахнулась, вбежал Виктор, сын Марьи Павловны.
 - Виктор, ты как всегда опоздал к обеду, -  с укором сказала Марья Павловна.
- Ах, маман, тут такие дела заворачиваются, а вы говорите о еде. Ульянов прислал свою статью. Мне  мой знакомы, переписал ее.
Гимназистки оживились.
- Он, говорят, приятный мужчина на вид? Это правда?
- С ним я не был знаком.  Но, знаю то, что будут перемены в России, - ответил Виктор.
К Виктору подошла Марья Павловна.
- Виктор, мне нужен твой совет. Пойдем. Простите, молодые люди. На несколько минут я забирая Виктора от вас.
-  Какие перемены? – спросила гимназистка Юлия.
- Когда казнили Александра, брата Владимира, то он сказал своей семье: « Мы пойдем другим путем». Это значит то, что все будет происходить без крови и насилия.
- Как интересно, - сказали гимназистки и захлопали в ладоши.
- Вы в этом уверенны? - спросил кто - то.
- Я так полагаю.  Вернусь, новость вам расскажу.
- Думай, о чем говоришь, - прошептала, Марья Павловна сыну.
 Марья Павловна с Виктором не вернулись в столовую. Евдокия сообщила всем о том, что Марья Павловна вместе с Виктором Григорьевичем отбыла в имение  по срочной надобности.
- Марья Павловна просила передать всем, что завтра она ждет Вас у себя в имении,  на обед.
- И нас она приглашала с друзьями? – спросила гимназистка Юлия.
- Непременно, приезжайте...
Евдокия подошла к полковнику Матвееву, сказала:
- Вас, Марья Павловна желает, завтра  видеть у себя в имении.
К ним подошла Катя, спросила у Матвеева.
- Вы приедете?
- Непременно. - ответил ей Николай и заглянул в прекрасные глаза девушки.
Мир перестал существовать вокруг них. Они стояли друг против друга и не могли отвести свой взгляд.
 Поручик подхватил Евдокию под руку, удалился с ней в другой конец зала.
- Вы думаете, что Николай влюблен в Катюшу? - спросила Дуся.
-  Дуся, вы ничего не сказали обо мне. Как я Вам, как мужчина?
- Вы смелы и решительны... Вас приглашают на обед   Караваевы,  и я, в том числе приглашаю приехать к нам в имение.
 - Обещаю вам,  приехать ради Вас.
  На следующий день, Катя пригласила после обеда погулять Николая в парке имения.
- Сегодня спал мороз, можем мы посидеть на лавочке у замерзшего пруда, - сказала Катя.
- Не надо ли спросить у Антона Павловича, можно ли наедине совершать прогулку с вами. Хотя, это резонно, что вы меня пригласили, вдруг разбойник за деревом стоит?
- Вы спасете меня. А, Антон Павлович с Марьей Павловной уединились в кабинете, решают на чем  экономить рубль, - смеясь, сказала Катя.
В кабинете Антон Павлович на совет сестры о том, что ему пора жениться,  сказал:
- Успею.  Маша,  я должен с тобой серьезно поговорить. Ты знаешь,  что я прагматик и аналитик.  Дела в России обстоят не важно. На фронте призвали новое не обученное пополнение из крестьян и рабочих. Везде грязь и нет ни малейшей санитарии. Солдаты болеют венерическими заболеваниями и во всем обвинили они обрусевших немцев. И всех немцев, не взирая на чины, выселяют из прифронтовой зоны. Так же страдают и евреи. Их всех объявили масонами.
- А мы здесь, причем? – с удивлением спросила Марья Павловна.
- Ты забыла, что Софи приехала из Германии погостить у тети.
- Угораздило тебе жениться на немке.
- Любовь меня окутала с головой. Если не закончиться неразбериха в армии и банкиры не найдут общий язык, а финансисты не посчитают экономику страны и не будут печатать бумажные деньги, нечем не подтвержденные, то думаю, что наш батюшка Николай потерпит фиаско.
- Тоша, а мы  причем к его крушению. Надо было бы быть строже с царицей, а то, она советы держала с Распутиным, а не с ним, а ему просьбы пишет на фронт и указания, кого отстранить от военных действий. Слава Богу, Григория убили зимой, кажется в  декабре шестнадцатого года,  в особняке Юсупова.
- Кто тебе такую информацию выдал?
- Юсупова недавно ко мне приезжала со своими людьми. Отобедали они у меня.  Боже, как они ненавидят Распутина, даже мертвого.
- Маша, не говори ничего того чего не знаешь. Не будь попугаем. Александра Федоровна любит Николая и детей. Ради сына Алексея она принимала Распутина у себя во дворце. Не знаю, как он лечил ребенка, но Алеша после его прихода   делался бодрым, ходил  сам, без помощи нянек. А Распутин, в свою очередь был благодарен семье царя за то, что те, как о старце,  заботились о нем.  Он был очень привязан к Алеше. Да и не любить этого милого болезненного мальчика было невозможно.
- Правда  я ничего не знаю. Но, Юсупова сказала, что каждую ночь к Гришке ходили молодые девушки из трактира, а то и женщины из благородных семей. Ходили  с просьбами, а он пользовался  случаем и обольщал их.
- Маша, прекрати. Подумай хорошо, правда ли это или нет? Даже, если это правда, на аркане никто женщин не тащил, сами приходили.  Юсуповы и не только они  старца ненавидели. Мне тоже неприятно то, что Григорий вертелся  около семейства царя. Но я об этом никому не говорю. Не дети они, сами разберутся. Маша, ты не видела страдания царицы по причине болезни Алексея.  И сейчас она в горе и трауре, потому, что Алеша снова занемог. Да, Бог с ними. Если царь сдаст позиции…
- Пятнадцать Великих князей. Среди них найдут ему  замену. Не пойму я тебя, что тебя тревожит,  Антон? - спросила его сестра.
 - Ты вроде не крестьянка, у которой ум до порога стелиться. Включи разум. Не будут принимать власть великие князья от отреченного царя. Они и сейчас мечтают о том, правда не все, как удачно сохранить свой капитал и уехать из России.
- Александра и Николай с детьми уедут в Германию?
- Смотря, кто придет к власти. Комитет на комитете. Большевики, меньшевики, эсеры, либералы и все рвутся к власти. Маша, это не игра в покер, а борьба за власть и борьба за жизнь следующего поколения.
- Виктор говорит, что Ульянов…
- Да читал я его письма,  присланные из заграницы. Много званных и мало избранных. Он явиться в Россию тогда, когда назреет момент революции и когда черную работу сделают меньшевики и прочие партии. Он очень умен. Троцкий ему необходим, как оратор и как механизм передачи его идей в массы. Так и будет, что они объединяться. Нам от этого не будет легче, так как Ульянов и Троцкого  переиграет.
- Антон, погоди. Мне политика ни к чему. Что нам делать? Ждать? - спросила Антона Павловича сестра.
- Чего ждать? Если придут к власти большевики, а у них лозунг: « Все для народа. Землю – крестьянам, заводы рабочим», то нам придется здесь туго жить. По – моему,  так их комитетчики провозглашают лозунги? Скажи спасибо, что наши крестьяне не отрезают у нас земли.  Выросла численность не приписанных крестьян, так как от голода семьи рабочих бегут в деревни, как будто им хлеб в имениях припасли.
- Ты хочешь сказать, что они отберут наши поля, леса, дома, а что, нам они оставят?
- Кто не будет работать, тот не будет есть.
- Фу, напугал ты меня, Антон. Скажи, что ты пошутил?
- Я не шучу. Я советник и меня они призовут к ответственности, если придут к власти большевики и объявят меня немецким  шпионом, так как покойная жена у меня была немкой.
 Марья Павловна задумалась на несколько минут,  сказала:
 -Я не умею физически работать, только руководить могу людьми, как нашими крестьянами.  Я понимаю, к чему ты клонишь, дипломат. Я не оставлю имение и старых сестер на произвол судьбы. Они не могут бежать, Тоша.
- Маша – это необходимо. Сейчас январь семнадцатого года. Год будет тяжелым. Возьмешь сестер с собой. Одной шестьдесят лет, а второй - пятьдесят два года. Они помогут перевести наше золото заграницу.
- Свои драгоценности…
- Мы продадим все, что сможем и бумаги переведем в золото.  Крестьян наградим землей, чтобы они остались довольны и не бежали к депутатам с жалобами. У меня есть знакомые. Они нам помогут.
- А ты, а дети наши, как? Виктор не поедет.
- Дети приедут к тебе. Я постараюсь их отправить, пока буду жив.
- Антон Павлович, куда ты нас отправляешь? Не в Германию ли?
- Нет, вы на пароходе уедите в Америку.
- В Америку? Господь с тобой.
- Я все предусмотрел. В Париже вас встретит Леон, помнишь далекого нашего родственника?
- Как не помнить, аристократ. Я нравилась ему, когда это было? Но, я была уже замужем. Да, а как я оставлю могилки наших предков,  мужа могилку и могилку Софи?
- Маша!
- Хорошо, хорошо. А почему девочки с нами не уедут?
- На границе неразбериха и большая кутерьма. Опасно молодежь сейчас отправлять. А старушки, покидающие Россию, не у кого не вызовут интерес к себе.  Нашьете карманы в нижние юбки, туда монеты золотые сложите.
- Разумно.
- Ты еще молодая женщина, тебе только сорок пять лет. Постарайся выйти замуж в Америке, чтобы сменить фамилию и сообщи ее Леону.  Часть золота оставь ему, оно поможет позже уехать девочкам и Виктору заграницу.
-  А что будет с  воспитанницей Дусей?
- Пока, я не знаю. Поедет она в Омск   к своим родственникам. Обеспечь ее деньгами и не говори ей, почему ты продаешь имение. Может удивиться...
- И снова я спрошу, зачем ты крестьянскую девочку воспитывал наравне со своими дочерями.  Как ей жить без опекунов? - спросила Маша у Антона.
- Софи, как увидела ее в Омске, поинтересовалась чья она дочь. Оказалась, что дочь заезжего крестьянина, который на рынке торговал, а Дуся ходила на вокзал, смотреть на красивых женщин. Странная история, но я пошел ей навстречу. Крестьянин продал Дусю за горсть серебренных монет.
- Она девочка учтивая, но себе на уме.
- Отправишь ее в Омск. Дашь денег, чтобы она купила себе дом.
- Хорошо. Когда ты планируешь нас отправить?
- Думаю, в июле месяце этого года. У Леона в Америке есть друзья. Они тебе помогут.  Ты мой первопроходец. Будет нам куда приехать.
- Тоша, может быть, ты смуту сеешь?  Все наладиться в России. Бунтарей было много в России и где они?
- Маша, война принесла прогресс.  Рабочие уже хотят жить, как живут заграницей. У нас сейчас больше самолетов, чем у немцев. Настроили заводов, фабрик и все это по желанию царя. Забудут все его добрые дела, так как уже научились рабочие и крестьяне отнимать во время войны.  Не простят царю  позорную войну. А рабочие и крестьяне ждут  того, кто поведет  их за собой. Они уже готовы всех богатых людей сослать в Сибирь и завладеть их богатством.
- Почему так случилось?
- Случилось потому, что низы не хотят жить в нищете и в голоде, а верхи, зажирели не только телом, но и умом и не могут уже управлять низами. Все держится на русском слове «Авось»
Кто – то постучал в дверь.
- Ты меня поняла, Маша.
- Я все сделаю, как ты сказал. Войдите.
 В кабинет зашла Дуся.
- Простите. Марья Павловна, а они обнимаются.
- Кто?
- Катя с Николаем на озере. Катаются на ботинках, падают, поднимаются и обнимаются.
- Антон, слово за тобой.
- Да. Дуся останься, я сам найду дорогу к озеру, - сказал Антон Павлович
Антон Павлович, еще издалека увидел молодую пару. Падая, они  смеялись. Николай помогал Кате подняться и притягивал ее к себе, обнимал. Катя не сопротивлялась. Антон Павлович кашлянул  и молодая пара резко повернулась к нему.
- Антон Павлович?
- Папа?
- Молодой человек. Прошу вас в мой кабинет для серьезного разговора.
- Папа….
-  Антон Павлович. Я влюблен в вашу дочь  и прошу у вас ее руки.
- Так быстро?
- Папа, ты же сам влюбился в Софи, то есть в мою маму с первого взгляда и через неделю попросил ее руки у тетушки. Я вся в тебя , папа. Мне кажется, что я знаю Николая из детства.
- Я не против, но так скоро. Нас осудят.
- А мы никому не скажем, что знаем друг друга два дня. Ты же дипломат, придумаешь для гостей душераздирающую  историю нашей любви в продолжительном времени, - сказала, смеясь Катя.
- Тебе бы мальчиком родиться. Хороший военный стратег из тебя получился бы. Что – то похолодало. Бегите в дом и согрейтесь, а я тут обо всем подумаю, что произошло.
После ужина у Антона Павловича состоялся разговор в кабинете с Николаем.
- Влюбленность, это хорошо.   Вы, Николай обязаны нас познакомить с родителями. После сговора мы решим, как быть дальше.
- Я привезу родителей через несколько дней. Они будут рады, что я наконец – то женюсь. Все мои братья женаты и имеют уже по двое детей.
-  Простите, с властью - в каких отношениях ваша семья?
- Родители уважают нашего царя. И каждый раз в церкви они молятся за нас, детей своих и за здоровье семьи батюшки царя.
- Я вам сейчас скажу то, что думают в верхах. Царя хотят принудить отречься от власти.
- Как такое случилось? - спросил Матвеев.
- Такой вопрос мог задать поручик Митя,  а не кадровый офицер.
- Простите.  На фронте я слышал о том, что солдаты желают царя свергнуть с престола. Но это говорили вольнодумцы,  рядовой состав из рабочих и крестьян. Среди офицерского состава такие разговоры не ведутся.
- Такие речи нужно было пресекать. Они, как зараза заражают слабые умы.
- Учту. Крестьяне моего батюшки недовольны жизнью и многое что говорят, а батюшка с малиной попивает чай и ждет когда охальник придет  с просьбой, чтобы ему отказать в помощи.
- Поэтому они и дошли до того,  что хотят другую жизнь, наподобие  жизни помещиков.  Ничего уже не исправить.  Переведем разговор на счет  того, что я не против принять вас в свою семью. Перед договором мы должны быть откровенными. Я, например сделал много ошибок в своей жизни и стараюсь некоторые забыть ошибки, а некоторые исправить.
- К примеру? - спросил Николай.
- Пожалуйста. Забыть хочу то,  что будучи молодым, еще не женатым человеком я отобрал вожжи у кучера, катал в нетрезвом состоянии молодежь своего круга.  Кучер  выпал из кареты, а мы поехали рысью дальше. Мы не знали, что сталось с тем человеком. Карету с лошадьми мы оставили на дороге. На следующий день за ужином папа читал газету и сказал. « До чего дошла наша пьяная молодежь. Отняли у кучера вожжи и скинули его с сиденья. Тот, сломал шею. А у него семья, шестеро  детей. Полиция ищет виновника». В кабинете я покаялся перед отцом и того же вечера мы поехали к дому кучера. Я увидел слезы уже не молодой женщины и выбежал из дома. Папа вышел и сказал мне: « Она не берет деньги. Желает, чтобы мы дали ей нового мужчину, который мог бы обеспечить  ее детей пропитанием. У меня нет на примете такого мужчины, кроме тебя».
« Но она, же старая для меня. Она женщина не нашего круга», - сказал я.
« Да старая. Вот вырастишь детей кучера и сделаешь так, чтобы она не тосковала в одиночестве, тогда она тебя отпустит от себя или Сибирь. Собирайся сын, на первое время я помогу вам, а там зарабатывай деньги сам. Кучером тоже не плохо быть, доход в семью будет».
Я видел, что папа не шутил и решил меня наказать. Я и мама валялись у него в ногах, просили пощады для меня.  Но, он был непреклонен.  И только то, что умер его брат и он уехал на похороны, спасло меня. Мама сама съездила к вдове, умоляла взять деньги.
« За деньги, спасибо.  Не знаю, за что платите.  Пригодятся. Уеду я с детьми к сестре в другую губернию. Странный вы народ, богачи, то бьете нас кнутом, то деньгами осыпаете. Тут недавно приезжал один чокнутый  барин с сыном. Попил со мной чай без сахара и заплатил много денег за то, что я его угостила. Сказал : « Пойду, сын ждет во дворе». А теперь вы приехали с деньгами. Не отберете,  потом?».  «Нет» -, ответила ей мама.  Я об этом разговоре не знал, только перед смертью она рассказала всю правду моего прощения. А я, с тех пор, перестал кутить и серьезно занялся иностранными языками. Со всеми женщинами низшего сословия я перестал общаться, даже со своими крестьянками. Этого я не могу изменить, не могу  вернуть жизнь кучеру. Но есть то, что мне под силу изменить и я меняю положение. Мой папа составил завещание в пользу единственного сына, то есть мне. Все недвижимое, деньги,  золото отошли мне после его смерти. За что он лишил наследства своих дочерей, я об том уже никогда не узнаю. Марье Павловне я отдал имение в пользование, сам выкупил особняк в городе, в котором я имел честь проживать с Софи и с дочерями. Старшой сестре Лидии Павловне я отдал маленький хуторок  с мельницей, Бог ей детей не послал. Анастасия, так  не вышла замуж и много лет проживала  в семье Лидии.  Ее я одарил деньгами. Лидия овдовела и их забрала Маша жить к себе. Все это я мог изменить и меняю дальше. Понимаете, молодой человек, если что – то со мной случиться, то вся ответственность за мою семью ляжет на вас. Три тетушки и несовершеннолетняя молодая девица, Наталья. Вам предстоит дать ей хорошее приданное и выдать ее замуж.
- Я согласен помогать жить родственникам Кати.
- Еще, не все я сказал. У Натальи и Кати мама была немкой. Вы понимаете то, что в случае поражении в войне, везде будут в немцах видеть шпионов. Вы можете пострадать.
- Я справлюсь  и с этой проблемой. Меня переведут в Омск с повышением в  должности.
- Это хорошо. Не афишируйте то, что вы мой зять. Береженого бог бережет. А теперь ваше покаяние, - сказал Антон Павлович.
- Отец у меня был строг.  Он нас розгами порол за любую провинность. Так что наученными мы были с детства, что такое хорошо, а что такое плохо знали, и как прожить, чтобы не позорить имя отца.  Так и братья мои живут с мыслями, как бы не сделать чего - то плохого, чтобы отцу не было стыдно за них, - сказал Матвеев.
- Меня все устраивает. Через месяц сыграем свадьбу в имении. Война идет, не до гостей будет. Будут праздновать одни  родственники с вашей стороны и с нашей.
- Спасибо, за милость ко мне...
Николай бросился на колени и поцеловал руку отца Екатерины.
- Не знаю я,  хорошо ли я поступаю, когда на фронте гибнут тысячи людей, а я веселье устраиваю. Бог мне простит, ради счастья дочери я готов перед ним каяться, - сказал Антон Павлович.
Свадьбу хотели сыграть скромно. Но без приглашения прибыли гимназистки с родителями. Забегала прислуга,  во время пира забивали гусей и томили их в печи. Из ледяного отсека в подвале вытаскивали красную икру и красную рыбу, привезенного купцами из моря, а взамен получили они пеньку. Домашнее вино лилось рекой. Митя обрадовался приходу гимназисток и все время суетился вокруг Юлии.
- Поручик, чей он сын? – спросила мама Юли у Марьи Павловны.
- Из благородной семьи, Дмитрий княжич.
 Заводы у них медные на Урале, - ответила Марья Павловна.
- А не поспешили ли Вы выдавать замуж Катюшу за Николая.  Родители его помещики средней руки, одеты они как – то старомодно.
- Семья хорошая, мы давно их знаем. На десяток лет потеряли связь и на тебе их сын работает в  штабе и в звании полковника.
- Да, Юленька рассказывала мне о встречи Кати и Николая.
- Конечно, я тоже его не узнала, а он узнал нас. Катеньке тогда было десять лет и она тайно была влюблена в Николая, которому тогда было уже двадцать лет. Еще Софи была жива, царство ей небесное. А Катя узнала его и он ее узнал, только они не решались афишировать, - лгала всем Марья Павловна.
- Надо же,  какая занятная история детской любви. Вас не тревожат?
- По какому поводу?
- Софи была немкой из Германии  и приехала она отдыхать к тете, когда Антон Павлович познакомился с ней на балу.
- А, из – за этого весь сыр - бор? Так Софи умерла, какой  теперь спрос к ее национальности?
- Недавно я получила письмо из Могилева от бывшей своей подруги по гимназии. Отец у нее обрусевший немец. Так их выслали из города на Урал. Что твориться, никто не может мне дать ответ.
- И, я не могу.  Ой, я забыла исполнять роль хозяйки бала. Прошу меня извинить.
 Марья Павловна отходя он мамы Юли, подумала о том. что Антон прав, можно все потерять из - за того, что сноха у них была немкой. Она услышала призыв мамы  Юли.
- Юленька, присмотрись к поручику. По – моему,  хорошая партия для тебя.
- Ну, что вы говорите, мама. Он молод. Если бы Николай меня  сватал, то я, подумала бы.
- Третьего жениха ты отвергаешь. За Николая забудь, он уже женат и венчан. А почему они нас не пригласили на свадьбу?
- Катя объяснила тем, что война . И если мы будем чрезмерно веселиться, когда русская армия терпит поражение на фронте, то  нас никто не поймет.
- Какая осторожность, к чему это?
- Не знаю. А где мой кавалер Митя? Сбежал он от меня.
- Вернется, не сомневайся.
А, Митя в это время тискал воспитанницу  Антона Павловича, Дусю в каморке.
- Митенька, хороший мой, нас будет искать Марья Павловна.
- Где нам скрыться от нее. Я думал, что ты родственница Антона Павловича, а ты из бедной семьи.
- Откуда ты узнал?
- Думаю, что это не секрет. Ты девица или у тебя есть парень?
- Был. Из крестьян. А я, девушка образованная, мне бы мужа найти грамотного и спокойного.
- Как я?
- Вы тоже ничего себе. Но не такого я хочу. Чтобы рослым был, как Никита – конюх, и образованный, как вы.
- Я могу еще подрасти, - смеясь, сказал Митя.
Засмеялась и  Дуся.
- Так куда мы с тобой пойдем?
- Ага, а если кто – то узнает, тогда никто не жениться на мне, - сказала Дуся.
- Я женюсь, - твердо, пообещал ей Митя.
- Правда? То вы к Юле целый день проходу не давали, то ко мне липнете. Как вас понять?
- Тебя я одену,  и ты будешь принцессой. А Юлю во что не одень, будет она Юлей. Так куда мы пойдем?
- В цветочную галерею. Она в саду стоит.
- Там прохладно.
- Она отапливается. Марья Павловна такие большие деньги делает, выращивая цветы круглый год. За цветами приезжают из всей округи.
Они подошли к стеклянной теплице,  из труб шел дым.
- Это Кузьма отапливает,  по градуснику сверяет температуру земли и воздуха. Это он главный цветовод у нас.
- Мужчина и разводит цветы?
- Он за ними, как за детьми ухаживает. Тройное стекло вставлено, на лето он снимает два ряда, - сказала Дуся, подергав за веревочку. - Там зазвенит колокольчик.
Деревянную дверь открыл  седой старичок.
 - Дуся, чего тебе?  Залетай мухой и прохладу не заноси.
 Дуся зашла и потянула за рукав  Митю. Митя был поражен цветами, которые росли на грядках, а за стеклом теплицы стоял двадцатиградусный мороз.
- Я таких цветов еще не видел.
- Ты не одна? - спросил Кузьма.
- Дядя Кузьма, а ты почему тоскуешь? В людской идет полное гулянье крестьян. Там вино рекой льется.
- Как я могу их оставить?
- Я покараулю их, а ты иди,  празднуй свадьбу племянницы Марьи Павловны.
- Хорошо. Через полчаса положишь эти два полена в эту топку, а во вторую, еще два полена. Да, не перепутай, в одну топку не ложи четыре полена, а то цветы засохнут от жары, а там - завянут от прохлады.  Поняла?
- Поняла.
- Пойду, кружечку винца перехвачу.
 Гимназистки - девочки уезжали из имения с родителями в каретах.
Марья Павловна задержала маму Юли.
- Верочка, - позвала она прислугу. - Сходи в галерею и принеси большой букет красных гладиолусов. – Да, пусть Кузьма аккуратно завернет в бумагу, чтобы они не простыли.
- Кузьма в людской отмечает свадьбу. Пьян он уже.
- А, кто в галереи?
- Евдокия со своим кавалером.
- Дуся? А кавалер кто? - спросила Марья Павловна.
- Из ваших гостей. Такой щупленький он и молодой.
 -Поставь поднос на стол, пойдешь со мной. Ради Бога,  не уезжайте, я вам лично сейчас преподнесу сюрприз, - еще раз попросила Марья Павловна маму Юли.
- Цветы. Они славятся по всей округе.  Непременно я подожду. Юлю я потеряла.
- Она с Катей разговаривает.
Марья Павловна,  надев шубу,  вышла из особняка.  За ней бежала  Верочка в валенках и в кожухе, отороченным  мехом. 
Верочка первая заметила вышедшего из теплицы Митю.
- Куда он пошел?
- На озеро топиться, - сказала Марья Павловна.
- Так лед  еще не тронутый.
- Шутка. Ты иди Верочка к гостям, а я сама срежу цветы,  мне поможет Дуся.
 Верочка ушла, а Марья Павловна зашла в теплицу. В конце длиной теплицы, кто – то  скулил, как щенок.
- Евдокия, что с тобой?  Выходи деточка, поговорим. Температура понизилась в теплице.  Дрова я подложу сама. Давай, выходи.
- Мне стыдно.
- Стыдно у кого видно, а ты чай не бедная у меня,  есть чем прикрыться. Я поняла, что произошло между тобой и Митей.
Дуся вышла из -  за перегородки, в которой жил дядя Кузьма. Лицо ее было заплаканное.
- Что скажешь?
- Митя сказал, что жениться на мне. Он сказал, что я похожа на принцессу. А как узнал, что я девица, рассердился на меня. Сказал, что я его обманула и ушел.
- Дуся,  он тебя с силой взял? – спросила Марья Павловна.
- Нет. Он мне понравился.
- Дурья голова твоя. Испортила себе жизнь. Они, дворяне княжеского рода. Никогда Митя не жениться на тебе. Что делать будем? Думаю, что Верочка догадалась, чем вы занимались наедине.
- Что мне делать? – спросила Дуся.
- Пока,  помоги мне срезать цветы. А потом, решим, как ты дальше будешь жить, - сказала  Марья Павловна.
- Где Митя?
- Стоял перед ледяным озером, а сейчас я не знаю,  где он. Цветы готовы. Оторви от рулона бумагу, чтобы завернуть их. Я отнесу цветы, а ты не вздумай чего – то сотворить с собой. Много женщин прошло через это.  Сколько я примеров знаю и ничего, продолжают дамы жить дальше, заводят семью с другим мужчиной, рожают детей.
- Неужели на мне кто – то жениться?
- Еще как жениться, ты вон,  какая у нас роскошная выросла. Жди меня.
- Спасибо вам, Марья Павловна, что утешили меня.
Подарив цветы маме Юли, она посмотрела в сторону сына Виктора, тот рассказывал смешные истории  и девушки гимназистки хихикали.
- Юлечка, пора и честь знать. Мы едем домой.
 К ним подбежала Юля.
- Марья Павловна, это правда, что Митя гулял с Евдокией в оранжереи? - нервно спросила она.
- Кто сказал?- мягко спросила Марья Павловна.
- Верочка нам сообщила. Николай за что – то ругал Митю и тот ускакал на лошади в город.
- Я ничего об этом не знаю. Дуся освободила дядю Кузьму от его обязанностей. Вот и гладиолусы она срезала твоей маме в подарок.
- Понимаю вас. Какой шельмец оказался, Митя. Мама, а ты мне в женихи его пророчила.  Поехали домой. - капризно сказала Юля.
- Да, спасибо за букет. Прекрасные цветы.
Катя подошла к Марье Павловне.
- Тетя, что с Дусей?
- Ровным счетом ничего. Иди к мужу и развесели его. А то хмурым  он сидит в кресле.
После свадьбы через неделю молодые уехали в Омск, на новое место назначения работы Николая.
Перед отъездом,  Катя зашла в кабинет отца.
- Сегодня  мы уезжаем. Спасибо, папа, что поверил мне и поженил нас. Я счастлива.
- Катя, доченька, в стране  хаос и генералы призывают к отречению царя от власти. А это значит то, что власть перейдет к временным комитетам.  И это не главное. Главное то, что к власти рвутся большевики, а за ними станут крестьяне, рабочий класс и средний класс. А эта сила, побольше количества дворян и зажиточных людей в России.  Простая арифметика. Из России нужно будет уезжать.
- Куда, папа?
- Поедете в Америку. Тетя Маша продает имение и продаст этот дом. Они уедут к Леону в Париж, а потом он их отправит в Америку, там, их встретят люди Леона. Помнишь адрес Леона?
- Конечно. Три года назад мы были гостями с мамой и с Виктором в его семье.
- Если придут к власти большевики, то уговори мужа  покинуть Россию. Если он откажется, то большевики не простят тебе меня,  советника царя и не простят тебе маму – немку.  Тогда,  уезжай без него. Если судьба, то Николай найдет способ приехать к вам. Кто знал, что перемены в стране будут идти по времени на часы. Найдешь или найдете  Виктора, брата и вместе уедите в Париж. Я уже говорил с ним на эту тему. У него осталось  золото, чтобы добраться да Франции.  Ты понимаешь меня?
- Да, папа. А как же Натали?
- Думал вас отправить с Виктором, но не хочу подвергать ее риску. Она уедет с тетушками.
- А, Дуся?
- Тетя Маша позаботиться о ней и отправит ее в Омск,  к родне. Ты обещаешь, что уедешь из России?
- Да, папа. Когда мы снова вернемся на родину?
-  Думаю, что временная дума не удержит власть, на то они и временные. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет, - ответил отец. - Кто придет к власти после них, остается вопросом открытым. Семейство Романовых,  уже не вернуться к власти. Не может пропасть такой сильный род, возможно, они когда - то заявят о себе.
- А большевики, их выходит - больше всех в России? - спросила Катя
- Пока, большевиков мало, но сочувствующих им - много. Никто не знает, что ожидает Россию, - ответил отец.
 Проводя дочь и зятя, Антон Павлович уехал на фронт, а юная Наталья переехала жить к тетушкам.
Марья Павловна заехала к княжне Юсуповой. Та, была без настроения.
- Милочка, да на вас лица нет. Что – то случилось?
-  А, что хорошего -  в Свете нас обвиняют в том, что мы убили Григория. А нас в то время не было в городе. Что будет с нами? Все хотели его смерти и вдруг им стало жаль его? Непонятная мне – русская душа.  Генералы настаивают на том, чтобы царь Николай отрекся от власти. Председатель Госдумы в панике. Родзянко боится, что генералы разгонят думу. Это будет значит то,  что окончилось в России  правление царей?
- Я туговата на политику. Мои крестьяне не бунтуют. Хочу посоветоваться о том, кому продать мне свое имение? Может быть,  вы его купите? Вам всегда нравилось бывать у нас.
- Господь с тобой.  Я не знаю, что будет у нас с нашим имением. Кажется,  жена Родзянко говорила мне о том, что приехали ее родственники из Литвы. Так,  они при золотых запасах.
- Да, золотом лучше взять?
- Куда собрались переезжать?
- В Сибирь. Там,  по - спокойнее будет жить.
- Это точно. Как только я найду покупателя, сразу заеду к тебе. Слыхала, что в городе у нас восстание солдат произошло.  Утром участвовали   в восстании - десять тысяч человек. А на следующий день, сто семьдесят тысяч солдат вышли с требованиями. Что твориться? Разве мы не заботились о  армии царя? Куда подевалась достоинство русского человека, чтобы быть не благодарным за поддержку?
- Они хотят вернуться домой  и сеять пшеницу ,выращивать лен, так как в последнем призыве  много крестьян прибыло в войско. Некому работать на своих полях. Да и весна уже пришла.
 - А, как мы будем жить, кто нас защитит. Мой муж сутками пропадает у Великих князей. Все надеются они на поддержку иностранцев.
 - Ничего в политике я не понимаю…
- Ладно, замучила я  тебя своими разговорами. Антон еще не женился? – спросила княгиня Юсупова.
- Нет. Если отречется царь, то и он будет не нужен никому.  Тоже, хочет в Сибирь уезжать.
- Смелый вы народ к переменам в жизни. Значит  и особняк тоже будете продавать?
- Будем.
- Он быстро пойдет с молотка. Жди я приеду с покупателями.
Наступил март месяц и крестьяне готовились к посевным. Марья Павловна, чтобы ее народ вспоминал  их хорошо после  отъезда,   решила каждому крестьянину выдать немного земли.  Один крестьянин бросил ей в лицо бумагу, документ - сказал:
- У меня мать умирала в прошлом году, я просил у твоего конюха подводу, чтобы отвести ее к доктору.  Он не дал.
- Надо было бы ко мне обратиться, - сказала Марья Павловна.
- Приходил, так твоя прислуга Верочка, погнала меня прочь, видите ли барыня отдыхает.
- Я не знала.
- Что ты тычешь мне в лицо бумагами  на кулачок земли. Скоро мы у тебя все заберем.
- Кто «Мы».
- Большевицкий комитет крестьян. Что съела? – спросил он и засмеялся беззубым ртом.
Документы выпали из ее рук на глиняный пол. Она вышла из избы. Марья Павловна поняла то, что земля уже горит у нее под ногами. Она оперлась на руку Кузьмы, который ее сопровождал.
- Барыня, не горюйте так, - сказал Кузьма.
- Кузьма, у тебя семья есть?
- Запамятовали вы, Марья Павловна, не раз спрашиваете меня об этом. Женка моя умерла от чахотки,  лет двадцать назад. Бог не послал нам детей. Один я на всем белом свете.
- Прости меня.
- За что барыня? Не вы же чахотку на жену напустили. Видать век такой был у моей бабы.  С тех пор я один живу. Спасибо, что научили меня за цветами ухаживать, разрешили картинки рассматривать в вашей библиотеке.
 Было уже начало марта. Лед тронулся на реке и в озере он стал таять. Марья Павловна раздавала женщинам крестьянкам свои вещи, знала о том, что много не увезет она в Париж. Ей помогали сестры.
- Возьми голубушка мою шаль , она еще не совсем потертая, - говорила старой крестьянке Лидия Павловна.
- Спасибо. Сами, как без шали будете?
- Мне Антон Павлович привез из столицы пуховую новую шаль. Тут у меня десять метров тонкого льна, нашьешь внукам рубашонки.
- Барыня, а иглы у вас не найдется и ножниц?
-  Я тебе свой коробок отдам. Бери.
- Раздаете все, как будто думаете, что скоро будете умирать.
- Господь с тобой, мне только шестьдесят два гола исполнилось.
- Наши бабушки и того меньше живут.
 - Бери голубушка и иди. Скажи своей соседке, может быть  ей что ни будь нужно. Иди. Карета приехала. Иди, иди, мне нужно гостью встретить.
Приехала соседская помещица Золоторева,  крепкая в теле женщина. Увидев, что старая крестьянка вышла из особняка с ворохом материи, грозно сказала:
- А ну положи  на место. Украла?
На крыльцо вышла Лидия Павловна.
- Пусть идет, я ей отдала ткань.
- Балуете вы их,  Лидия Павловна. За последний год,  у меня три семьи сбежало, а у вас все сидят на месте. Зачем свою землю крестьянам отделили?
- Надо спросить Марью Павловну об этом. Она хозяйка всему.
На крыльцо вышла Марья Павловна.
- Сижу в библиотеке и слышу голос нашей любимой соседки. Лидушка, почему в дом не приглашаешь гостью?
- С новостью я  к вам. Я приехала с плохой новостью. Царь отрекся от престола в пользу своего брата.
- Когда?
- Сегодня. Ко мне из столицы гонец прискакал, родственник его прислал.
Марья Павловна увидела, как старая женщина, крестьянка остановилась и перекрестилась.
-  Пойдемте в дом, поговорим,  Глафира Ивановна.
Глафира Ивановна пила чай вприкуску, держа чашку и кусочек сахара на ладони.
-  Почему, так случилось? - спросила ее Лидия Павловна.
-  Не надо было убивать Гришку, а он себя святым человеком считал, вот и пошло, и поехало, - сказала Глафира Ивановна,  откусывая кусочек сахара крепкими зубами.- Была я у него недавно, год назад, с чирьем, мазь мне выдал и денег не взял, и не приставал он ко мне. Оговорили люди старца.
- В политике я плохо разбираюсь и сестры  ничего в ней не понимают. За что его убили, я не знаю.
Глафира Ивановна нахмурилась и сказала:
- Лишнего ничего не скажите, такой и батюшка ваш был. Раздаете вещи, а почему? Вся округа говорит о том, что вы Юсуповой поручили продать имение. Юсуповой предложили, а мне – нет. А мы с детства друг друга знаем.
- Не малые деньги мы желаем получить и золотыми монетами.
- Да кто у вас это имение купит, когда идет война, когда царь отрекся от власти. Кто нами будет править, еще не известно. Знаю я вашу цену, за половину золотых монет я у вас имение куплю для своего сына. Невестка очень вредная попалась, все по - своему хочет мои статуэтки переставить на комоде. Пусть сами живут. Согласны?
Марья Павловна задумалась.
- Соглашайся, Машенька, - сказал Лидия Павловна.
- Хорошо, за теплицу с цветами добавите.
- Цветы нам без надобности. Сын в вашей теплице табак будет выращивать. 
Марья Павловна с удивлением посмотрела на соседскую помещицу, перевела взгляд на Лидию, у той по щекам текли слезы.
- Хорошо, я согласна. Но, если появится новый покупатель до оформления и даст столько, как я желаю, то я продам ему имение.
- Понимаю, это торг. Постараюсь быстро собрать деньги.
-  И еще, добавьте денег за мебель, за библиотеку.  Подумаю и пришлю вам гонца, моего кучера с запиской и расчетом.
- Вы не будете забирать мебель, она же новая. В прошлом году Антон Павлович ее вам прислал. Куда же вы едете?
- Пока поедем в особняк Антона, а там, уедим в южную Сибирь.
- Разве бывает Сибирь южной?
Марья Антоновна не знала, что ответить назойливой соседке. Выручила ее Лидия Павловна.
- И еще - мебель, утварь, которая вам не нужна будет, выставьте во двор. Крестьяне заберут.
- Еще чего? Раздам ее бедным своим родственникам, - сказал Глафира  Ивановна.
Марья Павловна, приложила руки к вискам, сказала.
- Что – то голова у меня болит. Пойду отдыхать. Простите меня, Глафира Ивановна.
- Без церемоний я удаляюсь. Жду вашего известия и окончательного расчета на бумаге.
 После отъезда помещицы соседки, Марья Павловна сказала.
- Лида, ты в математике сильна, посчитай все. Мебель новую переведи в деньги и напиши, чтобы поторопились, так как приезжал вестовой и сообщил нам о том, что завтра приедет новый покупатель имения. Договорились.
- Приляг, на тебе лица нет. Я все сделаю, как ты велишь.
 Напуганная Глафира Ивановна, прочитав записку, узнав о новом покупателе, сказала:
- Передай своим барыням, что я согласна. Еще солнце не взойдет, как я приеду с сыном.
 Продав имение и оформив его в земском комитете, Марья Павловна зашла в теплицу. Кузьма сидел на скамейке возле гладиолусов и разговаривал с ними.
- Что будем делать? Обещала злая помещица Глафира выкорчевать вас.
Марья Павловна подошла и погладила старика по голове.
- Тебе только пятьдесят лет. Ничего, справишься со своей жизнью. Ты не крепостной. Дома у тебя нет, отобрали родственники покойной жены. Свободен ты, Кузьма.
- Возьмите меня с собой, Марья Павловна.
- Не могу. Я и Дусю не беру с собой. А уезжай ты с Дусей в Омск,  там и цветы будешь разводить и продавать их.  Будешь ей вместо отца. Я денег дам вам на покупку дома и постройку теплицы.
- Нужен я ей больно. Она меня не возьмет с собой.
 - У нее никого нет, а отцу она не может простить, что в детстве он ее продал. Я поговорю с ней. Ты заслужил мое уважение к себе. Своим трудом много денег мне принес.
 Дуся согласилась сразу, уехать с дядей Кузьмой в Омск.
- Да и вдвоем  сподручней покупать дом.
- Вместе уедим в особняк Антона Павловича, оттуда вы уедите в Омск. Смотри, не обижай Кузьму.
- Нет. Мне самой он очень нужен, - сказала Дуся. - Исправьте его фамилию на мою. Пусть и по документам он будет моим отцом. Вы сможете это сделать?
- Да.
Через две недели Кузьма и Евдокия уехали в Омск. Так Дуся не решилась сказать Марье Павловне, что в ней зарождается новая жизнь.  А через несколько дней после их отъезда, Анна Павловна продала особняк брата, имея на руках уже документы и билеты на поездку в Париж.
От Антона не было вестей и не писала Катя. Наталья, все время плакала и ее успокаивали тетушки.
- Они к нам обязательно приедут. Напугали тебя выстрелы за окном, а там, куда мы едем - никто не стреляет. Успокойся, деточка.
Перед выездом они все присели на один диван.
- Ну,  с Богом, кареты нас уже ждут.
Лидия и Марья Павловна тихо плакали, вытирая слезы белоснежными платочками.
- А, тебе почему не грустно? – спросила Наталья у тети Анастасии.
- Может, что – то измениться в моей жизни. Я ведь, хорошо рисую. Папа мне запретил показывать свои рисунки знатным дамам, так как я однажды провинилась перед ним, - ответила племяннице Анастасия.
- И он, поэтому тебя не выдал замуж?
- Да, поэтому.  Подрастешь и я тебе расскажу историю любви одной молодой девушки к юному художнику из города, а пока – прощайся с Родиной.
Они уезжали и не знали о том, что Антон Павлович утром погиб на фронте. Случайная пуля, выпущенная пьяным солдатом из винтовки, сразила его наповал.
Они уезжали и не знали о том, что ждет их впереди… ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).