Тайны войны. перезагрузка

Маргарита Мон
на фото фарфоровое блюдце с портретом моего деда, без вести пропавшего в 1941 году.

Память рода.  Есть такое чувство единения с душами предков, ушедших в вечность.  Ниточки, цепочки и в каждом из этих звеньев гены твоей крови. Как правило, об этом не задумываешься, но иногда, как вспышка, возникает реальный образ твоего предка.
 
В своем рассказе «Подкидыш» я уже писала о своем деде – Устименко Борисе Федоровиче. http://proza.ru/2012/07/11/812
В нем я собрала по крохам скудные воспоминания родственников.  Моего деда Бориса, еще младенцем, усыновила семья, потерявшая своего ребенка при родах. Позже появилась на свет и дочка – молочная сестра Бориса. Семья была дружная и крепкая.  Эта семья  вырастила приемного сына, как родного и воспитала достойным человеком.

 Борис работал на фарфоровом заводе художником – расписывал посуду, блюда, сервизы. Женился - любящая жена, двое детей, мальчик и девочка. Девочка – моя мама.
Затем война, армия, фронт.
И  в страшный, кровавый 1941 год - первый год второй мировой войны – летом ушел добровольцем на фронт, а уже осенью моя бабушка  получила похоронку «Пропал без вести».
Свой рассказ «Подкидыш» я заканчиваю словами, обращенными к деду:
«Тебя никто не видел при рождении и никто тебя не хоронил – ты пришел ниоткуда и ушел в никуда».

Как ни пыталась моя семья узнать хоть что-нибудь о судьбе деда, все попытки были тщетны.
А мы с братом (второе поколение) уже и не пытались
Никаких сведений ни о местонахождении службы, ни о захоронении, Только затертая повестка со страшной вестью и надежда «а вдруг жив!». Эта «черная бумажка» и сейчас хранится нами среди документов.


 И вот! Открыты военные архивы СССР «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал». И я, ни на что не надеясь, просто ради интереса, не имея никаких данных, кроме фамилии, имени и отчества, вдруг неожиданно, очень легко и быстро НАШЛА.
И хотя информации найдено немного, но  сразу сложилась картина трагедии, происшедшей  80 лет назад.

Судя по всему, красноармейца Устименко Б.Ф., служившего  в 20 гвардейской стрелковой дивизии (так написано на поисковом сайте) отправили осенью 41-го года,  вместе со сослуживцами,  в самое пекло войны – на оборону Москвы. Мы помним из истории,  какие морозы были в ту зиму 41-го.  Говорили, что они помогли остановить немца. Но морозы не выбирали враги это или  наши бойцы и унесли в снежно-кровавом месиве многие жизни, в том числе и моего деда.
В поисковике прописан весь героический путь этой 20-й дивизии на протяжении всей войны,но меня интересовал только 1941 год и тот страшный последний бой под Москвой.

 В семьи тех, кто не вернулся после боя, отправили похоронки «пропал без вести»,  а потом, уже чуть позже (может после того, как отодвинулась линия фронта) похоронили всех найденных погибших в одной братской могиле.
И произошло это 27.12.1941 года в деревне Ладьино, Высоковского р-на, Калининской обл. о чем и было сообщено в сводку о потерях.
 Видимо эти «сводки» до последнего времени хранились в секретном военном архиве и потому, кроме известной похоронки  мы ничего больше не имели и ничего о месте гибели и захоронении  нашего деда не знали.  Потому и поиски были безрезультатны, т.к. все архивы были засекречены.

И тут, как гром среди ясного неба, эта новость. Мы зримо ощутили, прочувствовали и даже прожили с нашим дедом эти страшные, кровавые, безумные несколько месяцев войны.

И стоит где-то в деревне Ладьино памятник погибшим воинам и табличка с 87-ю фамилиями захороненных там героев. Среди них и имя нашего легендарного деда Устименко Бориса Федоровича, погибшего в страшной мясорубке первого года войны. Памятник на контроле Совета ветеранов г. Тверь под присмотром  местной школы.
Нашли мы на этом поисковом портале и перечень всех погребенных.

Все 87 бойцов, захороненных в братской могиле, родом из Украины, из разных ее областей: Винницы, Запорожья, Львова и других. Мой дед из Киева. В поисковике указан точный адрес его проживания (Киев, улица, дом и квартира). У многих есть фото, у деда нет.

***
Сказать, что я в шоке, это ничего не сказать. Это просто перезагрузка сознания. Мне тут же вспомнилась моя бабушка, которая очень любила своего Бориса и осталась верна его памяти до последних своих дней, а на 9 Мая ходила с букетиком красных тюльпанов к могиле Неизвестного солдата.

Как-то очень реально я поняла  ее страдание и  глубокую горечь утраты. Ведь дед, судя по всему, был харизматичным, цельным и волевым человеком, а бабушка мягкой, скромной и терпеливой труженицей, верной, любящей женой. Потеряв мужа и отца, всё в последующей жизни у них сложилось НЕ ТАК.

И совсем по-другому я осознала образ моего Деда, которого я не знала, но память о нем всегда жила в нашей семье.
 
В этом году исполняется 80 лет со дня его гибели.

На фарфоровом заводе, где дед работал, он получил в подарок  блюдце с его портретом и это единственная сохранившаяся фотография.  Бабушка хранила это блюдце, как ценнейший дар и теперь эту реликвию храним мы с братом.
Надеемся, что и дети будут помнить Деда Героя, Деда Победителя.

Царство Небесное и Вечный Покой! Мы помним!

***
Особая благодарность создателям  сайтов, на которых можно узнать судьбу участников войны, место службы и место их захоронений.

Конечно, административно в регионе, где погиб мой дед, уже все изменилось.
И Калинин уже давно снова Тверь.  И есть ли еще деревня Ладьино?
И вряд ли мы сможем посетить братскую могилу, где почивает мой дед.

А вдруг на просторах страны Проза.Ру. найдется тот, кто родом из тех мест.
Буду очень благодарна любой информации и весточке.

Мой адрес: h_margarita@i.ua