Во имя чего?

Елена Киянка
Праздник Великой Победы - это хороший повод для каждого задуматься о путях истории и народов. День самопознания: а достойны ли мы, нынешние, той великой жертвы, которая была принесена нашими предками во имя того, чтобы жили мы?
9 Мая – это день победы жизни над смертью. И эту победу над смертью одержали простые советские люди, сумевшие разгромить гитлеровские полчища и водрузить Красное знамя над Рейхстагом.
Откуда среди потомков победителей взялось столько клеветников и фальсификаторов истории, готовых за умеренную плату поливать грязью великие деяния собственных дедушек и бабушек? Особенно много их сейчас на Украине. Но правду ещё никому и никогда не удавалось победить, потому что есть факты, есть фото, есть хроника, есть цифры. И это всё гораздо убедительнее высосанных из пальца злокозненных выдумок.
Украина в годы Великой Отечественной войны называлась Украинской Советской Социалистической Республикой и входила в состав СССР. Большая часть её граждан были коммунистами и комсомольцами, поддерживали Советскую власть и защищали свою Советскую Родину. Это неоспоримый факт, который очень мешает фальсификаторам, но это факт. Из людей, проживающих сейчас на территории Украины, большинство – прямые потомки советских воинов, которые зачастую ценой собственной жизни спасли тогда страну от уничтожения. Опять же, можно злиться и неистовствовать по этому поводу, но это факт.
Поскольку 22 июня 1941 года нападение гитлеровской Германии на СССР произошло на протяжении всей его западной границы, которая тянулась от Баренцева до Чёрного моря, фашисты вторглись и на Украину. Потому что её граница была частью общей границы СССР. Удивительно, но сейчас об этом тоже приходится настойчиво напоминать.
Именно потому, что фронт тогда был везде на протяжённости почти 4 тысяч километров, Великую Отечественную войну нельзя рассматривать лишь в рамках Украины. Как известно, группа гитлеровских армий «Север» двигалась к Ленинграду, группа «Центр» - на Москву, группа «Юг» - на Киев и Одессу. В первые месяцы войны у Советского командования не было возможностей удержать фашистское нашествие по всем трём направлениям. Потому к концу 1941 года почти вся Украина оказалась в немецко-фашистской оккупации.
Эрих Кох, назначенный Гитлером рейхскомиссаром Украины, тогда сказал: «Мы народ господ и должны жёстко и справедливо править. Я изыму из этой страны всё до последнего. Мы должны осознавать, что самый мелкий немецкий работник расово и биологически в тысячу раз превосходит местное население». И отношение фашистов к населению Украины вполне соответствовало полученным от Эриха Коха директивам.
Чинить массовые расправы, грабежи и другие зверства немцам помогала Организация украинских националистов (ОУН), которая состояла на службе в германской разведке ещё с конца 1920-х годов. После захвата Западной Украины гитлеровцы сформировали из украинских националистов два карательных бандформирования: дивизию СС «Галичина» и батальон «Нахтигаль». Оба подразделения непосредственно подчинялись спецподразделению Абвера «Бранденбург 800».
Помимо этих формирований на части территорий правобережной Украины действовала подпольная сеть ОУН. Все её участники во время оккупации добровольно вошли в гражданские администрации и карательные отряды вспомогательной полиции в тех населённых пунктах, где находились. И это тоже документальный факт, который невозможно отменить.
Украина в годы Великой Отечественной войны пострадала не столько от боевых действий, сколько от жестокого оккупационного режима, установленного на её территории фашистами. За время войны погиб каждый пятый житель УССР. Всего по разным оценкам погибло 8-10 млн. человек. Из них на фронте – 1 млн. 300 тысяч бойцов. Ещё 1 млн. 336 тысяч украинцев из рядов Красной Армии попали в плен, и были уничтожены гитлеровцами в концентрационных лагерях. Всего за годы войны фашистами и их бандеровскими пособниками было расстреляно и сожжено в печах 6 млн. евреев. 1,5 млн. из них были жителями Украины. Отдельной строкой надо сказать о беспощадном терроре, который организовала фашистская администрация по отношению ко всем остальным представителям мирного населения Украины. За годы оккупации гитлеровцы уничтожили и замучили в застенках более 4,5 млн. украинцев. А более 2,5 млн. молодых украинцев угнали в рабство в Германию. Все эти цифры так же стоят поперёк горла фальсификаторам.
Материальные убытки Украины за время оккупации так же были огромны. 714 её городов, более 28 тысяч сёл было превращено гитлеровцами в руины во время отступления. В ходе применения тактики выжженной земли фашисты уничтожили: 18 тысяч больниц и других лечебных учреждений, 33 тысячи высших, средних и специальных учебных заведения, 16 тысяч 150 предприятий, 5,6 тысяч мостов, 28 тысяч 782 колхоза и совхоза, 1,3 тысячи МТС. За годы оккупации захватчиками было вывезено в Германию: 9 млн. тонн зерна, 622 тысячи тонн мяса, 400 тысяч тонн сахара, 208 тысяч тонн сливочного масла и более 1 млн. фруктовых деревьев.
Но насколько огромны потери Украины за годы войны, настолько же велик и её вклад в Победу. Украинцы составляли 16% от всего состава Красной Армии. На фронте в рядах Красной Армии сражалось 7 млн. уроженцев Украины. За годы войны существовало 15 фронтов. Высшее командование половины из них состояло из маршалов и генералов украинцев. Не поддаётся точному учёту количество партизанских отрядов и подпольных групп, созданных в Украине и во вражеском тылу громивших ненавистного врага.
Трудно переоценить урон, нанесённый фашистам партизанским сопротивлением. Так, за годы оккупации советские партизаны на Украине пустили под откос более 5 тысяч вражеских эшелонов и бронепоездов. Уничтожили более 2,2 тысяч железнодорожных и автомобильных мостов, 248 радиостанций и узлов связи, 59 электростанций, 94 нефтевышки, 44 ж/д станции, 915 складов с боеприпасами, 1990 км линий связи, более 66 тысяч тонн горючего, 13 единиц бронетехники, около 700 орудий и миномётов, более 63 тысяч артснарядов и мин, 12,2 млн. патронов. Потопили 22 парохода, 54 баржи и 29 катеров врага. Разгромили 411 гарнизонов, опорных пунктов и полицейских участков, а так же 56 гитлеровских штабов. Захватили 4 знамени воинских частей Вермахта. Т.е. партизаны Советской Украины перемалывали военную мощь врага в его тылу не хуже, чем части Красной Армии на фронте.
За время Великой Отечественной войны 2,5 тысячи уроженцев Украины стали Героями Советского Союза. Десятки тысяч украинцев были награждены советскими орденами и медалями.
А коллаборантов за годы войны в Украине набралось менее 300 тысяч. Основная их часть – выходцы с Западной Украины.
Говоря о вкладе Украины в Великую Победу, приведу пример Днепропетровщины.
Начиная с момента начала войны, все органы власти Днепропетровщины проявили исключительную выдержку, организованность и оперативность. В тот трагический день в обкоме партии был объявлен сбор всех секретарей обкома и других управленцев. Среди них были: Л. И. Брежнев, К. С. Грушевой, Г. Г. Дементьев, М. М. Кучмий, Л. Е. Лукич, К. К. Тарасов, Г. А. Чумаченко, П. А. Найденов, Н. А. Щелоков. Они выработали план действий, распределили обязанности и зоны ответственности.
Тут же открылась мобилизация в Красную Армию. Всего с начала войны до оккупации области фашистами (а это менее 2 месяцев) на территории области было сформировано несколько, полностью экипированных всем необходимым,  стрелковых и кавалерийских дивизий. Сразу же после формирования они отправились на передовую.
При этом руководящие работники уходили на фронт наряду с обычными гражданами. В первые недели войны добровольцами на фронт ушло 14 тысяч членов ВКП(б) и более 80 тысяч комсомольцев. 14 июля 1941 года на фронт отправился будущий руководитель СССР Л.И. Брежнев. В те же дни отправился на передовую и будущий руководитель УССР В. В. Щербицкий.
За две недели от начала войны в военкоматы области с просьбой отправить их на передовую поступило 10175 заявлений от рядовых невоеннообязанных граждан. Среди этих заявлений 3800 были поданы женщинами. И заявления добровольцев продолжали поступать. Но из-за стремительного приближения фронта всё тяжелее было вести их точный учёт. Начались регулярные бомбёжки населённых пунктов области. Когда фронт подходил уже вплотную к тому или иному городу, добровольцы уходили в бой прямо с мобилизационных пунктов.
В Днепропетровске под руководством ВКП(б), кроме регулярных воинских частей,  был создан 100 тысячный корпус народного ополчения и 40 истребительных батальонов. Все эти подразделения участвовали в боях наряду с частями Красной Армии, как на территории области, так и потом за её пределами.
29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) была принята директива, согласно которой на время войны работа всех предприятий промышленности, транспорта и сельского хозяйства подчинялась военным нуждам. Женщины заменяли у станков и за рулём автомашин и тракторов своих мужчин, ушедших на фронт.
Предприятия с ходу перестраивались на выпуск военной продукции. И вплоть до самой эвакуации на восток страны, зачастую под бомбёжками, снабжали передовую оружием и боеприпасами. Через некоторое время после эвакуации на восток работа днепропетровских заводов возобновилась уже на новом месте.
После прибытия оборудования заводов Ф.Э.Дзержинского, Г.И. Петровского, Криворожсталь в города Урала и Сибири днепропетровские рабочие влились в коллективы местных предприятий. Так же на предприятиях Урала и Караганды трудились для Победы над врагом шахтёры из Кривого Рога.
Когда враг ещё находился относительно далеко от Днепропетровска, по решению КП(б)У в городе и области на случай оккупации были созданы подпольный обком, 7 подпольных горкомов, 29 подпольных райкомов. А так же одновременно с этим организовано 32 партизанских отряда. Всего руководителями области в тылу врага для подрывной работы было оставлено около 3 тысяч человек. К этим отрядам и организациям во время оккупации присоединялись местные жители, которые не хотели жить под пятой захватчиков. В конце июля 1941 года в уже прифронтовой к тому времени Днепропетровск приехал Н.К. Жуковский из ЦК КП(б)У. И все подпольные и партизанские отряды были им проинструктированы на предмет дальнейших действий.
Но, увы, из 32 партизанских отрядов семь были вычислены и уничтожены фашистскими карателями, а участники многих подпольных групп замучены и расстреляны. Но, несмотря на это, партизанам и подпольщикам, которых эсесовцы не сумели раскрыть и ликвидировать, за время оккупации удалось нанести врагам существенный урон. Днепропетровскими партизанами и подпольщиками было уничтожено более 3 200 гитлеровцев и полицаев. Они освободили из плена около 3500 советских солдат и офицеров. Избавили от фашистского рабства более 5 тысяч советских граждан. Уничтожили 236 единиц немецкой техники и 3 склада с боеприпасами. Пустили под откос 22 эшелона, идущих к линии фронта. Вывели из строя 228 автомашин и 72 паровоза противника. Подорвали 30 мостов. И это далеко неполные данные и далеко неполный перечень ущерба, нанесённого участниками антифашистского сопротивления врагам.
После освобождения области 1113 партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями за мужество и героизм, проявленные в тылу оккупантов. А секретарю подпольного обкома Н.И. Сташкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
И возникает вопрос: во имя чего потомки этих великих в своём героизме людей должны отказываться от собственной истории и почитания предков? Наверняка все эти мотивы недостойны. Что заставляет нас молчать в ответ на наглые выпады разномастных лжецов и клеветников? Не может быть оправдания равнодушию и отступничеству в этом, священном для всего нашего народа, вопросе. Когда-то наши славные предки уничтожили вооружённого до зубов фашистского зверя. А мы, получается, даже не можем заставить замолчать его мелких последышей? И это не делает нам чести.

Март 2021 г.