Слова, идущие от сердца. Иван Полунин

Екатерина Тюшина
      К заветным родникам творчества Иван Стефанович Полунин шёл трудной и не всегда прямой дорогой. Она пролегала через печали и радости, непридуманные испытания, потери и обретения.
      Родился он 13 февраля 1936 года в деревне Бирюковка, Большесолдатского района, Курской области. О своём дне рождения поэт иронически написал:

          ***
      ...И надо же
      В злосчастный миг родиться –
      С причудами шального февраля!
      Пока ловил я в небе
      Журавля,
      Из рук успела выпорхнуть
      Синица.

      Детство Полунина выпало на годы войны. С октября 1941-го по сентябрь 1943-го года деревня Бирюковка находилась под фашистскими оккупантами. В 1943 году восьмилетний Ваня спас от расстрела свою мать.  Она сказала зашедшим в дом фашистам, что яиц и молока нет. Когда один из оккупантов нашёл корову, то другой хотел застрелить женщину. Сын с криком бросился на автомат, и второй солдат уговорил первого не расстреливать мать с сыном.

          ***
      Вставала Бирюковка спозаранок,
      Мелодия над хатами лилась,
      И вдруг взметнулась,
      Как подранок:
      Война в сердца людские,
      Ворвалась!

      С 1944 года Ваня учился в Бирюковской начальной школе, затем в Маховоколодезской семилетней школе. В феврале 1950-го вступил в комсомол и принимал активное участие в комсомольской жизни. В 1954 году окончил Большесолдатскую среднюю школу. В старших классах занимался в кружке художественной самодеятельности, увлекался живописью, пробовал писать стихи.
      После школы уехал в Сибирь и поступил в Томский техникум железнодорожного транспорта. В 1955-1957гг. служил в Советской Армии в авиационном полку Киевского военного округа, редактировал стенгазету. После увольнения в запас работал заведующим клубом села Толстый Луг Суджанского района Курской области. В августе 1958 года по комсомольской путёвке уехал в Сибирь. Работал землекопом, грузчиком на строительстве посёлка Бактин, вошедшего в черту города Томска.
      В 1959-1960гг. был связистом в Берегаевском леспромхозе Тегульдетского района Томской области (на границе с Красноярским краем, на реке Чулым). По признанию самого поэта, здесь и появились у него первые серьёзные стихи: «Сосен шум», «Голос древности», «Таёжная дорога», «Рабочая верность» и другие. Некоторые из них были опубликованы в газете «Курская правда», другие – вошли в коллективный сборник, изданный в 1964 году в Воронеже.
      Свой неожиданный переезд на Север Полунин обозначил так: «Не знаю, совершил ли я тогда непоправимую ошибку, но в силу восприимчивого характера я задержался под небом угрюмым…».
      С 1960-го по 1962-й годы учился в Харьковском строительном техникуме. Посещал литературную студию при Харьковской писательской организации.
      В 1962 году был зачислен в Литературный институт им. А. М. Горького. В Москве жил в общежитии в одной комнате с поэтом Николаем Рубцовым. Студентом-первокурсником читал стихи на юбилейном вечере Литинститута. По семейным обстоятельствам перевёлся на заочное отделение, институт не окончил.
      С августа 1963-го по июнь 1970-го работал на Череповецком металлургическом заводе (Вологодская область) – составителем вагонов желдорцеха, слесарем кислородного цеха. С 1965-го по 1969-й заочно учился в Череповецком металлургическом техникуме на отделении ПГС, получил профессию «техник-строитель». Работал мастером-строителем передвижной механизированной колонны. Получил тяжёлую травму, сделавшую его инвалидом.
      Но и в самые трудные годы жизни, в самых неподходящих условиях продолжал писать стихи. Писал также рассказы и очерки, однако поэзия по словам Полунина, так и осталась ведущим жанром, его микроклиматом.
      С 1972 года с семьёй переехал в г. Кемерово, где работал мастером, прорабом, старшим инженером по технике безопасности в стройуправлении треста «Кемеровогражданстрой». В 1972 году поступил на заочное отделение филологического факультета Кемеровского государственного университета, который окончил в 1976 году, получив специальность учителя русского языка и литературы.    
      В 1977-м работал литературным сотрудником в газете «Ленинский путь» (г. Топки Кемеровской области). В 1990-е переехал в Украину, жил в посёлке Червоный Донец Харьковской области. Но потом вновь вернулся в Кемерово.
      Публиковался в журналах: «Север», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», в альманахах: «Поэзия», «Истоки». Участвовал в коллективных сборниках: «Дыхание земли родимой», «Дороже серебра и злата», «На Родине моей повыпали снега…», «Писатели Кузбасса. Проза. Поэзия: хрестоматия», «Русская сибирская поэзия. Антология ХХ век», «Паровоз – пятьсот колёс: Антология стихов для детей» и других.
      С 1989 года – член Союза писателей СССР, а с 1991-го стал членом Союза писателей России.
      Автор поэтических сборников: «Февральская свирель», «Прилив», «Таёжный туесок», «Полоса зимы», «Зёрна верности», «Избранное».
      Поэтический сборник «Прилив», вышедший в московском издательстве «Современник» в сентябре 1979 года был представлен на 2-й международной книжной выставке в Москве.
      Стихи Иван Полунин начал писать ещё в школе. Откуда появилась у него тяга к сочинительству, неизвестно, но в стихотворении «13 февраля» – день рождения поэта, иронично отметил:

      В ту ночь февраль
      Тихонько ставню тронул.
      Оставил гравировку на окне:
      Как будто впрямь
      Поэзии корону
      Чудак с рожденья
      Напророчил мне.

      Пережив в детские годы войну, Полунин постоянно возвращался в своём творчестве к воспоминаниям военного детства: «Где всё когда-то на рассвете сгорело вмиг почти дотла».

          ***
      Лишь стоит вдаль вглядеться,
      Увижу бурые дворы.
      В моё обрубленное детство
      Война входила, 
      Без игры.

      На фронт ушли отцы и деды. С войны не вернулись шестнадцать бирюковских Полуниных, большинство из которых погибли в сорок третьем, освобождая Украину. Его семья, как и все бирюковцы стойко переживала испытания, выпавшие на их долю – немецкую оккупацию, голод, страх, ужас.
          ***
      Дымящий бруствер,
      Каски на снегу,
      И гильзы, гильзы
      у разбитой пушки
      Я позабыть вовеки
      не смогу,
      Они ведь заменяли
      мне игрушки.
 
      Но не только собственные печали и потери, которые принесла война, волновали поэта. Он буквально был потрясён судьбой молодого гармониста, вернувшегося с войны без рук. Об этом и написал в щемящем до боли в сердце стихотворении «Памятное», заканчивающемся тем, чем заканчиваются любые войны:
          ***
      В сорок пятом
      К молчанию хат
      И к шуршанью вишнёвых веток
      Возвратился
        Один Игнат,
      А другие?
      Остались где-то.
      Их трёхрядку смогли сберечь,
      И давненько село не плясало.
      Но у парня –
            От самых плеч –
      Два пустых рукава 
                Свисало. 

      И, хоть, давно отгремела война и постепенно уходила в прошлое, а у поэта не получалось забыть, стереть из памяти доставшиеся ему «испытания и на разрыв, и на излом». И не раз ещё он вспомнит о своём порушенном детстве:

          ***
      Белобрысое детство,
      В рубахе с заплаткой? 
      Содрогалось оно
      От раскатистых залпов.

      Война осталась в израненной душе поэта навсегда. В стихотворении «Под Курском» он так и напишет: «Прошлым я настолько болен, что и теперь неизлечим».
      И хоть те ужасы не смогли сломать душу поэта, но поселили в ней непонятную маяту, которая заставляла Ивана постоянно менять свою жизнь. Он и сам задавал себе вопрос: «Может, «боль утрат меня куда-то гонит…»? А может, поэт хотел излечиться от своей мягкотелости от природы или же проверял себя на прочность, закаляя волю и характер?
      Он не был баловнем судьбы. Жизнь забрасывала его далеко от родных мест – туда, где неделями висит над головой «севером простуженное солнце», где ему киркой придётся «дробить окаменелые пласты». Здесь, в этом суровом краю, он спешит «ухватить за жёсткие рога» свою судьбу, стать её хозяином. Вот только не всегда ему это удаётся:

         ***
      Везде спешу и всюду
                отстаю.
      Ирония судьбы.
            Да, не иначе.

     Везде, где Полунин жил и работал, в своих стихах он писал о людях, с которыми его сводила судьба, о тех местах, куда забрасывала жизнь, в Чулым, и Васюган: «Тут невольно я мудрость постиг», «Здесь познал я, как сладок ночлег», «Не здесь ли о жизненной сути задумался я глубоко?».

          ***
      Сиреневый сумрак морозен,
      И кедры обуты в пимы.
      На лыжах,
      Забыв про полозья,
      Иду через пламя зимы.
      Сибирская стужа не шутит,
      Слезу вышибает легко.
      Не здесь ли о жизненной сути
      Задумался я глубоко?

      Творческий и жизненный путь поэта Полунина был извилист и труден. А на этом пути нельзя быть неискренним. Нельзя не верить в людскую доброту, любить вполнакала. Вот почему и стихи рождаются энергичные, запоминающиеся:

           ***
       Как тяжесть лишнюю
                Отброшу
       Крутую злость, пустую
                спесь.
       Лишь добротой наполню
                Ношу:
       В ней сила жизненная
                есть.

      Драматизм его стихов усугубляется тем, что у него болезненно-чуткая, легко ранимая натура:

             ***
      Я уязвим и малым злом.
      А мне достались испытанья
      И на разрыв, и на разлом.

      В стихотворении «К другу», написанном в середине семидесятых, он отмечал, что «с годами стал к себе намного строже», а позже уже говорил: «Познал невзгод побольше, чем морщинок, боль близких ощущал острее, чем свою» и «Пускай суровый путь лицо моё состарил, зато мой прежний мир не потускнел от бед». От того и в стихах постоянно присутствует грусть. Невесело и его короткое свидание с родиной. Озирая притихшую мазанку, которая стояла на косогоре как памятник минувшим дням, он с необычной остротой ощутил, что прошлое навсегда «отцвело, отпело, отгрустило»:

          ***
      Век прогресса!
      Я к нему причастен,
      Но при виде перемен
      Кругом
      Сердце разрывается
      на части:
      Так скорбит о самом
                дорогом.

      Однако мало выстоять в схватке с трудностями. Не менее важно – не растерять в этой схватке добрые чувства, невзгодам и обидам вопреки сохранить свою живую душу. Безмерно богат лишь тот, кто растрачивает себя с избытком! Поэтому и старается поэт «близких словом обогреть».  Нет, не зря пробирался молодой геодезист по непроходимой тайге: «Стоит всё же кормить мошкару, чтоб увидеть улыбки» – улыбки на площадях города, который раскинулся здесь.
      Полунин делился не только своими бедами, он также спешил поведать и о своём новом мироощущении, словно это второе рождение поэта. С юношеским задором он восклицает: «На плечах обретаю незримые крылья»; «Хочу я быть листом на самой верхней ветке, чтоб в сумраке густом меня хлестали ветры!».Ведь крылья удачи не где-то за облаками витают. В любую минуту они могут вырасти и у тебя. Надо лишь почувствовать себя необходимым звеном в надёжной людской цепочке. Об этом он и поведал в стихотворении «Ходики»:

       Приемлю в жизни радость
       и беду! Да, мы с отцом –
       Цепи единой звенья…
       Цепочку дёрну,
       Стрелки подведу,
       И ход часов услышу
       на мгновенье.

      Поэт всегда оставался верен своим нравственным идеалам, от которых никогда не отступал ни при каких обстоятельствах жизни. А таким людям всегда живётся нелегко.
            ***
      Недаром, обозначив желваки,
      Иду на тех озлобленный до дрожи,
      Кто оставляет мёртвые пеньки –
      Так красоту безжалостно корёжит!

      В стихах Полунина очень много вопросов. Наверное, так он пытался разобраться в себе, в окружающем мире, понять свою человеческую суть. Об этом и стихотворение «Думы дымом»:

      Сквозь годы пройдя солнцелюбом,
      Изведал и нарты, и нары…
      Стою у мохнатого сруба,
      Такой же обросший и старый».

      В сложные девяностые годы поэт снова задаёт вопросы, согласно происходящим в те времена событиям. И неожиданно приходит к заключению, что так и не дожил до лучших перемен, оставшись февральским соловьём. А всё, чем жил поэт, вылилось в строчках стихотворения: «Высокое напряжение»:

      Правде жизни
      Я останусь верным:
      Ни штриха забвенью
      Не предам.
      Боль и радость пропущу
      по нервам,
      Точно ток по гулким
      проводам.

      Основная часть творческой жизни И. С. Полунина прошла в Сибири.  Поэтический талант Полунина оценили московский поэт Анатолий Жигулин, новосибирский поэт Александр Смердов, кузбасский поэт Михаил Небогатов, томский критик-литературовед Александр Казаркин и др. Поэт Владимир Ширяев посвятил Ивану Полунину стихотворение «Февральская свирель».
      Объехав полстраны, побывав в суровых северных краях, в последние годы Иван Стефанович Полунин с женой и дочерью жил в деревне Дедюево Топкинского района Кемеровской области.
      Когда стихами многое уже сказано, поэта не страшит и сама смерть. Ведь кратность нашего бытия заставляет с особенной остротой ощущать его прелесть:

           ***
      У нас для молчания –
           целая вечность.
      А вот для любви –
      лишь частица её.

      Поэт ушёл из жизни 29 августа 2017 года. Похоронен на сельском кладбище деревни Дедюево. В Дедюево живёт дочь поэта Любовь Ивановна Климберг.