В языке современных тюркских народов запечатлен ве

Гахраман Гумбатов
В языке современных тюркских народов  запечатлен весь познавательный жизненный опыт древних тюрков.
Язык — средство человеческого общения, мышления и выражения. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка тесно связана с историей той социальной общности (языкового коллектива), которая является его носителем. Многообразие языков коренится в слабой связи между собой древних человеческих коллективов. Каждый из таких коллективов, будучи почти изолированным от других, вырабатывал свой язык исходя из трудовой практики. Этносоциальная функция языка особенно четко проявляется в формировании и жизнедеятельности нации. Именно в языке запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Учёные, занимающиеся проблемами этногенеза считают, что только на сведениях,  почерпнутых из одних только письменных источников, нельзя достоверно описать древ­нейшую историю какого-либо народа, так как распад крупных евразийских общностей (включая и тюркскую) произошел задолго до появления письменности. По их мнению,  проблема прародины может быть решена, в первую очередь, данными лингвистики и археологии. Известный английский учёный Дж. П. Мэллори пишет, что: «проблема прародины - это, по существу, доисторический лингвистический вопрос, и, хотя археологические данные должны играть важную роль, они бессильны помочь нам до тех пор, пока сами лингвистические свидетельства не будут переведены в форму, которую археолог мог видеть при раскопках». А известный российский исследователь  Лев Успенский  пишет: «Самые древние, самые несовершенные письменные знаки, какие известны нам и могут быть прочитаны нами, не древнее пяти - шести тысячелетий. А ведь человек существует на земле как человек уже сотни тысяч лет. Значит, мы можем изучать только ничтожную долю истории языка, жалкие проценты всего этого отрезка времени? По счастью, положение оказывается не таким уж безнадежным, если к нему приглядеться внимательнее…Слова, имеющиеся в языке, составляют так называемый словарный состав языка. Главное в нем - основной словарный фонд. Ядро основного словарного фонда составляют корневые слова. Основной словарный фонд гораздо менее обширен, чем словарный состав языка. Зато живет он очень долго, в продолжение веков, и дает языку базу (материал) для образования новых слов… Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. А чтобы заняться словами, надо прежде всего взять их на учет, установить, сколько их и какие они…У турок, татар, азербайджанцев, туркмен, узбеков и других народов тюркского племени понятие "человек" будет выражаться словом "киши;" или другими словами, близкими к этому. Слова эти не похожи ни на славянские, ни на романские, зато между собою эти языки имеют опять-таки большое сходство. Приходится предположить, что такое сходство не могло возникнуть неведомо почему, так себе, случайно. Гораздо естественнее думать, что оно является результатом родства между сходными языками».
за того, что жили на территориях более благоприятствующих развитию скотоводства, чем земледелия,стали осваивать отгонное скотоводство.Весьма   удобной для  развития  отгонного  скотоводства оказалась территория исторической  прародины  тюрков -Кура-Араксинское  междуречье на  Южном  Кавказе,  а также смежные территории северо-востока  Передней Азии.Известный российский ученый Н.Я.Мерперт пишет: «...Постепенному и  «прочному» характеру  распространения  древних  земледельцев противостоят  единовременные,  иногда весьма далекие «броски» скотоводов по открытым пространствам в поисках новых пастбищ, водных  ресурсов,  источников  сырья  и  областей  соприкосновения  с  земледельцами.  Такие «броски»  достигали  значительного  масштаба,  поскольку  борьба  за  пастбища  требовала создания  больших  и  мощных  объединений,  которые  быстро  возникали  и  столь  же  быстро распадались... При этом в степных областях создавались огромные культурные общности». Первой такой огромной культурной общностью подвижных скотоводов в истории стала так  называемая евразийская  курганная  археологическая  культура. Первые  курганы появились на Южном Кавказе в начале IVтыс. до н.э.Именно с Южного Кавказа стали расселяться в другие регионы прототюрки в середине IVтыс. до н.э. Это,скорее всего было связано с ростом населения и увеличением поголовья скота,  которому  нужны  были  новые  обширные  пастбища.  Однако  с  древнейшей  родины ушли  не  все  прототюрки.  Многие  из  них  остались  на  первоначальной  родине.  Наукой доказана  преемственность  тюркского  этноса  на  первоначальной  территории  с  древнейших времен до наших дней. Часть древних тюрков постепенно продвинулась на север —на земли финно-угров, где происходило и происходит взаимовлияние данных этносов, сближение их бытового уклада, культуры и языков. Другая их часть, в III—II тыс.дон. э. ушла далеко на восток  вплоть  до  Забайкалья,  где  тюрки  создали  довольно  высокую  для  своего  времени ямную афанасьевскую и срубную андроновскую культуры.В дальнейшем по мере освоения  древними тюрками степных территорий Евразии от Дуная до Енисея  вся эта территория была покрыта искусственными холмами-курганами.Носители курганного обряда погребения, одними из первых стали внедрять подвижное скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. В поисках новых пастбищ они перегоняли  свои  стада  на  зимовки и  летовки.  Тюркское  слово  "яй"("лето")породило понятие  "яйлажное скотоводство",которое вошло  в  хозяйственный  уклад  жизни  многих народов и означает «выгон скота на летние пастбища». Для успешного передвижения древние тюрки изобрели повозки, в которых перевозили людей  и  весь  их  домашний  скарб.  В  погребальных  ямах  курганники  сооружали  срубы, умерших хоронили в деревянных повозках и саркофагах. Поскольку  это  были  преимущественно  овцеводы,  они,  очевидно,  одними  из  первых стали  обрабатывать  шерсть,  раскатывать  войлочные  ковры, покрывала  для  своих  повозок, изобрели веретено для вытяжки нити (курганы Уч –тепе,Бедени, и др.). В огромные повозки они умели впрягать быков и использовать их силу. Южный  Кавказ  и  степная  зона  Евразии благодаря  тюркам весьма  насыщены памятниками   прошлого:   курганами,   каменными   изваяниями,   стелами,   наскальными изображениями и пр.Погребальный  обряд  на  всём  этом  пространстве  отличался  исключительным единообразием,  особенно  на  первых  порах,  и  это —свидетельство,  что  многочисленные племена,  заселившие  степь,  в  процессе  постоянных  контактов  между  собой  выработали единую духовную  культуру.  А так  как это возможно, только когда люди говорят на одном языке, стало быть, по всей этой огромной области распространился единый язык или группа близкородственных диалектов. Решающим доказательством в пользу того, что в отдельных могилах под курганами похоронены  именно  воины скотоводы служат  предметы,  которые  находят в курганных погребениях —боевые топоры (из камня), знаки власти —каменные булавы  и скипетры в виде  стилизованной  головы  животного.Советский  археолог Э.  Б.  Вадецкая  пишет,  что «умершего сопровождали астрагалы и ритуальная пища —определенные части туши овцы, поверх сруба  клали  голову жертвенного животного и его  шкуру». И наконец, на  курганах воздвигались антропоморфные стелы -балбалы.
Э.  Б.  Вадецкая весьма  существенно  подкрепила  гипотезу  о  том,  что курганная (ямная)культура, постепенно перешедшая в афанасьевскую, андроновскую и срубную, очень сходна  в  основных  чертах с  гуннской  и  таштыкской.  А  поскольку  таштыкцы —потомки афанасьевцев, стало быть, таковыми являются и гунны.Курганная  насыпь,  как  серь;зный  индекс  степной  кочевнической  этнокультуры характерный для прототюрков и их прямых потомков -многочисленных тюркских народов уже  с  IV  тысячелетия  до  н.э.  глубоко  внедрился  во  многие  инокультурные  общности  и надолго в них прижился. Между тем,ни в одном из индоевропейских, финно-угорских или кавказских  языках  тeрмин  "курган"  не  имеет  смысла  и  не  этимологизируется.
В результате сравнительного анализа общетюркской  фаунистической и флористической лексики 24  древних  и  современных  тюркских  языков,  мы  убедились,  что  все  названия  домашних животных: ат (лошадь), айгыр (жеребец), буга (бык), окюз (вол),  инек (корова), деве (верблюд), гоч (баран), гойун (овца), теке (коз;л), кечи (коза), ешшек (ос;л), гатыр (мул), ит (собака) и др., а также названия основных культурных растений, таких  как бугда(пшеница),арпа(ячмень), дары(просо),алма  (яблоко),  узюм  (виноград), говун (дыня),  сарымсаг  (чеснок)  и  др.,  образованы на основе исконно  тюркских  слов.  Эти  слова не  были  заимствованы  тюрками  из  других  языков,  а были  введены  в  оборот  самими  носителями  этих  тюркских  языков. Это  является  бесспорным доказательством того, что древние тюрки ещ; находясь на территории исторической прародины  (Южный Кавказ, VII-Vтыс. до н.э.), сами одомашнили вышеуказанных животных и культурные растения и дали им соответствующие названия, исходя из словарного запаса своего языка. Предки алтаесибирских тюрков переселившись на новые территории, где эти культуры не произрастают, за 5 тыс. лет подзабыли эти слова.
Общетюркскими   являются   наименования   главных   культурных   растений   (бугда (пшеница),  арпа  (ячмень),  дары  (просо),  бурчаг  (горох),  алма  (яблоко),  узюм  (виноград), говун (дыня), сарымсаг (чеснок) и др.),которые образованы на базе исконно тюркских слов.
Названия  основных  домашних  животных  являлись  для  тюркских  народов  словами, связанными  с  их  хозяйственной  жизнью.  Являясь  терминами,  эти  слова  почти  не  имели внутренного развития значений и очень мало подвергались фонетическим изменениям.Большое значение тех или иных домашних животных в хозяйственной жизни тюркских народов определило обширное развитие терминологии, связанное с обозначением возраста. пола  и  породы  животных.  Напротив,  для  тех  домашних животных,  которые  не  имеют хозяйственного значения, эта терминология отсутствует.Некоторые  названия  диких  животных  имеются  только  в  тех  языках,  народы  которых живут в местах распространения этих животных. Имеются и просто заимствования названий диких  животных,  особенно  мелких,  в  тех  тюркских  языках,  которые  в  данной  местности распространились относительно недавно.Все   современные   тюркские   народы   унаследовали   от   своих   дальних   предков (прототюрков)  названия домашних  животных:  ат  (лошадь),  айгыр  (жеребец),  буга  (бык), окюз  (вол),инек  (корова),  деве  (верблюд),  гоч  (баран),  гойун  (овца),  теке  (коз;л),  кечи (коза), ешшек (ос;л), гатыр (мул), ит (пес) и др.
Тюрки  в IIIтыс.  до  н.э.  заняв  зону  степей,  никогда  не  пытались  овладеть  ни лесными  районами  Сибири,  ни  проникнуть  в  Китай.  Травянистая  степь,  перерезанная лесистыми  хребтами,  была  их  вмещающим  ландшафтом.  К  другим  условиям  жизни  они были не приспособлены и не хотели приспособляться.Родство  древних и  современных тюркских  языков,  разделенных  тысячелетиями  и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено только тем, что все они восходят к одному праязыку, на котором первоначально говорило этнически однородное население  какого-то  небольшого  компактного  региона –тюркской  прародины.  Иначе невозможно  объяснить  одинаковые  для  тюркских  народов,  разделенных  огромными расстояниями  и  не  входящих  в  контакты  друг  с  другом,  обозначения  домашних  и  диких животных  (лошадь, собака, корова, коза, овца, кабан, бобр, барсук и др., а также различных растений (пшеница, ячмень, просо, яблоко, виноград, береза, ивы и др.).
Названия  основных  домашних  животных  являлись  для  тюркских  народов  словами, связанными  с  их  хозяйственной  жизнью.  Являясь  терминами,  эти  слова  почти  не  имели внутреннего развития значений и очень мало подвергались фонетическим изменениям.Большое значение тех или иных домашних животных в хозяйственной жизни тюркских народов определило обширное развитие терминологии, связанное с обозначением возраста. пола  и  породы  животных.  Напротив,  для  тех  домашних животных,  которые  не  имеют хозяйственного значения, эта терминология отсутствует.Некоторые  названия  диких  животных  имеются  только  в  тех  языках,  народы  которых живут в местах распространения этих животных. Имеются и просто заимствования названий диких  животных,  особенно  мелких,  в  тех  тюркских  языках,  которые  в  данной  местности распространились относительно недавно.