Портреты академика А. Х. Востокова - часть 3

Владимир Варнек
1. К.А. Трутовский. Рисованный портрет  академика А.Х. Востокова  от 24 февраля 1850 г.
2. А.Э. Мюнстер. Литографированный портрет академика А.Х. Востокова (1864 г.)

Приступая к третьей (последней) миниатюре о портретах с изображением  Востокова Александра Христофоровича (16.03.1781– 08.02.1864) , филолога, члена  двух академий, порекомендую читателям ознакомиться вначале с двумя предыдущими миниатюрами на сайте проза.ру от 25 и 27 марта. 

В своей «трилогии» автор миниатюр хотел бы рассказать читателям о той совокупности портретных изображений ученого-филолога и неординарного человека, которые были созданы известными русскими живописцами и граверами за 60 лет его долгой жизни. В миниатюрах наряду с этим рассказано о жизненном пути человека, придумавшего женское имя  Светлана.

Напомню читателям, что самый первый живописный портрет Александра Востокова, выпускника ИАХ, был выполнен в 1802-1804 гг.  выпускником  ИАХ  Александром  Варнеком. После него,  в начале 1810-х годов появился небольшой миниатюрный овальный портрет работы неизвестного художника. Предполагаю, что автором его  также был Варнек, вернувшийся в это время из Италии и назначенный вскоре преподавателем класса миниатюрной живописи ИАХ.

Далее  около 1816 г. появился поколенный живописный портрет А.Х. Востокова работы Кипренского, находящийся в собрании ГТГ, который, как я предполагал, приступая к миниатюрам о портретах Востокова, является последним  живописным его портретом. Однако выполнив поиски, «обнаружил»  еще один большой живописный портрет ученого работы неизвестного художника, написанный в 1830-1840-е годы и находящийся в экспозиции Николаевского художественного музея. 

Но еще до написания этого портрета, в 1821 году талантливый ученик  ИАХ Белоусов Матвей, уличенный  незадолго до этого в  причастности к студенческим волнениям,  выполнил рисунок 40-летнего Востокова. А спустя какое-то время (в 1824 году) знаменитый художник-гравер  Беггров К.П. выполнил на основе этого рисунка свой известный гравированный портрет А.Х. Востокова, сидящего в кресле.  Затем малоизвестный гравер Г.К. Афанасьев с этого же рисунка выполнил в 1825 г. еще один гравированный портрет ученого-филолога, но уже погрудный его вариант (см. предыдущую миниатюру).

Можно думать, что долгое время после выполнения парадного портрета А.Х. Востокова из собрания Николаевского художественного музея сам ученый, вполне удовлетворенный этой работой, перестал обращаться к художникам на предмет написания своих портретов.

Тем не менее, однажды за один сеанс молодой 24-летний талантливый художник Константин Трутовский выполнил графический портрет  ученого-филолога, когда тому было уже 69 лет, и до его семидесятилетия оставался лишь один год.  Репродукция именно этого портрета и приложена к настоящей миниатюре, а точная дата его исполнения (24 февраля 1850 г.) известна из-за того, что художник указал ее на портрете вместе со своим автографом. Учитывая, что художник, выполнивший данный портрет, стал впоследствии знаменитым, приведу ниже краткую информацию о нем, позаимствованную из Википедии и одной интернетовской статьи.

Трутовский Константин Александрович, (1826 - 1893) - живописец-жанрист. Получив начальное образование в одном из частных учебных заведений Харькова, в 1839 г. был привезен в Санкт-Петербург, определен в Николаевское инженерное училище и еще в бытность свою там выказал большую любовь и способность к искусству.

Окончив в 1845 г. курс этого заведения и его офицерских классов, оставлен при нем в качестве репетитора и стал усердно посещать классы Императорской Академии художеств; считался в ней учеником профессора Ф.А. Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя чувствовал в себе влечение к жанровой живописи.
В 1849 г. он уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что сделались главным источником, из которого он с этого времени главным образом черпал содержание для своих произведений.

Вскоре он вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами.В 1861 г., за картину «Хоровод в Малороссии» (находится в Третьяковской галерее, в Москве), Академия художеств возвела его в звание академика. С 1871 г. по 1881 г. он служил инспектором московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем снова жил и трудился в своем имении.

Замечу теперь, что ознакомившись с биографией художника Трутовского не только по интернету, обратил внимание на отсутствие во всех «интернетовских биографиях» одной  важной детали.  Нигде не указывается, когда он, согласно документам, окончил учебу в Академии художеств и был признан художником. А случилось это 17 марта 1857 года, когда на общем собрании ИАХ  конференц-секретарь  Академии провозгласил, что инженер-поручик  Константин Трутовский  признан художником жанровой живописи [1].

Кроме этого, укажу здесь одну «не интернетовскую» ссылку на биографический словарь [2], в котором  приведена замечательная биографическая статья  кандидата искусствоведения  О.В. Власовой, посвященная  художнику К.А. Трутовскому.
Но даже в этой статье, как и в интернетовских биографических статьях, посвященных Трутовскому,  «дотошный» автор настоящей рукописи увидел одну неточность. Как художник  мог в 1849 году покинуть Санкт-Петербург и уехать в родительское имение, когда  имеется документальное свидетельство,  согласно которому художник  в начале 1850 года еще находился в Петербурге?  Свидетельством этим является  автограф К.А.Трутовского на приложенном к настоящей миниатюре портрету академика А.Х. Востокова, выполненном им в 1850-ом году.

Можно подумать тогда, что художник уехал в родительское имение уже после того, как запечатлел на своем рисунке академика Востокова, т.е. в 1850-ом году. Еще замечу, что художник К.А. Трутовский написал огромное количество жанровых картин из народной жизни, но иногда он выполнял и портреты. Любопытно, что в  1847 году он выполнил самый первый портрет (графический) писателя Ф.А. Достоевского.

Думаю, что следует сказать что-то и о рисованном Трутовским  портрете А.Х. Востокова. Отмечаю, что в возрасте 69-ти лет выглядит академик Петербургской академии наук вполне даже неплохо, он подтянут и собран, а лицо его выражает уверенность в себе и целеустремленность. Слегка небрежная короткая прическа молодит его, ну а треугольного очертания мохнатые брови, как их назвала в своей статье Лия Певзнер,  совсем еще не потеряли своего цвета. 

Глядя на данный портрет, подумал, что такой портрет академика неплохо бы смотрелся на сайте Российской академии наук вместо портрета того старца, который непонятно где отыскали  создатели данного сайта, предполагая, по-видимому, что академики - старцы выглядят более мудрыми. Замечу при этом, что в свои 69 лет академик  А.Х. Востоков проявлял хотя и не такую, как в молодые годы, но еще вполне заметную научную активность.

Думаю, что после описания портрета 69-ти летнего академика  читатели  должны вернуться к началу миниатюры, посмотреть теперь на портрет 83-х летнего академика, сравнить его с предыдущим портретом и сказать, что и здесь он, хотя и постарел, но выглядит вполне еще бравым. И удивительно, что в таком возрасте у него по-прежнему черные «орлиные» брови и мудрый взгляд.  Отмечу также, что на груди портретируемого дополнительно к ордену Св. Владимира II степени прикреплена и красочная звезда Ордена, и она словно повышает академический статус награды заслуженного человека.

Но следуя уже сложившейся традиции, расскажу немного о создателе данного портрета. Русский литограф Мюнстер Александр Эрнестович  (1824– 1908) родился  в  Санкт-Петербурге  в 1824 году. В 1839 году он поступил в учение к известному тогда в СПб. литографу Гиллису, в то же время посещая и классы Академии художеств. Затем Мюнстер поступил в известное художественное заведение Поля Пти и Гойе де Фонтена, а в 1846 году он отправился в Париж для усовершенствования по части литографского дела, которым занялся с 1850 года. Одним из первых изданий, литографированных в его мастерской, был «Художественный листок» Тимма. Сам Мюнстер издал «Портретную галерею русских деятелей», в которую вошло 200 превосходных портретов, с биографическими очерками (два тома были изданы в 1865 и 1869 гг.).

Под номером 81 (II том) в списке русских деятелей значится А.Х. Востоков, однако в настоящее время его портрета на сайте не оказалось (?).

ХРОНИКА ЖИЗНИ А.Х. ВОСТОКОВА в период с 1841 по 1864 гг.

В 1841 г. был избран академиком Петербургской академии наук.

В 1842 вышло из печати "Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума".

В 1843 г. вышел столь же важный труд: «Остромирово Евангелие с приложением греческого текста евангелий и с грамматическими объяснениями» (СПб.). Удостоен чина действительного статского советника. Был также удостоен членом русского отделения копенгагенского Общества северных антиквариев.

В 1844 году он покинул пост старшего библиотекаря Румянцевского музея. Причиной послужило то, что Востоков позволял ученым брать книги на дом и легко допускал читателей в одиночку в хранилище рукописей. Ревизия выявила недостачу 18 рукописей, семь старопечатных книг и восьми монет, которую Востоков восполнил пятью старопечатными русскими и 407 иностранными книгами из личного собрания.

В 1847 г. Александр Христофорович участвовал в создании «Словаря церковнославянского и русского языка». 

С 1848 г. во 2-ом Отделении Академии наук началась работа по другому словарю – по русскому областному. Материал был получен от преподавателей разных учебных заведений и от некоторых академиков и был передан Востокову для упорядочения.

В 1848 г. Пражский университет по случаю пятисотлетней годовщины со дня его основания избрал Востокова своим членом и наименовал его доктором философии.

В 1851 г. был удостоен  членом Общества истории.

В 1855 г. Востоков был удостоен членом Общества сербской словесности. 
 
В 1861 г., поздравляя Александра Христофоровича с 80-летием, его коллеги по отделению отметили: «Академик А.Х. Востоков целую жизнь постоянно служил науке, возлюбив ее как мать с раннего возраста. Затем, при всех переменах судьбы оставаясь верен благородному своему труду, он не допустил увлечь себя ни на какую выгоднейшую стезю жизни, и неизменно с безмолвным самоотвержением посвятил всего себя только науке.

В 1852 г. редактировал «Опыт областного великорусского словаря». 

В 1858 г. редактировал «Опыт областного великорусского словаря» (дополнение к словарю 1852 г.)
 
В последние годы жизни А.Х. Востоков  был автором Словаря церковнославянского языка (2 тт., 1858–1861) и Грамматики церковнославянского языка (1863).

В 1862 году по случаю празднования тысячелетия России  А.Х. Востоков был награждён орденом Святого Владимира второй степени.  Ранее он награждался  Орденами Св. Владимира 4-й и 3-й  ст., Орденом Св. Анны 2-й ст. с императорской короной. Был обладателем Демидовской премии за «Русскую грамматику, по начертанию сокращенной грамматики, полнее изложенную» (1831) и за издание Остромирова Евангелия (1843).

8 февраля 1864 года Востоков скончался и был похоронен на Волковом кладбище СПб. Заслуги ученого были признаны и в России, и за границей.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1817 – 1859)/ сост., авт. вступ. И примеч. Н.С. Беляев; БАН, – СПб.: БАН, 2015. – 768 с.
2. Русские живописцы XVIII–XIX века. Биографический словарь. СПб. Издательский дом «Азбука-классика». 2008. 768 с.

30.03.2021.