Наручные часы

Андрей Беляков 2
Андрей Беляков

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ


  Мне часто приходится летать по работе. В этих полетах встречаю много интересных, необычных людей, со своими судьбами, историями. Не знаю, то ли я произвожу впечатление внимательного собеседника, то ли им просто необходимо кому-то выговориться – второе наверняка, – но они охотно ими делятся, зная, что больше никогда меня не встретят. Мне нравится их слушать, многие повествования дают потом повод для размышлений и раздумий. Недавно летел с одним таким человеком. Мы заняли свои места в самолете, как вы понимаете, соседние, и я случайно взглянул  на швейцарские часы на его руке.  Белый крестик в красном квадратике на их циферблате бросался в глаза.
- Подарок от одного дорогого мне человека, - уловив мой взгляд, пояснил он.
  Я понимающе кивнул.
- Павел, - представился мужчина.
- Андрей, - и мы пожали друг другу руки.
- Вам нравятся наручные часы?  - поинтересовался он.
- Нравятся, -  ответил я и заметил блеск в его глазах.
- Это моя  слабость, - улыбнулся мой собеседник и завел свой увлекательный рассказ о времени и часах.
  Не буду подробно вам его пересказывать (занял он, кстати, практически весь полет) – лучше напишу с его слов краткий рассказ для большей наглядности…

  Его всегда волновал вопрос времени. Загадочная, непостижимая субстанция. По человеческому восприятию ускоряющаяся с годами. Точно, как наш мир, Вселенная,  всегда расширяющаяся с ускорением. Кто что только не говорит о нем. Что это четвертое измерение в нашем трехмерном пространстве.  Или что оно обстоятельство действия. Есть даже такие, кто утверждает, что его не существует вовсе, что это лишь плод нашего человеческого воображения. Он смотрел передачу Гордона «Что есть время», когда тот не вел еще по телевидению свои глупые, скандальные шоу, а приглашал в ночную студию профессоров, ученых мужей и других интересных людей.  Странно, что проект перестал пользоваться зрительским спросом.
  В память врезались случаи, разговоры из жизни с близкими людьми о времени. Однажды его друг с грустью произнес:
- Через три дня мне исполняется сорок.
  «О, а мне столько будет еще не скоро, аж через четыре года», - подумал он тогда и успокоился. А в сорок лет поймал себя на мысли, что и не заметил этих четырех лет. Будучи фанатом футбола, узнал в 2012 году, что Чемпионат мира по футболу состоится в России. Такая новость! «Только еще так долго ждать», - мелькнуло в голове, - «Целых шесть лет.»
  А в 2020 году вспомнил и покачал головой – после мундиаля пролетело  уже два года. Даты и события, эмоции и впечатления, все, что остается позади, оседая в памяти, а впереди новые ожидания. А из детства запомнились разговоры бабушки: «День для тебя, как для меня неделя.» Тогда он не задумывался над ее словами, лишь пожимал плечами. Позже, намного позже, понял он суть ее фразы. И вот уже его возраст приближается к пятидесяти, а он так и не ощутил, как пролетел это пятый десяток, да, впрочем, и предыдущие тоже…
  Время – единственная физическая величина, которая не повторяется, не останавливается и всегда течет в одну, для нас пугающую, сторону. Ее можно связать с чем-либо, например, с солнцем, и получить такую меру, как земной год, марсианский год или год галактический. Им можно манипулировать, двигаясь со скоростями, близкими к скорости света, но, повторюсь, никогда нельзя остановить. Еще в древности люди говорили: «В одну реку не войдешь дважды»…
  Что ж, нам остается только смириться, созерцать и постараться быть счастливыми, плывя по этому течению, всегда в одну сторону. И сделать, по возможности, как можно больше, и что-то успеть понять за этот отведенный нам отрезок, свой для каждого.
  Еще он заметил, как можно ненадолго его замедлить (для личного восприятия, естественно). Необходимо посетить новые  места, отправившись в путешествие. Тогда впечатления и эмоции замедлят его ход, незаметно для других и всего на каких-то пару дней, но замедлят. А дальше оно снова примет свой привычный ритм. Наверное, все это и вызвало повышенный интерес к наручным часам, механизму, измеряющему и показывающему время. Он любил наручные часы – единственный атрибут и украшение, которые всегда носил. Любовь эту привил ему отец, привозивший из-за границы в конце восьмидесятых электронные часы «Casiо», такие прогрессивные для того времени, с яркими, разноцветными панельками – синими, зелеными и даже черными, так контрастно отличающимися от типовых советских часов  популярных марок  - таких, как «Орбита», «Луч», «Полет», с надписью на корпусе «made in Japan».  Вспоминая о них, он пытался отыскать их в настоящее время, но тщетно; сейчас в магазинах лишь жалкая копия, не имеющая ничего общего с теми, что были тогда. Его первыми наручными часами стали «Orient», все тот же отец подарил ему их на окончание института. Черный циферблат, граненое, рифленое стекло; замечательные часы – идут, кстати, до сих пор, спустя 25 лет. А первые часы, которые он приобрел, назывались «Patek Philippe»; он купил их на рынке в Куала-Лумпур всего за 50 $. Естественно, это была подделка, но на руке смотрелись шикарно – скелетон с позолоченным циферблатом сразу привлекал внимание собеседников. Правда, прослужили они недолго, через три года часы встали, и никто из мастеров так и не смог их починить, вернее, точно настроить. Пойти они пошли  и идут сейчас, но опаздывают за сутки на целых двадцать минут. После этого случая подделок он больше не покупал, себе дороже. А коллекция с годами стала пополняться. На очередной юбилей родной брат из Берлина подарил ему «Junkers». Часы простые: большой черный циферблат с белыми цифрами и стрелками, с одной секундной красного цвета, но надежные, воплотившие в себе немецкую добротность и качество. Как-то на Новый год из Мюнхена дочь привезла в «Diesel». Замечательные часы, брендовые, с огромным циферблатом и кожаным коричневым ремешком. За семь лет они ни разу не сбились и не отстали ни на минуту. Иногда он и сам баловал себя покупками, но, как правило, недорогими и по настроению, конечно. Например, в Беларуси купил себе  часы «Луч», визитную карточку республики. На этот раз циферблат был белым, а ремешок черным. Это еще и своего рода ностальгия о часах советской эпохи. Он с удовольствием приобрел бы и «Ракету», и «Орбиту», да многие другие советские марки; часы-то были надежные, но, к сожалению, в продаже  теперь их не найти, все ушло в прошлое, вместе с той страной. Что еще. А, ну «Casio» электронные тоже прикупил, но больше для того, чтобы были, практически не носит. А вот спортивные, прорезиненные «Casio» надевает часто. Берет их и на работу, и на отдых. С ними запросто можно и нырнуть в воду, и заниматься спортом.
  Как-то выбирая подарок другу дочери, он наткнулся на коллекцию штурманских часов. Тематика понравилась, часы были посвящены знаменательным событиям в СССР: запуску первого искусственного спутника Земли, первому полету человека в космос, освоению Арктики. В подарок он купил штурманские «Спутник», себе – «Первый в космосе», копию наручных часов, которые были на Гагарине, когда тот совершил свой знаменитый полет. Мама, супруга дарили ему «Calvin Clein» и японские часы «Gimto». В общем, часов в его коллекции было много, с каждыми связаны какие-то воспоминания и впечатления, те или иные люди. О каждых часах он может долго рассказывать, перечисляя их характеристики, сильные и слабые стороны. В его коллекции нет супердорогих часов, но все часы достойные  и настоящие.
  Когда он закончил рассказывать о них, командир воздушного судна объявил, что приступает к снижению.
- Ничего себе, как незаметно пролетело время, - улыбнулся он, пристегивая ремень. – Впрочем, как всегда.
- Да, все это чрезвычайно интересно, - после некоторой паузы согласился я и закрыл глаза, вспоминая, а сколько же наручных часов у меня дома?
- Но знаете, за одни часы, что я имел, а сейчас уже и не вспомню, куда их задевал, я бы отдал всю свою коллекцию.
  Я открыл глаза. Павел смотрел куда-то вдаль, наверное, вспоминая.
- Давно это было, я тогда еще во втором классе учился. Мы с бабушкой ездили на Дальний Восток, она продавала там свой дом.  Мама забирала ее к нам в Новосибирск. С дедушкой они давно уже не жили вместе. Тот ушел в другую семью, когда мама еще училась в школе. Да Бог с ними, это их история, речь сейчас не об этом. Так вот, жили мы тогда у бабушкиной сестры целый месяц, пока продавался дом. Август был, помню, объелся черемухи тогда, крупная такая была. Дед мой с  мамой отношения поддерживал всегда. В гости к нам часто приезжал. Все его визиты были для меня событием.
 Павел вновь замолчал, о чем-то размышляя. Я тоже ждал, не задавая лишних вопросов, когда человек вновь заговорит.
- Вот еще вспомнил момент, когда ездили мы всей семьей к деду на юбилей, - перескочил он на другую тему. – 80 ему исполнялось, бабушка к тому времени уже умерла. А они со второй женой созвали всех в гости. Приехали мы из Новосибирска, моя двоюродная сестра из Хабаровска. А в Серышево нас ждали родственники деда от второй семьи. Всех собрал дед тогда, словно подводя жизненный итог. Буквально спустя два года его не стало. К чему я это все? Вот представьте, вижу я: идет моя мама под ручку с его приемной дочкой  из второй семьи, они буквально ровесники. Это сейчас. А каково ей было 40 лет назад? Я краем уха слышал из ее рассказов, что жить ей тогда не хотелось, в школу не могла ходить, чтобы не встретить там ту девочку. Вот еще одно свойство времени: оно лечит и стирает все плохое в прошлом. Ладно, отвлекся я. Дом бабушка продала, и в конце лета уезжали мы в Новосибирск. На вокзал попрощаться с нами пришел дед. Он у меня ветераном был. И в тот год им всем на 9-е Мая вручали командирские часы. И он прямо перед отходом поезда надел мне их на руку. Темно-синий циферблат, звездочка красная, цифры, по-моему, светились в темноте. Знаете, каким я тогда был счастливым?
  Павел посмотрел на меня. Я улыбнулся. А наш самолет в это время приземлился…