В коллаже:
На первом верхнем снимке –
Удостоверение о том, что Мариамна является слушательницей женских педагогических курсов в С. Петербурге.
Справа - С-Петербург Здание Женских Педагогических курсов.
< a href='http://www.citywalls.ru/
В нижнем ряду – СВИДЕТЕЛЬСТВО о присвоении звания Домашнего Наставника или Учителя, а также Домашней Наставницы или Учительницы.
На 4-м снимке – текст, написанный на обратной стороне – СВИДЕТЕЛЬСТВА – «ОБЯЗАННОСТИ Удостоенных звания Домашнего Наставника или Учителя, а также Домашней Наставницы или Учительницы».
ДОЛГАЯ ДОРОГА К БОГУ
ГЛАВА 5 ДЕТИ АЛОИСА И ПРАСКОВЬИ
Часть 7-4 МАРИАМНА - УЧЁБА
В 1898 году Мариамна поступила в С. Петербурге на Женские Педагогические Курсы.
Ей выдали УДОСТОВЕРЕНИЕ в том, что она является слушательницей этих курсов.
ВЕДОМСТВО
учреждений
ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ
женские
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
КУРСЫ
В С. Петербурге
Сентября 2-го дня 1899 г.
№ 120
У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е
Дано сие представительнице дочери Астраханского купца Мариамне
Алониевне Мейстрик 17 лет, православного вероисповедания, в том, что она состоит слушательницей Педагогических Курсов при С П Б. Женских Гимназиях.
Старшая Надзирательница
Педагогических Курсов - Ол. ПОПКОВА.
Печать.
Вверху помещен снимок здания женских педагогических курсов в С. Петербурге.
В этом здании первоначально были Производственные корпуса кабельного завода, потом – Женские педагогические курсы, а с 1903 года – Женский Педагогический институт.
Насколько я понимаю, Педагогические курсы и Педагогический институт находились в одном и том же здании. Даже в интернете имеются два разных названия у фотографии здания, приведённого выше: «курсы», а потом – «институт»...
Я это пояснения добавляю, потому что история этого здания помещена относительно каждого названного ведомства – отдельно.
Относительно курсов – довольно короткая информация. А в статье, рассказывающей о Педагогическом институте – много интересного, касающегося и последующей судьбы этого здания...
Поскольку всё однозначно относится к этому зданию, приведём здесь обе информационные статьи.
ЭСБЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ ПРИ СПБ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Википедия
Педагогические курсы при спб. женских гимназиях — основаны в 1859 г. при первой женской гимназии, Мариинской, и с тех пор подвергались неоднократным преобразованиям.
Первоначально на курсах преподавались лишь общеобразовательные предметы, в том числе педагогика, анатомия и физиология. Практически слушательницы знакомились с преподаванием в низших классах гимназии. Вскоре анатомия и физиология были исключены из программы, и вместо них введены естественная история и эстетика.
В 1870 г. курсы были разделены на словесное и естественно-математическое отделения. Для упражнений слушательниц была основана особая школа; почти в то же время курсы стали вполне самостоятельным учреждением, имеющим своей задачей подготовку учительниц.
В 1876 г. школа заменена прогимназией. В 1879 г. к двум курсам прибавлен третий, посвященный по преимуществу занятиям по педагогике, практическим и теоретическим. В этом виде курсы существуют до настоящего времени, разделяясь на словесное и математическое отделения; на первых двух курсах читаются общеобразовательные предметы (всеобщая и русская история, история литератур, новые языки — для словесниц, алгебра, геометрия, физика, география и основы высшей математики — для математичек, Закон Божий, русский язык, естествознание, логика и психология — для тех и других).
Принимаются на курсы прежде всего девицы, окончившие курс гимназии с каким-нибудь отличием, а те, которые имеют только дипломы об окончании курса гимназий, — лишь после проверочного испытания по русскому языку, арифметике и новому языку.
Я. К.
ИСТОЧНИК:
ЭСБЕ/Педагогические курсы при спб. Женских гимназиях
ru.wikisource.org
Мне очень нравится «бродить» по страничкам форумов, на которых слушатели обсуждают одну и ту же тему. В результате из разных публикаций складывается очень благоприятная и интересная информация.
И вторая особенность многих форумов – они оставляют свой сайт открытым для будущих комментариев. Информация в течении последующих лет добавляется желающими и заинтересованными людьми.
Вот и сейчас я выберу материал из проведённого форума, касающегося разных лет жизни одного и того же здания.
Несмотря на то, что форум не называется напрямую – «Педагогические курсы», он соответствует нашим интересам.
В название форума входит – «Кабельный завод», в здании которого и были первоначально размещены эти курсы, так что эти два понятия – не разделимы...
ФОРУМ
Архитектурный сайт Санкт-Петербурга
Производственные корпуса Кабельного завода -
Женский Педагогический институт
Малая Посадская ул., 26
ivasia
26 Июня 2018, 14:45
В 1903 г. на базе женских курсов, организованных Ведомством учреждений императрицы Марии еще в 1878 г., был создан Женский Педагогический институт.
Инициатором создания и первым директором был историк С. Ф. Платонов.
В институт принимали тех, кто окончил женские гимназии и институты Ведомства учреждений императрицы Марии. Выпускал институт учительниц для женских учебных заведений, домашних учителей.
В институте было два отделения - словесно-историческое и физико-математическое. Срок обучения - 4,5 года.
Институт разместили в специально построенном здании...
Ниже один из слушателей написал:
- Сразу вношу уточнение…
miraru1
21 Мая 2014, 14:36
Ответ на "тут такой винегрет...
1.Это здание КОНКРЕТНО - НЕ " от sperling
- «Главное здание состоит из части старого здания бывшего ранее на этом месте завода, пристроек дворовой и по М. Посадской и надстройки 3 и частью 4 этажей с полной перебойкой всего старого здания."
Я считаю, хотя дальше и рассказывается о перестройке старого здания, но тем самым нам добавляют информацию – о первоначально существовавшем старом здании, где располагались педагогические курсы...»
Добавлю и я (Ираида)…
Я всегда верила, в то, что все здания имеют свою душу, ауру и судьбу.
Чем больше я узнаю о судьбе этого здания, тем глубже я верю, что этому зданию была изначально уготована не простая, временами трудная, порой - прекрасная судьба. Здание было предназначено для того, чтобы нести знания и разум людям.
И до сих пор, я верю - аура этого здания: светлая, нежная, тёплая, мудрая...
Сначала вернёмся к вступительной статье на форуме - о курсах.
Здание института включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Здание института после перестройки сохранило подлинность конструктивных элементов, объемно-пространственного и архитектурного решений.
Лицевые фасады здания решены в стиле модерн с элементами неоренессанса, дворовые – в так называемом «кирпичном стиле». За счёт необычной конфигурации и благодаря сочетанию разных способов отделки объект культурного наследия выделяется в ряду домов, образующих застройку Малой Посадской улицы.
В 1813 г. участок, где позднее разместилось здание Женского института, принадлежал наследникам купца Бельского. В 1877 г. он был куплен крестьянином Ярославской губернии Иваном Осиповичем Шаховым. Соседний участок в 1893 году приобрёл генерал-майор Иван Петрович Медведев.
В 1904 г. владельцы продали участки №24 и №26 Педагогическому Институту Ведомства учреждений Императрицы Марии. В том же году в журнале «Зодчий» сообщалось: «Закладка нового здания женского педагогического института и Константиновской женской гимназии ведомства учреждений Императрицы Марии происходила 14-го сентября на Петербургской стороне, по Малой Посадской улице. Новое здание строится в 3 этажа, из которых первый предназначен для гимназии, а остальные - для института и квартир служащих».
(Зодчий. 1904, №39 (26 Сентября). С. 435).
Далее – разные тексты добавлений участниками форума…
- "Здание института перестраивалось из здания кабельного завода.
Строительство здания института началось в 1904 г. и было окончено в 1905 г.
Торжественное открытие и освящение нового здания Женского института состоялось 14 сентября 1906 года и стало историческим событием в глазах современников. Так, философ В. В. Розанов писал: «Женский педагогический институт, становясь около женского медицинского института, выводит как бы второе крыло мало-помалу формирующегося женского университета в России. <...>
Очень важно, что весь круг высших научных знаний, связанных с именем университета и до XIX века бывший исключительно предметом мужских занятий, мало-помалу становится доступен и женщине. Несомненно, женский педагогический институт, как и медицинский женский институт, ставит русскую женщину, русский женский талант перед очень высокими задачами и призывает к очень высокому долгу".
(Розанов В.В. Женский педагогический институт // Новое время. 1903. 17 июля. № 9829).
- «Автор историко-культурной экспертизы отмечает, что предметная система обучения позволяла овладеть прочными знаниями по тем дисциплинам, которые профессионально были необходимы будущим педагогам. Изучение предметов психолого-педагогического и анатомо-физиологического циклов обеспечивали надежную базу для правильной организации и руководства учебным процессом в школе. Широкое применение активных методов обучения - практических занятий, лабораторных работ, экскурсий, педагогической практики - способствовало развитию эрудиции, интеллекта слушательниц, приобретению опыта самостоятельной научной и преподавательской работы. При этом изучение основных наук - математических, гуманитарных или естественных - было поставлено на уровне современных университетских программ.
Сочетание высокого уровня преподавания, особенностей педагогической и методической подготовки, дипломы выпускниц Женского педагогического института, дававшие право работы в государственных учебных заведениях наравне с выпускниками университетов - эти и другие условия обеспечили быстрый рост популярности вуза, привлекали слушательниц из разных регионов России.
Несмотря на краткий период существования Женского педагогического института - с 1903 до 1917 г. - институт выпустил более двух тысяч учителей, получивших теоретические знания по профильным предметам и навыки методической подготовки. Комплекс педагогических и психологических дисциплин обеспечивал подготовку квалифицированных педагогов.
После 1917 г. институт был переименован в 1-й Петроградский государственный педагогический институт, а в 1922 г. объединен с Педагогическим институтом им. А.И. Герцена. В этот период в здании размещались факультеты: гуманитарный со словесными и историческими отделениями, естественно-географический с биологическим и географическим отделениями, физико-математический, неофилологический.
В 1920-е гг. в здании также располагалась школа № 178.
В настоящее время в здании находятся факультет коррекционной педагогики и факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена.»
(gov.spb.ru 26.06.2018; добавил: ivasia)
И ещё очень ценное и интересное добавление...
- «Открытые осенью 1864 Женские педагогические курсы были в 1903 преобразованы в институт с историко-словесным и физико-математическим отделениями, готовившими учительниц средних школ. Через шесть лет институт получил название Императорского.
Для нового института на Петербургской стороне было куплено здание бывшего кабельного завода, которое А. И. Зазерский и В. В. Старостин, сохранив лишь первый этаж, полностью перестроили на средства вел. кн. Александры Иосифовны.
Работы начались в 1904, и через год институт уже переехал в новое здание. В нем занимались 330 студенток, происходивших из разных слоев общества.
Освящение домовой церкви, рядом с актовым залом, из-за отделки задержалось до 14 сентября 1906. Происходило оно в присутствии почетного попечителя и ктитора вел. кн. Константина Константиновича, который подарил к этому дню чеканную утварь из серебра, сработанную на московской фабрике Н. В. Немирова.
Храмовый образ пожертвовал директор института – крупный историк акад. С. Ф. Платонов. Остальные иконы исполнил известный московский иконописец В. П. Гурьянов.
Одноярусный иконостас, покрытый басмой, был сделан в московской мастерской В. И. Колупаева, которая за 3500 руб. расписала также своды сценами из жизни Богородицы.
Старинные царские врата XVII в. были привезены из одной ярославской церкви. Окна в храме были расстеклованы "под старину", двери обиты темным бархатом. Автором этой замечательной отделки в московском стиле XVII века был его выдающийся знаток проф. Н. В. Султанов.
В 1912-1913 по проекту арх. Д. Д. Зайцева рядом с институтом была возведена Константиновская женская гимназия, ученицы которой тоже молились в храме.
Последним настоятелем (с 1911) был видный церковный деятель прот. Павел Петрович Аникеев, читавший в институте религиозную философию. При нем богослужения в церкви, находившейся под охраной, были в 1919 властями приостановлены, но затем возобновились и окончательно прекратились 4 августа 1922, когда институт был временно закрыт. Имущество частью пошло в Музейный фонд, частью - в Крестовоздвиженскую церковь. Храм был передан клубу.
После капитального ремонта в здании снова разместились факультеты Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.»
([95]. 2010 г.и. C.188-189; добавила: Наталия)
- «В 1904-1905 гг. Н. В. Султанов работал над проектом храма во имя Иверской иконы Божией Матери в Женском педагогическом институте.
Подлинные старинные Царские врата для иконостаса Султанов приобрел в Москве и реставрировал, опираясь на научное исследование.
Убранство храма в духе церквей XVII вв. Росписи выбраны преимущественно Богородичные: в западной части - Покров, в южной - Успение, в северной - Рождество богородицы.
Под Рождеством Богородицы в клеймах были изображены свв. праведные Иоаким и Анна, с противоположной стороны в таких же клеймах Захария и Елизвета...
В восточной части главного свода написана Святая Троица ветхозаветная.
По низу стен храм расписан «полотенцами», над ними широкая полоса с молитвой, написанной древнерусским шрифтом... По стенам написаны святые, наиболее почитаемые русской церковью.
В алтаре большой запрестольный образ : Христос на престоле в образе Архиерея Небесного, а по бокам Богородица и Иоанн Предтеча.
На закруглении свода - «Похвала Богородицы». Все изображения в алтаре на голубом фоне, а в церкви - поле в клеймах золотое, а между ними темно-малиновое с разноцветными «травами», с золотыми и серебряными разводами.»
(по материалам статьи Ю. Р. Савельева «Петербургские интерьеры Н. В. Султанова. История Петербурга №5(9)/2002; Наталия)
- « В 1918 г. институт был переименован в 1-й Петроградский педагогический институт.» (добавила - Ирина Бойко)
- «4 марта [1907 г.] Общество архитекторов совместно с Обществом гражданских инженеров было приглашено на осмотр здания «Женского педагогического института», построенного по проекту гр. инж. В. В. Старостина. Перед осмотром проф. Ф. Ф. Платонов ознакомил гостей с историей возникновения этого заведения и с учебной стороной дела, основанного на принципе «учить не рассказом, а показом». Такая постановка преподавания, требующая дробления учащихся на мелкие группы, естественно связана со сравнительно большими расходами: обучение 460 слушательниц и 200 гимназисток обходится примерно в 150 тыс. руб. в год. Здание института и Константиновской гимназии выстроено на трех участках по городскому плану, выходящих на Малую Посадскую ул. и Певческий пер., общей площадью 3723 кв. саж., из коих застроено 1079 кв. саж.
Собственно институтские постройки составляют: главное здание, флигель для служителей, помещение котельной, общий ватерклозет и дровяной сарай.
Главное здание состоит из части старого здания бывшего ранее на этом месте завода, пристроек дворовой и по М. Посадской и надстройки 3 и частью 4 этажей с полной перебойкой всего старого здания.
По своему назначению здание института делится следующим образом...
В первом этаже помещаются гимназия, детский сад, начальная школа, вестибюль, приемная, канцелярия и одна квартира.
Во втором этаже, кроме двух квартир и комнат для администрации, помещаются часть словесного отделения института и лаборатории: физиологическая (с кабинетом), физическая и химическая, а также докторская, библиотека и книгохранилище.
В третьем - другая часть словесного отделения, естественное отделение с кабинетами - ботаническим, минералогическим и географическим, актовый зал, церковь, административные комнаты и квартира директора.
В четвертом - кухня, кладовая, прачечная, гладильная и помещение служителей. Из центральных устройств, пароводяное отопление и вентиляция спроектированы фирмой «Бр. Млынарские».
Котельная помещается между выступом здания и стеною и приподнята, насколько позволяло весьма низкое расположение пола первого этажа.
Это же обстоятельство заставило искусственно углубить подвальное помещение, а ненадежный грунт Петербургской стороны потребовал особой изоляции водонепроницаемыми лотками. Такие приспособления, не вполне все-таки предохраняющие помещение от весенних вод, дополнены двумя инжекторами, работающими лишь в период снеготаяния.
Перекрытие подвала выведено из железобетона по системе Матрая.
Электрическое освещение, полное оборудование электрической проводкой лабораторий и кабинетов, а также сложное водоснабжение с оборудованием лабораторий устроены по проекту строителя.
Среди особых устройств обращает на себя внимание оборудование лабораторий, в особенности химического отделения. В помещении последнего каждая слушательница располагает местом за столом, снабженным рядом реактивов, водою и газопроводом.
Помещения для опытов с сероводородом и аммиаком представляют каменные мешки, изолированные помощью тамбуров с сильной вытяжной вентиляцией, образующих воздушные прослойки. Такими же сильными вентиляторами, системы Сирокко, снабжены отдельные шкафы в виде шахт. Для предупреждения разъедания, вытяжные каналы выложены керамиковыми плитками на кислотоупорном цементе. Такой же вытяжкой снабжен большой стеклянный ящик, отделяющий лабораторию от химической аудитории.
В последней имеется большой стол для опытов, установленный на каменном фундаменте, покоящемся на железных балках независимо от пола. Краны для газа, воды и электричества могут быть установлены в любом месте на поверхности этого стола.
Актовый зал отделяется легкой складной перегородкой от церкви, внутренняя отделка которой в стиле XVII в. велась под непосредственным наблюдением Н. В. Султанова.
Оригинально отделан иконостас так называемой басманной работой, состоящей в покрытии дерева по фольге штампованным позолоченным свинцом.
Стоимость отделки обошлась около 15 тыс. руб.
Во время осмотра заведующие лабораториями давали объяснения и демонстрировали некоторые приборы; особенный интерес возбудил эпидиаскоп Лейца, с помощью коего проф. Тур демонстрировал на экране подлинные аппараты и обыкновенные рисунки из книг.
В. В. Старостин сделал сообщение о некоторых принципах домоустройства; в числе моделей был демонстрирован схематический прибор водяного отопления. Мод.»
(«Зодчий», 1907, Вып. 10, С. 95-96, miraru1)
1896: М. Посадская, 26 - фон Рибен Эдуард Викторович. Кабельный з-д (Адр. кн. на 1896. О. 1. Стб. 659)
- «1924: Педагогический институт имени Герцена Петроградский. Петроградская ст., М.Посадская ул., 26.
Факультеты:
1) Гуманитарный с словесным и историческим отделениями;
2) Естественно-Географический с отделениями биологическим и географическим;
3) Физико-математический с математическим и физическим отделениями;
4) Неофилологический.»
(Спутник по Петрограду и его окрестностям. — «Жизнь искусства», Пг, 1924 С.137)
Добавил: Александр ОТ
- «В 2001 г. включено КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (1360)».
Добавил: Mary, 25 Июня 2008, 02:21
Ладада
18 Января 2015, 22:17
- "Летом сорок первого года я заканчивала первый курс Ленинградского городского педагогического института. Это был новый институт, он открылся в сороковом году и по замыслу должен был готовить преподавателей для ленинградских школ.
В воскресенье 22 июня я готовилась к экзаменам по новой истории, это был последний экзамен за первый курс. Я сидела дома и занималась вместе с подругой Верой Ивановой....
...Поднимали нас в пять утра. Приходила староста, ее звали ее Рая, она была с третьего курса института Покровского, хорошая, бойкая девчонка. Она кричала, как командир: «Подъём!»...
На постах – на крыше – мы стояли по четыре часа и менялись по очереди. Потом, когда начались холода, мы вылезали на крышу только во время налетов. В трех аудиториях были поставлены койки, и каждому было выдано постельное белье, мы его хранили в тумбочках. Отстояв на крыше ночную смену или перед заступленном, можно было застелить койку и поспать, а некоторым студентам вообще разрешили жить в институте.»
(см. воспоминания студентки этого ин-та о времени Блокады:
http://forum.citywalls.ru/topic1428-page2.html - начало Сообщ. 28.
- «В 1957 году Ленинградский педагогический институт им. М. Н. Покровского был объединён с Институтом имени А. И. Герцена. 21 января 1991 года ЛГПИ им. А. И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», что явилось признанием его ведущей роли в российском и мировом образовании. (Википедия)».
- «Сейчас здесь находятся два факультета РГПУ им. А.И. Герцена: Коррекционной педагогики и Философии человека.
Учат преподавателей философии а также - логопедов, сурдо-тифло и т.п. педагогов».
gordey2003
Вот – таким образом мы «поучаствовали» на форуме, где узнали много нового о здании, в котором три года училась на педагогических женских курсах Мариамна Алониевна Мейстрик.
В 1901 году Моря окончила женские Педагогические курсы в
С. Петербурге. Аттестат об окончании курсов позволял работать Домашней Наставницей или преподавательницей в школе.
Аттестат об окончании женских Педагогических курсов давал право преподавать только те предметы, по которым в учёбе были проявлены успехи не менее «очень хороших».
За разрешением – работать Домашней Наставницей нужно было обращаться специально. Если такое разрешение было дано, подавшему заявление – выдавалось персональное СВИДЕТЕЛЬСТВО.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
№ 17193
Дано сие девице Мариамне Алониевне Мейстрик в том, что она, как из представленных ею документов видно, подданная Российской империи, уроженка г. Астрахани, дочь Астраханского 2-ой гильдии купца, рождённая 18 февраля 1882 г., и крещена в веру христианскую православного исповедания; образование получила в Астраханской Мариинской гимназии, от которой имеет образовательный аттестат.
Затем поступила на педагогические курсы С. Петербуржской Женской Гимназии и, выслушав в них полный курс теоретического и практического преподавания к званию Домашней Наставницы, оказала следующие успехи:
в Законе Божьем: - отличные, практических занятиях по З.Б. – весьма хорошие, Педагогике – отличные, Русском языке – отличные, Русской словесности – весьма хорошие, всеобщей словесности – отличные, немецком языке – очень хорошие, Всеобщей истории – весьма хорошие, Русской истории – отличные, Естествознании – отличные, Методике русского языка – отличные, Арифметике – весьма хорошие и в преподавании в прогимназии – отличные, в чём и выдан ей аттестат от 22 мая 1901 г. за № 58.
Ныне. вследствие поданного от Мариамны Мейстрик прошения о желании вступить в Домашние Наставницы и при рассмотрении представленных ей удостоверительных свидетельств, которые найдены удовлетворительными, дозволено ей принять на себя означенное звание с правом преподавать из вышеперечисленных предметов только те, в которых она оказала успехи не менее очень хороших, и со всеми выгодами и преимуществами, сему званию присвоенными, поколику оные к ней относится могут.
В удостоверение чего дано сие свидетельство за надлежащими подписями и с приложением печати канцелярии Попечителя С. Петербургского Учебного Округа 20 дня декабря 1901 г.
Печать
канцелярии
Попечитель С. Петербургского Учебного
Округа, Тайный Советник и Кавалер
С. Петербургского
Учебного Округа ______________________________________________В. АКРЕП
Правитель Канцелярии ________________________________________ В.ДЕМИНСКИЙ
Следующие за свидетельство
двенадцать руб. внести в С. Петербургское
Губерническое Казначейство под квитанцию
от 27 сентября1901 г. № 20832.
С подлинным верно,
что подписью и приложением печати удостоверяет
Заведующей школы Армянской Семилетки № 2.
______________________________________подпись и печать.
На обратной стороне СВИДЕТЕЛЬСТВА написано:
Удостоенным звания Домашнего Наставника или Учителя, а также Домашней Наставницы или Учительницы поставляется в непременную обязанность:
1) На точном основании $$ 25 и 26 Высочайше утверждённого 11 июля 1834 года Положения о Домашних Учителях, при определении в частные дома для воспитания детей, также при переходе с сею же целью из дома в дом и при переезде для постоянного жительства из одной губернии в другую, предъявлять настоящее свидетельство Директору Училищ и Уездному Предводителю дворянства тех мест, где водворяются;
в противном же случае, время то, хотя бы они и находились при должности, не будет зачтено им в действительную службу, и относительно лиц, происходящих из податного состояния, по силе $. 32 того же Положения сделано будет распоряжение
1) об обращении их в первобытное состояние и вытребованием обратно настоящего свидетельства и
2) согласно $ 9 дополнительных Правил о Домашних Учителях, утверждённых Министерством Народного просвещения 2 августа 1834 года, представлять Директору Училищ, с окончанием каждого года отчёты о своих трудах и занятиях и одобрительные о себе свидетельства от Уездных предводителей Дворянства и от лиц, у коих исполнять будут обязанность своего звания.
Домашние Наставницы и Учительницы, имеющие по положению и происхождению своему право на поступление в Дом Призрения бедных девиц благородного звания, если будут в точности исполнять правила, изложенные выше сего и в статьях 423, 424, и 425 Св. Зак. Т 3 Уст. о пенсии (изд. 1896) по выслуге в сих званиях не менее 20 лет, получат право поступить в означенный Дом на казённое содержание преимущественно пред теми, кто образованием детей не занимались.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ