Время читать

Леонид Дубаков
Поэзия Никиты Титаренко - это поэзия человека, исследующего большой и разнообразный мир через слова, через культурные коды. Его стихи обычно большие, причём не только по размеру, но и с точки зрения объёма тех культурных, литературных, религиозных, природных, бытовых реалий, которые в них присутствуют. Его поэзия перехлёстывает через край, она захлёбывается определениями, сравнениями, метафорами, параллелями, аллюзиями, потому что герою стихов Никиты нравится читать и нравится писать, потому что из литературы состоит его мир и через литературу он видит мир, который его окружает.

В поэзии Никиты Титаренко многочисленными метафорами, составными рифмами и юношескими любовью и отчаянием стучит сердце Маяковского. Это и мотив постоянного движения - птицей, рыбой, ветром, волной и т. д., это и отношение к другим, к маме и к возлюбленной, это и соединение грубости и нежности в одном тексте, это и поэтическое покушение на сакральное. Но Никита - не Маяковский, он другой: в чём-то он шире его и мягче.

В поэзии Никиты виден также ум Бродского, строящий длинную строку и переламывающий её энжанбеманами, стремящийся, назвав, исчерпать всё, что есть в окружающем пространстве, и размышляющий об уходящем времени. Этот поэт отзывается в нём формульным интеллектуализмом, лексическим смешением высокого и низкого, интересом к мифологии. Но Никита и не Бродский, он другой: в чём-то он громче его и горячее.

Сравнение с другими поэтами - это обычно попытка объяснить себе, с чем, вроде бы, привычным, имеешь дело. Но в случае с поэзией Никиты Титаренко это, скорее, позволяет увидеть, услышать, что у него был свой голос. О чём бы он говорил этим своим голосом? Сложно предполагать. Но если отталкиваться от того, что осталось, а осталось немало, то, наверное, о преодолении слов, культурных кодов, литературы живым движением души, непредсказуемой мыслью и болящим сердцем. И, конечно, о том же самом, чем и так были полны его стихотворения: о том, что есть кого и за что любить и есть кем быть любимым, о том, что Господь - верный пастырь и надёжное прибежище для человека, о том, что в конце коридора времени - светлая вечность.