Цве ты зла

Леонид Дубаков
Земфира Рамазанова талантлива. Это очевидно. Её песни можно слушать годами. И если они не забирают тебя с первого раза, то со второго, с третьего заберут почти наверняка. Это можно сказать и про сверкающие молодой ртутью первые три альбома, и про зрелый матовый мрак альбомов остальных. Земфира не осталась в нулевых годах, не исписалась, не успокоилась. Не ушла в пошлость шоу. Она осталась живым человеком, пишущим музыку и сочиняющим стихи. Её песни исполнены искренности, а музыкальные решения профессиональны. Земфира Рамазанова — большая певица.

Но творческий и человеческий непокой бывает разным. Бывает, что талант идёт по восходящей, углубляя себя и высветляя. Бывает, что идёт по нисходящей и, перейдя в тёмную комнату, закрывает за собой дверь. Случай Земфиры — это случай трагического таланта. Таланта, который не решает свои внутренние конфликты, а умножает и усиливает их. Вероятно, у этих конфликтов множество разных причин — коренящихся в прошлом и порождаемых в настоящем. Говорить о них бессмысленно и не очень красиво. Это пространство чужой и хрупкой души. Но последствия внутренних конфликтов творца важно осмыслить.

То, что альбом «бордерлайн» вырос из болезни, понятно по его названию. Но примет болезни в самом альбоме ещё больше. Всё, в общем, совсем не ок. Болезнь героини альбома, вероятно, предельно близкой певице, — болезнь и физическая, и психологическая, но, главное, это болезнь сознания. Реальность глобально не соответствует ожиданиям, и героиня идёт вразнос. Она везде ищет смерть и везде её находит. И тут никакой прозак не поможет.

Земфира в «Бордерлайне» обживает разные варианты ада. Ад — это её характеристика детства, любви, дружбы, творчества и всего остального. Отчасти — потому, что они такими бывают, во многом — потому, что они такими могут стать в абсолютной степени. Земфира горит в каждом из сотворённых адов, глядя на своих демонов, фиксируя их экспансию. На контрасте она стремится к воде — океана, набережной, Крыма, снега. Но сложно сказать, помогает ли.

Земфира Рамазанова не раз говорит в альбоме о злости. Она не радуется этому, но она злой человек, который воюет с раздражающим её миром. Она исключает из этого мира любимых, но вскоре распространяет свой ад и на них. Её мир жёстко делится на два, как, например, у французских символистов, и трещина между мирами разверзает ад настоящий. Большая певица Земфира в «бордерлайне» сеет семена гневных, отчаянных, темнеющих песен, и из них постепенно вырастают горькие для нас и ядовитые для неё самой цветы зла.