Октава для музыкального мира. Часть 2

Кларита Арта
Музыканты говорят, что "в музыке - как в жизни, главное - отношения". Эти "отношения", как главный признак, связаны с внешней формой модифицированной октавы и базового музыкального интервала 1:2, названного "лактавой" для новых музыкальных инструментов класса "октаримо". Неологизмы "лактава", "октаримо" - это условные рабочие названия.

Каждый музыкальный инструмент с любым количеством нот в октаве имеет своё "лицо", "визитную карточку" или, другими словами, внешний вид, внешнюю форму звукоряда. Мы всегда узнаем фортепиано по внешнему виду октавы: 7 белых клавиш первого ряда и во втором ряду - 2 и 3 чёрных клавиши. Инструмент "энгармонический клавецин (рояль)" князя В.Ф.Одоевского, который находится в музее московской консерватории, имеет 3 ряда: в первом ряду 7 белых клавиш в октаве, во втором и третьем рядах расположено 12 разноцветных клавиш в октаве: 2 светло-коричневые клавиши, 5 чёрных половинчатых клавиш и 5 тёмно-коричневых половинчатых клавиш. Звукоряд Анджей Ковальски по патенту 2001 года номер US6194646 представляет собой увеличенную "кальку" с фортепиано: к двум чёрным и трём чёрным клавишам октавы добавлено автором по одной чёрной клавише, в первом ряду добавлено две белых клавиши с получением девяти основных нот.

Внешний вид каждого инструмента о многом говорит. Он "тайным" образом показывает как была сформирована октава. До модифицированной октавы 8/16 не прослеживается через внешнюю форму октавы суть универсальности музыкальной единицы, лишь отражается формой функциональная роль: сделать такой звукоряд, чтобы исполнители различали при игре на инструменте ноты и могли играть на данном музыкальном инструменте.

Впервые предложен для звукорядов с модифицированной октавой внешний вид, отражающий суть изобретения. Октава построена по Закону. Согласно модулю и ДМ выбран не только количественный аспект (количество нот в октаве), но и показан тоновый аспект (те самые "отношения как в жизни"). Выделение срединной ноты или тонального центра внешне как акцента лактавы 1:2 (рисунком, орнаментом или инкрустацией) показывает не только принцип нахождения большого количества консонантных интервалов, но и исторический ход создания базового музыкального интервала. В древности человек пропевал звук, затем более высокий тон, похожий на первый, но в два раза выше, затем средний звук между первыми крайними двумя тонами. Этот ход развития музыкальной основы будущей октавы отражён внешне видом трёх нот: две чёрные клавиши второго ряда это ноты в основании и вершине базового интервала, клавиша с рисунком или орнаментом это середина интервала. Такая внешняя форма трёх клавиш символически отражает первый шаг, сделанный на заре зарождения музыкальной культуры, для создания в будущем базового интервала и равномерной темперации. Позже появилась пятитоника, как голосовая основа музыки. Пятитоника сохранилась и до нашего времени в национальных напевах разных народов.

Конечно, вопрос функциональности для игры на инструментах с модифицированной октавой тоже был учтён, но о нём даже и не пришлось особо задумываться. Деление лактавы на значимые части, согласно ДМ и исторической формы пятитоники, уже сделали своё дело. Октава разделилась на части, в результате этого деления, октавы звукоряда и отдельные ноты будут хорошо видны во время игры на инструменте.

Разделение на некоторое большее количество частей лактавы, по сравнению с октавой 1:2 фортепиано, потребовало введения дополнительных цветов. Был выбран монохромный ряд, а именно, к белому и чёрному цветам как у фортепиано был добавлен серый цвет для нот до#, ре#, ми#, соль#, ля#, си#. Центральная нота лактавы тоже выдержана в монохромной гамме: фа# - это белая клавиша с рисунком или орнаментом чёрного или тёмно-серого цвета. Такой внешний вид для второго ряда подходит для инструментов с чёрным, белым или серым корпусом. Если же инструмент имеет цветной корпус, например, бежевый или как у аккордеона (вишнёвый, зелёный малахитовый и т.д.), то и оттенки у нот второго ряда можно сделать в соответствующих расцветках. Это вопрос гармонизации в выборе цветового решения.

Необходимо особо сказать о камертонной ноте.

Раньше октаву начинали с ноты ля. Ей было присуждено значение 440 Гц, позже официально утверждённому по стандарту ISO 16. Для относительного музыкального звука не существует абсолютного акустического значения. Это был вопрос исторического выбора. Теперь принято октаву начинать с ноты до. Она в модифицированной октаве 8/16 назначена быть отправной, камертонной. Значение для этой ноты может быть выбрано из некоторого ограниченного количества значений, взятых целым числом, так как камертонные ноты принято выражать целым числом.

Согласно ДМ, может быть в октаве только 8 основных нот: 7 нот - мало, 9 нот - это использование для построения новой октавы количества нот большего, чем имеется в модуле ДСС. А какое значение в герцах необходимо выбрать для камертонной ноты первой октавы? Если для добавления к основным нотам существует "узкий коридор" (добавляется всего одна 8-ая нота), то и для выбора акустических значений для отправной ноты тоже имеется достаточно "узкий коридор" из нескольких значений целым числом, так как диапазон имеет ограничения по своим рамкам. Мелодичные звуки средней части в очень широком диапазоне в крайних регистрах превращаются в шумы, поэтому нет смысла делать слишком большое количество октав в звукоряде. Нет смысла также смещать диапазон слишком вверх или ограничивать диапазон в основном низкими по звучанию октавами.

Для до первой октавы можно предложить, например, значение 256 Гц, но может быть выбрано и другое значение. Единственное условие - в модифицированном звукоряде не должно быть ни одного акустического значения нот фортепиано. Если сохранить хотя бы одно из значений нот звукоряда классического фортепиано, например, 440 Гц или значение 261,63 Гц (значение до первой октавы фортепиано), то получается инструмент-гибрид. Это означает, что в каждой модифицированной октаве будет совпадать с фортепиано звук четырёх нот, в музыкальном интервале, соответственно, пяти нот. Для всего звукоряда это достаточно большое количество нот.

Необходимо объяснить почему я против инструмента-гибрида.
 
Например, музыкант на инструменте-гибриде сначала исполняет музыкальные фразы из набора 5-ти нот, которые совпадают по звучанию с нотами фортепиано в каждой октаве. Проигрывает ноты последовательно, интервалами или в аккордах. Мы все привыкли к звучанию фортепиано. И при прослушивании этих знакомых звуков будем настраиваться на соразмерность полутона фортепиано. Затем музыкант начнёт продуцировать звуки из набора новых по звучанию нот, этих звуков нет у фортепиано. В новой системе – новая соразмерность, так как полутон уже. Слушатель может получить состояние фрустрации, дискомфорта.

У обычного фортепиано имеется в диапазоне 88 нот. В этом диапазоне человек со средним слухом различает около полторы тысячи звуков. Пусть звуки фортепиано остаются у фортепиано, а также у всех музыкальных инструментов с семинотной октавой, которая сложилась исторически. Она просуществовала более 2-х тысяч лет с небольшими изменениями. Для неё написано огромное количество произведений музыкантами-классиками и современными композиторами. Но пусть у новой октавы будет новая соразмерность и новый звук.
 
Нет смысла из диапазона в 1500 звуков выбирать смешанный звук для инструмента, который имеет всего на четыре ноты в октаве больше, чем у фортепиано и связывать модифицированный звукоряд в звучании с инструментом другой соразмерности. В любом случае, и для инструмента-гибрида, и для инструмента с полностью новым звуком придётся писать композиторам новые произведения. В образовательных целях для понимания более тонкого интервала полутона можно использовать в сравнении звучание фортепиано и октаримо (с новым полутоном и звуком) как отдельных инструментов.

В качестве подведения итогов, можно сказать следующее.

Способ модификации октавы 7/12 с использованием универсального модуля ДСС и универсального Закона ДМ решает проблему просто и основательно. Новая универсальная октава 8/16 выстраивается теоретически, а затем уже на практической стадии, используя эту единственную схему, можно выбрать несколько значений для камертонной ноты и в эксперименте с прослушиванием нескольких полученных после вычислений по логарифмической формуле вариантов звукоряда - выбрать лучший по звучанию. Соразмерность в интервалах и аккордах будет одной и той же у всех предложенных для эксперимента вариантов. Соразмерность неизменна и зависит от исходно выбранной схемы октавы, которая сформирована путём использования цифр модуля ДСС и Закона ДМ с получением 8-ми нот октавы, 8-ми тонов в музыкальном интервале 1:2 (лактаве) и отличного от фортепиано коэффициента полутонального соотношения ближайших нот (q = 1,0442731782). Соразмерность в звучаниях интервалов и аккордов будет удовлетворительной, так как новая октава характеризуется полнотой, т.е. дооформленностью классической октавы 7/12 до октавы 8/16. Внешний вид лактавы второго ряда показывает принцип получения консонантных интервалов и аккордов для любых интервалов и аккордов звукоряда с новой универсальной октавой. Внешняя форма звукоряда полностью соответствует методу модификации по модулю ДСС и Закону ДМ, отражает суть метода или способа, является исторически следующим прогрессивным шагом развития современной классической универсальной октавы фортепиано. В основе базового интервала лактавы лежит пятитоника с тремя тонами между пятью нотами пятитоники. Форма октавы функциональна, является удобной для игры на инструментах с модифицированной октавой. Новая единая система с универсальной модифицированной октавой чётко структурирована, построена для музыкального мира таким образом, что между целым и частями не возникает ни одного противоречия.