5. Краткий обзор ведической литературы

Анна Лал
Основы ведической философии. 5 часть.
Читать 4 часть "Квалификация духовного Учителя" здесь:
http://proza.ru/2021/03/27/1295


***

Ведическая литература делится на 3 основные части:

- Шрути (Услышанное),
- Смрити (Запомненное),
- Ньяя (Логические заключения).

Вместе их называют: Три пути, ведущие
за пределы Материального Мира.

К Шрути относятся: Риг-, Яджур-, Сама- и Атхарва-Веды.
Каждая из 4х Вед делится на 4 части:
Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

"Веда" переводится как знание.
"Самхита" - собранное вместе. Сборник гимнов, молитв, благословений
и различных мантр, используемых в обрядовой религиозной деятельности.
"Брахмана" по отношению к священному писанию означает - комментарий
к конкретной Веде, объясняющий религиозные ритуалы, описанные в ней.
"Араньяка" переводится как "лесная". В Араньяках описаны
суровые аскетические практики, предназначенные для отшельников.

Среди упомянутых книг 11 Упанишад являются наивысшими, потому что
объясняют сокровенный смысл всех книг. Список возглавляет
"Шри Ишопанишад".
 
Среди литературы, относящейся к категории Смрити,
выделяются "Пураны" или древние исторические хроники.
Среди Пуран, эпос Махабхарата и 12-томный труд
Шримад-Бхагаватам особенно ценятся, поскольку наставления
Верховного Господа, Бхагавад-Гита, часть Махабхарата,
а Шримад-Бхагаватам описывает достоинства Господа и
Его удивительные деяния. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
представил человечеству эти жемчужины ведической литературы.

К категории Ньяя относится одно произведение -
Веданта-сутра или анализ всех Упанишад.
Сутра устраняет кажущиеся противоречия, которые
встречаются в 11-ти Упанишадах.
Это сложное философское произведение
трудно понять. Поэтому мудрец Шрила Вьясадева
(тот, кто записал устно существующее ведическое знание на бумагу)
составил комментарий к Веданта-сутре,
12-томный Шримад-Бхагаватам. 

(На фото вначале публикации приведена схема, включающая
в себя элементы ведической литературы.)

Комментарий и перевод А.Ч. Бхактиведанты Свами
Прабхупады, специалиста по санскриту, ведическому богослову
и духовному лидеру древней гаудия-вайшнавской религиозной традиции,
послание ведической философии стало доступно людям
западных стран для детального изучения и духовной практики.


***

Хочется спросить: "Зачем принимать
духовного наставника, если можно просто изучать книги?"

Но хотя эти книги будут основой для всех людей, желающих достичь
духовного совершенства в любой авторитетной духовной традиции
на протяжении следующих 10 000 лет, как предсказано в самой ведической
литературе, - принятие живущего ныне духовного Учителя,
необходимое условие для понимания и реализации
божественных знаний.
На это есть пять причин:

* Во-первых, разум обычного человек склонен
воспринимать информацию искаженно. Но истинный духовный
Учитель правильно понимает что хочет донести
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, или апостолы Христианства,
или Пророк Мухаммед.

* Во-вторых, чтобы понять духовное знание, важно
развить духовные качества, для чего и требуется помощь
духовного Учителя, который занимает ученика определенной
практикой, необходимой для усвоения знания.

* В-третьих, принимая духовного Учителя, ученик ставит
себя в смиренное положение. Не заняв смиренной позиции
человек не сможет понять запредельные вещи (о чем говорилось
в 3-ей части этой публикации). Знание - течет сверху вниз, как вода.

* В-четвертых, живой пример человека, который уже прошел по
этому пути, питает, вдохновляет и развивает
веру ученика

* В-пятых, цепь Учителей, по которой передается знание,
не должна прерываться, иначе знание исказится
и его практика не приведет к нужному результату,
Любви к Богу.

***

Продолжение - Качества духовного ученика, 6 часть
http://proza.ru/2021/04/03/1282)