Легенда об Исходе

Владимир Смолович
   Несколько дней назад, во время разговора с верующим человеком я - в числе библейских легенд, не имеющих под собой никакого основания, то есть полностью придуманных - назвал легенду об исходе евреев из Египта. В основе рассказа о всемирном потопе, например, лежат воспоминания о каком-то сильном наводнении, во время которого весть мир - деревня, в которой жил автор повествования и несколько соседних - оказались под водой. Легенда об исходе - от первого до полусреднего слова - вымысел.
   Мой собеседник был возмущён. Верующих всегда возмущает попытка поставить под сомнение достоверность библейских легенд.    
   Какие же аргументы я привёл в доказательство того, что описание исхода евреев из Египта - вымысел автора (или авторов) легенды?
   Единственный источник информации об этом событии - одна из книг Ветхого Завета, которая так и называется – Исход.
   Оставим в стороне жизнеописание Моисея, это тема отдельного исследования  - попробуем посмотреть на библейский текст без предвзятости.
   Итак, спасаясь от голода, 70 человек (такая цифра указана в Библии) пришли в землю Египетскую, предпочитая рабство голодной смерти.
   Отправились они в Египет через «землю Гесемскую». Это невероятно интересное уточнение, ибо «земля  Гесемская» существовала лишь в VII-VI веках до н.э., то есть много столетий спустя объединения древнееврейских княжеств в единое Иудейско-Израильское царство, и 800-1000 лет спустя того периода, на который указывает Библия.
    Жизнь рабов тяжела, а если правители к ним не благоволят – то в особенности.  Тем не менее, спустя четыреста лет – примерно 16 поколений – в Египте было 600 тысяч рабов-иудеев. Считали, кстати, только рабов-мужчин. Женщин и детей вместе, наверное, втрое больше.. Тогда за 16 поколений численность  рабов – иудеев возросла в 20 тысяч раз.
   Более в истории еврейского народа (а равно - любого другого)  такой скорости прироста населения не будет.  
  Если учесть, что речь идёт о втором тысячелетии до нашей эры, то приходится думать, что рабы жили гораздо лучше господ.
   И вот является некто Моисей, 80 лет от роду, и представляется вождём иудейского народа. И требует, чтобы царь Египетский отпустил всех иудеев из рабства.
   Библиография относит это событие к эпохе XIV-XII  веков до н.э. В это время правили фараоны 18-20 династий. Имя фараона не указывается, судя по всему,  Моисей (и автор повествования) его просто не знал.  Не знал, и в каком городе располагается столица царства. За время царствования 18-20 династий столица переносилась дважды. Более того, автор Исхода не знал, каким богам поклоняются египтяне – они в книге не упоминаются.
   Итак, один из сотен тысяч рабов, пастух по специальности,  попросился на приём к фараону и был допущен. Очень милый жест со стороны грозного правителя.
  Моисей продемонстрировал силу бога, вдохновившего его  - бросил на землю посох, и тот превратился в змею. Демонстрация силы  не удалась – прибежали слуги фараоновы и также побросали свои посохи на землю. И те также превратились в змей, продемонстрировав тем самым, что слуги фараоновы могут тягаться с богами.
   Тогда Моисей попросил бога своего наслать на Египет казни – вызвать национальные бедствия разного рода. Нашествие жаб, мор скота, нашествие саранчи, огненный град и т.д.
    Это казни произвели на египтян примерно такое же впечатление, как превращение посоха Моисея в змею. Или ещё меньше. Ибо ни в одной из летописей Египта – а это эпоха, когда государственная машина страны работала превосходно, все сколь-нибудь важные события фиксировались, о тех казнях не упоминается.
   Но после десятой казни фараон «сдался» и разрешил иудеям покинуть пределы государства.
      Местом предварительного сбора был назначен не один из городов Египетского царства, что было бы логично, а город Раамсес всё в той же гесемской земле, о которой упоминалось выше. Собрать рабов было делом непростым: например, от столиц, где располагались дворцы фараонов 18-20 династий, до крупнейшего города Египта тех времён – Фив – 700 с лишним километров. Но – как было велено – ждали. Ждали, пока гонцы доскачут до Фив, ждали, пока народ соберётся, ждали, пока тысячи рабов с жёнами и детьми дойдут  (транспорта не было-!) до Раамеса. Наверное, ждало и египетское войско, которому было велено не уничтожать отряды рабов-иудеев поодиночке, к чему бы стремился любой из военачальников, а ждать того момента, как они объединятся.
   Никаких упоминаний о сборах и об ожидании прибывающих из отдалённых регионов царства в книге Исхода нет. По всей видимости, автор полагал, что размеры египетского царства невелики - не более нескольких тысяч локтей а любую сторону от царского дворца.
   Куда идти – знал лишь Моисей. Но очень неточно. Ибо от всех столиц Египта второго тысячелетия до нашей эры, неважно то ли от Ахитотона, то ли от Мемфиса, то ли Пер-Рамоса – земля обетованная находится на северо-востоке, а Красное море – на юго-востоке. Зато  до ближайшего водоёма, в котором можно было бы утопить войско фараона -  если Господь придумал именно утопить – всего несколько десятков километров. Но это было слишком просто и не интересно, поэтому Господь велел Моисею  вести народ за сотни километров к Красному морю, чтобы там утопить египетской войско с максимальной эффектностью. Если Исход был бы до XV века до н.э., то есть во времена когда столица была в Фивах, до Красного моря пришлось бы топать дополнительные 100-200 километров. А египетскому войску до выступления в погоню пришлось бы ждать лишний месяц…
    Подошли к самому интересному эпизоду книги Исхода – странствию по Синаю. Перед Моисеем встали две сложнейшие задачи: чем кормить два миллиона человек (женщины и дети тоже едоки, плюс скот), и как убедить людей двигаться со скоростью не более 30 (тридцати) метров в день, чтобы растянуть пересечение пустыни на 40 лет. Напоминаю, что при бегстве от Раамсеса до Красного моря они двигались в тысячи раз (!!!) быстрее. Про такую мелочь, как одежда и утварь (глиняные кувшины долго не служат) говорить не будем.
   В книге "Исход" описывается, что Бог заботился о пропитании беженцев, давал им "манну небесную", которой они полностью насыщались. Но зачем тогда нужен был скот? Он также питался манной небесной? И каково сорок лет питаться одним и тем же? Во что превратились бы люди, которым не нужно добывать пищу, за сорок лет?   
   Никаких следов путешествия Моисея с людьми по Синаю не обнаружено. Не  обнаружено, кстати, ни одного захоронения, а ведь 40 лет были задуманы для того, чтобы в Землю Обетованную вступили лишь те, кто никогда не были рабами. Те, кто вышел из Египта, должны были умереть в пустыне. Два миллиона захоронений скрыть не так просто. Гору, на которой Моисей имел аудиенцию у Бога, назначили (претендентов было несколько) лишь в III веке н.э., после становления христианства, артефактов, относящихся к более ранним периодам,  там не обнаружено.
    Любопытно, что время от времени Моисей собрал с народа подати и налоги. Казалось бы – откуда в пустыне взяться серебру и золоту? Находили. В невероятном количестве. Если перевести приведённые а книге Исхода меры в современные, то получится, что на ритуальные изделия нужды были истрачены тонны серебра и золота. И мастерские ювелирные были. Должно быть, все 40 лет за собой таскали…
    На этом моя беседа с верующим человеком закончилась. Хватило лишь небольшой части логических нестыковок и нелепостей, содержащихся в книге Исхода, чтобы отбить у него охоту продолжать спор. Он ушёл, удивляясь, как можно проверять логикой то, что считается откровением. Жаль. Я бы ещё рассказал ему, что в древнееврейском языке нет ни одного слова, ни одного обычая, ни одного блюда заимствованного у древних египтян, что неизбежно случилось бы, когда один народ живёт среди другого. Я бы рассказал, что древнееврейская письменность сформировалась не на основе древнеегипетского письма, как бы случилось в случае, когда полудикий народ живёт среди цивилизованного, а на основе финикийского. Я бы рассказал, что в религиозных текстах древних евреев есть немало заимствований из религиозных текстов древних вавилонян, и ни одного - из легенд древних египтян.
   Ясно, что человек, писавший эту книгу жил много веков спустя  от времени, в которое он привнёс описываемые действия. Если точно - автор книги Исхода  жил – в VII-VI веках до н.э., когда существовало царство Гесемское.  Автор немного знал о нём, но ничего не знал о Египте. Ни одного имени, ни одного географического названия, не знал, каким богам там поклоняются. Географию он также знал очень плохо, например, слышал о Красном море, но не знал, где оно…  
      Реальная история еврейского народа примерно до  VIII –VII вв. до н.э. имеет мало точек пересечения с библейскими рассказами. Они создавались (и неоднократно переделывались) на потребу и в угоду меняющимся правителям. Одно дело сказать «Я, царь, решил…», другое: «Мне во сне явился божий ангел и велел…». Убедительнее, и ответственность делится с тем,  кто не доступен.
   Наша жизнь заполнена мифами. Временами они превращаются в гири на ногах, мешающие идти вперёд. Легенда об Исходе одна из них.