Воспоминания моего отца

Май Август
Пятигорск 1ое марта 1978г.
Воспоминания о прошлом

25ое мая 1918 г. Завтра, 26го мая по ст. ст. (8ое июня нов.ст.) юбилей моего дня рождения 1906 г, мне исполнится 12 лет. Моя бабушка Евдокия Ивановна Щербакова ушла на базар, чтобы закупить некоторые продукты для пирогов и проч. др. вещей д/подарка мне в день рождения. По принятому обычаю его у нас в доме  справляют всем членам семьи в их дни рождения ежегодно. Мы ребятня, а нас четверо ребят  и младшая сестренка, первые трое старших пропадает на жел.дор.путях ст-ции Петропавловск Сибирской  ж.д. в будущем Омской ж.д. Там идёт наше знакомство с чехословаками, которые участвовали в первой империалистической войне на стороне Германии против России. Чехословацкий 100тысячный корпус т.е. его командование договорилось с Лениным председателем СНК РСФСР о пропуске  их через Сибирь на Дальний Восток с тем, чтобы возвратиться к себе домой, т.к. воевать они не хотели ни с немцами, стоявшими у них в тылу, ни с русскими.
Бегая по путям под вагонами и вдоль эшелонов жел.дор.поездов мы подростки под руководством более взрослой молодёжи-юношества занимались попрошайничеством чего либо "военного", т.к. игра в войну была у нас самой модной  игрой. Иногда нам добровольно рядовые солдаты что либо отдавали из негодного орудия, а иногда, когда чехословаки устраивали гулянья в городском саду, и эшелоны оставались под надзором 2х-3х  часовых-солдат и тех занятых разговорами с рабочими-железнодорожниками обо всём, чем угодно, как славяне со славянами, мы не терялись пошарить по их жилым товарным вагонам. Загромождённость путей товарными составами и воен. эшелонами давала ребятне украденные оружие и вещи прятать в деревянных ледниках, в соломе с глиной, укрывавших лёд, предназначенный для набивки карманов вагонов-ледников, перевозивших мясо в Зауралье и Москву, Петроград. Такие вещи домой нести боялись родителей, но всё же в тёмное время  вечеров тайно приносили домой, и попавшие в мои руки одну винтовку я всё же  дома запрятал на сеновале в сено, туда же через некоторое время и перенёс  2,шт. револьверов без патронов.