Территория зарождения древнетюркского скотоводства

Гахраман Гумбатов
     Территория зарождения древнетюркского скотоводства    
Примерно 10 тыс. лет назад, вскоре после окончания ледникового периода, то есть в самом конце неолита, человек освоил культурное земледелие и скотоводство. В историческую науку этот судьбоносный переворот вошел под названием неолитической революции.

       Согласно гипотезе Н.И. Вавилова, географической прародиной современного земледелия стали речные долины "плодородного треугольника" на Анатолийском плато (современная Турция), в истоках рек Тигр и Евфрат. Во всяком случае, именно там, как подтвердили позднейшие раскопки, зародилась культура возделывания пшеницы.

На территории Южного Кавказа росли дикие злаки, годные в пищу и для посева, и жили дикие животные, пригодные для одомашнивания. Где это произошло раньше всего, сказать трудно, во всяком случае в Малой Азии хлеб сеяли уже между Х и VIII тысячелетиями до х.э. Примерно в ту же эпоху и в тех же местах приручили козу, овцу, осла (собаку приручили гораздо раньше еще охотники древнекаменного века); позже был одомашнен крупный рогатый скот и кое-где - свинья.

       Когда многие древние народы от охоты и собирательства постепенно переходили на более высокие типы хозяйствования (земледелие и скотоводство) предки тюрков, видимо, из-за того, что жили на территориях более благоприятствующих развитию скотоводства, чем земледелия, стали осваивать отгонное скотоводство.

 Весьма удобной для развития отгонного скотоводства оказалась  территория исторической прародины тюрков - Кура-Араксинское междуречье на Южном Кавказе, а также смежные территории северо-востока  Передней Азии.

    Известный российский ученый Н.Я.Мерперт пишет: «...Постепенному и «прочному» характеру распространения древних земледельцев противостоят единовременные, иногда весьма далекие «броски» скотоводов по открытым пространствам в поисках новых пастбищ, водных ресурсов, источников сырья и областей соприкосновения с земледельцами. Такие «броски» достигали значительного масштаба, поскольку борьба за пастбища требовала создания больших и мощных объединений, которые быстро возникали и столь же быстро распадались... При этом в степных областях создавались огромные культурные общности».

 Первой такой огромной культурной общностью подвижных скотоводов в истории стала так называемая  евразийская курганная археологическая культура. Первые курганы появились на Южном Кавказе в начале IV тыс. до н.э.

 Именно с Южного Кавказа стали расселяться в другие регионы прототюрки в  середине IV тыс. до н.э. Это, скорее всего было связано с ростом населения и увеличением поголовья скота, которому нужны были новые обширные пастбища. Однако с древнейшей родины ушли не все прототюрки. Многие из них остались на первоначальной родине. Наукой доказана преемственность тюркского этноса на первоначальной территории с древнейших времен до наших дней. Часть древних тюрков постепенно продвинулась на север — на земли финно-угров, где происходило и происходит взаимовлияние данных этносов, сближение их бытового уклада, культуры и языков. Другая их часть, в III— II тыс.дон. э. ушла далеко на восток вплоть до Забайкалья, где тюрки создали довольно высокую для своего времени ямную афанасьевскую и срубную андроновскую культуры.

        В дальнейшем по мере освоения  древними тюрками степных территорий Евразии от Дуная до Енисея  вся эта территория была покрыта искусственными холмами-курганами.

Носители курганного обряда погребения, одними из первых стали внедрять подвижное скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. В поисках новых пастбищ они перегоняли свои стада на зимовки и летовки. Тюркское слово "яй" ("лето") породило понятие "яйлажное скотоводство", которое вошло в хозяйственный уклад жизни многих народов и означает «выгон скота на летние пастбища».

Для успешного передвижения древние тюрки изобрели повозки, в которых перевозили людей и весь их домашний скарб. В погребальных ямах курганники сооружали срубы, умерших хоронили в деревянных повозках и саркофагах.

Поскольку это были преимущественно овцеводы, они, очевидно, одними из первых стали обрабатывать шерсть, раскатывать войлочные ковры, покрывала для своих повозок, изобрели веретено для вытяжки нити (курганы Уч – тепе, Бедени, и др.). В огромные повозки они умели впрягать быков и использовать их силу.

      Южный Кавказ и степная зона Евразии благодаря тюркам весьма насыщены памятниками прошлого: курганами, каменными изваяниями, стелами, наскальными изображениями и пр.

        Погребальный обряд на всём этом пространстве отличался исключительным единообразием, особенно на первых порах, и это — свидетельство, что многочисленные племена, заселившие степь, в процессе постоянных контактов между собой выработали единую духовную культуру. А так как это возможно, только когда люди говорят на одном языке, стало быть, по всей этой огромной области распространился единый язык или группа близкородственных диалектов.

       Решающим доказательством в пользу того, что в отдельных могилах под курганами похоронены именно воины скотоводы служат предметы, которые находят в курганных погребениях — боевые топоры (из камня), знаки власти — каменные булавы  и скипетры в виде стилизованной головы животного. Советский археолог Э. Б. Вадецкая пишет, что «умершего сопровождали астрагалы и ритуальная пища — определенные части туши овцы, поверх сруба клали голову жертвенного животного и его шкуру». И наконец, на курганах воздвигались антропоморфные стелы - балбалы.

          Э. Б. Вадецкая весьма существенно подкрепила гипотезу о том, что курганная (ямная) культура, постепенно перешедшая в афанасьевскую, андроновскую и срубную, очень сходна в основных чертах с гуннской и таштыкской. А поскольку таштыкцы — потомки афанасьевцев, стало быть, таковыми являются и гунны.

      Курганная насыпь, как серьёзный индекс степной кочевнической этнокультуры характерный для прототюрков и их прямых потомков - многочисленных тюркских народов уже с IV тысячелетия до н.э. глубоко внедрился во многие инокультурные общности и надолго в них прижился. Между тем, ни в одном из индоевропейских, финно-угорских или кавказских языках тeрмин "курган" не имеет смысла и не этимологизируется. Семантика слова раскрывается только на тюркских языках: кур- (гур-) - строить, создавать, возводить. Курган во всех современных тюркских языках означает - «возведенный», «построенный».

        Слово курган ‘погребальная насыпь’, распространено не только в России, но и по всей Юго-Восточной Европе (Русс. kurg;n, Старо Русс. курганu, Укр. kurh;n, Белорусс. kurhan, Пол. kurhan, kurchan, kuran 'насыпь'; Рум. gurgan, Диал. Венг. korh;ny), является заимствованим  из Тюркских языков: Др. Тюрк. курган 'укрепление', Тат., Осм., Кум. курган, Кирг. и Джагат. korgan, все от Тюркского kurgamak 'укреплять', kurmak 'возвести'. Область распределения его в Восточной Европе близко соответствует области распространения Курганной культуры в Юго-Восточной Европе.

        Благодаря раскопкам тюркских курганов были получены богатейшие материалы, позволяющие судить об образе жизни древнего населения названных территорий, его социальном строе, религиозных представлениях, культуре и искусстве.

      В музеях разных стран, особенно в России, в частности в Эрмитаже и в его знаменитой Золотой кладовой, хранятся памятники искусства, добытые из тюркских курганов.

          Тюрки в III тыс. до н.э. заняв зону степей, никогда не пытались овладеть ни лесными районами Сибири, ни проникнуть в Китай. Травянистая степь, перерезанная лесистыми хребтами, была их вмещающим ландшафтом. К другим условиям жизни они были не приспособлены и не хотели приспособляться.

      Родство древних и современных  тюркских языков, разделенных тысячелетиями и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено только тем, что все они восходят к одному праязыку, на котором первоначально говорило этнически однородное население какого-то небольшого компактного региона – тюркской прародины. Иначе невозможно объяснить одинаковые для тюркских народов, разделенных огромными расстояниями и не входящих в контакты друг с другом, обозначения домашних и диких животных  (лошадь, собака, корова, коза, овца, кабан, бобр, барсук и др., а также различных растений (пшеница, ячмень, просо, яблоко, виноград, береза, ивы и др.).

Названия основных домашних животных являлись для тюркских народов словами, связанными с их хозяйственной жизнью. Являясь терминами, эти слова почти не имели внутренного развития значений и очень мало подвергались фонетическим изменениям.

Большое значение тех или иных домашних животных в хозяйственной жизни тюркских народов определило обширное развитие терминологии, связанное с обозначением возраста. пола и породы животных. Напротив, для тех домашних животных, которые не имеют хозяйственного значения, эта терминология отсутствует.

Некоторые названия диких животных имеются только в тех языках, народы которых живут в местах распространения этих животных. Имеются и просто заимствования названий диких животных, особенно мелких, в тех тюркских языках, которые в данной местности распространились относительно недавно.

Все современные тюркские народы унаследовали от своих дальних предков (прототюрков) названия  домашних животных: ат (лошадь), айгыр (жеребец), буга (бык), окюз (вол),  инек (корова), деве (верблюд), гоч (баран), гойун (овца), теке (козёл), кечи (коза), ешшек (осёл), гатыр (мул), ит (пес) и др.
oвца:
якут.- xoй, хак.- xoй, шор.- xoй, тоф.- xoй, тув.- xoй, алт.- xoй,
кирг.- koй, каз.- koй,  каракалп. - koй,  ногай. – koй,
кум. - кой,  балк. - кой,  крым.тат. - гойун, караим. – кой,
уйг. - кой,  узб. - куй, башк. – куй  харыгы, татар. – сарык, чув.- сурах,
др. тюркск. М.Кашг. - гойун,
туркм.- гойун, азерб.- гойун, турк. - койун, гаг.- койун;
 баран:
якут.- xoй, хак.- хуча, шор.- куча, тоф.- ер хой, тув.- куйа, алт.- куча,
кирг.- кочкор, каз.- кошкар, каракалп. - кошкар,  ногай. – кошкар,
кум. - кочгар, балк. - кочхар,  крым.тат. – гочкар, караим. – кочхар,
уйг. - koчkaр, узб. - kучkoр, башк.– харик текехе, татар. – сарик текесе, чув.- тaka,
др. тюркск. М.Кашг. - koч,
туркм.- гоч, азерб.- гоч, турк. - коч, гаг.- koч;

Далее рискну названия оставить используя латинский алфавит.
ягнёнок:
якут.- baran o;oto,
хак.- xura;an, шор.- kura;an, тоф.- hura;an, тув.- xuraqan, алт.- kuraqan,

кирг.- kozu, каз.- koz, каракалп. - koz;, ногай. – koz;,

кум. - -, балк. - kozu,  крым.тат. - kozu, караим. – kozu,

уйг. - kozu, узб. - koza, башк. – kuz;, татар. – kuz;, чув.- putek,

орхон-енис.- -, др.тюркск. М.Кашг. - kozi,

туркм.- kuzu, азерб.- quzu, турк. - kuzu, гаг.- kuzi;

 

коза:

якут.- коза, хак.- eski, шор.- ;;k;, тоф.- -, тув.- o;k;, алт.- e;ki,

кирг.- e;ki, каз.- e;ki, каракалп.- e;ki, ногай.- e;ki,

кум.- e;ki, балк.- e;ki, крым.тат.- e;ki, караим.- e;ki,

уйг.- ;;k;, узб.- e;ki, башк.- k;z;, татар.- k;j;, чув.- ka;aka,

орх.- енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - ke;i,

туркм.- qe;i, азерб.- ke;i, турк.- ke;i, гаг.- ke;i;

 

козел:   

якут.- козел, хак.- -, шор.- -, тоф.- tehe, тув.- deqe, алт.- teke,

кирг.- teke, каз.- t;k;, каракалп.- teke, ногай.- teke,

кум.- teke, балк.- teke, крым.тат.- teke, караим.- teke,               

уйг.- tek;, узб.- taka, башк.-k;z; t;k;he, татар.-tek;, чув.- taka (баран),

орх.- енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - teke,

туркм.- teke, азерб.- t;k;, турк.- teke, гаг.- teke;

 

козлёнок:

якут.- koza o;oto,

хак.- ;;ki palaz;, шор.- ;;k; palaz;, тоф.- -, тув.- anay, алт.- uulak,

кирг.- ulak, каз.- lak, каракалп. - ;lak, ногай. – ulak,

кум. - ulak, балк. - ulak,  крым.тат. - ко, караим. – ulak,

уйг. - o;lak, узб. - ulok-, башк. – b;r;s, татар. – ulak, чув.- ka;aka putek;,

орхон-енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - oqlak,

туркм.- ovlak, азерб.- oqlak, турк. - oqlak, гаг.- olak;

 

корова:

якут.- ;nax, хак.- inek, шор.- inek, тоф.- -, тув.- inek, алт.- inek,

кирг.- inek, каз.- inek, каракалп.- -, ногай.- -,

кум.- inek, балк.- iynek, крым.тат.- -, караим.- inek,

уйг.- in;k, узб.- in;k, башк.- -, татар.- in;k, чув.- ene,

орх.- енис.- inqek,  др. тюркск. М.Кашг. – inqek, 

 туркм.-inek, азерб.- in;k, турк.- inek, гаг.- inek;

    

бык:

якут.- at;r o;us,

хак.- pu;a, шор.- pu;a, тоф.- buxa, тув.- buqa, алт.- buka,

кирг.- buka, каз.- buka, каракалп. - буьа, ногай. – буьа,

кум. - buq;a, балк. - buqa,  крым.тат. - bu;a, караим. – bu;a,

уйг. - buka, узб. - buka, башк. – boqa, татар. – buqay, чув.- ;ratl;  v;k;r,

орхон-енис.- buqa, др. тюркск. М.Кашг. - buqa,

 туркм.- buka, азерб.- bu;a, турк. – bo;a,  гаг.- buqa;

 

теленок: 

якут.-borosku,

хак.- p;zo, шор.- puza, тоф.- -, тув.- b;zaa, алт.- bozu,

кирг.- muzoo, каз.- buzau, каракалп.- buzau, ногай.- buzav, 

кум.- buzav, балк.- buzou, крым.тат.-buzav, караим.- buzov,

уйг.- mozay, узб.- buzok, башк.- b;zau, татар.-bozau, чув.- paru,

орх.- енис.- -,  др. тюркск. М.Кашг. – buza;u, 

 туркм.- -, азерб.- buzov, турк.- buzaqi, гаг.-buza;

 

лошадь:

якут.- at, хак.- at, шор.- at, тоф.- at, тув.- at, алт.- at,

кирг.- at, каз.- at, каракалп. - at, ногай. – at,

кум. - at, балк. - at,  крым.тат. - at, караим. – at,

уйг. - at, узб. - at, башк. – at, татар. – at, чув.- ut,

орхон-енис.- at, др. тюркск. М.Кашг. - at,

туркм.- at, азерб.- at, турк. - at, гаг.- at;

 

 жеребец:

 якут.- atur, хак.- asx;r, шор.- ay;;r, тоф.- ask;r, тув.- ask;r, алт.- ayq;r,

 кирг.-ayq;r, каз.- ayq;r, каракалп.- ayq;r, ногай.- ayq;r, 

 кум.- ayq;r, балк.- adj;r, крым.тат.-ayq;r, караим.- ayq;r,

 уйг.- ayq;r, узб.- ayq;r, башк.- ayq;r, татар.- ayq;r, чув.- ayar,

 др. тюркск. М.Кашг. - ayq;r, 

 туркм.- ayq;r, азерб.- ayq;r, турк.- ayq;r, гаг.-xayq;r;

 

жеребенок (до двух лет).

якут.- kulun, хак.- xulun, шор.- kulun, тоф.- hulun, тув.- kulun, алт.- kulun,

кирг.-kulun, каз.- кuл;н, каракалп. - kul;n, ногай. – kul;n,

кум. - kunan, балк. - kulan,  крым.тат. - -, караим. – -,

уйг. - kulun, узб. - kulun, башк. – kolon, татар. – колын, чув.- yupax tixa,

орхон-енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - qulun,

  туркм.- qulun, азерб.- qulan, турк. - kulun,  гаг.-kuli;

 

жеребенок (до одного года).

якут.- t;y,

 хак.- ;abaqa, шор.- ;abaqa, тоф.- ;apaa, тув.- ;abaqa,  алт.- tay,

кирг.- tay, каз.- tay, каракалп. - tay, ногай. – tay,

кум. - tay, балк. - tay,  крым.тат. - tay, караим. – tay,

уйг. - tay, узб. - toy, башк. – tay, татар. – tay,  чув.- tixa,

орхон-енис.- tay, др. тюркск. М.Кашг. - tay,

туркм.- tay, азерб.- day, турк. - tay, гаг.- tay;

 

верблюд:

якут.- tebien, хак.- tibe, шор.- -, тоф.- tebe, тув.- teve, алт.- t;;,

кирг.-t;;, каз.- t;y;, каракалп.- t;ye, ногай.- t;e,

кум.- t;ye, балк.- t;ye, крым.тат.- deve, караим.- dev;,

уйг.- t;q;, узб.- tuya, башк.- d;y;, татар.- d;y;, чув.- teve,

орх.- енис.- tebe, др.тюркск. М.Кашг. – teve,

туркм.- d;e, азерб.- d;v;, турк.- deve, гаг.- dev;;

 

  осёл:

якут.- осёл,

хак.- -, шор.- a;ak, тоф.- -, тув.- e;tek, алт.- e;ek,

кирг.- esek, каз.- e;;k, каракалп.- e;ek, ногай.- e;ek, 

кум.- e;ek, балк.- e;ek, крым.тат.-e;ek, караим.- e;ek,

уйг.- e;;k, узб.- e;ek, башк.- i;;k, татар.- i;;k, чув.- a;ak,

орх.- енис.- -,  др.тюркск. М.Кашг. – e;qek, 

 туркм.- e;ek, азерб.- e;;;k, турк.- e;ek, гаг.- e;ek;

 

мул:

    якут.- мул, хак.- мул, шор.- мул, тоф.- мул, тув.- мул, алт.- мул,

кирг.- ka;;r, каз.- ka;;r, каракалп. - ka;;r,  ногай. – kat;r,

кум. - ka;;r, балк. - kad;r,  крым.тат. - kat;r, караим. – kat;r,

уйг. - xe;ir, узб. - xa;ir, башк. – kas;r, татар. – ka;;r, чув.- -,

орхон-енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - qat;r,

туркм.- qat;r, азерб.- qat;r, турк. - kat;r, гаг.- kat;r;

 

     собака:

якут.- ;t, хак.- -, шор.- it, тоф.- ;t, тув.- ;t, алт.- iyt,

кирг.- it, каз.- it, каракалп.- iyt, ногай.- iyt,

кум.- it, балк.- it, крым.тат.- it, караим.- -,

уйг.- it, узб.- it, башк.- et, татар.- et, чув.- y;t;,

орх.- енис.- ;t,  др.тюркск. М.Кашг. - ;t, 

туркм.-it, азерб.- it, турк.- it, гаг.- it;

 

гусь:

якут.- xaas, хак.- xas, шор.- kas, тоф.- qas, тув.- kas, алт.- kas,

кирг.- kaz, каз.- kaz, каракалп.- kaz, ногай.- kaz, 

кум.- kaz, балк.- kaz, крым.тат.-qaz, караим.- kaz,

уйг.- qaz, узб.- kaz, башк.- kaz, татар.- kaz, чув.- xur,

орх.- енис.- -,  др.тюркск.М.Кашг. – kaz, 

 туркм.- qaz, азерб.- qaz, турк.- kaz, гаг.-kaaz;

 

     утка:

якут.- kus,

хак.- ;rtek, шор.- ;rtek, тоф.- ;drek, тув.- ;d;rek, алт.- ;rtek,

кирг.- ;rd;k, каз.- ;yr;k, каракалп. - ;rek, ногай. – baapi,

кум. - ;rdek, балк. - erdek,  крым.тат. - ;rd;k, караим. – ;rd;k,

уйг. - ;d;k, узб. - ordak, башк. – ;yr;k, татар. – ;rd;k, чув.- k;vakal,

орхон-енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - ;dir;k,

      туркм.- ;rdek, азерб.- ;rd;k, турк. - ;rdek, гаг.- ;rdek;

 

      курица:

якут.- kuurussa,

хак.- tаnqах, шор.- ku;, тоф.- taq;nqak, тув.- daqaa, алт.- takaa,

кирг.- tooq, каз.- tau;k, каракалп. - tau;k, ногай. – tav;k,

кум. - tavuk, балк. - tauuk,  крым.тат. - tov;k, караим. – tav;k,

уйг. - toxi, узб. - tavuk, башк. – tau;k, татар. – tav;k, чув.- ;;x;,

орхон-енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - takuk,

 туркм.- tovuk, азерб.- toyuq, турк. - tavuk, гаг.- tauk;

 

 

 

 

барсук:

якут.- барсук,

хак.- pors;x, шор.- porsuk, тоф.- borsuk, тув.- morzuk, алт.- porsuk,

кирг.- ka;kulak, каз.- bors;k, каракалп.- pors;k, ногай.- bors;k,

кум.- porsuk, балк.- borsuk, крым.тат.- -, караим.- -,

уйг.- borsuk, узб.- bursuk, башк.-burh;k, татар.-burs;k, чув.- pur;;,

орх.- енис.- -, др.тюркск. М.Кашг. - borsuq,

 туркм.- torsuk, азерб.- porsuq, турк.- porsuk, гаг.- porsuk;

 

бобр:

якут.- buobura, хак. –бобр,  шор. – kumdus, тоф.- бобр,  тув.- kundus, алт.- kumdus,

кирг.- kund;z, каз.- k;nd;z, каракалп.- kund;z, ногай.- kond;z, 

кум.- xunduz, балк.- kunduz, крым.тат.- -, караим.- -,

уйг.- kunduz, узб.- kunduz, башк.- kond;z, татар.- kond;z, чув.- x;nt;r,

орх.- енис.- -,  др. тюркск. М.Кашг. – qunduz, 

 туркм.- -, азерб.- qunduz, турк.- kunduz, гаг.-kunduz; 

 

ворон:

якут.- suor,

хак.- xusxun, шор.- kuskun, тоф.- qusqun, тув.- kuskun, алт.- kuskun,

кирг.- kuzqun, каз.- kuzq;n, каракалп.- kuzq;n, ногай.-kuzqun,

кум.- kuzqun, балк.- kuzqun, крым.тат.- kuzqun, караим – kuzqun (филин),

уйг.- kuzqun, узб.- kuzqun, башк.- kozqon, татар.- kozqun, чув.- ;;х;н,

орх.- енис.- -, др.тюркск.. -quz;un,

 туркм.- -, азерб.- quzqun, турк.- kuzqun, гаг.- kuzqun;

 

ворона:

якут.- turaax,

 хак.- xarqa, шор.- kar;a, тоф.- qarqan, тув.- kaarqan, алт.- karqa,

кирг.- karqa, каз.- ala karqa, каракалп.- qarqa, ногай.- karqa,

кум.- karqa, балк.- karqa, крым.тат.- karqa, караим.- karqa,

уйг.- karqa, узб.- karqa, башк-.karqa, татар.-karqa, чув.- ula kurak,

орх.- енис.- -, др.тюркск. М.Кашг. - qar;a,

 туркм.- qarqa, азерб.- qar;a, турк.- karqa, гаг.- qarqa;

 

  ёж:

якут.- ёж, хак.- ёж,, шор.- ёж,, тоф.- ёж, тув.- ёж,, алт.- ёж,

кирг.- kirpi, каз.- kirpi, каракалп.-  kirpi, ногай.-  kirpi,

кум.- kirpi, балк.- kirpi, крым.тат.- kirpi, караим.- kirpi,

уйг.- kirpi, узб.- kirpi, башк.- terpe, татар.- kirpi, чув.- ;;r;p ,

орх.- енис.- -,  др.тюркск. М.Кашг. - kirpi, 

 туркм.-kirpi, азерб.- kirpi, турк.- kirpi, гаг.- kirpi;

 

  жаворонок:

якут.- k;;reqey,

хак.-postor;ay, шор.- t;lber, тоф.- -, тув.- torqa, алт.- talan-kilenq,

кирг.- torqay, каз.- boz torqay, каракалп.- torqay, ногай.- boz torqay,

кум.- torqay, балк.- qerqe, крым.тат.- boz torqay, караим.- torqay(воробей),

уйг.- torqay, узб.- turqay, башк.- torqay, татар.- turqay, чув.- tari,

орх.- енис.- -,  тюркск. М.Кашг. - tor;qa, 

 туркм.-torqay, азерб.- toroqay, турк.- toyqar, гаг.- tarla qu;;

 

журавль:

якут.- turuya, хак.- turna, шор.- turna, тоф.- duruya, тув.- duruya, алт.- turna,

кирг.- turna, каз.- t;rna, каракалп.- t;rna, ногай.- turna,

кум.- turna, балк.- turna, крым.тат.- turna, караим.- turna,

уйг.- turna, узб.- turna, башк.- torna, татар.- torna, чув.- tarna,

орх.- енис.- turuyaya, др.тюркск. М.Кашг. – turna,

туркм.- durna, азерб.- durna, турк.- turna, гаг.-turna;

 

   змея: 

якут.- mo;oy,

 хак.-;;lan, шор.- ;;lan, тоф.- culhan, тув.- ;;lan, алт.- y;lan,

кирг.- j;lan, каз.- jilan, каракалп.- j;lan, ногай.- y;lan, 

кум.- y;lan, балк.- c;lan, крым.тат.- y;lan, караим.- y;lan,

уйг.- jilen, узб.- ilon, башк.- y;lan, татар.- elan, чув.- selen,

орх.- енис.- y;lan,  др.тюркск. М.Кашг. –y;lan, 

туркм.- y;lan, азерб.- ilan, турк.- yilan, гаг.- y;lan;

 

ласточка:

якут.- xaranqa;;;, хак.- xara;;xay, шор.- karl;;a;, тоф.- harl;k, тув.- xar;;;qay, алт.- karlaqa;,

кирг.- kard;qa;, каз.- karl;qa;, каракалп. - karl;qa;, ногай. – karl;qa;,

кум. - kar;lqa;, балк. - kar;lqa;,  крым.тат. - kar;lqa;, караим. – kar;lqa;,

уйг. - kalqa;, узб. - kaldirqo;, башк. – karluqas, татар. – karl;qa;, чув.- ;;ke;,

орхон-енис.- -, др. тюркск. М.Кашг. - qarl;;a;,

туркм.- qarlava;, азерб.- qaranqu;, турк. - k;rlanqa;, гаг.- k;rlanqa;;

 

    лев:

якут.- xaxay,

хак.- -, шор.- -, тоф.- -, тув.- arz;lan, алт.- arslan,

кирг.- arstan, каз.- ar;stan, каракалп.- ar;slan, ногай.-ar;slan,

кум.- arslan, балк.- aslan, крым.тат.- arslan, караим.- arslan,

уйг.- aslan, узб.- arslon, башк.- ar;slan, татар.- ar;slan, чув.- ar;slan,

орх.- енис.- -, др.тюркск. М.Кашг. – arslan,

 туркм.- arslan, азерб.- aslan, турк.- aslan, гаг.- aslan;

 

  лиса:

якут.- sah;l,

хак.- t;lq;, шор.- t;lq;, тоф.- dilqi, тув.- dilqi, алт.- t;lk;,

кирг.- t;lk;, каз.- t;lki, каракалп.- t;lki, ногай.- t;lki,

кум.- t;lk;, балк.- t;lk;, крым.тат.- tilki, караим.- t;lk;,

уйг.- t;lki, узб.- t;lki, башк.- t;lk;, татар.- t;lk;, чув.- tile,

орх.- енис.- -,  др.тюркск. М.Кашг. - tilk;, 

 туркм.-tilki, азерб.- t;lk;, турк.- tilki, гаг.- tilki;

    

мышь:

якут.- ;;s, хак.- s;sxan, шор.- ;;;kan, тоф.- -, тув.- -, алт.- ;;;kan,

кирг.- ;;;kan, каз.- t;;kan, каракалп.- t;;kan, ногай.- ;;;kan,

кум.- ;;;kan, балк.- ;;;xan, крым.тат.- s;;an, караим.- s;;an,

уйг.- ;a;kan, узб.- si;kon, башк.- s;skan, татар.- t;;kan, чув.- ;;;i,

орх.- енис.- -, др.тюркск. М.Кашг. – s;;qan,

туркм.- s;;an, азерб.- s;;an, турк.- si;an, гаг.- s;;an;

 

сокол:

якут.-moxso;ol,

хак.- ;la;;n, шор.- la;;n (ястреб), тоф.- hart;;a, тув.- ;;la;;n, алт.- la;;n,

кирг.- ilaa;;n, каз.- la;in, каракалп.- la;;n,   ногай.- la;;n, 

кум.- la;in, балк.- l;;in, крым.тат.- to;an, караим.- k;rq;y,

уйг.- la;in, узб.- lo;in, башк.- ilas;n, татар.- la;in, чув.- la;;;n,

орх.- енис.- -,  тюркск. М.Кашг. – ila;in, 

 туркм.- la;;n, азерб.- la;in, турк.- la;in, гаг.- duvan;
 










Российский археолог С.Н.Кореневский решил подыграть сторонникам теории об «ариях –славянах» и нашел русскую этимологию тюркскому слову курган. В книге «Рождение кургана» он пишет: «Как известно, обряд курганных погребений характерен для славян. Вряд ли для него надо было подбирать чужое этническое название надмогильного сооружения, которое играло большую роль в их мифологии и обрядах. Слово курган твердо держится в таких славянских языках, как русский, украинский, белорусский.

Пытаемся дать ему объяснение, не претендуя на окончательное решение и на лингвистический профессионализм. Слово курган двуслоговое: кур — ган. Первый слог, исходя из смысловой ситуации, может быть корневой основой слов курить, воскурить, куриться, т.е. разводить огонь с дымом, дымить (например, курганная изба), второй слог — это корневая основа древнерусского слова «ганание» , то есть древнерусская форма слова — гадание, гадать.

Получается двусоставное слово, обозначающее место воскурений и гаданий — важнейшего действия в первобытном волшебстве и магии. Оба значения вполне увязываются с курганом, как объектом культа. А выражение «насыпь курганная» будет означать насыпь, при которой разводят ритуальные костры и

гадают. В такой трактовке слово курган и его прилагательные формы (курганная насыпь, курганный могильник) обретают полностью славянскую корневую основу и объясняют, почему оно так укрепилось в русском, украинском и белорусском языках.

В латинском, английском и германском языках используются иные слова для названия

кургана. Так, в латинском языке слово курган имеет синоним panques, kapkalns, kurgans.

Обозначение кургана как возвышенности присутствует в английском языке — mound (маунд) (холм), немецком — hugelgrab (холм c могилой). На иранском современном языке курган переводят как teppeh (возвышенность). (Тепе-тюркское слово-«холм»-Г.Г.) Интересные сведения об этом слове дает хеттский язык. Со словом курган в нем созвучно слово кургаль — гора, возвышенность. Означает ли оно нечто большее, чем созвучие? Трудно сказать. Таким образом, слово «курган» может иметь дольно сложную этимологию, может быть еще окончательно не раскрытую. В целом основное значение в языках европейцев слова «курган» воспринималось как могила под насыпью, «копаемый» холмом, гора — возвышенность».

Тюркское слово «курган»- строение, сооружение возникло от глагола «курмак»-строить.

Российский ученый  Макс Фасмер пишет в этимологическом словаре русского языка:  «др.-русск. коурганъ "могильный холм" (Переясл. летоп., список ХV в.), но также курганъ "крепость" (Новгор. I летоп. 1224 г.; Новгор. грам. 1548 г. и др.; см. Срезн. I, 1377). Курган как "крепость" заимствовано наверняка, а курган "могильный холм" – вероятно из др.-тюрк. kur;an "крепость", тур., кыпч., тар. kur;an, казах., чагат. kor;an, кирг. kоr;оn (см. Радлов 2, 570; 920; 940; Рясянен, Таt. L. 43); ср. далее тюрк. kur;amak "укреплять", kurmak "сооружать"».

            Необходимо отметить, что для большинства не политизированных учёных никогда не было большим секретом то, что создателем Евразийской курганной культуры являются именно предки современных тюркских народов. Например, известный итальянский учёный Марио Алинеи без всяких сомнений пишет об этом: «В четвертом тысячелетии до нашей эры курганные народы распространились по всей области к северу от Черного моря, по северной Европе, и вероятно к востоку от естественного барьера Уральских гор. Слово курган на тюркском языке означает холм или могила. Курганная культура характеризована ямными могилами или курганами, т.е. специфическим методом похорон. Самые ранние курганы находятся к северу от Черного моря, откуда они распространяются примерно к 2000г. до н.э по Центральной Европе, пересекая Днепр. Везде, где распространяется Курганная культура, это отмечается общими элементами в отличие от окружающих культур Бронзового века... Традиция возведения курганов на могилах всегда была одной из самых характерных особенностей алтайских (тюркских- Г.Г.) степных кочевых народов, от их первого исторического появления до позднего Средневековья. Как известно слово курган не русского, не славянского, и не индоевропейского происхождения, а заимствование из тюркских языков. В моих книгах я привел доводы в пользу алтайской (тюркской- Г.Г.) аборигенности в Евразии… Слово курган ‘погребальная насыпь’, проникло не только в Россию, но и во всю Юго-Восточную Европу (Русс. kurg;n, Укр. kurh;n, Белорусс. kurhan, Пол. kurhan, kurchan, kuran 'насыпь'; Рум. gurgan, Диал. Венг. korh;ny), и является заимствованием из Тюркского: Др. Тюрк. курган 'укрепление', Тат., Осм., Кум. курган, Кирг. и Джагат. korgan, Каракир. korqon, все от Тюрко-Тат. kurgamak 'укреплять', kurmak 'возвести'. Область распределения его в Восточной Европе близко соответствует области распространения Ямной или Курганной культуре в Юго-Восточной Европе. Как известно, Ямная, или Курганная культура идет от степной культуры называемой Средний Стог. Именно в пределах этой культуры впервые произошло приручение лошади и верховая езда. Средний Стог, как и Ямная культура, согласно этой гипотезе, являются Тюркскими, и это означает, что Тюркские народы были первыми, кто успешно приручил лошадей, и передал это новшество соседним народам».

     Известный советский археолог А.Н.Бернштам считает что: «Прослеживая по археологическим памятникам историю развития кочевых обществ и выявляя автохтонный процесс их развития, мы приходим к выводу, что там, где начиная с эпохи бронзы, шел процесс формирования кочевого общества, там конечным результатом процесса являлся тюркский этногенез». (2)

         По мнению большинства учёных, этнокультурные особенности древних тюрков, полнее всего, отражены в их погребальном обряде.

       Как известно, на сегодняшний день, самым древним тюркским народом о котором наука располагает достаточно обширным историческим, археологическим и антропологическим материалом являются хунны. Вот как описывает погребальный обряд хуннов российский учёный Л.Л.Викторова в книге «Монголы»: «Наибольшей информативностью в этнокультурном отношении обладают знаменитые погребения хуннских шаньюев в горах Ноин-Улы. Особенно знатных хоронили под курганом с каменной наброской, сооружая возле них жертвенники. Под курганом находилась ориентированная по сторонами света погребальная камера, которая была сделана в виде двух срубов, заключенных один в другом и разделенных коридором, т. е. во внешнем и внутреннем гробах. Гробы ставились во внутренний сруб. Погребенного клали головой на север. С ним хоронили богатый и разнообразный инвентарь, состоявший из оружия, одежды, обуви, головных уборов, украшений и других предметов».

 

 

       В знаменитой русской летописи «Повесть временных лет» (XI в) написано, что предки русских-восточные славяне первоначально жили за Днепром: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской… Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. В те времена существовали и обры…Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов – также славян, и творили насилие женам дулебским… После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после – уже при Олеге..По прошествии времени… стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы».

      Российский историк С. М. Соловьев в середине XIX века начинал свой 29-томный труда такими словами: «Русское государство основалось в той стране, которая до него не знала истории, в стране, где господствовали дикие кочевые орды... Основанное в такой стране, русское государство изначала осуждалось на постоянную черную работу, на постоянную тяжкую изнурительную борьбу с жителями степей. Вскоре после основания государства четвертый русский князь, самый храбрый, погибает от кочевых хищников, из черепа Святославова пьет вино печенежский князь, и только в конце XVII века, в конце нашей древней истории, русское государство успело выговорить освобождение от посылки постоянных обязательных даров крымскому хану, т. е. попросту дани».

Советская историческая наука утверждала, что древние индоиранцы являются потомками степных скотоводов (андроновцев, скифов и др.), однако, современная наука отвергает это. Например, немецкий ученый Майкл Витцель пишет: «Андроновская культура обычно рассматривается как культура индоиранцев, хотя у нас нет прямых свидетельств, которые бы указывали на эту идентификацию…Кочевые степные комплексы не обнаруживаются на Иранском нагорье, нет даже косвенных свидетельств контакта или взаимодействия».

     Знаменитый английский археолог Гордон Чайлд в книге «Арийцы. Основатели европейской цивилизации» пишет: «В гатах Зороастра, где зарисовки сельской жизни представлены в изобилии, главным достоинством ария считается занятие земледелием, а кочевники проклинаются, как грабители из Турана… В VIII веке до н.э. народ, который ассирийцы назвали ашгузай, a греки — скифами, пересек Кавказ, чтобы вторгнуться в Месопотамию. Многие исследователи считают, что скифы были иранцами. Данные лингвистики, которые ограничиваются несколькими именами собственными, в основном более позднего времени, являются не очень убедительными. Однако археологам этот народ хорошо известен. Решающее значение для этнической идентификации скифов приобретает изучение их погребального обряда. Он сильно отличается от того обряда, который был присущ иранцам или индийцам, как, впрочем, и любому другому индоевропейскому народу. Эти обычаи описаны Геродотом, их следы найдены при раскопках многих курганов, но они совершенно неарийские. Они находят точные соответствия у кочевников Монголии, которых никак нельзя отнести к ариям, причем они существуют у них на протяжении многих веков, как было показано Миннзом. (Миннз Эллис, английский археолог –Г.Г.) Он считает скифов предшественниками гуннов, татар и печенегов, и это не вызывает сомнения».

       Необходимо отметить, что индоиранцы, будучи изначально собирателями растений и земледельцами, а из домашних животных знакомых в основном с крупным рогатым скотом (коровой, которую они обожествляли), после контактов с древними тюрками, постарались перенять у своих новых соседей скотоводческие навыки. Одним из заимствований, изменивших весь жизненный уклад индоиранцев (кроме предков современных цыган), было освоение индоиранцами древнетюркских жилищ и укреплённых построений.