Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 3

Николай Мринский
Москва продолжала оказывать правительству Мухаммада Дауда военно-экономическую помощь. В 1977 г. была принята новая конституция страны, возводившая Дауда на президентство и вводившая однопартийную систему с учреждённой им правящей партией национальной революции. Официальной идеологией нового режима стала народная и национальная теория революции. Заимствуя от социализма лишь некоторые экономические аспекты политического строя, президент М. Дауд в своей практической деятельности воплощал идеи, предшествующей ему монархии, такие как национализм, святость национальных традиций, антиколониализм, антикоммунизм и ислам. Однако политик, во многом обладавший диктаторскими полномочиями, так и не смог угодить ни исламским радикалам, ни социалистам. Неприятие курса нового афганского правительства со стороны религиозных лидеров привело к образованию исламских организаций, которые стали бороться с правящим режимом ещё до прихода советских солдат на афганскую землю. Ещё одной оппозиционной правительству силой, стала народно-демократическая партия Афганистана образованная 1 января 1965 г. Тогда, на окраине Кабула, в доме, принадлежащем Н.М. Тараки, прошёл учредительный съезд, на котором утвердили программу и устав партии, а также избрал её руководящие органы. Генсеком ЦК партии стал литератор Тараки. Со временем (1966 г.) два крыла НДПА, имевшие названия «Хальк» (пуштунский «Народ», во главе с Н. Тараки) и многонациональный «Парчам» («Знамя», возглавил Б. Кармаль), вышли за рамки внутрипартийной дискуссии и из фракций фактически превратились в самостоятельные партии.

НДПА пришла к власти после Саурской (Апрельской) революции 1978 г. и её руководители стояли во главе Афганистана до 1992 г., пока власть сначала не перешла к душманам, а затем к талибам. Военный переворот 1978 г. был совершён группой офицеров сухопутных и военно-воздушных сил, членов крайне левого крыла НДПА во главе с генсеком ЦК НДПА Нур Мухаммадом Тараки и его замом Бабраком Кармалем. Тогда Мухаммад Дауд выступил с нападками на НДПА и позже, во время штурма его резиденции в бывшем королевском дворце Арк, вместе с семьей и высшими сановниками был убит. По национальному радио прозвучало - победила революция, президент Дауд - Хан ушёл в отставку по состоянию здоровья. Страна была в очередной раз переименована в Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Как оказалось, для НДПА захватить власть было проще, чем её удержать. Эффективно управлять страной, в которой имелось множество социально-экономических и национальных проблем было весьма непросто. Не было специалистов практически ни в одной из областей. Советский Союз тайно оказывал финансовую и материально-техническую помощь афганской левой оппозиции. Экспорт социализма, как модели гос. устройства был одним из главных направлений деятельности ленинской компартии. Тем не менее для советского партийного гос. руководства вооруженный захват власти промарксистской партии в Афганистане стал полной неожиданностью. 8 мая 1978 г. афганское правительство официально обратилась к Москве. Просьба заключалась в срочном направлении в ДРА советников для оказания помощи в военно-политической, финансово-экономической, образовательной и правоохранительной сферах.

Весной-летом 1978 г. из СССР в ДРА направилась большая группа политических, военных и экономических советников. Летом 1978 г. между КГБ и спецслужбами Афганистана было заключено соглашение о сотрудничестве. Советская сторона стала оказывать ДРА советническую помощь в области разведки и контрразведки (в т.ч. военной), охраны высших должностных лиц и пограничной охраны. Москва стала поставлять в Кабул спецтехнику и вооружение для афганских спецслужб. Приход к власти в ДРА левых сил вызвал серьёзную настороженность в правительствах соседних государств. Военная администрация Пакистана опасалась роста антиправительственных движений в стране. Руководство Ирана рассматривало апрельскую революцию, как ослабление своего влияния на Афганистан. На территориях этих государств стали формироваться лагеря по подготовке вооруженных отрядов из афганских беженцев, число которых постоянно росло. Летом 1978 г. при поддержке мусульманского духовенства начались беспорядки в афганских провинциях Кандагар, Газни, Кунар и Пактия. В городах Мазари-Шариф и Шиберган наибольшее влияние имели представители организации «Вечное пламя», которых поддерживало посольство Китая в ДРА. Протестующие публично осуждали действия просоветских властей и призывали к вооружённым выступлением объединённые повстанческие группы. Подавляющее большинство населения ДРА исповедует ислам, который традиционно играет важнейшую роль во всех сферах жизни страны.

Мусульманское духовенство числом до 200 тыс. чел. не признало новое афганское правительство, именуя его коммунистическим, антиисламским и призывало население (неграмотное более чем на 85 процентов) к выступлениям против него в крупных городах: Мазари-Шариф, Герат, Кабул, Кандагар, Джелалабад. 14 февраля 1979 г. около 9 час. утра, в центре столицы (рядом со старым Домом советско-афганской дружбы) по дороге из резиденции в посольство США, экстремисты из политической группировки маоистского толка «Сетам-е мелли» («Национальный гнёт»), захватили американского посла Адольфа Доббса (бывшего сотрудника ЦРУ). Указанная группировка была основана в 1968 г. этническим таджиком Тахиром Бадахши, который ранее являлся членом ЦК НДПА, но разошёлся во взглядах с руководством этой партии. «Сетам-е мелли» возникла как политическая платформа туркмен, таджиков и узбеков в их противодействии пуштунскому доминированию. Так вот, 57-летний дипломат Адольф Дабс считался большим специалистом по СССР и владел русским языком. Его родители - Александр и Регина были немцами с Поволжья и эмигрировали в США в 1913 г. Это обстоятельство могло стать ключом к пониманию истинной подоплеки событий. Угрожая пистолетами, четверо похитителей уселись в машину посла и приказали афганскому водителю Голь Мохаммаду следовать в гостиницу «Кабул». По прибытии, посол в сопровождении похитителей заходит в многолюдный в это время холл, спокойно поднимается на 2-й этаж и скрывается в № 117, не вызвав ни у кого подозрений.

Водитель и бронированный автомобиль, надо полагать, оборудованный самой современной по тем временам радиосвязью и тревожной кнопкой, остаются у входа в гостиницу. Посол или похитители по телефону информируют посольство США о произошедшем. По другой версии, водителя отправили в посольство США, чтобы он сообщил о похищении. Американцы тут же связываются с советским посольством, и уже к 9:30 в холле гостиницы собирается многочисленная группа представителей американских, советских и афганских спецслужб. Сюда же набилось много журналистов, среди которых была и группа ЦТ СССР в составе международного обозревателя и телеоператора. Министр иностранных дел ДРА Хафизулла Амин (пуштун), курировавший силовой блок, взял инициативу в свои руки. Особо ни с кем не советуясь, он подготовил и осуществил операцию по штурму гостиничного номера с американским послом и его похитителями. Афганские силы безопасности (служба безопасности ДРА после апреля 1978 г. и до 1980 г. имела сокращённые наименования УНБ, АГСА и, наконец, КАМ. Название ХАД появилось в декабре 1979 г. после свержения режима Х. Амина.) во время спецоперации случайно тяжело ранили посла, который вскоре скончался. Инсценировка с похищением американского посла предоставляла отличный повод для перехода к открытой конфронтации с новой афганской властью. Отказ будущего премьер-министра ДРА Амина от проведения расследования этого инцидента с участием американских экспертов окончательно испортил отношения между Кабулом и Вашингтоном, который прекратил оказывать экономическую и техническую помощь.

Американское присутствие в Афганистане было сокращено. По воспоминаниям сотрудника ГРУ ГШ СА полковника Закиржона Кадырова (по отцу – таджик), ставшего очевидцем тех событий, в гостинице боевики потребовали, чтобы правительство Афганистана освободило религиозных или политических узников, в том числе находящегося в тюрьме лидера радикального крыла группировки «Сетам-е мелли» Абхаруддина Баэса (таджик; в 1975 г. поднял на севере страны вооружённое восстание, был разбит, схвачен и заключён в тюрьму), а также чтобы им была предоставлена возможность выступить с политическими заявлениями перед зарубежными СМИ. Никаких требований к американскому правительству не предъявлялось. Представители США рекомендовали подождать и не предпринимать какие-либо активные действия, чтобы не подвергать опасности жизнь посла Дабса, но афганская полиция проигнорировала эти рекомендации и пошла на штурм. Дабс был найден убитым выстрелами в голову. В перестрелке также погибли двое похитителей. Двое других были схвачены живыми, но вскоре после этого были застрелены. Их тела были показаны официальным лицам США. Правительство Мохаммеда Тараки (пуштун) отказало американской стороне в просьбе предоставить помощь в расследовании смерти её посла. США во главе с Джимми Картером были возмущены убийством посла и поведением афганского правительства. Инцидент ускорил свёртывание американо-афганских отношений, заставив США пересмотреть их политику в этой стране. Так, после убийства Дабса США наполовину сократили гуманитарную помощь и полностью прекратили военно-техническое сотрудничество с афганским правительством.

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2021/04/17/1800