Лошади все понимают

Валентина Товпегина
    Надо же, как время бежит!  Уже  это было в прошлом веке!    Ребятишки деревенские росли  на природе – в доме реже бывали, чем  на улице.  Летом  они (подростки) помогали родителям  управляться с хозяйством: телят угоняли на луг, прибирали  в стайке,  заготавливали  крапиву  для свиней, натаскивали воды целую бочку;  обработка огорода тоже  в их обязанность входила.  Но  всегда  они находили время  для  купания в речке или  озере, могли и порыбачить,  могли и  сходить по грибы и ягоды.    Вечерами, бывало и такое, вместе с ребятами в лапту играли  и взрослые.      Вот уж было весело! Но  и сноровка бить метко по мячу вырабатывалась, закреплялись быстрота реакции и  умение бегать, как ветер. Да какими только умениями ребята не овладевали за лето!  Однако, дороже  всего – общение!   В играх, работе со взрослыми шлифовался незаметно  детский  характер. Вроде, через игру, шутку, непроизвольное  общение, но так  происходило  нравственное воспитание  подрастающего  поколения.
 
      Зимой  подростки  тоже не засиживались  дома; даже в сильный мороз,  у них  находились дела на улице. Воды целую бочку натаскать из проруби, а прорубь далеконько, задать корм животным, наносить дров, убрать в стайке.  Ребята были в постоянном движении: то катались  на санках с горки, то строили  крепость из слежавшегося снега в сугробах, то на реке, найдя «чистый лед», катались на самокатах,  на коньках. Одежда, пусть и не  модная, но теплая, крепкая;  подшитые валенки,  фуфайки  ватные, шапки, рукавицы теплые из овчины  спасали   от лютых морозов.  Зимой рано темнеет, так выручала луна, поэтому  долго ребятишки  не уходили с горки или с катка.
        Однажды,  февральским воскресным днем,  ребята  резвились на  краю  села. Кто-то на коньках резал лед, несколько  мальчишек  на самокатах  затеяли соревнования,  но больше ребят собралось у крутика.  Нравилось девчонкам и мальчишкам лихо  мчаться с высокой  горы на санках.
        Вот уже солнышко  покинуло свой зенит, да и  ребята подустали, сговариваются, когда еще  придут на это место поиграть, покататься.   
     И тут   их  внимание привлек  небольшой табун лошадей.  Лошади шли неспешно,  два пастуха не торопили их, наоборот, дали разойтись по берегу, где  виднелись остатки  сена от вывезенных  колхозниками зародов.
         Это были  выработанные колхозные лошади. Не видно ни лоска, ни игривости, ни упитанности, как  у цирковых лошадей, а виднелись плешины от сбруи, шрамы.   Мальчишки, да  и некоторые девочки  побежали к лошадям;  оказывается, они знали их, потому что родители  косили сено, возили дрова  и другие грузы на этих лошадях.
        Когда   ребята подбежали  к лошадям, жующим сено, кони подняли головы и заржали. Видимо, узнали старых знакомых и радостно их приветствовали.   Конечно, ребята нежно гладили лошадиные морды, ласково называя    клички животных, похлопывали руками по бокам коней.               

Пастухи  строго прикрикнули на ребят  и велели  отойти подальше от коней.
        Любопытная детвора устроила допрос: « Почему гоните  не в конюшню, а совсем в другую сторону?»
-  Гоним  в сторону  скотомогильника, там нас уже ждут, -  невесело  ответил молодой пастух,-  лошади заболели заразной болезнью, так что не  подходите к ним.
-  Почему  у коней слезки? – спросила  сердобольная девочка.
-  А лошади все чувствуют,- вздохнув,  ответил старый пастух.
 Ребята зашмыгали носами, а девчонки, не стесняясь, плакали от жалости.
      Кататься уж никому не хотелось, как-то все сникли, пригорюнились, и, не сговариваясь, молча пошли все по домам.