Путешествие под землёй

Саша Снежко
(из цикла «Сказки об изобретениях»)
Когда Алёшка впервые побывал в метро, прокатился на эскалаторе, прошёл по длинному переходу от одной ветки к другой, увидел огромное количество людей, наполняющих подземные станции, вечером заявил папе, что, когда вырастет, станет машинистом. Отец улыбнулся:
- Конечно, мне приятно, что ты хочешь овладеть моей профессией, но ты пока слишком мал, да и о метро почти ничего не знаешь…
- А ты расскажи.
- Непременно. Но только завтра. Сегодня я немножечко занят. На, возьми пока книгу почитай.
В руках у Алёши оказалась книга Наталии и Василия Волковых «Метро. Подземный город».
- Из этой книги ты узнаешь о самых знаменитых метрополитенах мира.
Лёша читал, пока сон не сморил его.
Во сне он спустился в метро на станции «Юбилейная площадь». На станции почему-то не было пассажиров. Неожиданно рядом оказался усатый крепкий дяденька в железнодорожной форме.
- Здравствуй, Алексей! Можешь называть меня Метрович. Я – проводник в подземном мире.
- Я вас уже видел. Вот только не помню, где.
- Ты мог меня видеть на рекламных листовках «Правила Метровича» в вагонах метро. Как говорится, прошу любить и жаловать. А ты знаешь, Алексей, что  «Юбилейная площадь» — самая глубокая станция минского метро? Её глубина – 32 метра. Но если её сравнивать с метро других городов мира, она не такая уж и глубокая. Например, станция «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге расположена на глубине 86 метров, а «Парк Победы»  в Москве – 73 метров. Но самая глубокая станция метро в мире – «Арсенальная» в Киеве. Её глубина -  107 метров!
- Ух ты! А минское метро, наверно, самое длинное…
-  Самая длинная в мире система метро находится в китайском Шанхае. Его длина - 434 километра. Если ты проведешь прямую линию между Минском и Киевом, то получить как раз это расстояние.
- Ого! Надеюсь, что наше минское метро не самое короткое в мире?
- Конечно, нет. Общая протяженность нашего метро – почти 41 километр.  Самое короткое в мире метро находится в итальянском городе Катания на острове Сицилия. Его длина – всего лишь 4 километра.
- А куда мы сейчас пойдем?
- Мы с тобой направимся в место, где «спят» поезда, – в депо. Последний поезд доставит нас туда.
Они проехали до нужной точки, сошли с поезда, прошли сквозь череду дверей и оказались в «спальне».
- Они ещё не уснули, – сказал Метрович, -  и ты можешь с ними поговорить.
- О чём?
- Да о чём угодно!
Алёша подошёл к самому, как ему казалось, красивому поезду.
- Скажите, а вы давно здесь работаете?
- Я перевожу людей только пару лет. Меня и моих братьев в народе называют «штадлерами» по фамилии Эрнста Штадлера, швейцарца, основавшего в 1942 году в Цюрихе предприятие по производству поездов. Но сами мы белорусы – появляемся на свет недалеко от Минска, в Фаниполе.
- А здесь есть самые старые поезда?
- Самые старые поезда можно увидеть на фотографиях в музее истории метро. Для этого вам надо доехать до станции метро «Могилёвская». Садитесь, я вас быстро домчу. А по дороге расскажу всё, что знаю о нашем брате.
Они отправились в путь.
- В нашем метро есть вагоны, созданные на Мытищинском вагоностроительном заводе недалеко от Москвы, - начал свой рассказ штадлер. – Они все еще перевозят пассажиров. А в самом московском метро в послевоенное время ходили немецкие вагоны.
- Откуда они там появились?
- Их привезли в СССР из Германии для возмещения ущерба, нанесённого стране в годы войны. Они служили людям до середины 50-х годов, потом их начали постепенно замещать отечественными вагонами, и только к 1964 полностью заменили. А вот и станция «Могилёвская». До встречи, маленький друг!
Алёше показалось, что поезд на прощание подмигнул ему.
Зал музея Минского метрополитена, к Алёшиному восхищению, был стилизован под вагон с множеством больших фотографий и карт на стенах, а в холле стояла настоящая кабинка машиниста.
Метрович подвёл Алёшу к прибору с десятками тумблеров и кнопочек.
– А это часть от пульта управления, который стоял на станции метро «Московская». Он почти рабочий – если нажать на кнопку, можно проследить, как двигаются поезда.
Метрович включил пульт, и лампочки замелькали огоньками, показывая путь поезда.
- А это что за ящичек? – поинтересовался Алёша.
 – Этот ящичек называется разменник: он менял деньги пассажирам. Изначально оплатить проезд в метро можно было, бросив в приёмник 5 копеек. На каждой станции стояли такие автоматы, которые разменивали монеты в 10, 15 и 20 копеек.
Метрович сунул в автомат 10-копеччную монету и в лоток выпали две монетки по 5 копеек.
- А разве жетонов тогда не было?
- Они появились позже. Сначала были «пятаки», потом в качестве жетона использовали монету в 15 копеек, а в 1992- году метро перешло на жетоны: начала металлические, потом пластмассовые с металлической вставкой. А это машина, которая считала монеты.  Она и сейчас работает – механическая, никакой электроники. А здесь автомат для подсчёта жетонов. Он тоже в рабочем состоянии.  Пройдём во второй зал.
Алёша увидел картины, на которых были изображены метростроители, высоковольтный кабель, фонари, которые используют при строительстве станций, и … рельсы.
– Это немецкие рельсы 1896 года. Их выкопали при строительстве станции. Тут ты видишь символические ключи – их вручали  метростроителям при открытии новых станций.
- Как здорово! – воскликнул Алёша. – А когда и где было построено первое метро?
- Первое в мире метро появилось в Лондоне. Строилось оно три года и открылось 10 января 1863 года. Его протяженность составляла всего шесть километров. Изначально людей перевозили паровозы, но после них в туннеле оставалось много дыма. Согласись, не совсем приятно и даже вредно пассажирам дышать смрадным воздухом. В 1890 году лондонское метро было электрифицировано. Сегодня Лондонский метрополитен насчитывает 270 станций. Из них более сорока стали «станциями-призраками».
- Что за призраки?
- Из-за небольшого количества пассажиров, которые пользуются  этими станциями, и близкого расстояния между ними, эти сорок станций закрыли. Потому их и называют «станциями-призраками». Поезда не останавливаются на них. Одну из станций-призраков – Даун-Стрит – премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль называл «сараем» и вместе с Военным кабинетом использовал как бункер во время Второй Мировой Войны.
А Будапештское метро в Венгрии решили построить не из-за растущего движения, а чтобы сохранить ландшафт исторического проспекта Андраши. Первая линия построена в рекордные сроки – всего за 21 месяц.
- А в каком метро больше всего станций?
- Нью-Йоркское. Оно открылось в 1904 году и насчитывало всего 28 станций. Сегодня в него входят 472 станции! Вот, посмотри схему.
- Она похожа на паутину! Можно заблудиться.
 - Думаю, что жителя Нью-Йорка хорошо изучили его, а вот гостям города, видимо, приходится немного поблуждать.
- А откуда произошло такое название – метро?
- Это очень интересная история! Оно произошло от названия парижского метро, спор о строительстве которого длился ни много ни мало пятьдесят лет! Метро в Париже открылось для публики в июле 1900 года и называлось Le M;tropolitain. Это сокращённое название компании, строившей его. В конечном итоге оно было переименовано и стало называться просто «metro». Слово прижилось, и теперь им используются во многих странах мира.
- Гарри Поттер отправлялся в Хогвартс тоже на метро! Вот бы и мне туда отправиться! – сказал Алёша.
- Обязательно отправишься. Но только не сегодня! – услышал он папин голос.
Мальчик проснулся оттого, что его тормошит улыбающийся папа.
- Вижу, увлекла тебя книга. Раздевайся, почисти зубы и ложись спать.
- Но ты обещал мне рассказать о метро.
- Завтра! Всё завтра!