За плечами Джоконды

Людмила Хаустова
      Что общего между древними этрусками, средневековым городом Ареццо и  «Джокондой» Леонардо да Винчи? Если внимательно вглядеться, (что и сделали современные итальянские исследователи), то  оказывается, что Мона Лиза изображена на фоне вовсе не вымышленного, но вполне узнаваемого пейзажа. За её спиной виден уголок тосканской земли, где река Арно проходит под аркадами старинного моста Бурьяно и где в неё вливаются воды Валь ди Кьяно. Находится это место в центре Италии, в окрестностях города Ареццо, одного из  интереснейших городов Тосканы. И здесь примерно с  VII  века до Р.Х. обитали этруски, создавшие культуру, которая оказала заметное влияние на римскую цивилизацию.
       К примеру, создателем знаменитой капитолийской волчицы, ставшей  символом Рима, был этрусский  мастер Вулк (V век до Р.Х.). Лишь позднее Полайоло дополнил фигурками Ромула и Рема древнюю статую, которая хранится ныне в музее Консерваторов на Капитолии. Еще задолго до проведения археологических исследований и до появления самой науки археология, при строительстве города Ареццо  из глубины веков извлекли нетленные шедевры этрусского искусства - Химеру и Минерву, подаренные Флоренции, а также знаменитого Пахаря, которого теперь можно видеть в музее этрусков  в Риме.
    Из Ареццо ведет начало и небезызвестный этрусский род, увековеченный в истории родившимся здесь в 69 году до Р.Х. Гаем Цильнием Меценатом. Он подарил миру благородную идею «меценатства» - бескорыстной помощи искусству и культуре.     На его вилле в Риме (виа Мерулана) встречались и жили художники и поэты, звучали голоса Вергилия и Горация.  Меценат деньгами и своим дипломатическим талантом  помог Августу  Октавиану завоевать власть, но никогда не просил и не получал от императора ни званий, ни должностей, ни почестей. Когда Октавиан стал главой Римской империи, Меценат отдалился от него, оберегая свое достоинство. Даже узнав о связи императора со своей женой Теренцией, Меценат оказался способным сохранить с ним дружеские отношения, и завещал Августу всё состояние, объявив его своим единственным наследником.   И по сей день у развалин римского амфитеатра в городе Ареццо можно видеть широкоскулое, горбоносое и мужественное лицо Мецената. Его бюст одиноко стоит в тени кипарисов, специально привезенных сюда из Рима, с Палатинского холма.
    С Ш века н.э. Ареццо вливается в состав Римской империи. Вместе с империей город переживал взлеты и падения. Не обошли его стороной и нашествия варваров. Но город неизменно возрождался,  и снова в нём   процветала изумительная культура, словно питаемая благодатными и живительными соками этой земли.
    В Х веке в Ареццо жил и работал Гвидо Монако, бенедиктинский монах, который основал музыкальную школу и создал систему,  позволяющую записывать музыку. Для обозначения нот Гвидо использовал первые буквы из строк латинского гимна в честь Св. Иоанна-Богослова.
Utqueant laxix
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli  tuorum
Solve polluti
Labii  reactum.
   Впоследствии начальная нота  Ut   была заменена более благозвучным    Do,  первым слогом слова  Dominus,  а нотный стан был дополнен седьмой нотой   Si -  сочетание первых букв имени Святого Иоанна.
      В 1302  году в Ареццо родился Франческо Петрарка. Его родители бежали сюда из Флоренции, но оставались в городе недолго. Впоследствии Петрарка наведался в Ареццо в ноябре 1350 года после поездки в Рим на юбилейные торжества. Поэта, увенчанного лавровым венком на Капитолии, приняли на родине с великими почестями, и до сих пор его имя - гордость города. В доме, где родился Петрарка, помещается  ныне Академия литературы, искусства и науки - «Академия Петрарки».
    Удивительное время - итальянский XV век! Поразительно, как много дал он мировой цивилизации. Но еще более невероятным      кажется тот взрыв человеческой энергии, тот расцвет интеллекта и гения, который труднообъяснимо пришелся на маленький, в сущности, клочок планеты земля - Тоскану! Будет слишком длинен ряд блистательных личностей, что работали здесь в эпоху Возрождения. Достаточно сказать, что неподалеку,  в городе Винчи, 15 апреля 1452 года родился Леонардо, а в Капрезе, по соседству с Ареццо, родился Микеланджело (1475-1564). О многих значительных фигурах итальянского Возрождения (Пьеро делла Франческо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Веронезе, архитекторы Брунеллески, Браманте, Амманати, Палладио, литераторы Пьетро Аретино и др.)  рассказывает художник, архитектор и литератор Джорджо Вазари (1511-1574). Этот уроженец Ареццо,  незаконнорожденный сын нотариуса  и местной крестьянки, впоследствии стал гордостью и славой города,  оставив миру многотомный,  уникальный труд - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
    В своем доме с изящными лоджиями,  и по сей день стоящем на центральной площади Ареццо,  Вазари собрал великолепные произведения искусства. Умер он в 1574 году, а в 1911 году этот дом выкупило итальянское правительство  и устроило в нём музей и архив Вазари.   
    В работе, которая по сию пору  остается источником  редкостных сведений о жизни великих людей того времени. Вазари рассказывает и об универсальном гении Леонардо да Винчи.  Несколько лет Леонардо учился и работал во Флоренции, а потом переехал в Милан. После создания уникальной фрески «Тайная  вечеря» все заговорили о божественном даре мастера.
       В раздробленной на ту пору Италии шли непрерывные войны между отдельными городами-государствами. В марте 1500 года Леонардо перебрался в Венецию. Город ещё переживал прошлогоднее поражение под Лепанто. И именно Леонардо спроектировал заграждения,  которые воспрепятствовали продвижению противника и позволили в 1571 году одержать великую победу над турками. В неспокойные годы труд военного инженера и топографа оказался важнее и нужнее таланта художника.    В июне 1502 года глава города-государства Урбино, герцог Чезаре Борджа, пригласил Леонардо к себе. Художник отправился туда самым безопасным маршрутом через Сьену, долину реки Валь ди Кьяна и Ареццо.  Во время путешествия Леонардо по обыкновению делал зарисовки местности. Знаменитый набросок Валь ди Кьяна,  который хранится ныне в Виндзоре (Великобритания), выполнен в перспективе, с высоты птичьего полета, и позволяет найти сходство с пейзажем за спиной Джоконды. Подобные фантастические картины, созданные дождевыми потоками, стекающими по глинистым и песчаным склонам, с невысокими голыми скалами самой причудливой и неповторимой формы,  можно найти и в лондонских набросках Леонардо к «Деве Марии у скал».
     Как показывают  современные, тщательные и сравнительные исследования, в совокупности своей пейзаж остался тем же, что был в 1502 году во время поездки Леонардо да Винчи в Урбино.  Неизменным остался и  построенный в 1240-1277 годах мост Бурьяно, который Леонардо несколько раз зарисовывал, любуясь его элегантными и мощными арками.     В марте 1503 года Леонардо снова возвращается во Флоренцию и, как полагают исследователи, делает первые наброски Джоконды, используя в качестве фона поразивший его пейзаж окрестностей Ареццо с мостом Бурьяно.
    Вазари в своей книге пишет, что «Леонардо рисует портрет Моны Лизы, жены Франческо дель Джокондо.»  Многие историки искусства идентифицируют  изображение как портрет Лизы Жерардини, родившейся в 1479 году и выданной замуж в 1495 году за Франческо Бартоломео дель Джокондо. Полагают, что она изображена в трауре, так как в это время у неё умер ребенок.
     По одной из версий портрет Джоконды заказал влюбленный в неё Джулиано Медичи, сын Лоренцо Великолепного. И лишь в 1515 году, женившись на Филиберте ди Савойя, он  счел неделикатным оставлять картину в своем доме и вернул её Леонардо.
    Получив «Джоконду» от своего друга и покровителя,  мастер ревниво хранил её до самой смерти. В 1517 году, уезжая из Рима во Францию по приглашению короля Франциска I, художник увозит с собой три картины: Св. Иоанна-Крестителя, Св. Анну и Джоконду. В 1550 году, по словам Вазари, портрет Моны Лизы находился в Фонтенбло. Здесь он оставался несколько десятков лет. В 1665  году Джоконду передали в Лувр, потом в Версаль, а в 1794 году после национализации королевских сокровищ картину снова вернули в Лувр. Там  она долго висела сначала в унылом коридоре, а потом в одном из залов, куда зрители приходили по большей части полюбоваться на портрет некоего генерала,  героя того времени.
     21 августа 1911 года картина Мона Лиза была похищена из Лувра. Газеты кричали о преступлении против человечества. Франция чувствовала себя обездоленной, лишившись «шедевра из шедевров». 13 декабря 1913 года картину обнаружили во Флоренции, где Джоконду хранили, окружив благоговейным почтением. Италия праздновала возвращение картины на историческую родину, а её  похитителя, Винченцо Перуджа, чествовали как национального героя. Тем не менее, во исполнение закона,  полотно вскоре пришлось вернуть Франции. После этого Джоконда  заняла  почетное место в Лувре, где и находится по сию пору.