Солдат Победы

Лидия Калинина-Некрасова
Письма с фронта.               
               

                «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти
                четыре шага».               
                А.А.Сурков. «В землянке».
.
             Солдаты  Победы.  Во имя торжества Победы, во имя мира и счастья миллионы наших солдат отдали свои бесценные, неповторимые жизни. И мы, потомки, должны помнить их подвиг, свято чтить память о них. Одним из солдат Великой Победы был и Крашенинников Сергей Григорьевич – мой дедушка, призванный на фронт 3 ноября 1941 года;  пропавший без вести примерно в ноябре 1943 года. Он был артиллеристом,  воевал в составе миномётной роты.


     Сергей Григорьевич Крашенинников  родился 6 октября 1900 года в селе Большое Борисово Ивановской (ныне Владимирской)  области в крестьянской семье. У Сергея был старший брат – Семён. Родители умерли рано. Братья остались сиротами, сами зарабатывали на хлеб. Сергей был призван на Гражданскую войну и едва не погиб, заболев тифом. Больного  приютили добрые люди. Он лежал в бреду у них на печке, когда к селу подходил неприятель. Часть Сергея вступила с врагом в бой. Сердобольные хозяева спрятали больного под колоду для свиней,  тем и спасли ему жизнь,  когда неприятель ворвался в село.
   
    По окончании Гражданской войны Сергей Григорьевич вернулся в родное село. Там он заприметил девицу Устиньюшку. Горячо и преданно они полюбили друг друга и 26 января 1923 года вступили в брак. Родились сыновья: в 1926 –Виктор ( мой отец), а в 1929 – Сергей. Родители работали, подросшие дети помогали. Семья жила в любви и согласии. Счастливому браку исполнилось  18 лет, когда мир перевернулся: грянула война, разметав семьи, обрушив надежды.


   По словам сыновей, у Сергея Григорьевича был документ, освобождающий от призыва, но Сергей ушёл на фронт,  как и его брат Семён. После  войны  Семён Григорьевич пришёл домой. А Сергей Григорьевич не вернулся с поля боя.

     По воспоминаниям,  дедушка, несмотря на нелёгкую судьбу, был человеком доброжелательным,  весёлым, трудолюбивым, ответственным и горячо любящим свою семью. Вспоминая  мужа, бабушка часто повторяла: «Как Серёжа любил меня». Я была маленькая и не осознавала всей глубины её переживаний. До конца жизни (1986)  бабушка так и не вышла замуж. Это были годы вдовьего одиночества и горьких мыслей по поводу сообщения; «Пропал без вести…»

    Сохранились 6 писем с  фронта  Сергея Григорьевича Крашенинникова.  Правда, от первого – только «треугольник» с адресом. Написаны они простым языком, без пафоса; но за обыденными словами прослеживается  трагедия  разрушенной жизни.  (Стиль сохранён).

    Письмо №1. Только конверт в виде треугольника.. « Обратный адрес:  г. Иваново школа 39».
Видимо, там проводилась военная подготовка и формирование части. Внизу - стёршаяся приписка.

     14.3.42 г. Письмо №2. «Добрый день, Устинья Павловна и дорогие дети: Витя, Серёжа; бабушка.  Дорогая супруга  Устинья Павловна, адреса настоящего пока нет – писать мне на адрес хозяина дома. Адрес: г. Коломна, станция Голутвин,  деревня Почманово, д. № 289.
Получить  Крашенинникову Сергею Григорьевичу.  А то меня перевели в другую часть при штабе полка в комендантский взвод».

     Письмо №3   «Обратный адрес: 1441 полевая почта.  Часть 227 ( в конце просматривается А).
 !8 января 1943 г.Добрый день,  дорогая Устинья Павловна, дорогие Витя и Серёжа.
Дорогая Устька, я нахожусь  в 50 км от врага; скоро вступим в бой. Пока идёт открытка,  меня , наверное, не будет. Я нахожусь в миномётной роте».

      Письмо №4. «1943.1 Мая.  Добрый день, дорогая Устя, Витя, Серёжа.я три раза был в бою, но ещё пойдём. Я посылаю вам справку, дорогая Устька: может, что тебе колхоз за работу не даёт, то пришли мне .Я схожу к комиссару, то через райисполком с колхоза получишь..Дорогая Устька, я заболел: ноги пухнут, сердце больное, дают порошков. Кабы ты знала: хожу – ноги мои плохо ходят.От врага нахожусь в 20 км на формировке. Пропишите: Семён где? Я ни от кого не получал ни одного письма.  А то я скоро, наверное, опять пойду в бой. Я был в бою три раза. Я был связным у комиссара и у ротного. Комиссара убило, ротного ранило. Товарищей тоже: кого убило, кого ранило. Кому ноги оторвало, кому руки. И осталось в ротах по 17 человек.  А мы стреляем сзади пехоты, метрах в 400 из миномётов.  Страшно, дорогая. Я не знаю: если пойду, то, пожалуй, живой не буду. Прощайте, дорогая. По этому адресу пиши мне поскорее письмо. А то не ушли бы нынче в ночи на фронт.   Прощайте. Адрес: полевая почта 11077тире  е.»

      Письмо №5. « 27 июня 1943 года. Добрый вечер, дорогая супруга Устька, Витя, Серёжа. Письмо от папы. Я от вас получил 3 письма, за которые спасибо. Это пишет мне всё Серёжа – его рука.  Ты, Серёжа, пиши мне почаще. Хорошо ты мне в поле приносил обедать.  А теперь хорошо бы ты мне принёс. Я очень часто вижу во сне маму, Витю, Серёжу. Дорогой Серёжа, не забывай маму. Дорогая Устька и Витя, Серёжа. Я скоро уеду на фронт. Сейчас нахожусь на (затушёвано)* фронте. А возможно, поедем на Харьковский. А может, и останемся на Калининском фронте. Я сейчас заболел, дорогая Устька  Я посылаю вам письма – не знаю, получаете ли от меня? Находимся мы в лесу с зимы, с Масленицы.  В лесу в шалашах по ночам приходилось зябнуть. Проснёшься – к огнищу погреться, а ведь почти не спавши, так (и) ходишь всю ночь глумной.  Дорогая Устька, хорошо бы мне с вами увидеться. С вами, не знаю, придётся ли, потому что, знаешь, пойду на явную смерть. В походах очень мне плохо, потому что ноги не ходят – больные ноги. Знаешь, где зиму приходилось находиться и ночевать? Почти всю зиму на снегу ночевали. Семён , не знаю, где служит? От января я  от него писем не получаю. На болото ему я посылал – от него нет. Запасайте себе  что-нибудь для зимы поесть. На усаде, наверное, посадили картошку. А избу – как хочешь, твоё дело, я не заругаю. Только побереги кирпич. До свидания, дорогая моя. Говорят, что скоро покончим с Гитлером войну»

    Письмо №6. «1943.28 июля.  Добрый вечер, дорогая Устька. И дорогие  Витя. Серёжа. Дорогая моя Устиньюшка. Я от вас получил письмо недавно. А за это шлю вам 3 письма. Я очень, дорогая, вашим письмам рад. Только от Семёна не получаю. У  вас самая полевая работа. Вам, наверное, писать некогда.  Это я сознаю, потому что вам минута дорога. Ну, это ладно.  Прощай, моя дорогая Устиньюшка, Витя, Серёжа. Письмо от папы вашего».

       Слава русской артиллерии была известна ещё до Великой  Отечественной войны. Но на поле боя  артиллерийские расчёты - это пекло.  В одном из писем  Сергей Григорьевич сообщал, что служит в миномётной роте и что после боя в ротах осталось по 17 человек.  Несмотря на плохое состояние здоровья, он оставался в строю.  Жизнь в лесу между боями, ночёвки на снегу, болезни – всё вынес Солдат Победы. Находясь на волоске от гибели, он беспокоился о жизни семьи: жены, сыновей, брата – старался помочь им не только словом, но и делом.

      11 сентября 1943 года дедушка был тяжело ранен навылет в грудь и отправлен на лечение в ЛЭУ. (Это отражено в одной из справок-запросов). После выписки  ему дали  несколько свободных  дней и он навестил семью.  По воспоминаниям моего отца,  когда по истечении этих дней  он провожал дедушку  снова на фронт, тот тяжело, со свистом дышал.  Это была последняя встреча. Дата,  когда Крашенинников Сергей Григорьевич  1900 г.р. пропал без вести, определена в Книге Памяти  как ноябрь 1943 года. Семья делала неоднократные запросы о судьбе дедушки, но приходили ответы об отсутствии сведений. Я продолжаю поиски, но пока безрезультатно.

      И вот уже давно нет бабушки Устиньи. Ушли из жизни и сыновья – Виктор и Сергей,  до конца хранившие память об отце. Мы все, внуки и правнуки Сергея Григорьевича Крашенинникова,  свято чтим память о нём и жалеем о том, что никому из нас не довелось его увидеть. Наш дедушка и прадедушка, защищая Родину, ушёл навсегда. Ушёл в Вечность. Светлая память ему. Низкий поклон Солдату Победы, отдавшему свою жизнь за Мир и Солнце над головой.