4. Двойные послания

Александр Жданов 2
Из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."

               
                Тот, кто хочет угодить всем, никому не         
               
                угодит.
               
                Народная мудрость


      В Армии , да и пожалуй на гражданке, наверное  многим приходилось сталкиваться с ситуацией, когда от разных начальников поступали  взаимно противоречивые указания, или по-научному «двойные послания»*. Широко известным примером которых является команда  –  Стой там, иди сюда!

       Это обычно приводит к растерянности и непониманию, как же поступать в  аналогичной ситуации в другой раз.   Именно так я себя ощутил, будучи молодым лейтенантом, когда прослужив всего полгода командиром взвода,  оказался на общевойсковых учениях*. 
   
Там на развернутом узле связи Генерального штаба  на нашем, телефонном центре круглосуточно дежурил дежурный помощник начальника центра (ДПНЦ), из младших офицеров.  Сидел он в пункте управления – обычной аппаратной связи, со столом и телефонами, куда стекалась информация о работе  центра. Обязанности были простые- отвечать на телефонные звонки, обобщать сведения о сбоях и перерывах связи, неисправностях техники и происшествиях, принимать меры по их устранению и докладывать обо всём начальнику центра, который днём, как правило, тоже находился там.  Часто туда заходили начальник узла связи или  его заместители. 
Телефонная связь ведь была тогда основной в Вооруженных силах
      
В тот день я был дежурным  и сидел на своем рабочем месте за  телефонами,  а  рядом за длинным столом расположился с документами майор А. Бычков  -  начальник телефонного центра.  Зазвонил местный телефон.
- Дежурный по телефонному центру лейтенант Жданов, - ответил я, как положено.
-  Майор Бычков  у вас?
-  Да!
- Дайте ему трубку!
- Товарищ майор, вас!,  -  ответил я и протянул трубку начальнику. 
 - Кто это?  - взяв трубку, майор прикрыл микрофон рукой.
- Жданов, нужно спрашивать, кто просит к телефону! Что ты мне тут трубку сразу суёшь!
  - Извините, товарищ майор.

Прошло некоторое время, Бычков  ушёл. В помещении оказался уже заместитель начальника узла связи подполковник  Осовский. 
Опять звонок.
- Товарищ лейтенант,  подполковник Осовский там?
- Да. А кто его спрашивает?
Ответа я услышать не успел.
- Давайте трубку, товарищ лейтенант,  - протянул руку подполковник, - и не нужно задавать лишних вопросов, вам какое дело, кто меня спрашивает? 

Разумеется как действовать в такой банальной ситуации нас в училище не учили, да и  инструкций по таким мелочам не выпускали.  В те годы я был очень молод, не опытен, и, как следствие,  слишком  впечатлителен и самолюбив. Каждое  замечание многочисленных начальников воспринимал  болезненно. Хотя, наверное, вряд ли нормальный честолюбивый офицер будет равнодушно  выслушивать  несправедливые упреки от начальства.
Но вывод в общем то сделал тогда правильный-  методом проб и ошибок нужно узнавать пожелания всех начальников по любым, даже на первый взгляд не существенным вопросам.


На фото из интернета узел связи развернутый полком связи группы Советских войск в Германии в 70-х годах, наш узел был в несколько раз больше.

Примечания:
*- - «двойные послания» (double bind) - - ситуация, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания,
*    -  «Общевойсковые учения»  -  учения общевойсковых частей, соединений и объединений  с привлечением частей и соединений ВВС, различных родов войск и специальных войск.