Из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."
Тот, кто хочет угодить всем, никому не
угодит.
Народная мудрость
В Армии , да и пожалуй на гражданке, наверное многим приходилось сталкиваться с ситуацией, когда от разных начальников поступали взаимно противоречивые указания, или по-научному «двойные послания»*. Широко известным примером которых является команда – Стой там, иди сюда!
Это обычно приводит к растерянности и непониманию, как же поступать в аналогичной ситуации в другой раз. Именно так я себя ощутил, будучи молодым лейтенантом, когда прослужив всего полгода командиром взвода, оказался на общевойсковых учениях*.
Там на развернутом узле связи Генерального штаба на нашем, телефонном центре круглосуточно дежурил дежурный помощник начальника центра (ДПНЦ), из младших офицеров. Сидел он в пункте управления – обычной аппаратной связи, со столом и телефонами, куда стекалась информация о работе центра. Обязанности были простые- отвечать на телефонные звонки, обобщать сведения о сбоях и перерывах связи, неисправностях техники и происшествиях, принимать меры по их устранению и докладывать обо всём начальнику центра, который днём, как правило, тоже находился там. Часто туда заходили начальник узла связи или его заместители.
Телефонная связь ведь была тогда основной в Вооруженных силах
В тот день я был дежурным и сидел на своем рабочем месте за телефонами, а рядом за длинным столом расположился с документами майор А. Бычков - начальник телефонного центра. Зазвонил местный телефон.
- Дежурный по телефонному центру лейтенант Жданов, - ответил я, как положено.
- Майор Бычков у вас?
- Да!
- Дайте ему трубку!
- Товарищ майор, вас!, - ответил я и протянул трубку начальнику.
- Кто это? - взяв трубку, майор прикрыл микрофон рукой.
- Жданов, нужно спрашивать, кто просит к телефону! Что ты мне тут трубку сразу суёшь!
- Извините, товарищ майор.
Прошло некоторое время, Бычков ушёл. В помещении оказался уже заместитель начальника узла связи подполковник Осовский.
Опять звонок.
- Товарищ лейтенант, подполковник Осовский там?
- Да. А кто его спрашивает?
Ответа я услышать не успел.
- Давайте трубку, товарищ лейтенант, - протянул руку подполковник, - и не нужно задавать лишних вопросов, вам какое дело, кто меня спрашивает?
Разумеется как действовать в такой банальной ситуации нас в училище не учили, да и инструкций по таким мелочам не выпускали. В те годы я был очень молод, не опытен, и, как следствие, слишком впечатлителен и самолюбив. Каждое замечание многочисленных начальников воспринимал болезненно. Хотя, наверное, вряд ли нормальный честолюбивый офицер будет равнодушно выслушивать несправедливые упреки от начальства.
Но вывод в общем то сделал тогда правильный- методом проб и ошибок нужно узнавать пожелания всех начальников по любым, даже на первый взгляд не существенным вопросам.
На фото из интернета узел связи развернутый полком связи группы Советских войск в Германии в 70-х годах, наш узел был в несколько раз больше.
Примечания:
*- - «двойные послания» (double bind) - - ситуация, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания,
* - «Общевойсковые учения» - учения общевойсковых частей, соединений и объединений с привлечением частей и соединений ВВС, различных родов войск и специальных войск.