Кн 1 Том 2 Часть 4 Иоанн Лвович Покровский

Дудко 3
В коллаже:
В верхнем ряду снимки семьи Олечки Савониной, присланные в письме, в котором она написала:
Ираида Владимировна, отправляю вам свои фотографии, чтобы Вы могли представить с кем общаетесь.
На первой фотографии я и моя старшая дочка Кристина.
На второй фотографии мой муж Анатолий  с дочками.
С уважением, Ольга.

В нижнем ряду:
На фотографиях – Владимир Николаевич Покровский: -
Учёный-физик, доктор наук, профессор и очень хороший Челове.

КНИГА 1  РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО   CЕМЬИ   ДУДКО
ТОМ 2  РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  ПОКРОВСКИХ
ЧАСТЬ 4 ИОАНН  ЛЬВОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ

Сегодня у меня – мистический день. Не верите? Тогда начну не  с утра
сегодняшнего дня.
Я впускаю вас в гости на несколько часов моей жизни…

В этом году на новый год среди подарков не было ни одного календаря. Небывалый случай. Обычно дарили и настенные и другие, причём самого разного содержания, в том числе и – православные.
Поэтому в этом году - ежедневно я не только витаю в  пространстве своего одиночества, не считая месяцы, дни и часы, но и нахожусь в полном неведении того – какие исторические события и знаменательные даты связаны с наступающим днём.

Утром дочка запустила ко мне в домик своих собак: - больную старушку Манечку и хромающую (артроз сустава) – волкодава Еву. Мой Тобик ужу ускакал на волю, перепрыгнув через 3-х метровый забор. Это значит, что его опять позвал инстинкт «производителя» - унюхал течку у какой-нибудь «невесты» и ускакал исполнять арии (выть) у её калитки.
Каждый раз беспокоюсь – вернётся ли живой, или его однажды прибьёт хозяин «девочки», которой Тобик посвящает свой многочасовой концерт.

Собак своих Стэлла с Сашей запускают тогда, когда куда-нибудь уезжают, так как я ещё в состоянии налить им воды, покормить строго по времени, или – могу ещё доплестись до дверей, чтобы выпустить их погулять. В этот раз они действительно уезжали.

Стэлла сказала, что сегодня по православному календарю – большой церковный праздник - Воздви;жение Честно;го и Животворящего Креста Господня. На кладбище Стэлла с Сашей не поехали, так как были недавно, в день годины смерти отца Саши (моего зятя). А сейчас они уезжают в церковь, так как сегодня не только отмечается Воздвиженье креста, но и – Большая Родительская суббота, когда поминают всех родных…
Да, когда память стареет, отсутствие календарей – становится заметным пробелом в ежедневном напоминании на тему – что, где, когда…

Из церкви Стэлла с Сашей приехали и привезли мне свечку и просфору.
Свечку сразу же зажгли и поставили в настоящий медный  церковный подсвечник на стол, около фотографии Виктора. Уже три года как его нет, а мне кажется, что это было только вчера…
Боль утраты ушла вместе с ним в небытие. А так – в моём одиночестве мне кажется, что он всегда – здесь, в нашем маленьком домике, в этой запущенной и стареющей вместе со мной – комнате.
Свечку зажгли, а насчёт просфоры, я поинтересовалась в интернете о том, как правильно её съесть. Век прожила, а многого не знаю до сих пор. Учиться никогда не поздно. Знания могут забыться, растеряться, но они в отличие от нас – не стареют…

Оказывается, если тебе принесли из церкви просфиру, её ещё нужно правильно съесть…

Нашла статью на сайте – ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ.

Просфора — что это. Что с ней делать, для чего, как кушать…

Что же такое просфора?

Значение слова «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В первые века нашей эры люди приносили этот хлеб в церковь, собственно, именно поэтому он и получил такое название.
Готовится этот хлеб из самых простых продуктов, которые мы обычно используем для приготовления обычного хлеба. То есть, используется пшеничная мука, дрожжи, соль и вода. Но главное различие в том, что просфора готовится на основе именно святой воды, что и наделяет этот хлеб особенными свойствами.
Использование простой муки и святой воды является символом соединения человеческой и божественной сущности в Иисусе. Просфора употребляется не только во время больших церковных праздников, но и при еженедельном посещении церкви.
Сам хлеб состоит из двух частей, которые сначала лепятся по отдельности, но потом соединяются вместе. Именно поэтому получается такая необычная форма. Как вы успели заметить, на верхней части ставится специальная печать.
Нижняя часть просфоры символизирует плоть человека, а верхняя часть говорит о его духовном начале.
То есть, такое разделение хлеба на две части означает разделение человека на душу и тело, которые являются составляющими одного целого — человека. В хлебе соединяется мука и вода, что также составляет единый хлеб.

Внешний вид и виды просфор

Мало кто знает, что просфора также символизирует хлеб, который Иисус разделил со своими учениками на Тайной Вечере. Именно поэтому употреблению этого хлеба уделяется такое большое внимание.
Внешне такое мучное изделие мало напоминает хлеб, так как оно имеет круглую форму, что делает его похожим на печенье. Верхушка изделия украшена определенным рисунком, который был получен благодаря специальной печати.
На изображении мы можем увидеть равносторонний крест, который со всех сторон окружен церковными обозначениями в виде буков.
По сути, просфора отличается от обычного хлеба тем, что в процессе ее приготовления используется святая вода. А на ее верхушке мы можем увидеть штамп с определенным рисунком и надписью, которые также делают это угощение особенным.
Считается, что такой продукт не может испортиться или заплесневеть, ведь он является священным. Но, конечно, случается и так, что даже такой хлеб покрывается плесенью или черствеет. Возможно, все дело в неправильном процессе приготовления.

Виды

Наверняка, вы думали, что существует всего одна просфора, которая употребляется по любому случаю. Но это не совсем так, ведь всего выделяют пять разновидностей просфоры, каждая из которых имеет свои отличия не только по назначению, но и по своему внешнему виду.

1. Богородичная

Такой хлеб выпекается в форме треугольника, поэтому его достаточно просто отличить от остальных видов. На верхушке мы можем увидеть надпись «Святая Богородица». Изделие выкладывается на специальное блюдо, с которым оно и подается. Обычно такой вид просфоры употребляется именно на церковные праздники.

2. Агничная

Данное изделие изготавливается в форме куб. Считается, что во время песнопений такой хлеб становится телом Иисуса Христа. На самом хлебе также изображен крест, но кроме этого, еще и вырезается агнец. То есть, изначально хлеб выпекается такой же круглой формы, но из готового продукта вырезается только куб. Оставшаяся часть хлеба просто раздается прихожанам.

3. Девятичинная

Из середины хлебца достаются девять равных частей, которые посвящаются всем святым. То есть употребляется такой хлеб за пророков, апостолов и святителей.

4. Заздравная

Такой хлеб делится на две равные части, в после проведения службы разделяется между всеми присутствующими.

5. Заупокойная

В данном случае используется лишь небольшая часть верхушки хлеба. Употребляется за всех умерших, но делать это можно только в стенах церкви. А вот кушать хлеб, а что еще хуже, крошить его на могиле умершего, категорически запрещается.

Артос и Антидор

Как вы уже поняли, все виды просфор выпекаются из одинаковых продуктов и имеют общую круглую форму. Различия могут быть разве что в изображении, размещенном на верхушке изделия. Так вот, готовую просфору разделяют на несколько частей, которые могут быть разной формы. Это зависит от назначения той или иной просфоры.
Артос, в переводе с греческого, означает «квасной хлеб». Именно такое название получил цельный хлебец, который имеет цилиндрическую форму.
Ставится просфора перед алтарем еще задолго до Пасхи, а вот освящают ее только на Воскресение Иисуса Христа, то есть, на Пасху. После этого уже освященный хлеб раздается верующим.
Но обратите внимание, что хлеб не съедается в тот же день. Люди относят освященный хлеб к себе домой, где он и хранится определенное время. Употребляют просфору только тогда, когда человек заболевает, и ему нужна помощь Господа.
По сути, такой хлебец помогает справиться с хворью, поразившей человека. То есть, в идеале, такое мучное изделие может храниться неограниченное количество времени.
А вот Антидор с греческого переводится, как «время причастия». Именно такое название получила не используемая часть хлеба, которая остается после извлечения внутренней части изделия. В зависимости от назначения хлеба, форма извлеченной части будет меняться. Она может быть как треугольной, так и кубической.
Данная часть изделия раздается людям после завершения литургии. Считается, что эта часть символизирует память о страданиях Христа. Следует обратить внимание, что эту часть хлеба могут кушать только крещеные люди.
Как хранится и употребляется просфора
Такой хлеб является священным, а значит, его можно кушать только в особенных случаях. Просфора не должна употребляться каждый день, ведь таким образом, ее прямое назначение будет утрачено.
Обычно такой хлеб должен храниться у алтаря, но если он был роздан прихожанам, то дома он будет храниться только возле икон.
В противном случае, хлеб начнет портиться, что будет означать утрату его свойств.
Употребление хлеба также подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому кушать изделие следует медленно, пережевывая каждый кусочек. Если после съеденного хлеба остались крошки, то их также следует съесть.
Выбрасывать такой священный хлеб категорически запрещается, а значит, и крошки придется съесть. Но кроме этого, существуют и другие правила, которых обязательно нужно придерживаться.

1. Употреблять этот священный продукт нужно в полной тишине. При этом, процесс должен производиться медленно. Сквернословить в это время категорически запрещается, даже если хлеб просто лежит на столе.

2. Не следует оставлять недоеденный хлеб на столе. Оставшиеся части нужно осторожно сложить в специальный мешок, который кладется возле святых икон.

3. Просфору могут употреблять лишь те люди, которые приняли православную веру. Кроме того, во время церковной службы кушать хлеб запрещается.

4. Если вы принесли просфору домой, то кушать ее можно тоже далеко не сразу. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо прочесть молитву. Обратите внимание, что употребляется такой хлеб только натощак.

Как правило, такая трапеза помогает человеку встать на путь истинный. По сути, у него появляется возможность начать жизнь заново, так как его мышление очищается, а значит, он готов творить добрые дела. Человек чувствует легкость, которую не испытывал ранее.
Просфора – что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать
Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.
Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба. Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами.
Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок. Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб.
Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.
На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.
Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:
Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.

Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.

После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть, на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;

Следует осторожно кушать хлеб, чтобы ни одна крошка не упала на пол.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как «приношение». В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.
Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.
Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.
Источник: -  сайт  ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ

Но в этой статье не было самого главного – молитвы, которую нужно прочесть перед принятием святой воды и просфоры.

Нашла текст молитвы. Он так и остался на экране, пока я думы думала.
А думала я о том – как поступить мне в данном конкретном случае?

Хранить просфору не буду, так как Стэлла с Сашей, получив свои просфоры после литургии, съели её сразу в церкви. А все поминальные записочки они подали ещё переел литургией.
Поскольку сегодня Родительская суббота, значит и просфоры были – поминальные.
А это означает, что и я свою просфору должна съесть сегодня.
Но ведь я утром завтракала, а как же – про совет – «натощак…»?
На ум приходит совет о послаблении болящим и старым…

До обеда ещё есть время, чтобы скушав просфору  и не сразу есть другую пищу. Тем более что при моём диабете и болезнях Ж.К.Т. сижу на диете и дробном питании, а время после завтрака прошло уже достаточно.
Так, с этим первым вопросом разобрались.

Второй вопрос. Нужно постелить на стол чистую скатерть и т.д.
Это явно мне не под силу. Стол заставлен  всякой всячиной, которая сразу не убирается. А вместо скатерти используется красивая белая клеёнка. Беспокоить Стэллу и просить её о помощи лишний раз не хочется.
Что делать с белой скатертью и неубранным столом, на котором около портрета Виктора уже стоит зажженная свечка?
Решение  приходит само и почти сразу же.
У меня в комнате – в углу стоит мой рабочий компьютерный столик с компьютером. Справа – этажерка, где на полочках перед книгами стоят иконы.
Скатерть стелить не нужно. Отодвигаю в нишу клавиатуру – вот и столик. Переношу со стола и ставлю слева  зажженную свечу. Переставляю с полочки этажерки тарелочку с просфорой, которую я поставила туда к иконкам, сразу же, как её мне привезли.
Наливаю в праздничный стакан немного воды и как советовали – добавляю туда немного малинового варенья.

Осталось додумать ответ на последний вопрос – нужно ли выключить компьютер? Последнее время я его не выключаю сутками, чтобы лишний раз не потерять файл,
с которым работаю…
А работаю, как вы понимаете, я всё время только над одной темой – «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО СЕМЬИ ДУДКО»…
Но и этот вопрос решился сам собой. У меня во весь экран была высвечена молитва, которую нужно прочесть перед принятием просфоры.
Молитву прочитала заранее, поняла, что запомнить её не смогу.
Придётся читать…

Дальше, всё как полагается…

Молитву прочла не только перед… Но – каждый раз, беря в рот кусочек просфоры…

Молитва:
«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевых и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Потом – сижу и думаю – как же так? Сегодня молитва должна быть об ушедших в мир иной родственниках. А получается по тексту молитвы, что просила-то я Бога о себе!

Видимо – поминали в церкви, на Литургии, а принесённая домой просфора подразумевает и молитву – о том, кому принесли её?

Пусть будет так…

Спасибо и Богу и молитве…

Мне действительно нужна эта помощь, чтобы хватило сил закончить то, что не доделала в этой жизни на земле.
А что не доделала? В первую очередь не дописала и не опубликовала своим потомкам историю нашего РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА СЕМЬИ ДУДКО.

Медленно, но продвигаюсь по «ДОЛГОЙ  ДОРОГЕ  К  БОГУ...» вперёд…
А теперь вернёмся к вопросу о том – почему я этот день назвала мистическим…

После обеда я вернулась к компьютеру. Где-то у меня мелькнула мысль о том – а чем же мне может помочь молитва, прочитанная перед принятием просфоры?
Но я и предположить не могла, что эта помощь придёт так быстро и в таком виде.

Мы далеко продвинулись в поисках родословных данных предков моих и Виктора.
С моими предками - проше, так как я с детства росла и воспитывалась моей родной бабушкой - мамой отца - Степанова Владимира Васильевича.
К тому же - моя бабушка Мариамна не только рассказывала мне о своей семье, но и вела дневник, из которого можно  тоже многое узнать...

С поиском данных о предках Виктора - много трудностей...
Он с детства воспитывался отцом, поэтому - Родословное Древо предков по линии ДУДКО удолось построитьт быстро.

По линии матери его - Веры Николаевны Покровской у Виктора не было практически никаких данных. Тем более ещё и потому, что Вера Николаевна была дочерью
"врага народА", так как её отец (Витин Дед) был священником, растрелянном 
14 августа 1937 года. Дети его, считавшиеся детьми врага народа скрывали
историю семьи, уехав из родного города навсегда...

И вот, много лет спустя мы старались найти не только историю дедушки Виктора,
но и построить Родословное древо его мамы по линии семьи ПОКРОВСКИХ...

Нам удалось узнать, что прадедом Виктора является АНАНИЙ ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ.
Но дальше продвинуться не удавалось...

И вот наступил счастливый момент, когда наконец...

Впрочем, нужно написать об этом подробнее...

Обычно, садясь за компьютер, первым делом я открываю почту.
На этот раз сразу же увидела письмо, пришедшее от Владимира Покровского.

Дорогая Ираида Владимировна!
 
Вчера зашел на Вашу страничку на Проза.ру и восхитился:
Вы непрерывно исследуете, пишете и публикуете. Я хотел бы
сообщить Вам,  что благодаря Олечке Пензенской, стало известно
также, кто были прадед и дед Анания Иоановича, которому Вы
посвящаете  многие строки Ваших сочинений.  Я не переписываю,
сведения помещены в компактном виде в начале хроники
на  http://pokrov20.narod.ru/rodosl/pokrov_an.html .

Владимир Покровский  – двоюродный брат моего мужа – Виктора, его ровесник.
Фамилия Покровских идёт по линии Виктора от матери – Веры Николаевны Дудко (Покровской), дочери Николая Ананьевича, а у Владимира по линии отца – Покровского Николая Константиновича - сына Константина Ананьевича.
Николай и Константин – родные братья.

Их дети – Вера и Николай – двоюродные брат и сестра.
Виктор и Владимир – для Веры и Николая являются двоюродными племянниками.
А кем они являются друг другу – кузенами?
На самом деле – Виктор и Владимир являются близкие родственниками.
Наверняка и в Москве и в других городах России живут такие же близкие родственники, о которых мы ничего не знаем. А жаль, так как мы не можем нашим потомках рассказать о всех их предках - их Родословных веточках, имеющих одни и те же корни единого РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА.
 
Наше знакомство с Владимиром  состоялось  в августе 2017 года.
Мы тогда получили письмо от Владимира Николаевича Покровского следующего содержания:

Уважаемые Ираида  Владимировна и Виктор  Анатольевич!
 
Я, Покровский Владимир Николаевич, один из рода Покровских, о котором Вы пишете в своих воспоминаниях.   Благодаря стараниям Ольги Вячеславовны Савониной, несмотря на некоторую путаницу в свидетельствах, в чём она разобралась и установила,  что  у нас  общий предок Ананий Иоаннович  Покровский. Мой отец Покровский Николай Константинович, сын Константина Ананьевича Покровского и внук Анания Иоанновича.
Хронику  жизни прадеда моего и Виктора  Анатольевича можно найти
на моем сайте http://pokrov20.narod.ru/rodosl/pokrov_an.htm . Там же вы можете найти хронику жизни деда Виктора  Анатольевича  -- Николая Ананьевича Покровского http://pokrov20.narod.ru/rodosl/pokrov_n.a.htm . По клировой записи у Николая Ананьевича была жена Раиса Димитриевна, но на древе Ольги Савониной написано: Виктория.
Не знаете ли кто это? Несколько лет назад я писал Юрию Константиновичу Юрмалюку, но ответа не получил; наверное ошибся адресом.
О себе я поместил краткие сведения http://pokrov20.narod.ru/rodosl/pokrov_v.n.html .
 
Надеюсь, что всё сообщенное окажется для вас интересным.
Всего вам наилучшего.
Владимир Николаевич Покровский.

За прошедшие 4 года нашего знакомства мы лично так ни разу и не встречались.
Но переписывались часто, особенно, когда это касалось информации о  Родословной Виктора и Владимира. У них был один прадед – Ананий Иоаннович Покровский.

Через Владимира Николаевича мы познакомились с Ольгой Вячеславовной  Савониной.
Однажды пришло письмо и от неё.

«Доброго времени суток Ираида Владимировна. Меня зовут  Ольга Савонина (Рехачёва). Мне ваш сын, Олег Викторович, дал Вашу почту.
Постараюсь устранить пробелы по линии Савониных. Оля Лужанская создала родословное дерево в интернете, я Вас туда добавлю.
С уважением, Ольга.»

И вот следующее письмо от Ольеньки Савониной:

«Ираида Владимировна, я Вас вчера еще  нашла  в интернете и посмотрела все Ваши фотографии :-). Отправила вам приглашение с сайта Family Web Site.
Ираида Владимировна, подскажите пожалуйста - откуда Вы узнали, что нашего предка звали Ананий Покровский, Вы запрос в архивы делали?
Возникают некоторые вопросы. Ниже приведу  ссылку про Покровского Николая, год рождения  совпадает  и история тоже. Но вот родные братья не совпадают.

Ссылка про Покровского Винидикта
Может у Вас есть информация по этому поводу или догадки.
С уважением, Ольга.»

Вот так начинались наши общие поиски информации о Родословной, ведущей к предку – Ананию Иоанновичу

Именно Оленька, просидев  много раз   подолгу в архивах, нашла выписку из церковной ведомости о том, что отец  Анания Иоанновича Покровского был – Иоанн Иульянович Покровский.

А теперь – о Владимире Николаевиче Покровском.
Мне трудно представить, как -  известный учёный-физик,доктор наук, профессор, сидит  с архивными документами и увлечённо  подолгу, кропотливо составляет хронику свидетельств жизнеописаний предков  нашей  общей Родословной по линии  прадеда Анания Иоанновича.

Как это было на самом деле, он вспоминает в одной из своих книг…

«Отец моего отца, то есть мой дед, служил деревенским священником, но никаких свидетельств об этом в семье не хранилось. Не было и никаких устных преданий. Из разговоров моих родителей можно было понять, что отец был сыном священника, с чем были связаны какие-то неприятности по партийной линии, но это специально никогда не обсуждалось и, более того, замалчивалось. Вопросов задавать было не принято.
Мне всегда было интересно узнать о моих корнях, но суета не давала не то что заняться, но и подумать об этом серьёзно. Но, в конце концов, уже в этом тысячелетии, я начал с того, что попытался найти в Интернете какие-нибудь сведения о моём деде – Константине Ананиевиче ПОКРОВСКОМ. Ничего!

Но я натолкнулся на сайт Александра Леонидовича Меллера, и написал ему письмо. Александр Леонидович поощрил меня к поискам, и я отправился в Российскую Государственную библиотеку, где стал регулярно перелистывать собранные в толстые тома Епархиальные Ведомости Оренбургской и Самарской губерний.

Я обнаружил, что епархиальные ведомости содержат много удивительных деталей об учёбе, жизни и служении моих предков.

Я узнал, что мой прапрадед Иоанн Покровский родился в начале девятнадцатого века, и служил в церкви.

Прадед Ананий Покровский окончил Самарскую семинарию в 1866 году и служил священником в различных деревнях губернии.

В 1875 году, будучи на служении в селе Савруши, он переписал откуда-то проповеди (цитирую Ведомости: «переписчик лучше знает, откуда он заимствовал свои поучения…»), за что ему было вынесено порицание, но он постарался исправиться и через несколько месяцев заслужил одобрение Епархиального начальства «за старательный и полезный труд по составлению поучений».

Я узнал, что мой дед Константин Покровский вместе со своим старшим братом Николаем в 1892 году прогуляли начало занятий в Самарской семинарии после рождественских вакансий, за что они получили по выговору. Может быть, причина была уважительной и выговор незаслуженный? Это же надо добраться из села Ибряйкино до Самары на лошадях по заснеженной степи. Может быть, была метель?

Я узнал, что мой отец окончил духовное училище в городе Уральске, где среди прочего учил греческий язык, и один год провел в Учительской семинарии.

Все продвижения лиц, претендующих на духовную деятельность, по учебе и служению, начиная с поступления в духовные училища, были зафиксированы в Ведомостях, так что я мог составить подробную хронику жизни моих прадедов и дедов.
 [см. сайт pokrov20.narod.ru].

Интересно было представить моих предков в потоке событий, о которых мы нам сообщали ещё в школе. Вообразите себе: тёплым весенним вечером 1892 года гуляет по Самаре помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов, а навстречу ему – семинарист в рясе – это был мой дед Константин Покровский. Посмотрели они друг на друга с сожалением и разошлись, и в последующем разъехались: Владимир Ульянов – в Санкт-Петербург, делать революцию, а мой дед – в станицу Саломихинскую, Уральской области служить дьяконом, а затем священником. Мой дед вряд ли слышал что-либо впоследствии о человеке, с которым случайно встретился на улице в Самаре, он умер в 1912 году, но его братья Венедикт и Николай не только слышали, но и погибли от последствий преобразований, инициированных этим человеком; они были осуждены и расстреляны в 1937 году.

Таким образом, начиная с 2017 года усилиями нас четверых: Олечки Савониной, Владимира Покровского, Ираидой и Виктором Дудко постепенно создавалась  Родословная история Покровских, начиная с Иоанна Иуильяновича Покровского.

И вот, ещё вчера, мучительно старалась создать очередной коллаж с фотографиями моей бабуси – Мариамны Мейстрик, сегодня, открыв почту я поучила этот необыкновенный подарок в виде сообщения от Владимира Николаевича Покровского:
Повторю его с наслаждением ещё раз:

Дорогая Ираида Владимировна!
 
Вчера зашел на Вашу страничку на Проза.ру и восхитился:
Вы непрерывно исследуете, пишете и публикуете. Я хотел бы
сообщить Вам,  что благодаря Олечке Пензенской, стало известно
также, кто были прадед и дед Анания Иоановича, которому Вы
посвящаете  многие строки Ваших сочинений.  Я не переписываю,
сведения помещены в компактном виде в начале хроники
на  http://pokrov20.narod.ru/rodosl/pokrov_an.html .

Настало время открыть указанную ссылку…

«Ананий Иоаннович родился 7 декабря 1843 году в семье пономаря, псаломщика села Алексеевки Бузулукского уезда  Иоанна Иульяновича Покровского (1816 -- до 1887).  Мать Степанида Павловна Покровская (1816 -- после 1893), дочь священника.  Жена – Евгения Матвеевна (урожд. Зефирова), дочь священника,  родилась 13 ноября 1848 года.».

Эти данные были нами найдены и записаны  ещё - в 2019 году.

А вот – новые данные, которые добыла Олечка Савонина буквально чуть ли не вчера…
Надежда Федотова и Андрей Митин из Екатеринбурга любезно предоставили имеющиеся у них копии клировых ведомостей церквей, из которых извлечены нижеследующие сведения:

Прадед   Анания Иоанновича -- Лев Прокофьев служил в 18 веке  дьячком в Спасо-Преображенском храме  села Куликово Краснослободского уезда Пензенской губернии.

Село Куликово, Краснослободского района (ныне в Мордовии). Название-антропоним: служилые люди на Темниковской засечной черте юго-восточной границы Российского государства.  Куликовы были основателями населенного пункта в первой половине XVII века. Первый деревянный Спасо-Преображенский храм был построен помещиками в 1651 году. В 1695 году церковь была кардинально перестроена и освящена с прежним именем. На протяжении XVIII и XIX веков храм многократно переделывался и перестраивался. Новая (и последняя) Спасо-Преображенская деревянная церковь с Космодамиановским приделом была возведена в 1878 году. В советское время храм был уничтожен. Приход не восстановлен из-за малочисленности населения.

Сын дьячка Льва Прокофьева  --  Ульян Львов -- дед   Анания Иоанновича -- родился в 1793 году (по-видимому в селе Куликово) и служил в Куликово в Преображенской церкви пономарем с 21.09.1810 по 28.02.1822, где у него и родились дети Антон  (1812), и Иван  (1816) – (Иван - отец   Анания Иоанновича), Михаил (1820) и Федосья (1822), хотя Федосья могла родиться и в Краснослободске, куда Ульян Львов был переведен 28.02.1822 в Покровскую церковь на место пономаря.
Кстати, скорее всего фамилию Покровский его дети Иван и Михаил получили именно от названия этой церкви (ну а для Анания Уильяновича фамилия Львов - это дедичество).

У меня по новым данным сразу же возник вопрос по первой фразе:
«Сын дьячка Льва Прокофьева  --  Ульян Львов - дед  Анания Иоанновича …»
Почему сын Льва Прокофьевича стал по фамилии – Львов?
Может быть, Оленька в этом месте ошиблась?
Скорее всего должно быть так – «Сын Дьячка Льва Прокофьева Ульян Львович Прокофьев…»
И тогда для Анания Уильяновича фамилия дедичества была не Львов, а Прокофьев…?
Но и дальше по тексту Оля продолжает деда Анания величать – Львовым…?
Спрошу у Оленьки…

   Получается по данным, найденым Оленькой Савониной так:

«Ананий Иоаннович родился 7 декабря 1843 году в семье пономаря, псаломщика села Алексеевки Бузулукского уезда  Иоанна Иульяновича Покровского (1816 - до 1887).  Мать Степанида Павловна Покровская (1816 -- после 1893), дочь священника.  Жена – Евгения Матвеевна (урожд. Зефирова), дочь священника,  родилась 13 ноября 1848 года.».

        ЛЕВ  ПРОКОФЬЕВ - ДЬЯЧЁК
        ИУИЛЬЯН  ЛЬВОВИЧ  ПРОКОФЬЕВ
        ИОАНН  ИУЛЬЯНОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ (1816 - 1887 г.)- пономарь, псаломщик
        АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  (07.12. 1843 г.)


Правда я уже встречала объяснение по поводу того, что священники, находящиеся на службе в каком-нибудь храме вправе изменить свою настоящую фамилию на другую.
И чаще всего такие священослужители выбирают себе фамилию, связанную с храмом, в котором служат. Например, они могут взять себе фамилию - ПОКРОВСКИЙ, если служит в ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ...
Но у нас - другой случай...

Продолжение написанного Олей…
 
Город Краснослободск украшали каменные церкви: Соборно-Троицкая, а также приходские — Смоленская, Владимирская , Успенская и Покровская. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская) была возведена в камне в 1770 году с помощью благотворителей известных заводчиков Меляковых.

В середине XIX века обветшавший храм подвергся перестройке, однако приход, не удовлетворенный его состоянием, предпринял в конце XIX века новое строительство, продолжавшееся более 10 лет. Придельные церкви (в трапезной) были освящены во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого Алексия, человека Божия. При советской власти храм использовался в хозяйственных нуждах, а затем пошел на слом.
 
Дед   Анания Иоанновича -- пономарь  Иульян Львов 24  февраля 1831 года переведен из Пензенской Епархии в Оренбургскую к Благовещенской церкви Гвардейской слободы Бузулукского уезда на должность пономаря.

Село Гвардейская Слобода (ныне Гвардейцы, Самарской обл.) основано в  1772 году отставными солдатами из гвардейских полков,  а уже в 1774 году построена часовня во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По часовне поселение стали называть Благовещенской слободой. В марте 1781 года в селе служит священник Василий (Яковлев). 24 июля 1788 года часовню по приказу
Оренбургского духовного правления закрыли. Имущество было передано Сретенскому храму Борской крепости. В 1796 году жители слободы приступили к строительству каменной церкви. Постройка была закончена в 1821 году. С 30 августа 1821 года в храме служит священник Петр (Смирнов). С 14 феврвля 1837 года после окончания Оренбургской семинарии в храме служит священник Александр Стефанов Меркурьев.

Вот таким образом. Три года понадобилось для того, чтобы Родословная Покровских передвинулась из 1800-го года в 1700-ые, то есть ещё на два поколения выше по иерархии предков Покровских.

Вот такое известие пришло мне в день Родительской субботы и Воздвиженья креста…
Насчёт мистики, я, конечно пошутила. Но хочется иногда и поулыбаться на происходящее…)))

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ