Притча о неправильно заключённых договорах

Кольцов Анатолий
Так случилось, что во время похода один эмир потерял свой кинжал. Желая вернуть дорогую для него вещь, эмир объявил, что нашедшего его кинжал, он отблагодарит мешком золота. Прошло какое-то время и ко двору эмира привели крестьянина, который нашёл этот кинжал в дорожной пыли. Эмир с радостью схватил свою вещь и преисполненный благодарностью, заявил:
- Ты вернул мне кинжал, который принадлежал ещё моему деду. Я сдержу своё обещание и вознагражу тебя мешком золота.
Тут крестьянин поклонился и сказал:
- О, великий эмир! Я человек пожилой, поэтому вместе с мешком золота дай мне и коня, чтобы я смог отвезти награду домой. И ещё, прикажи своим воинам, чтобы каждый из них огрел меня своей плетью по спине.
Эмир решил, что ослышался и переспросил:
- Ты хочешь, чтобы мои воины перетянули тебя своими плетями поперёк спины?
- Я рад, о великий эмир, что первая часть моей просьбы не вызвала твоего гнева. Да, именно это я и попросил.
- С удовольствием выполню твою просьбу, - улыбнулся эмир.
- Ой, - сказал крестьянин и хлопнул себя по лбу ладонью, - чуть не забыл. Когда я шёл к тебе с кинжалом, то начальник твоей стражи потребовал от меня отдать ему половину той награды, что я получу. А поскольку он не уточнил, какую часть награды хочет получить, то эту вторую часть ты и отдай ему.
Так всё и случилось. Главный стражник получил тысячу плетей. А крестьянин — маленький мешочек с золотыми монетами. Чтобы их можно было легко донести до дома без лошади. Размер мешка ведь тоже не был оговорён заранее.

Мораль: заключая договор, тщательно формулируйте условия его выполнения и размер получаемого гонорара.