Не приснится же такое. Истории другого времени

Рейтаро Уза
Знаю, когда-нибудь с дальнего берега
Давнего прошлого    
Ветер весенний ночной принесет тебе
Вздох от меня.
               Р.Тагор (в  переводе Аделины Адалис)*


Чай из кружки перед монитором источал приятный аромат ягод и трав, негромко фоном играла инструментальная музыка, слегка приукрашивая ночную тишину в доме.
С рабочим настроем происходило что-то неладное.
И необходимость, и желание были, но не хватало какой-то малости.
Вдруг справа внизу рабочего стола компьютера замигала иконка уведомления о новых сообщениях.
Интересно.
Ладно, только на пару минут.
Клик.

[23:51,29.03.2021] Nachtgast: * Доброй ночи, сенсэй! * Я вот Вам никогда не говорила ведь :)
[23:52,29.03.2021] Nachtgast: У меня тут песня “Последняя поэма” в плейлисте заиграла, и вспомнился маленький эпизод,
[23:52,29.03.2021] Nachtgast: по-человечески бесконечно красивый.
[23:52,29.03.2021] Nachtgast: дебатный турнир со студентами
[23:53,29.03.2021] Ответ: замечательная песня
[23:53,29.03.2021] Ответ: У меня с ней свои ассоциации
[23:54,29.03.2021] Ответ: Какой из турниров?
[23:54,29.03.2021] Nachtgast: когда они, т.е. студенты, нас эмоционально укатали. Или их группа поддержки, я не помню. Помню, что это была жутко нервная игра, и их команда, а потом ещё и публика откровенно высокомерно к нам относились с Жанной, * мол "ну девочки только из школы, что с них взять". А еще в этот день мне папа пообещал прийти посмотреть на то, как я буду играть
[23:54,29.03.2021] Nachtgast: и, естественно, он как всегда не пришел
[23:54,29.03.2021] Nachtgast: (последнее повторялось так часто, я даже не знаю, почему мне это запомнилось тогда)
[23:55,29.03.2021] Nachtgast: и я помню, что мы вышли после той игры, а меня просто трясет физически, потому что у меня мозг не справляется с нечестностью эмоционального давления от публики в комнате.
[23:55,29.03.2021] Nachtgast: Мы сидели в каком-то актовом зале, заиграла эта песня, и вдруг вы её сначала про себя напевали, а потом спели в полный голос.
[23:56,29.03.2021] Nachtgast: Вот Вы можете смеяться, но у меня эта песня ассоциируется с тех пор с Вами и этим эпизодом.
[23:56,29.03.2021] Nachtgast: Это было очень, очень красиво и человечно.
[23:56,29.03.2021] Nachtgast: Спасибо Вам, Вы меня в тот день немножко спасли :)
[23:57,29.03.2021] Nachtgast: С такой паршивой игрой был только один турнир. Ну, если Жанна играла, то это было весной, наверное, когда я была в 9-м классе... то есть почти 16 лет назад?
[23:58,29.03.2021] Ответ: Я хорошо помню тот турнир, вашу с Жанной команду. Вы были единственной школьной командой, играли против студентов колледжей, училищ и лицеев, которые реально были старше на год-два-три...
[23:58,29.03.2021] Nachtgast: Хотите поделиться своими ассоциациями? :)
[23:59,29.03.2021] Ответ: Как раз собирался, да сбился на воспоминания о том турнире.
[23:59,29.03.2021] Nachtgast: Давайте! ;
[00:00,30.03.2021] Система: ВТОРНИК
[00:02,30.03.2021] Ответ: Вы только вошли в американский формат. *
Помню, как в судейской комнате потом разбирали технические огрехи, ошибки в организации и проведении, а, главное, само содержание тем. Многие команды тогда отнеслись к подготовке несерьёзно, проработали свои кейсы поверхностно, сделав ставку на стремление спикеров устраивать шоу, с эффектными выходками и словесными трюками оказывать давление на судей. А те, в большинстве, своём были просто педагогами, при чём даже не гуманитариями, и новичками в дебатах.
А вот эпизода с песней не помню.
Это было, видимо, настолько привычно для меня, что не врезалось в память.
[00:02,30.03.2021] Nachtgast: Формат хороший, живой такой, казалось, что отстаиваю кейсы, которые уже завтра можно будет воплотить в жизнь.
[00:03,30.03.2021] Nachtgast: Как же я, уехав из нашего города, потом по дебатам скучала, это не описать!
[00:03,30.03.2021] Nachtgast: Я не отвлекаю? Вы собирались что-то рассказать ;
[00:04,30.03.2021] Ответ: У меня своя сложилась история с этой песней, о которой я и забыл совсем, казалось бы, да вот вновь выплыло из памяти. Надо же!
[00:07,30.03.2021] Ответ: Как-то в 6-м классе, когда мне было 13 лет, я попал в детскую больницу с почками. Это был 1982 год, шёл чемпионат мира по футболу в Испании. Тогда полюбившийся мне итальянский нападающий Паоло Росси (к сожалению, он умер недавно, в декабре прошлого года от рака лёгких) сыграл настолько блестяще, как и его партнёры, впрочем, что я пересмотрел свои взгляды на тех, кого боготворил в своих детских грёзах и думах ¬– бразильских кудесников. Это был феерический чемпионат.
И вот мы лежим в больнице. Диета и почти постельный режим.
В одно из воскресений на прогулке находим в больничном дворе какой-то старый мяч. И все ребята тут же бросаются его пинать и играть в некое подобие футбола.
[00:07,30.03.2021] Ответ: Это нарушение режима.
[00:10,30.03.2021] Ответ: Нас застукали за этим делом. Прогулка тут же закончилась. А тогда это была такая тёплая осень. Словно какое-то всесильное Зло отобрало у каждого из нас его частичку счастья.
После обеда всех, как обычно, загнали на "тихий час", который нарушать категорически нельзя. Но мы в тот день как-то быстро пообедали и пришли в палату, легли и стали сначала просто переговариваться, обсуждая случившееся. Затем как-то сами собой запели вполголоса песни, которые знали - из "Трёх мушкетёров", "Уч кудук", даже битловскую “Yestarday” на каком-то ломаном и наполовину выдуманном английском языке. *
[00:12,30.03.2021] Ответ: И градус обретения силы сопротивления так поднялся, что акт свободы – известную тебе песню "Последняя поэма" мы спели в полный голос, словно ирландские узники тюрьмы Лонг-Кэш. *
Удивительное дело, нас не поругали. Собравшийся в дверях медперсонал, который мы, увлёкшись пением, не заметили, поаплодировал и напомнил, что через палату лежат груднички из детского дома, и для них сон - это очень важная реабилитация.
Вот как-то так
[00:12,30.03.2021] Nachtgast: ;;;;
[00:12,30.03.2021] Nachtgast: Это так трогательно, и тоже очень красиво!
[00:13,30.03.2021] Nachtgast: (Какая песня, такие с ней и связываются воспоминания)
[00:13,30.03.2021] Nachtgast: ;;;;
[00:13,30.03.2021] Ответ: Выходит, что это был тогда для меня как бы первый куплет, а с вами я исполнил второй.
[00:14,30.03.2021] Nachtgast: Вы пели "это вся правда моя, это - истина":)
[00:16,30.03.2021] Ответ: "Я уплываю, и время несет меня
                С края на край,
                С берега к берегу, с отмели к отмели... "
Сейчас это воспринимается как расставание с детством, его иллюзиями, романтикой.
[00:19,30.03.2021] Ответ: "Это не сон, это не сон,
                Это - вся правда моя, это истина,
                Смерть побеждающий вечный закон -
                Это любовь моя... "
И да, конечно, это мы теперь понимаем, что обрели, что потеряли...
[00:20,30.03.2021] Ответ: большое тебе спасибо за добрые слова и сегодняшнюю историю про дебаты и последнюю поэму.
[00:22,30.03.2021] Nachtgast: ;
[00:22,30.03.2021] Nachtgast: А ведь если бы не эта Ваша песня, сенсэй, то мы бы, вероятно, стали бы как все. Готовились бы слегка, на турниры ходили бы по приколу…
[00:25,30.03.2021] Ответ: Интересно, что потом, после турнира судьи говорили, что если честно и без всяких понтов, то вы, девочки, и по формату, и по содержанию были более ближе к истине...
[00:27,30.03.2021] Nachtgast: Да ладно! ;;
[00:28, 30.03.2021] Ответ: Правда, правда.
[00:29,30.03.2021] Nachtgast: Мне всегда потом казалось, что нельзя готовиться и играть так слабо, как на том турнире. А Вы, оказывается, просто дали нам самим выбрать ту планку, и ниже неё никогда не опускаться уже. Даже теперь, когда я сама преподаю в универе.
[00:34, 30.03.2021] Ответ: Теперь это похоже на пророчество…
В нашей с тобой обсуждаемой песне есть строки:
"Ты погляди без отчаянья:
Вспыхнет ли, примет ли облик безвестного образа,
Будто случайного?"
И ведь это не была продуманная манипуляция. Я просто так чувствовал. Может быть сам искал поддержки, но не мог вам, детям, это показать…
[00:36,30.03.2021] Nachtgast: Зато попали точно в цель. Знаю, что Вы не мистик, но вышло, действительно, как пророчество. В общем, я запуталась как Вам это объяснить.
[00:41, 30.03.2021] Ответ: Ты бы знала какая путаница вышла с этой песней в реальности! У автора текста, кстати, лауреата Нобелевской премии, нет и не было стихотворения с таким названием. Зато был одноимённый роман про двух влюблённых, которые в условиях того времени в своей стране не могли быть вместе. Расставаясь, девушка напишет прощальное письмо, где лейтмотивом совсем иные строчки:
"И пусть меняется всё в этом мире бренном,
Пусть ухожу всё дальше в дальний край,
Мой дар тебе пребудет неизменным,
Друг мой, прощай!"
[00:43, 30.03.2021] Ответ: И много позже, другая девушка сделала совсем иной перевод слов этого прощального письма, который так запал композитору. И он написал замечательную песню к кинофильму. И каждый слушатель находит в ней что-то своё, как и каждый исполнитель пытается рассказать о чём-то своём сокровенном.
[00:45,30.03.2021] Nachtgast: Вот это да! Невероятно! Такое даже не приснится… Ой, у Вас уже за полночь. Каждый раз забываю о разнице во времени, просто у нас с Вами её словно нет совсем. Спасибо за понимание и поддержку. Спокойной ночи!
[00:49, 30.03.2021] Ответ: Благодарю! Доброй ночи!

Текст последнего сообщения ещё какое-то время не отправлялся.
Интернет вновь неожиданно завис.
Затем система просигналила об успешном завершении операции.
Две снисходительно позволенные минуты обернулись почти часом, за который недопитый чай совсем остыл, а намеченная работа так и не сдвинулась.
За тёмным окном на улице таявший весь день снег сковался ночным морозцем, превратившись в лёд.
Рыжий кот, невесело взглянув на это, отпросился на ночную охоту, во всех её смыслах.
Да.
Точно.
Такое не приснится.
Словно прожил несколько жизней за эти растянувшиеся в ночи две минуты.

==================================
Примечание:

* Здесь и далее цитируется текст песни «Последняя поэма», автором которой считается индийский поэт и общественный деятель Рабиндранат Тагор (1861-1941), в переводе Адели;ны Ефи;мовны Адалис-Ефро;н (1900-1969). Мелодия этой песни была написана советским композитором Алексеем Рыбниковым ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ». Однако, настоящую известность она получила в 1981 году, когда вышел кинофильм «Вам и не снилось», в котором песню исполнили Ирина Отиева и Вера Соколова. Позже она звучала в репертуаре самых разных певцов и музыкальных групп, но в финал фестиваля «Песня-81» телезрители отобрали многоголосый вариант узбекского ВИА «Ялла». О судьбе самого стихотворения рассказывается в тексте далее.

* Nachtgast – в переводе с немецкого «ночная гостья»

* Сенсэй – общепринятое в Японии обращение к учителю.

* Имя изменено. Жанна выбрана из-за созвучия.

* В дебатных турнирах школьники играют по формату Дебат Карла Поппера/КПД (две команды оппонентов по три спикера защищают и обсуждают прямо противоположные позиции). Студенты проводят свои игры по американскому парламентскому формату (АПФ), где в командах по два спикера, и обсуждают актуальную неоднозначную проблему.

* Речь идёт о песнях из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», а также «Уч Кудук» популярной группы «Ялла» и «Yestarday» известной британской группы «The Beatles» («Битлз»).

* В мае 1981 года в белфастской тюрьме «Лонг Кэш», в блоке Н, умер от истощения 27-летний заочно избранный депутат британского парламента, боец ИРА (Ирландской республиканской армии), Бобби Сэндс. Он и его последователи, соратники по борьбе, не захотели мириться с отменой присвоенного им ранее особого статуса - Special Category Status, который фактически приравнивал их к военнопленным с соответствующими преимуществами. Пришедшая к власти лидер консервативной партии, Маргарет Тэтчер заявила, что «Британия – свободная страна, в которой узников совести быть не может по определению, а к уголовникам следует относиться как к уголовникам». Особый статус был упразднён, вместе с возможностью ходить в своей одежде и не работать. Не добившись ничего официальным способом, Бобби Сэндс подбил единомышленников на бессрочную голодовку. Британские власти, утверждая, что «Закон один для всех» насильно кормить через зонд никого не стали. На 66-й день голодовки Бобби умер от истощения. В результате голодовки гибнет десять человек (всем было от 23 до 30 лет), шестеро - прекратили голодовку, ничего не добившись (со временем им разрешили не носить тюремную робу).