Интервью газете Истребитель в РСК МиГ

Юрий Жданов 2
ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ «ИСТРЕБИТЕЛЬ» В РСК «МиГ»               



              «Минувшее проходит предо мною …» Александр Пушкин. «Борис Годунов»


… И где бы, товарищ, ты ни был,               
Мы вместе учились в МАИ-               
Недаром кусочек лазурного неба               
Сияет у нас на груди!...               
      «Маёвская застольная»


О быстротечности Жизни мысль не нова, но в ее справедливости убеждаешься особенно ярко в моменты различных юбилеев. Они на мгновение выхватывают из размеренности жизни и побуждают оглянуться на былое … Вот приближается и 60-летие со дня первого полета человека в Космос (12 апреля 1961 года), дня полета Юрия Алексеевича Гагарина. Вспомнилось многое из первых лет работы после окончания в 1959 году Московского авиационного института (МАИ), 1959-1965 годы работы в ОКБ, которым руководил Сергей Павлович Королёв (1907-1966). А потом сорок лет работы в ОКБ «Инженерного Центра имени А.И. Микояна» Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»).  В разные годы эта фирма называлась по-разному: Завод 155 МАП, п/я 4223, ММЗ «Зенит» им. А.И. Микояна, ММЗ им. А.И. Микояна, АНПК «МИГ», ГУП МАПО «МИГ», ФГУП «ВПК «МАПО», ФГУП «РСК «МиГ», ОАО «РСК «МиГ». 


Фирма основана 8 декабря 1939 года как Опытное конструкторское бюро под руководством Артёма Ивановича Микояна (1905-1970). Заместителем его был назначен Михаил Иосифович Гуревич (1893-1976). От их фамилий и возникла марка фирмы: «МиГ» (Микоян и Гуревич). Предприятие прошло богатый творческими достижениями путь. Один за другим появлялись все новые и новые самолеты. И какие!  Для каждого времени они обеспечивали с самолетами других отечественных фирм надежную защиту нашей Родины.

               
Просматривая сохраненные мною экземпляры заводской газеты «Истребитель», которая выпускалась в Инженерном Центре имени Артёма Ивановича Микояна, перечитал материалы, посвященные выпускникам самолетостроительного факультета МАИ, окончившим институт в 1959 году и ставшим микояновцами.                Редактором газеты «Истребитель», которая издавалась с 1990 года тиражом 800 экземпляров, была Алла Константиновна Талалаева, однокурсница по самолетостроительному факультету МАИ. Именно она предложила дать интервью по случаю 35-летия окончания (нами) МАИ всем однокурсникам, ставшим «микояновцами». Эти интервью она опубликовала в газете «Истребитель» № 2-3 (18-19) в июле 1994 года. Все интервью опубликованы под общей рубрикой «Выпускники МАИ- 1959 год», а интервью каждого выпускника- под отдельным для него названием.  Перед текстами интервью Алла Талалаева поместила под заголовком «35 лет в авиации» следующий текст.      

               
«1994 год.  Тридцать пять лет стажа работы в авиационной промышленности. Есть что вспомнить, есть над чем задуматься. Может быть у кого-то и мелькнет мысль: «Если бы молодость знала», если бы зрелость могла … Специальность, выбранная 40 лет назад, не стала жизненной ошибкой, она сформировала фундаментальный пласт широкопрофильных инженеров-самолетчиков, которые в кризисные для авиации годы не поменяли своего жизненного курса. Авиация выбирала лучших. На предлагаемые газетой вопросы отвечают выпускники 1959 года самолетостроительного факультета МАИ.               
 1. Что послужило поводом, когда возникло решение поступить в МАИ?               
               
 2. Когда Вы стали сотрудником нашей фирмы? Был ли уже опыт на родственных предприятиях или сразу же после защиты диплома?               
3.  Ваш маршрут по бригадам ОКБ. Нашли ли Вы то, что искали? Расскажите именно о Вашей работе.               
4. Кому бы Вы хотели сказать слова благодарности за переданный опыт, поддержку, просто за человечность и взаимопонимание в трудовых буднях, в неординарных ситуациях?               
5. Пошли ли Ваши дети по Вашим стопам (профессия)? Как Вы относитесь к их выбору?      
6. Не возникает ли у Вас желание что-то сопоставить с годами нашей молодости и теперешней жизнью 25-30-летних авиационных специалистов?               
7. Ваши увлечения, идеалы, любимый вид отдыха?               
8. Вспоминая «минувшие дни и битвы …», изменились ли Ваши взгляды на жизнь?         
9. Если бы выбор профессии снова стал жизненно необходимым вопросом для вас, то выбрали бы Вы снова авиацию?               
10. Какой смешной или грустный случай Вы можете вспомнить из своей работы?            
11. Как Вы относитесь к нынешнему состоянию фирмы? Что и как Вы бы изменили, если бы были Генеральным конструктором?»      

               
Интервью дали Андрей Аносович, Анатолий Балакин,  Анатолий Безлюдько, Анатолий Богдан, Владлен Гараев, Юрий Жданов, Виктор Зайцев,  Виктор Кургузов, Валентина Мазурина (дев.- Петренко), Владимир Морозов, Валентин Пятахин, Алла Талалаева, Виктор Федорчук, Виктор Шошин.  О преждевременно ушедшем (к тому времени) из жизни Валентине Мазурине в этой газете рассказал Виктор Кургузов и Валентина Мазурина, а о Юрии Выгодском- А. Горлов, А. Глуховцев и А. Щербаков. 

               
Мое интервью названо: «Каждый оставляет свои следы». Вот его текст.                «Когда же возникло решение поступить именно в МАИ? В девятом классе. А желание быть причастным к авиации- раньше.  Думаю, во многом это связано с тем, что отец был летчиком Черноморского разведывательного авиационного полка. После окончания в 1959 году МАИ работал в ОКБ Сергея Павловича Королёва, а с 1966 года на микояновской фирме, сначала в отделе фюзеляжа, а с 1970 года руководителем службы стандартизации. Задача этой службы- оптимизация номенклатуры применяемых на самолетах стандартных изделий, материалов, полуфабрикатов, конструктивных элементов, покупных изделий, нормоконтроль конструкторской документации, ведение фонда нормативных документов. Результаты этой работы непосредственно влияют на качество наших изделий, их себестоимость.                Сын избрал другую специальность- экономику, и успешно трудится. Когда мы учились в институте, полеты в космос казались далеким будущим. И вдруг, совершенно для нас неожиданно, 4 сентября 1957 года- первый спутник!  Что тогда в момент сообщения об этом по радио творилось в нашем общежитии! Безбрежные радость, восторги! Много трудовых лет уже пронеслось. В каждом изделии, созданном с твоим участием, твоя частица. Осознание этого рождает чувства, которые сродни, говоря высоким слогом, чувствам поэта: «Радуюсь я: это мой труд вливается в труд моей республики».    Изменились ли взгляды на жизнь? В чем-то да, но в главном- нет. Итоги подводить рано-пусть об этом позаботится само Время. Впереди- вся оставшаяся жизнь.                Выбрал ли бы снова авиацию, если бы выбор профессии стал снова жизненно необходимым для меня?  Думаю, что вопрос чисто риторический. Жизнь необратима- и в этом ее прелесть. Каждый оставляет свои и только свои следы на земле.                Смешной или грустный случай из своей работы? На что как взглянешь, так и увидишь.       О нынешнем состоянии фирмы? Верю, что «вынесем все, и свободную, ясную грудью проложим дорогу себе». Хобби? Живопись, чтение. Досуг? Смотри- хобби».

               
В газете размещены фотографии, сделанные не только в 1994-м, но и в 1959-м году, в год завершения учебы в МАИ.   

               
А через пять лет в газете «Истребитель» № 4 (31), октябрь 1999 года, появилась заметка «40 лет, как «МиГ», посвященная 40-летию со дня окончания нами Московского авиационного института (МАИ). В этой заметке помещены очень краткие интервью, которые дали Андрей Аносович, Анатолий Безлюдько, Анатолий Богдан, Владлен Гараев, Юрий Жданов, Виктор Зайцев, Владимир Морозов, Валентин Пятахин, Алла Талалаева и Виктор Шошин. Вот как начинается эта заметка .   

               
«В 1959 году нынешние сотрудники нашего коллектива А.Б. Аносович, А.А. Безлюдько, А.И. Богдан, В.Д. Гараев, Ю.А. Жданов, В.М. Зайцев, В.Н. Морозов, В.И. Пятахин, А.К. Талалаева, и В.И. Шошин окончили самолетостроительный факультет МАИ. За прошедшие годы никто из них не изменил выбранной после школы профессии. За четыре десятилетия, постоянно совершенствуя свои профессиональные знания, они приобрели инженерную эрудицию, соответствующую высочайшему уровню развития авиации. Они хотели и стали миговцами. Обычно на традиционных сборах факультета, проходящих через каждые пять лет, миговцев встречают с почестями.  И вот в октябре бывшие сокурсники факультета снова увидятся. Первоначально попасть на фирму А.И. Микояна было престижно и сложно. И все же около 20 выпускников обрели статус молодых специалистов. Другие пришли на завод позднее. В эти дни вспомним и тех, кто безвременно ушел из жизни. Это Анатолий Скопин, Валентин Мазурин, Юрий Выгодский, Виктор Кургузов. На заслуженном отдыхе находятся Валентина Мазурина (Петренко), Анатолий Балакин, Виктор Федорчук. Наконец, дадим слово тем, кто в настоящее время работает на предприятии».               
А вот как заканчивается заметка. «Выпускники МАИ стали специалистами различных профессий, но всех из объединяет общая цель- создание истребителей, превосходящих зарубежные аналоги. Руководство и все сотрудники Инженерного Центра «ОКБ имени А.И. Микояна»  от всего сердца поздравляют своих коллег, окончивших МАИ в 1959 году». 

               
В том же, 1999 году, фирма «МиГ» отмечала свое 60-летие. К юбилею вышла книга об истории фирмы:  ОКБ им. А.И. Микояна 60 лет. «Центр Авиации и Космонавтики». М. 2000. 312 с.   В этой хорошо иллюстрированной книге рассказано не только об истории создания самолетов, но и приведены сведения об основных отделах и службах предприятия и о сотрудниках. Есть здесь и глава «Отдел стандартизации». Вот ее текст.

               
«С начала организации предприятия вопросам стандартизации разрабатываемых изделий постоянно уделялось большое внимание. Первоначально в ОКБ не было самостоятельной службы стандартизации, и при контроле разрабатываемой конструкторской документации проверку выполнения требований стандартизации выполняла технологическая служба (начальник- З.И. Журбина). С 1942 г. в конструкторской документации ввели обязательную подпись «стандартизатора». Первым «стандартизатором» в ОКБ стал П.С. Смирнов. Кроме проверки чертежей на соответствие действующим стандартам, проводился анализ широко применяемых собственных конструкций и на основе их унификации выпускались заводские стандарты. Это значительно сокращало трудозатраты конструкторов.   

               
В 1962 г. на предприятии была создана бригада стандартизации (начальник- П.С. Смирнов). В бригаде работали: Н.В. Ельманов, А.П. Тулякова, А.И. Чернобурова, А.И. Шмелева, М.А. Патрикеева и другие сотрудники. Бригада, теперь уже как самостоятельное подразделение, продолжала разрабатывать заводские стандарты на типовые конструкции, определять государственные и отраслевые стандарты, необходимые для проектирования и изготовления самолетов. Увеличение количества проектируемых изделий и их модификаций привело к повышению требований к межпроектной и внутрипроектной стандартизации и унификации, к необходимости оценки их уровня.   

               
Для решения этих задач в 1970 г. на базе бригады был создан отдел стандартизации (его начальником стал Ю.А. Жданов), в состав которого вошло уже несколько бригад: стандартизации (начальник- П.С. Смирнов, затем Н.Л. Громов, Э.Г. Чиликина), покупных изделий (начальник- М.М. Итина, затем Л.В. Корешкова, Л.И. Луканидина) и унификации (под руководством Ю.А. Жданова).                В 1974 г. в отделе была организована бригада нормативного контроля (начальник- Л.Я. Исаева, затем Л.М. Гаврилина). В 80-х гг. отдел занимался разработкой и внедрением комплекса стандартов предприятия по управлению качеством продукции, проведением экспертиз уровня стандартизации и унификации изделий. Ряд заводских стандартов были признаны отраслевыми. В этот период в отделе работали Е.С. Парфенова, А.М. Ватолина, В.Н. Лебедева, З.И. Туркова, А.Е. Тимохина, Н.М. Донская, В.В. Никонов, Г.С. Грачева, В.А. Осипова, М.Я. Лихачева и другие сотрудники. Отдел проделал большую работу по оптимизации количества применяемых на предприятии государственных и отраслевых стандартов. Службой стандартизации совместно с серийными заводами был проведен полный анализ применяемости стандартных и покупных изделий, подшипников, крепежа,  материалов и полуфабрикатов, конструктивных элементов, заводских унифицированных изделий и разработаны совместные ограничители предприятий.                Сегодня в службе стандартизации  работают С.Ф. Данилов, Л.М. Гаврилина, Э.Г. Чиликина, Р.В. Гудкова, Г.В. Новикова, Е.А. Пименова, В.А. Игнатьева, И.П. Коннова, И.Н. Бондаренко и др.»      

               
Было у меня еще интервью в связи с моим юбилеем. В газете «Истребитель» № 1-2 (48-49), май 2005 г. (стр. 8) опубликована заметка «БОДРОСТЬ ДУХА И ЗДОРОВЫЙ ОПТИМИЗМ» (интервью взяла редактор газеты- Алла Константиновна Талалаева).
«… 2005 года начальник бригады управления качеством Юрий Алексеевич Жданов  отпраздновал свое 70-летие. Получив разнообразный спектр теоретических знаний на первом факультете МАИ, Юрий Алексеевич стал специалистом широкого профиля. На вопрос редакции: правильно ли он 52 года назад выбрал специальность инженера-механика по самолетостроению?  Лаконично ответил: да. На выбор специальности в значительной степени повлияла профессия отца. Отец Юрия Алексеевича- Жданов Алексей Петрович- был летчиком военно-морской разведывательной эскадрильи Черноморского флота. Во время Великой Отечественной войны эскадрилья базировалась в Одессе, Севастополе, Геленджике, а после освобождения Крыма- в Евпатории. Жена, сын и дочь Алексея Петровича в 1941-1942 годах находились в местах его службы. А когда на Кавказском фронте сложилась крайне опасная обстановка, семьи летчиков из расположения эскадрильи были эвакуированы. Ждановы оказались в селении, расположенном под Ташкентом.                Крым был полностью освобожден в мае 1944 года, и семья Алексея Петровича прибыла из эвакуации в город Евпаторию, где базировалась в то время его эскадрилья. А в 1945 году Алексея Петровича не стало. Окончив в 1953 году в Евпатории среднюю школу с золотой медалью, Юрий целенаправленно едет в Москву и поступает в Московский авиационный институт.  Мечта сбылась.   

               
Побежали трудовые студенческие будни, приносившие все новые и новые знания. Первокурсники-«козероги», так их называли студенты старших курсов, старались скорее объять необъятное и во всем хотели самостоятельно разобраться. Впереди его ждет работа конструктора- творца новых самолетов. Где-то уже с 3-го курса Юрий вместе с товарищами по учебе занимается проектированием многоцелевого самолета народно-хозяйственного назначения под руководством педагога кафедры проектирования самолетов М.Н. Шульженко. А на кафедре прочности под руководством доцента И.С. Голубева участвует вместе с другими студентами в исследовании прочности многослойных конструкций. Дальше- диплом- проект сверхзвукового истребителя-перехватчика, выполненного по схеме «утка». В конструкции предусматривалось, что в ситуациях, требующих экстренного спасения летчика, носовая часть самолета отделялась и тормозилась до скорости, позволяющей осуществить катапультирование.  С большой теплотой вспоминает Юрий своего руководителя по дипломному проекту- замечательного педагога и инженера- Завена Ашотовича Мелик-Саркисяна.  Преподаватели института старались больше уделить внимания любознательным студентам. Возникала взаимная симпатия студентов и молодых ученых.   

               
Сильное впечатление на всех, и особенно на студентов первого факультета МАИ, произвел запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли. У Юры Жданова сразу возникло горячее желание приобщиться к труду тех, кто создал это чудо. Он обратился на кафедру с просьбой- направить его после окончания института на работу в ОКБ Сергея Павловича Королёва. Просьбу удовлетворили. И вот, с 1 апреля 1959 года инженер Ю.А. Жданов- сотрудник ОКБ С.П. Королёва …                Сроки исполнения заданий, казавшиеся нереальными, успешно выполнялись. Не забыты еженедельные встречи с Сергеем Павловичем, который приходил в конструкторский отдел, подписывал документацию, всегда был в курсе новых предложений и исполнения текущей работы.                12 апреля 1961 года в радиоэфире раздался голос Левитана: «Русский летчик-космонавт Гагарин на борту космического корабля». Радость была всеобщей, а если еще узнать, что первый космонавт тёзка, то, естественно, радость не имела границ. Наступила эра управляемых космических полетов … 

               
Юрий Алексеевич 24 января 1966 года становится сотрудником коллектива миговцев, в отделе фюзеляжа, который в то время возглавлял Николай Иванович Андрианов.                В 1970 году руководство ОКБ предложило Юрию Алексеевичу возглавить конструкторский отдел стандартизации … Отдел был организован на базе существующих бригад стандартизации и покупных изделий, а также бригады унификации. Коллектив нового подразделения занялся внедрением Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы допусков и посадок (ЕСДП) и Системы разработки и постановки на производство (СРПП) авиационной техники, а также нормативов технического уровня изделий. В результате проведенной работы было внедрено около 8000 государственных и отраслевых стандартов, осуществлена замена заводских унифицированных изделий на изделия по государственным и отраслевым стандартам.   

               
Новшеством в работе стала унификация. Раньше никто так жестко не ограничивал конструктора в применении конкретных типоразмеров стандартных изделий, конструктивных параметров проектируемых деталей и сборочных единиц. Такое положение дел привело к существованию невероятно широкой номенклатуры типоразмеров и параметров. Это обстоятельство, во-первых, приводило к удорожанию изделия, во-вторых, усложняло его производство и эксплуатацию. Производству требовалась быстрая оптимизация существующего многообразия. Пришлось набирать опыт непосредственно в практической работе, то есть в самой унификации. Начали с самого простого- с шайб. Проведенный анализ количества применяемых типоразмеров шайб на опытном производстве оказался равным 384, а на Горьковском серийном заводе-2150 типоразмерам!  После проведенной унификации количество типоразмеров шайб уменьшилось более чем в 20 раз. Это дало огромный экономический эффект за счет сокращения количества вырубных штампов, упрощения производства и эксплуатации изделий. Такая же унификация коснулась крепежных средств (болтов, гаек, заклепок, замков), конструктивных элементов проектируемых деталей, стандартных изделий, подшипников, горюче-смазочных материалов и т.п.

               
Без прямой поддержки руководства осуществить проделанную коллективом сотрудников Юрия Алексеевича работу было бы невозможно. Кому может понравиться то, что тебя начинают учить работать и указывают, как нужно правильно поступать!  Но все же введенные ограничительные стандарты предприятия успешно действуют до настоящего времени. Высокий уровень стандартизации и унификации всех разрабатываемых изделий удешевил производство, облегчил эксплуатацию изделий и повысил их качество. О высокой экономической эффективности говорят цифры. Каждый рубль, вложенный в стандартизацию и унификацию авиационной техники, впоследствии окупается в 15-кратном размере.               
Хорошее дело имеет продолжение. Отдел комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), созданный в 1978 году, помимо прочего, занимался разработкой и внедрением стандартов предприятия по управлению качеством продукции. В 2003 году Юрию Алексеевичу Жданову предложили возглавить бригаду управления качеством.  В настоящее время бригада обеспечивает внедрение системы менеджмента качества (СМК). По словам Юрия Алексеевича Жданова:                -Эта система рождена жизнью и предусматривает оптимизацию всех трудовых процессов, непрерывно совершенствуется, улучшает производственные связи и рабочий процесс; упорядочивает взаимоотношения между подразделениями; вводит четкую ответственность каждого сотрудника и каждой службы. В СМК предусмотрена и обратная связь с целью выявления любых имеющих место несоответствий и их устранения.              -Любая работа,- продолжает Юрий Алексеевич,- должна анализироваться и постоянно совершенствоваться. А для улучшения качества нет предела.               
И не только потому, что он безупречно относится к своей работе, а еще и потому, что Юрий Алексеевич Жданов любое свое хобби, будь то занятие живописью, или изучение всех видов, начиная чуть ли не с новой эры, средств борьбы и индивидуальной защиты человеком самого себя, или проведение глубоких исследований по истории, или занятие фотографией, киносъемками и монтажом фильмов по собственному сценарию и так до бесконечности, совершенствует, досконально осваивает и щедро представляет на суд людской результаты своей деятельности.                В настоящее время в число его увлечений входит подготовка статей для Всероссийской музыкально-литературно-художественной юношеской газеты «Радость». Он твердо убежден, что человек может добиться всего, если на каждый момент жизни будет иметь установку- сохранить  бодрость духа и здоровый оптимизм. Мы, его друзья и коллеги, от всей души поздравляем Юрия Алексеевича с 70-летием. Желаем ему здоровья, счастья и целеустремленности в творческом осуществлении новых идей».    

               
А Время бежит, и с каждым годом кажется, что бег все больше ускоряется … Вот и
еще пятнадцать лет пронеслось после того юбилейного интервью … А что дальше?               
О многом, что сохранила память, поведал в своих рассказах (все они опубликованы на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). 

               
В «Рассказы Юрия Жданова, связанные с МАИ» перечислены эти рассказы:

1. Первая встреча с метро.
2. Разгрузили баржу.
3. Тушеная капуста.
4. «Гвардейка».
5. Рождение московского Парка Дружбы.
6. Соревнования по самбо.
7. Усмирение хама в метро.
8. Вылет на тротуар.
9. Бал молодежи в Московском Кремле.
10. Юрия Гагарина встречают….
11. 50-летие полета Юрия Гагарина в Космос.
12. На незабываемом матче штангистов СССР и США.
13. Ботинки с надувной подошвой.
14. Институтские тетради.
15. Клуб «Общение» в РСК «МиГ».
16. Мавзолей хирурга Пирогова.
17. Как пришли ко мне стихи.
18. Рассказы Юрия Жданова, связанные с МАИ.
19. Практика в Воротынске.
20. Общежитие в Гучково.
21. Зачет по лыжам.
22. Бригадмил- как это было…
23. С 80-летием Тебя, город Калининград-Королёв!
24. Ян ван Эйк и автограф космонавта.
25. «Недаром кусочек лазурного неба …»
26. "Царь-ракета" Сергея Королёва.
27. Выдвижные двухщелевые закрылки.               
28. На производственной практике в Филях.               
29. Интервью газете «Истребитель» в РСК «МиГ».

А вот рассказы, связанные с работой в ОКБ Сергея Павловича Королёва:

1. Работник космоса в три смены.               
2. Юрия Гагарина встречают…               
3. 50-летие полёта Юрия Гагарина в Космос.               
4. Первые выпуски устного журнала «Виток» в Подлипках.               
5. Клуб любителей искусства в Подлипках.               
6. Сон в предновогоднюю ночь.               
7. Поток сознания-6.               
8. Эстафета Юрия Гагарина продолжается.               
9. Ян ван Эйк и автограф космонавта.
10. С 80-летием тебя, город Калининград-Королёв!               
11. «Царь-ракета» Сергея Королёва.               
12. Небываемое бывает.               
13. Сегодня к нам придет Сергей Павлович …               
14. Внучка поздравляет с Днем Космонавтики.               
15. Интервью газете «Истребитель» в РСК «МиГ».


Есть и рассказы, связанные с работой в РСК «МиГ»:

1. Клуб любителей искусства в РСК «МиГ».               
2. Клуб молодого марксиста в РСК «МиГ».               
3. Клуб «Общение» в РСК «МиГ».               
4. Общество «Знание» в РСК «МиГ».               
5. Семинары по вопросам культуры в РСК «МиГ».               
6. Стандарт-красота- …               
7. Общество борьбы за трезвость в РСК «МиГ».               
8. Подарки сотрудницам к 8 марта.               
9. Помощь совхозу.               
10. Бригадмил- как это было.               
11. Новогодний КВН в детском лагере РСК «МиГ».               
12. Самолет-«Лапоть».               
13. Поклонники Пегаса в РСК «МиГ».               
14. Интервью газете «Истребитель» в РСК «МиГ».

Приближается 60-летие со дня полета Юрия Алексеевича Гагарина в Космос.               
С ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ!

               
Юрий Жданов        28.03.2021