Аполитичная история

Виктор Болгов -Железногорский
АПОЛИТИЧНАЯ ИСТОРИЯ

          Эту довольно забавную историю я услышал в стенах ГОРДЭКА, славного города Красноярска , когда посещал с друзьями поэтами литературное объединение «ДЕБЮТ». Руководителем лито «Дебют» был любимый в Красноярске писатель, по гражданской профессии «психиатр» - Эдуард Иванович Русаков. Не помню в точности от кого пошла эта информация, или похожая на анекдот байка. Сам я участником или свидетелем не был. Рассказанное записал в свой блокнот вперемешку со стихами и надолго забыл. И вот на днях, открываю я этот блокнот с целью обнаружения в старых своих стихах хоть чего-то стоящего внимания. И обнаруживаю эти записи. Прочёл, усмехнулся: «дела дано минувших лет». Взял, скучая, и поработал, ради забавы, над текстами старых записей. В результате в короткое время получилось три коротких, смешных рассказика или байки. И так, начну с первой байки, названной мной «Аполитическая история».
          В городе Красноярске, что раскинулся на обоих берегах могучего Енисея. В самом конце благословенно-застольных семидесятых годов, второй половины ещё советского 20 века, Культурная жизнь, образно выражаясь, цвела всеми художественными красками и благоухала всеми духами красноярских же прелестниц. Писать о красноярских красавицах, кои и сердцами, и глазами, и улыбками яры до головокружения второй более грубой, половины человечества всегда с полным удовольствием. Но вряд ли сие возможно, поскольку – никакой бумаги всей бумажной промышленности нынешней РФ не хватит. Тем паче, что в последние 30 лет после «катастройки», Бумажная промышленность РФ, значительно сдала обороты своего развития и как бы скукожилась. Газет и литературных журналов выпускаться стало меньше. А появившаяся взамен масса рекламных изданий, хотя и яркая с виду, но положа руку на сердце – кому она, эта кричащая, надоедливая до усмерти реклама, нужна? - Пожалуй, помимо самих рекламщиков и их заказчиков, – никому. Но, продолжим историю о тогдашнем Красноярске, назначенном свыше Культурной столицей всей Восточной Сибири. В те годы в Красноярске работало много талантливых; литераторов, музыкантов, художников, архитекторов, скульпторов. Имена их слишком известны и многочисленны, чтобы их не знать. Поэтому, учитывая происшедший в последние годы дефицит бумаги, ограничусь лишь одной фамилией известного красноярского скульптора Изумрудова Ивана Ивановича! Настоящая-то его фамилия, а также имя и отчество, несколько иные, но уж больно щепетильна история, приключившаяся с ним, точнее не лично с ним, а с его работой в области фундаментального скульптурного ваяния.

          И так. В воскресенье, в законный даже для скульпторов, выходной день – в квартире Изумрудова И.И, прозвучал телефонный звонок. А что делают скульпторы в выходной день, в отсутствии жены? – правильно – пьют. Пьют правда кто что предпочитает. Одни, как аристократы – предпочитают шампанское, другие вино… Молодые дарования, ещё не успевшие ярко проявить себя в установке в краевом центре своих авторских скульптур, или на худой конец – фонтанов, пили и пьют в основном пиво. Иван Иванович Изумрудов входил в могучую кучку маститых скульпторов Красноярска и потому пил из маленькой рюмочки – армянский коньяк по названию «Ной» Пил он так – нальёт из красивой бутылочки в рюмочку тёмную, пахнущую клопами, жидкость, поднимет рюмку вверх, чёкнет ею о бутылочку и скажет: «За здоровье, товарищ Ной» - и только потом выпьет. И так Изумрудов И.И. получается пил вроде как не один. А что, имеет право. Горбачёвско-Лихачёвского «Сухого закона» тогда ещё не было. А если и был, то не для всех. Особенно хорошо с налитой рюмочкой и с товарищем «Ноем» в бутылке, выйдя ночью на балкон – звездами любоваться, если конечно их не затянул серой вонючей дымкой городской смок от Красноярских угольных ТС.
И вот в самый приятных идиллический момент – любования с балкона звездами – раздался этот чёртов звонок. Да ни откуда-нибудь, а из самого крайкома партии.

          -Да слушаю вас, товарищ, э-э… Иван Иванович – с ужасом осознал, что не может вспомнить ни имени, ни отчества этого очень высоко стоящего товарища начальника над другими начальниками. – Да- да Изумрудов… - Что-что? Срочно лететь в Боготол. В командировку… - Слушаюсь, товарищ Ной, - ой, извините – товарищ секретарь… Но мне всё же хочется знать – что случилось? Отчего такая спешность?
- В Боготоле, местные пьяные комсомольцы, на спор, оторвали у Ленина руку. Донеслось до слуха пять минут назад выпившего скульптора. – Как оторвали.            -Но я же не хирург, я скульптор – я товарищи, живым людям руки пришивать не умею…
          -Вы не поняли, - товарищ скульптор – донесся до слуха Ивана Ивановича раздражённый голос начальства. - Рука обломана у гипсового памятника товарища Ленина. -  Вы член партии?
          -Так точно, член -  прошептал деревенеющими губами  именитый скульптор.
          -Поэтому Вам, как коммунисту,  доверено  очень ответственное задание - до конца ночи, к утру восстановить памятник. Комсомольцы, что напились и совершили аморальный, аполитичный проступок, будут строго наказаны. Но памятник должен быть восстановлен сегодня же ночью. Мы хотели поручить это дело главному архитектору и скульптору, вашему руководителю Ишманову, но он, в данный момент, находится в творческой командировке в Москве. Кроме вас больше некого послать.
          -Я понял, товарищ… первый секретарь. Но, как же я из Красноярска в Боготол в короткое время доберусь? Путь не близкий. Растерянно, едва не заикаясь, пробормотал скульптур. От волнения у него даже помутилось в голове и защемило сердце.
          -За вами выслан вертолёт. Подготовьте необходимые материалы и через час, лучше раньше, выходите на пустырь против вашего дома.

          Так ли оно было на самом деле или по другому, мне не известно. Может быть заслуженному деятелю ваятелю пришлось до Боготола добираться на электричке. Может быть и так. Каюсь - вертолёт я от себя дописал. Точно скульптора, кстати,, хорошего дядьку, пожалел. Но пожалело ли его  высшее партийное начальство ?- это мне не ведомо. Чего не знаю - того не знаю. Но пусть, хотя бы в моём перерасказе некогда широко известной в Красноярске байке,  ему повезло! История в то время была неординарная - "комсомольцы и вдруг такое сотворили аполитичное!".

          "Действительно – аполитическая история" – копошилось в миг протрезвевшей голове скульптора. Задание серьёзное –попробуй не выполнить. Живьём съедят. Из партии исключат А это  считай - крах всему!
          Хорошо ещё, что мастерская в квартире.  Просмотрев каталог и узнал что скульптура Ленина в Боготоле  толи гипсовая, толи цементная, Наскоро осмотрев все заготовки рук вождя мирового пролетариата., Изумрудов И.И. выбрал 6 рук – левые и правые. У двух рук в пальцах зажаты кепки, у одной свёрток бумаги, имитирующей газету «Правда». Пора идти!

          Вышел известный красноярский скульптор Изумрудов И.И. из подъезда дома на пустырь ровно через 30 минут, сгибаясь под тяжестью мешка с гипсовыми руками вождя.
Вертолёт его уже ждал.

          История кончилась достаточно безболезненно для самого Изумрудова И.И. Правда из всех захваченных им рук по размеру и наклону подошла лишь одна, да и то несколько отличающаяся по цвету от всего памятника В.И Ленину. Маститый красноярский скульптор. быстро развёл в ведре гипс и аккуратно приладил руку к гипсовому телу вождя. Какие при этом в его давно протрезвевшей голове толпились взволнованные, не без основания тревожные, по причине случившегося происшествия, мысли - никому, кроме него самого, было неизвестно.
 
          Каким  образом скульптор вернул из Боготола в Красноярск тоже не знаю. для меня сие покрыто тайной. Но, учитывая то, что годы были "Перестроечные", дефицитные, дорогого горючего для полётов вертолётов не хватало, вполне возможно, что назад скульптор, с "Ленинскими руками" в мешке, добирался на электричке. Хорошо хоть товарищи из Боготольского горкома ему билет купили.

          Историю об отбитой пьяными комсомольцами руке, Иван Иванович долго хранил в тайне, поскольку его об этом строжайше предупредили свыше – из органов ГБ. Предупреждающий Ивана Ивановича говорил тихим, вежливым голосом, но настоятельно и таких стальным тоном, не терпящих возражения, что, у заслуженного деятеля искусств, видного красноярского скульптора, аж мурашки по спине, пробежали. Но как говорится; «Правду, как шило в мешке не утаишь». Что в этой истории правда, что не совсем – ныне сложно сказать. Известного красноярского скульптора в живых давно уже нет. И начальство, что ему ответственное-секретное задание давало, ушло в мир иной.

          Интересно, а с памятником вождю мирового пролетариата что? - Так и стоит, наверно, до сих пор, в городе Боготоле, гипсовый Ленин с другой по цвету рукой, или со временем поменяли скульптуру на более прочную?