Рыба и двалюта - фрагмент

Анатолий Шульга
Несколько слов об отношении к настоящим деньгам  на территории СССР

.Мяса в продаже практически нет. Коровы и свиньи (не упоминая ужо о мелкой рогатой скотине -овцы, козы и т.д. и т.п. ) не поспевали за поступью коммунизьма.
 А кушать хочется всегда и всем и везде. Что Брежневу делать? Бросили огромные средства не на танки и я-бомбы на постройку и работу огромного океанического рыболовного флота. Благо, отсутствие 200-мильных экономических зон прибрежных государств позволяли безнаказанно браконьерничать практически во всём Мировом океане. Никогда и нигде капитанами  советских траулеров не соблюдались даже уже существовавшие либеральные Правила Рыболовства. Вспомним хотя бы уничтожение нерестилищ мраморной нототении в Юго-Западной Атлантике, мойвы БНБ и сельди банки Джордес. в 60-70- годах.  О «мелочуге» типа  лососей и упоминать ни к чему. Советский План всему голова. 
Сначала США, Канада, Великобритания и страны ЕС пытались привести советский рыбопромысел в цивилизованный вид путём квотирования и инспекторского контроля, хотя бы в своих экономических зонах. Бесполезняк.
 Выперли советский рыболовный флот в начале 80-х годов практически отовсюду. Аргентине  пришлось задействовать для решения этого вопроса даже военно-морской флот.
На шельфах африканских стран продолжали красть много рыбы через коррупционные схемы путём купли местных князьков/президентов и их свиты.
 Но в 1990 году терпение лопнуло даже у прикормленного ангольского правителя  Жозе Эдуарда душ Сантуша, женившегося во время  учёбы в Баку на уроженке Тамбова.
Выперли резко и со свистом, хотя вроде бы танками и автоматами Шмайссера/калашникова оплатили всё сполна. Я работал на шельфе Анголы на промысле с 1977 года и контора направила меня туда на очередной полугодовой рейс в 1990 году, однако - облом и меня перенаправили на шельф Намибии.
Таперича народонаселение России рыдает при виде цен на «морской мусор» типа  минтая и путассу. Хотя бы, к счастью, не вспоминают «рыбу — курок».
О приличной рыбе и вспоминать просто непотребно. Даже дешёвая«солома» - сардина, сардинелла, сабля. хек по ценам таперича недоступны толпе россиян. За всё надо платить местным царькам и перекупщикам везде, всегда и всюду..
Отдельная капля желчи. Когда в Интернете читаю опусы крупных путинских псевдоэкспертов о вредности тунцов, макрели, меч-рыбы и прочих нормальных рыб, потребляемых миром уже много тысячелетий даже не взвиваюсь от этих измышлений. Вероятно, японцы и живут так долго, потому что практически весь мировой улов голубого тунца они употребляют сами и причём по ценам недоступным для совдепии.
 За  «простипому» даже в душе материться не хочу., но ведь «это наша Родина, сынок», сказал червяк и заплакал»... Это древний житейский анекдот, вельми актуальный и поныне.

Но немножко о себе и морской работе.
И вот я в научно-поисковом рейсе в 1982 году на БМРТ «Волжанин» (от управления «Запрыбпромразведка»)от Калининграда  ищем и ловим рыбу стране Советов.  Надо поймать  за сутки промысла 25 тонн рыбы из неё заморозить 20 тонн -остальное в «крематорий»- рыбомучную установку. Дерьмо типа сардины и мелкой ставриды прёт валом, проблем с сырьём особых нет.
Вожделеем в ожидании захода в Лас-Пальмас-де Гран-Канариа.
В декабре 1982 года таки обретаем эту мечту и смысл  рейса. И о чудо»!
 Курс доллара тогда устанавливался жёсткими циркулярами Госбанка СССР и составлял  от 69,35 до 70,08 копеек за 1доллар. За сутки зо самого захода курс доллара уточнялся в бухгалтерии промразведки. В переводе на испанские песеты нам повезло — курс доллара упал до неприличия — 67 коп/долл. Пришлось часть этой непредвиденной «выручки» употребить по назначению на улице Альбареда в дешёвом магазине «Маршал Жуков». Так было...