Камчатские зарисовки. Чавыча

Лариса Тунеголовец
Июнь. На Камчатке прохладное лето. Я с наблюдателем Юрой и его
братом Василием отправилась на расход. Гидрологический пост находился
на реке Паратунка, в пяти километрах от села. На вопрос:
 - А чего это Василий с нами едет?
Юрий как-то невнятно пробормотал:
- Да, кое –какие места надо проверить, вдвоём сподручней.
            Я догадалась – будут ставить или проверять сети.
Коренным жителям полуострова, в отличие от приезжего населения, разрешали
ловить красную рыбу во все сезоны, как только начинался ход на нерест и без
нормы. И они ловили сетями. Заготавливали на зиму. Солили, коптили, вялили.
Икру заготавливали бочками. Ели сами, и конечно продавали. Там я
попробовала солёную икру вперемешку с диким луком и черемшой. Но это,
доложу я Вам, на любителя. По мне так – это испорченный деликатес.
Представляете какой запах у черемши? Вот! Она перебивала все вкусовые
ощущения икры. Но местные очень любили такой посол. Как только в поле
появлялись дикий лук и черемша, люди заготавливали их мешками.
Мама моего наблюдателя, худющая сморщенная старушка, сидя в грязной
кухне на низенькой скамеечке, пыхтела длинной трубкой, которую почти не
вынимала изо рта, приговаривала:
-  Ешь, доченька, ешь, чего ты? Это для женщин очень полезно!
Я даже ко рту подносить не могла, не то чтобы проглотить, а уж о полезности
и думать не хотела.
Выйдя во двор, я просила Юру, чтобы он как-то уговорил свою маму и она бы
не настаивала: «Пробуй, пробуй!»
            У Юры ,на реке стояла самодельная лодка, типа «Бат», но не
выдолбленная из дерева, а сделанная из досок с вертикальным транцем для
крепления мотора. Мотор к лодке ,опять же, доставляли, на собачьей упряжке.
Снег уже в это время оттаял и просел, покрыв пожухлую траву на дороге пяти,
десяти сантиметровым слоем талой воды. И мы легко скользили  по снежной
жиже сидя в санях.
               Идя на моторе вверх по реке, ребята время от времени подходили к
берегу и проверяли свои сети. Чертыхаясь, что во всех потаённых местах было
пусто, а тут ещё я нудела, что нужно идти брать расход, время –то уходит,
Юра обречённо сказал:
- Вот ещё одно, последнее, местечко проверим и всё.
Ещё раз резко нырнули под низко опустившиеся над рекой ветки деревьев
и остановились. Я сидела посредине лодки, Василий управлял мотором. Юрий
свесился за борт проверить сетки и заорал благим матом:
-Начальник, хватайся за ветки и держи, не отпускай! Василий – топор, быстрее!
Я схватила мокрые, скользкие и холодные ветки ивы, Василий заглушил и
 поднял мотор и судорожно стал открывать бардачёк, чтобы вытащить топор.
Я смотрела на них во все глаза и думала:
-Господи, топор- то зачем?
Вдвоём они стали затаскивать в лодку сеть, в которой моталась огромная
рыбища. Я изо всех сил держалась за ветки, боялась, что вылечу из лодки
как пуля. Всё произошло так стремительно, что мы не успели бросить за
борт гидрологический груз, которым всегда пользовались как якорем.
Рыба моталась с такой силой, что два здоровых мужика не могли затащить
её в лодку.  Тут пошёл в ход топор. Юра приподнимал сеть с рыбой над
водой, а Василий тюкал её топором по башке. В какой-то момент оглушенная
рыбина ослабла и ребята затащили её в лодку. Но через мгновение рыба
заметалась уже в лодке. Она хлопала огромным хвостом, подпрыгивала,
намереваясь выпрыгнуть в реку. Лодка завертелась, как игрушечный волчок.
Я, буквально, повисла на дереве. Василий наперевес с топором целился
рыбине в голову.
- Держи, держи, ещё держи не отпускай пока деревья!  - кричал Юра-
И мотор смотри! Смотри за мотором!
Наконец они насовсем её пришили. Это была огромная чавыча. Даже ребята,
не мало повидавшие , были удивлены. Поймать чавычу, да ещё в Паратунке –
это большая удача , т.к. на Камчатке она стала встречаться редко. Чавыча
хитрая и осторожная рыба. Пойманная рыбина была огромной. Длина – 68см,
ширина – где-то, 40см, вес – около 30 кг. Икры было почти полное
восьмилитровое эмалированное ведро.
         Я, конечно ,смотрела на такую рыбалку с ужасом и удивлением.
Ребята тоже всю дорогу ахали.
          Вот так у нас начинался рабочий день. В Елизово я ехала с огромным
куском рыбины и пол литровой банкой икры пятиминутки. Ехала и тряслась-
вдруг рыбнадзор войдёт в автобус и скомандует:
- Показываем сумки, показываем!   (Бывало и такое)



27.03.2020г. Владивосток