Корветы. Отсель грозить мы будем шведу

Владимир Волконский
Не так давно в американскую прессу (Military Watch) со ссылкой на алжирские источники просочилась информация, что алжирские ВМС планируют усилиться за счет покупки у РФ трех многоцелевых корветов УРО ближней морской зоны типа «Стерегущий». И даже сроки получения первых двух кораблей были обозначены – 2021-2022 гг. Если это произойдет, то Алжир станет самой влиятельной силой в своем регионе, а его корабли самыми опасными в Африке. Дело в том, что корветы проекта 20380 типа «Стерегущий» являются одними из самых тяжеловооруженных боевых кораблей своего размерного ряда в мире, не имея соперников за это звание за пределами РФ. Не зря по классификации НАТО их относят не к корветам, а к фрегатам. И действительно наш боевой корабль 4-го поколения, который у нас до последнего времени вообще относился к СКР 3-го ранга (малым сторожевым кораблям ближней морской зоны), по огневой мощи на голову превосходит своих западных одноклассников и может вести равный бой с кораблями, намного превосходящими его по водоизмещению (даже с эсминцами водоизмещением до 5 тыс. тонн).


ОЧЕРЕДНЫЕ ЖЕРТВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ или ЗАЧЕМ ЭТОТ АТТРАКЦИОН НЕВИДАННОЙ ЩЕДРОСТИ?

Можно было бы порадоваться за алжирских товарищей, они уже давно облизывались, глядя на эти наши многоцелевые кораблики-невидимки ближней морской зоны. И так к ним подходили, и этак. Еще с 2013 года вели переговоры об их строительстве. Но официальной информации о заключении контракта не было. Впервые модель нового варианта корвета проекта 20382 «Тигр» (это экспортная версия проекта 20380) Объединенная Судостроительная Корпорация (ОСК) представила на суд общественности на Международном военно-морском салоне МВМС-2015 в Санкт-Петербурге. Основное отличие этого проекта от базового было в использовании при комплектации упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика. В базовой российской комплектации присутствовали — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два ЗРПК «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27. По слухам тогда и был заключен данный контракт и вроде бы даже на «Северной верфи» (Санкт-Петербург) с 2015 года началось строительство, но все проходило под грифом «Секретно». Информация просочилась в прессу, причем, опять иностранную, только при пожаре, возникшем на ПАО ССЗ «Северная верфь» в июле 2015-го, при котором пострадали люди (1 погибший, 6 раненных), тогда в прессу попали фото, по которым можно было идентифицировать обводы корпуса строящегося корвета класса «Стерегущий». Но российская сторона никак не подтверждала заказ, по которому алжирские ВМС должны были получить даже не три корвета УРО, а целых шесть (в двух разных комплектациях, первые три с упором на ПВО – как корабли противовоздушной обороны, вторые три как корветы ПЛО – с упором на противолодочную борьбу).

Теперь же информация всплыла. И вроде бы, чего переживать? Деньги карман не тянут и никогда лишними не бывают. Радоваться надо, пополнен бюджет. Но вся беда в том, что алжирским ВМС достались не «Тигры» проекта 20382, а корветы проекта 20380, строящиеся на «Северной верфи» по заказу ВМФ для ЧФ РФ. Это корветы «Ретивый» и «Строгий», заложенные в феврале 2015 года, первый из них был спущен на воду в марте 2020-го, (сейчас проходит швартовые испытания), второй готовится к спуску на воду весной этого года. Казалось бы, откуда такой аттракцион невиданной щедрости? У нас у самих кораблей подобного класса не хватает, чего мы ими разбрасываемся?

СПРАВКА: Корабли проектов 20380/20385 – серия российских многоцелевых корветов (малых сторожевых кораблей) 2-го ранга с управляемым ракетным оружием (УРО) ближней морской зоны. Разработаны Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. Этот проект кораблей на ближайшие 30-40 лет должен был стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

На данный момент уже построено 10 кораблей этого класса (8 – в строю, 2 – спущены на воду и готовятся к швартовым испытаниям), 3 строятся. Итого 13. И еще на строительство 16-ти корветов заключены контракты между Минобороны РФ и ССЗ «Северная верфь» (Санкт-Петербург) и АСЗ (Комсомольск-на-Амуре). Выходит, что по состоянию на конец 2020 года построено и законтрактовано 29 единиц базового проекта 20380/20385 и его последующих модификаций, что делает данную серию кораблей самой крупной серией среди основных классов судов 4-го поколения ВМФ РФ. Согласно принятой доктрины развития отечественного флота, именно корветы (наряду с фрегатами) и должны стать тем самым становым хребтом, вокруг которого будут формироваться наши надводные военно-морские силы. Корабельный парк ВМФ РФ неизбежно стареет, мы рискуем к 2030 году вообще остаться без БНК (боевых надводных кораблей) 1-го и 2-го ранга, а поскольку бюджет не резиновый было принято решение делать ставку на небольшие вымпела, насыщая их огнем и давая возможность противостоять гораздо более крупным кораблям потенциального противника. Так в противовес американским эсминцам и крейсерам мы сделали ставку на фрегаты 1-го и 2-го ранга и корветы 2-го ранга.

По состоянию на текущий момент на Балтике в составе БФ имеются 4 корвета проекта 20380 – головной «Стерегущий» (с 2008 года в строю), а также «Сообразительный» (с 2011-го), «Бойкий» (с 2013-го) и «Стойкий» (с 2014-го). На Тихом океане в составе ТОФ – «Совершенный» (с 2017-го), «Громкий» (с 2018-го), «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (с 2020-го), все три корабли проекта 20380, и еще один проекта 20385 – «Гремящий» (тоже с 2020 года). Все остальные строящиеся и законтрактованные корпуса предназначались для ТОФ и ЧФ (теперь из-за алжирского контракта с ЧФ возникли вопросы, два корабля, предназначенных ему, передают Алжиру). Почему, об этом ниже.


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТОВ 20380/20385.

Пока объясню, чем отличается проект 20380 от проекта 20385. В принципе это однотипные суда, разница только в вооружении из-за чего последний был удлинен на 2 метра (106,3 м против 104,5 м), что потянуло за собой увеличение водоизмещения (2430 тонн против 2250 тонн) и замену силовой установки, мощность которой пришлось увеличить (24 тыс. л.с. против 20,8 тыс. л.с.). Увеличение размеров дало возможность усилить огневую мощь корабля путем замены противокорабельного комплекса «Уран» (с его дозвуковыми ПКР Х-35У) на УКСК 3С14 с возможностью применения всего семейства крылатых ракет «Калибр-НК», сверхзвуковых ПКР «Оникс», а в перспективе и гиперзвуковых «Цирконов» (боезапас 8 ракет). Кроме того боекомплект ЗРК «Редут» был увеличен с 12 ячеек до 16-ти. В результате этих новаций универсальный многоцелевой корвет ПВО-ПЛО с функциями противокорабельной борьбы (в базовой версии проекта 20380) превратился в ударный многоцелевой корвет УРО (в его модернизированной версии проекта 20385). Все это значительно расширило боевые возможности корабля. Согласитесь, появление тактического ударного ракетного вооружения («Калибр», «Оникс», «Циркон») любого котенка сделает тигром.

С таким оснащением данный корабль уже представлял грозное оружие, с которым можно и нужно было выходить в дальнюю морскую и даже океаническую зону для решения задач: 1) поиска и уничтожения подводных лодок вероятного противника; 2) противодействия военным кораблям всех типов и классов; 3) огневой поддержки десанта; 4) проведения патрульных и эскортных операций; 5) защиты морских коммуникаций и объектов морской экономической деятельности; 6) демонстрации флага и военной мощи российского флота в любой точке Мирового океана. Этому способствовала и улучшенная мореходность обеих версий корабля (он устойчив к поперечной качке и способен выполнять боевые задачи при волнении моря до 5 баллов) при дальности автономного плавания 4 тыс. морских миль (на скорости 14 узлов). А его низкая радиолокационная заметность, достигнутая за счет применения новых композитных материалов (при изготовлении корпуса и надстройки удалось снизить показатель кругового рассеивания радиолокационного фона в 3 раза), значительно повысила живучесть корабля (вероятность наведения на него ПКР противника упала в 5 раз, с показателя 0,5 до показателя 0,1).

Но все эти плюсы перечеркивались единственным минусом – ненадежностью силовой установки, что при всей ее экономичности, малом весе и малошумности (и как следствие малозаметности в гидроакустическом диапазоне) все равно не позволяло использовать корабль в дальней морской зоне. Напомню, на обоих проектах и 20380, и 20385 стояли по два дизельных агрегата ДДА-12000 пр-ва АО «Коломенский машзавод». У 20380 проекта для этого использовались 4 дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. (по два на каждый агрегат), которые через ревес-редукторные передачи РРД 12000 пр-ва ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург) передавали крутящий момент на два вала с гребными винтами фиксированного шага. У 20385 для этого использовались 4 дизеля 16Д49 мощностью 6000 л.с. того же производителя.

И все бы хорошо, но данная техника очень чувствительная к условиям эксплуатации. Экономичная, слов нет, корвет «Громкий» (5-й серийный) по заявлению зам. командующего ТОФ контр-адмирала Игоря Королева, стал «самым экономичным кораблем за всю историю ВМФ и способен совершать одиночные автономные походы до берегов Австралии». Способен, но дойдет ли? Пример головного корабля корвета «Стерегущий» настораживает. В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на нем дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки.

По этой причине проект 20385 штатно планировалось комплектовать немецким дизелем MTU Friedrichshafen, но тут вмешались санкции 2014 года. Из-за чего головной корвет «Гремящий» вынужденно получил вместо немецкой силовой установки отечественную пр-ва АО «Коломенский машзавод» (4 дизеля 16Д49) и с декабря 2020 года в составе ТОФ приступил к несению службы, по результатам которой и будет принято решение о продолжении серии. Первый серийный корвет этого проекта «Проворный» в сентябре 2019 был спущен на воду и сейчас готовится к швартовым испытаниям (укомплектован, как и головной корвет коломенскими дизелями). Остальные законтрактованные корабли проекта 20385 пока в подвешенном состоянии, ждут итогов служебно-боевой деятельности «Гремящего». В мае 2015 представители завода-производителя (ПАО ССЗ «Северная верфь») даже заявили, что проект 20385 из-за проблем с импортными комплектующими сворачивается, по нему будут построены только два корабля («Гремящий» и «Проворный») с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, а остальные будут строиться по модернизированному проекту 20380. Как оно будет на самом деле, посмотрим. Кстати, алжирский корвет будет укомплектован именно немецким MTU дизелем, а не коломенским (видимо, алжирцы что-то знают). Все это стало поводом для замены в перспективном проекте 20386 ЦМКБ «Алмаз» коломенского ДДА-12000 на более надежный и легкий (но и более дорогой) ярославский газотурбинный агрегат КГА МА3 (на базе нового двигателя ГТД М90ФР). Итак, подводя некий итог, можно сказать, что очередной жертвой санкционной войны между РФ и коллективным Западом пали корветы проекта 20385.


ПРОЕКТ 20386. КОРАБЛЬ НА ВЫРОСТ.

Про проект же 20386 придется поговорить отдельно. Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль – корвет проекта 20386 «Дерзкий», впоследствии переименованный в «Меркурий», (в честь одноименного русского 20-ти пушечного брига, одержавшего в 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского победу в неравном бою с 74-х и 110-ти пушечными турецкими линейными кораблями). Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Причина такого положения дел коренится глубоко в недрах Минобороны и Главного Штаба ВМФ РФ. Ни в первом, ни во втором ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли, и нужны ли новые проекты кораблей, реализация которых под вопросом?

Новый корвет должен был стать прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище ЦМКБ «Алмаз» отнесли к классу тяжелых корветов, однако в реальности у них вышел фрегат, если не легкий эсминец.

Согласно прописанного ТЗ, корвет проекта 20386 должен был успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на него, впечатляют даже прожженных мореманов. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно: 1) защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны; 2) противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота; 3) обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения; 4) поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе; 5) обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные и военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение – покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же возникают вопросы о сроках строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах. Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не столько в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника, а в том, что, по сути, одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию.

В судостроительной отрасли возобладала тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию. Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве обороны и в высоких кабинетах ГШ ВМФ РФ до сих пор продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.


КОРВЕТ БУДУЩЕГО. ТОЛЬКО КОРВЕТ ЛИ?

Чем там всё закончится в высоких кабинетах нам неведомо, но результаты работы конструкторов ЦМКБ «Алмаз» мы можем оценить уже воочию. По итогу, благодаря инновационным технологиям, заложенным в конструкцию, на выходе мы получили принципиально новый корабль. Такого в составе ВМФ РФ еще не было. В основу проекта 20386 был заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач. В частности, его надстройка выполнена из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов, что позволяет снизить его радиолокационную заметность. Этой же задаче служит и применение крупногабаритных, закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию «Stealth». Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.

В состав временно устанавливаемого вооружения корабля входит контейнезированный ракетный комплекс оперативно-тактического назначения («Калибр-НК» на 4 ракеты). Также временно устанавливается на корабле гибкая протяженная буксируемая антенна интегрированной системы подводного наблюдения со спускоподъемным устройством, смонтированными на интегрированной раме (ГАС «Виньетка)». Кроме того, на корабле предусмотрена возможность приема дополнительных высадочных средств. Для их перемещения используются стандартные подвижные платформы с универсальными кильблоками. Существенное отличие проекта 20386 от предыдущих проектов корветов заключается в широком использовании роботизированных комплексов оружия и автономных необитаемых систем. Внедрение принципа роботизации связано с развивающейся в мировой практике тенденцией удаления личного состава от непосредственного контакта с противником. На корабле предполагается размещение БЛА вертолетного типа, необитаемых подводных аппаратов (НПА), аналогичных применяемым на кораблях противоминной обороны, а также многоцелевых дистанционно управляемых безэкипажных катеров (БЭК). Возможна установка и другого контейнезированного вооружения, например, водолазного или обеспечивающего размещение десанта. До освоения системы берегового хранения и поддержания сменного вооружения в технической готовности пока эти контейнеры предполагается размещать на борту, передавая по мере необходимости с корабля на корабль.

Кроме того, 20386 отличаются от предшественников интегрированными информационно-управляющими системами открытой архитектуры, новым радиоэлектронным вооружением и применением роботизированных комплексов (я о них уже чуть-чуть сказал выше). Вертолёт планируется хранить в подпалубном ангаре, оборудованном вертикальным вертолетоподъемником, что высвобождает верхнюю палубу для подъема и перемещения модульных контейнеров.


КОРПУС, ГЭУ И НАДСТРОЙКА КОРАБЛЯ.

Еще большего успеха конструкторы добились при проектировании корпуса и надстройки корабля. Корпус корабля – стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых (даже от проектов 20380/20385), что стало одной из главных его особенностей. Благодаря новым обводам его подводной части удалось снизить на 25% гидродинамическое сопротивление корабля, что позволило уменьшить потребную мощность главной энергетической установки. А это автоматически привело к снижению ее веса (менее мощная ГЭУ и весит меньше), что помогло высвободить около 15-18% водоизмещения корабля для увеличения его боевой нагрузки. Кроме того уменьшение гидродинамического сопротивления привело и к увеличению скорости полного хода корабля на 1,5 - 2 узла, доведя ее до 30 узлов. Улучшение мореходности корвета и его устойчивости к поперечной качке повлияло также и на боевые возможности корабля, позволив ему применять имеющееся вооружение при волнении моря до 5 баллов, (что на 1 балл выше, чем у иностранных одноклассников). Кроме того, за счет уменьшения уровня шумов механизмов ГЭУ, была снижена и заметность корабля в гидроакустическом диапазоне, (для этого даже впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения).

Главная энергетическая установка представляет собой комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе двух газотурбинных двигателей М90ФР мощностью 27500 л.с. (пр-ва НПО «ОДК-Сатурн») и двух электродвигателей АДР-1600В мощностью 2200 л.с. (пр-ва АО «Силовые машины»), которые через редукторный агрегат 6РП и межредукторную передачу (пр-ва ПАО «Звезда») передают крутящий момент на два вала и два винта регулируемого шага (ВРШ). Обращаю ваше внимание на последнее, до этого на проектах 20380/20385 стояли винты фиксированного шага (ВФШ). Знающие люди поймут, что это дает кораблю.

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна, обладающего высокими прочностными характеристиками). Данное технологическое решение позволило высвободить еще некоторый вес полезной нагрузки корабля для увеличения его огневой мощи, поскольку надстройка, выполненная из стекловолокна, оказалась в 2-3 раза легче аналогичной конструкции, сделанной из стали. Кроме того использование композитов еще и соответствует требованиям малой радиолокационной заметности (требования, предъявляемые к технологии «стелс»). В результате, за счёт перечисленных выше архитектурных особенностей корпуса и надстройки, в сочетании с используемыми специальными покрытиями; встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами; использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами; локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля, конструкторам удалось добиться значительного снижения его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) была снижена приблизительно в 3 раза, по сравнению с кораблями старых проектов).


ВООРУЖЕНИЕ И ПРОЧИЕ ТТХ.

Вооружение при этом корвета мечты удалось сохранить на уровне предыдущего проекта 20385, (а он был самым вооруженным в своем классе). Уменьшили только с восьми до четырех количество тактических ударных ракет (установленный там УКСК 3С14 заточен под применение всего семейства имеющихся у нас ракет морского базирования – от крылатых «Калибров», до сверхзвуковых противокорабельных «Ониксов» и гиперзвуковых «Цирконов»). Для этого корабль пришлось удлинить еще на пару метров (109 метров против 106,3 метров на пр. 20385), причем во избежание дифферента на нос и потери мореходных качеств добавили по метру-полтора с обеих сторон, как с носа, так и с кормы.

При этом полное водоизмещение корабля возросло до 3400 тонн, (а это уже сопоставимо с водоизмещением легкого фрегата проекта 11356Р, у которого оно 4035 тонн); дальность плавания на экономическом ходу (на14 узлах) увеличилась до 5000 морских миль (против 4000 миль у предшественников), сравнявшись в этом с фрегатами; полная скорость возросла до 30 узлов; численность экипажа при этом уменьшилась до 80 чел (против 100 на предыдущих проектах), в результате чего автономность плавания увеличилась до 30 суток, сравнявшись в этом с фрегатами (на предыдущих проектах была в 2 раза меньшей).

В результате конструкторы ЦМКБ «Алмаз» на выходе получили уже не корвет, а легкий фрегат, внимание, даже не дальней морской, а океанской зоны. Что будет с легкими фрегатами проекта 11356Р, я не знаю? Движок для них уже есть (рыбинские моторостроители постарались), но корабль 90-х годов прошлого века давно уже морально устарел (ложка хороша к обеду!), а строить корабли, устаревшие еще на стапелях, себе дороже. Поэтому не исключаю, что серию закроют, а «Адмирала Корнилова», дожидающегося своей участи на стапелях калининградского завода «Янтарь», постигнет судьба двух других адмиралов – «Бутакова» и «Истомина», он тоже будет продан индийцам.


ВЫВОДЫ.

Если корветы проектов 20380/20385 стараниями их создателей блестяще закрыли проблемы, стоящие перед флотом, в ближней морской зоне, то проект 20386 должен был по замыслу заказчика решать поставленные задачи уже в дальней морской и океанской зонах. Он стал предметом глубокой эволюции проектов 20380/20385, но как всегда в таких случаях бывает, перерос своих родителей на голову, став фактически опытовым проектом многоцелевого универсального легкого фрегата УРО 2-го ранга и по цене, и по водоизмещению, и по вооружению, и по дальности автономного плавания (по цене даже обогнавши легкий фрегат 2-го ранга проекта 11356Р и вплотную приблизившись к тяжелому фрегату 1-го ранга проекта 22350).

Разработчики строили корвет, а построили фактически фрегат. У пусть вас не смущает цена, она отражает только стоимость начинки изделия, а его нафаршировали сообразно задач, которые стоят перед кораблями дальней морской зоны, пытаясь по максимуму реализовать все преимущества революционной платформы корвета проекта 20380, который стал прототипом серии, сэкономив при этом насколько можно на вооружении. Из-за чего корвет проекта 20386 стал неким промежуточным вариантом между базовым 20380-м проектом и перегруженным вооружением 20385-м. Превзойдя по огневой мощи первый, противокорабельный комплекс которого ПКР 3С24 «Уран» был заменен на ударный УВП 3С14, и уступив по боезапасу второму (на 20385-м УВП 3С14 рассчитан на восемь ударных тактических ракет, в то время как на 20386-м конструкторы ограничились четырьмя).

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти все оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. И крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.


СЕРИЯ.

Давеча я сетовал, что Минобороны и Главный Штаб ВМФ РФ не могут между собой договориться о концепте развития флота, разрываясь между большими и малыми вымпелами, не зная, кому отдать предпочтение, тяжелым надводным кораблям (БНК) 1-2 ранга с большим водоизмещением или малым ракетным катерам (МРК) 3-го ранга с огневой мощью, равной большим вымпелам. Так вот решение уже принято, и не вчера, и даже не позавчера. Предпочтение отдано большим вымпелам, не крейсерам и эсминцам, конечно, но фрегатам 1-го и 2-го ранга океанической зоны и корветам 2-го ранга ближней и дальней морской зоны. МРК мы, конечно, тоже будем строить, но их удел ближняя морская зона, и, слава Богу, что даже оттуда мы можем грозить шведу. Но согласитесь демонстрировать флаг и подкреплять фактом своего присутствия политику государства кораблю без гюйса как-то глупо (да и не по рангу в прямом смысле этого слова). Этим займутся тяжелые фрегаты проекта 22350/22350М и корветы проектов 20385/20386.

С легкими же фрегатами проекта 11356Р мы скорей всего попрощаемся. Мы их строили от безысходности. Нам нечем было грозить шведу, точнее янки. Вооружение морского базирования, достойное лучшего применения (ЗРК «Полимент-Редут» и УВП 3С14, не считая ПТЗ «Пакет-НК» и ПЛР «Калибр») у нас было, а размещать его было негде. Свой надводный флот мы в 90-ые бросили на произвол судьбы (в должном состоянии из-за безденежья поддерживали только подплав), новых БНК не проектировали, поэтому и пришлось запускать серию морально устаревших, но дешевых и проверенных временем фрегатов проекта 11356Р и ДЭПЛ «Варшавянка» проекта 636.3, когда после Мюнхена 2007 года (и знаменитой речи ВВП) ситуация в мире изменилась и слова надо было подкреплять аргументами (политику канонерок в 21 веке никто не отменял, а за базар у пацанов принято отвечать). Но тут вмешалась Украина и отказом от поставок своих силовых установок затормозила развитие нашего надводного флота минимум на 10 лет. Сейчас спустя 7 лет ситуация изменилась, у нас появились новые проекты БНК (22350/22350М и 20385/20386), укомплектованные отечественными силовыми установками, и надобность в строительстве морально устаревших кораблей отпала. На смену легкому фрегату проекта 11356Р идет тяжелый корвет проекта 20386, но не исключаю, что пока опытовый образец головного корвета «Меркурий» этой серии будут испытывать и тестировать к проекту 11356Р еще могут вернуться и «Адмирал Корнилов», замерзающий сейчас на верфях ССЗ «Янтарь», пополнит не индийский, а российский флот (но пока в планах командования этого нет, упор сделан на корветы и тяжелые фрегаты).

Для удешевления их строительства нужна серия. Большая серия! Серийные корабли удешевляют производство. Малая серия обходится дороже. А у нас до сих пор все шло малыми сериями. Но сейчас решение принято. Мы запускаем серии тяжелых надводных кораблей. В качестве основы флота, только не удивляйтесь, выбраны корветы, а не фрегаты. Тупо в целях экономии. На всё и сразу просто не хватает средств, да и стапеля у нас не резиновые. Поэтому тяжелых фрегатов адмиральской серии проекта 22350 пока запланировано всего 10 (строить будет ПАО ССЗ «Северная верфь»). Из них 2 уже в строю («Горшков» и «Касатонов»). Третий – «Адмирал Головко» спущен на воду, получил ярославские двигатели, готовится к швартовым испытаниям. Четвертый – «Адмирал Исаков» в этом году готовится к спуску на воду. Еще 4 «адмирала» строятся – «Амелько», «Чичагов», «Юмашев» и «Спиридонов». И еще два законтрактованы, заводские номера уже выданы, если все пойдет по плану, то закладка произойдет в этом году (фамилии адмиралов, а соответственно и названия будущих кораблей пока не известны). Еще более мощный фрегат модернизированного проекта 22350М (водоизмещением 8000 тонн) пока в стадии ОКР.

С корветами дела у нас обстоят лучше. Запланирована серия из 29 единиц. Из них 8 уже в строю. Еще 5 строятся на ПАО ССЗ «Северная верфь» и ПАО «Амурский ССЗ». И еще 16 законтрактованы Министерством обороны. В большинстве своем это изделия проектов 20380 и 20385 (28 единиц), корабли ближней морской зоны, легкие корветы водоизмещением 2250 и 2430 тонн соответственно. Еще один корвет «Меркурий» проекта 20386, строящийся на «Северной верфи», рассматривается как опытовый образец. По результатам его испытаний и будет принято решение о продолжении серии. Но это особый корвет – тяжелый, дальней морской зоны, полным водоизмещением 3400 тонн, рассматривается как замена устаревшим легким фрегатам 2-го ранга проекта 11356Р.


А ЧТО ТАМ У ВРАГОВ?

Соревноваться с нашими врагами в этой компоненте нам сложно. Но на их пример посмотреть стоит. Самым крупносерийным кораблем в составе ВМС США является эскадренный миноносец УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк». С 1988 года они их наклепали уже 68 штук. Первый из них вошел в состав флота в 1991, последний в сентябре прошлого года. На данный момент в строительстве находятся еще 6 штук и запланировано еще 15. Итого будет 89, но я думаю, американцы на этом не остановятся. Строят их всего два завода, но они работают как часы, спускают со стапелей по 2-3 эсминца в год. Это очень грозный корабль с управляемым ракетным оружием (УРО), способный нести от 56 до 96 тех самых крылатых ракет «Томагавк» дальностью полета 2,5 тыс. км, которые могут нести и ядерный боезаряд. За это время он уже прошел три модернизации (I, II и IIА серии), каждая тяжелее предыдущей по водоизмещению (8448 тонн, 9073 тонны и 9648 тонны соответственно) и более совершенная по вооружению. С 2016 года начато производство новой улучшенной четвертой модификации – серии III, по которой будет заложено еще 24 корабля. При этом американцы на этом не останавливаются, проектируют на будущее новые корабли, еще более совершенные, но и настолько же и более дорогие.

Так логическим продолжением эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк» стали эсминцы УРО типа «Зумволт», это эсминцы 5-го поколения, заточенные для уничтожения береговых и наземных целей, и оснащенные все теми же «Томагавками» (80 шт). При водоизмещении 14797 тонн экипаж его вдвое меньше, чем на «Арли Бёрке» (148 чел против 380 чел на эсминцах серии IIА). При этом цена головного эсминца перевалила за 4,4 млрд. долл. («Бёрки» идут в 2 раза дешевле – по 1,7 млрд. долл. серийные и 2,2 млрд. долл. головные в серии), поэтому Конгресс подрезал аппетиты военного ведомства, и вместо запланированных 32 штук было построено всего 3, (точнее два, третий строится), а 29 отменили. И хотя Пентагон настаивал, обращая внимание, что на новых эсминцах он отрабатывает новые технологии и вооружения, и «Зумволт» является полигоном для них, но Конгресс был непреклонен – денег нет, бюджет не резиновый (и это у пиндосов! куда катится мир?!). И аргумент выкатили железобетонный – старые подлодки класса «Огайо» при более высокой скрытности могут нести в 2 раза больше ракет (154 против 80) и их переоборудование под эти цели стоит в 2 раза дешевле. Поэтому хваленный «Зумволт» накрылся медным тазом, и Пентагону ничего не оставалось, как продлять сроки эксплуатации старых эсминцев 4-го поколения, которые и так до 2035 года будут составлять основу ВМС США (до начала массового вывода из состава флота эсминцев II серии). Но эсминцы, надо сказать, очень хороши, обкатанная технология, перспективная платформа, позволяющая все время модернизировать проект. В свое время в конце 80-х они с ним опередили время, построили корабль будущего.

Там  у них в составе ВМС болтаются еще 22 крейсера УРО типа «Тикондерога», головной из которых, давший название серии, был заложен еще в 1980 году (утилизирован в 2004), а последний, построенный в 1994, будет списан лишь в 2045 (в почтенном возрасте 51 год!). Тоже страшное оружие водоизмещением 9800 тонн, несущее до 122 «Томагавков». Правда, больше чего-то они их не строят, только продляют ресурс оставшимся. Тоже карманы не бездонные. И это американцы! Морские разбойники. Как нам с ними соревноваться в количестве кораблей? Только в качестве. Будем топить их эсминцы с наших «надувных матрацев». Но со сверхзвуковыми «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами». И первые «матрацы» уже в составе флота. Дешевые и очень сердитые. И даже с возможностями модернизации. Об этом ниже.


КОРАБЛИ-ТРАНСФОРМЕРЫ.

Модульный принцип архитектуры проектов 20380/20385/20386 позволяет при строительстве новых и модернизации уже существующих кораблей устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения, что снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение минимального 30-летнего жизненного цикла корабля (который после капремонта продлевается). Этот принцип был реализован уже на проекте 20380, когда, начиная со второго корпуса (первого серийного и последующих), в проект были внесены изменения. Так ЗРАК «Кортик-М» был заменен на новый ЗРК «Редут» средней дальности с установками вертикального пуска (12 ячеек – 3 модуля по 4 ячейки), а с восьмого корпуса будет проведена замена противокорабельного комплекса 3С24 «Уран» – на «Оникс» или «Калибр» также с УВП (универсальным корабельным стрелковым комплексом УКСК 3С14). Начиная с девятого корпуса, на кораблях проекта 20380 устанавливается новая фок-мачта, конструктивно схожая с устанавливаемой на кораблях проекта 20385. На поверхности такой конструкции будут располагаться три антенных полотна комплекса ЗРК.

Проект 20385 относительно восьмого корпуса проекта 20380 тоже претерпел изменения, усилившие его вооруженность, помимо УКСК 3С14 с его семейством ракет разного назначения («Калибр-НК», «Оникс», «Циркон»), он получил и дополнительный модуль на 4 ячейки ЗРК «Редут», теперь у него их 16 (4 х 4 вместо 3 х 4 на проекте 20380).

В результате корветы этого семейства получились самыми инновационными и технически продвинутыми кораблями наших ВМС. Модульный принцип превратил их в своеобразные корабли-трансформеры, когда каждый последующий корабль может отличаться от предыдущего, зависимо от задач, которые стоят перед ним. Так корветы, несущие службу на Балтике и оснащенные мощнейшими на данный момент комплексами ПВО морского базирования ЗРК «Редут» (это морская версия знаменитого С-400), стали самым грозным оружием в регионе, на голову превзойдя по этой компоненте всех имеющихся там противников (всяких там шведов, датчан, норвежцев, голландцев и прочих разных поляков). Превратившись в плавающие крепости ПВО, они помножили на ноль все претензии этих величайших карликовых государств к РФ в нашей 200-мильной экономической зоне. По огневой эффективности с ними могут конкурировать только крейсера ПВО, выделенные в НАТО в отдельный класс кораблей, которыми ни шведы, ни датчане, ни норвежцы, ни голландцы, не говоря уже про поляков, не располагают.

Корветы же, несущие службу на Тихом океане, вынуждены выполнять задачи не только дозорной и охранной службы в пределах 200-мильной прибрежной зоны, но и выходить в дальнюю морскую зону для одиночного патрулирования, для чего они снабжены ударными функциями за счет замены ПКР «Уран» на УКСК 3С14 с возможностью применения КР «Калибр-НК», ПКР «Оникс», а в перспективе и ГР «Циркон», что превращает их в универсальные многоцелевые ударные корветы УРО. В планах командования было оснастить ими все четыре наших флота, по шесть корветов на каждый (всего – 24). Но уже сейчас, судя по законтрактованным к производству судам, мы превышаем эти планы (на данный момент серия составляет уже 29 единиц). А учитывая тот факт, что платформа у них одинаковая, это позволяет нам наращивать серию этих кораблей по мере необходимости, снижая себестоимость единицы продукции и издержки производства. Какие корветы пойдут на СФ и ЧФ, увидим. Но судя по алжирскому контракту, на ЧФ точно не пойдут корветы проекта 20380.


ТАЙНА АЛЖИРСКОГО ПРОЕКТА.

Чтобы закрыть уже вопрос с Алжиром, могу только сказать, что, по всей видимости, командование решило пожертвовать двумя корпусами (7-ым и 8-ым), изначально предназначенными для ЧФ, в пользу ВМС Алжира по каким-то объективным причинам, нам не известным. Скорее всего, это связано с установленным на них вооружением. Ведь с 8-го корпуса предусмотрена замена устанавливаемого на корвете противокорабельного комплекса 3С24 «Уран», укомплектованного дозвуковыми ПКР Х-35У, на УКСК 3С14, рассчитанного на сверхзвуковые «Ониксы» и крылатые «Калибры-НК». Именно такие и должны были получить алжирцы, (у пусть вас не смущает название «Яхонт» – это те же «Ониксы» только в экспортном исполнении). Правда в качестве ПВО защиты алжирцам достанется устаревший ЗРАК «Кортик-М» (в экспортном исполнении именуемый, как «Каштан-М»). Этим комплексом ПВО комплектовался только головной корвет этой серии, все последующие были вооружены уже оморяченной версией С-400 – ЗРК «Редут».

С алжирским проектом вообще больше вопросов, чем ответов. Из алжирской прессы стало ясно, что они ждут от двух до шести кораблей, (половина в версии ПВО, половина в версии ПЛО). «Тигр», который они выбрали, будет на 300 тонн тяжелее своих российских собратьев и на 10 метров выше (по последнему пункту у меня вопросы, может за счет фок-мачты? не знаю). В качестве ГЭУ будет использована проверенная временем немецкая дизель-дизельная установка, состоящая из двух дизелей MTU 16V1163TB93 и одного редуктора RENK на каждый из двух агрегатов, входящих в нее. По вооружению, кроме ЗРАК «Каштан-М», они просят установить еще и ЗРК «Штиль-1» (не вопрос – любой каприз за ваши деньги), и по ракете класса «земля-земля» большой дальности на каждый из кораблей. Пишу, как указано в прессе, может неточности перевода, но какая «земля-земля» на корабле? Может «поверхность-поверхность»? Про ударное ракетное вооружение я уже сказал, им достанутся «Ониксы» и «Калибры» в экспортном исполнении – 1 х ракетная система «Калибр-НКЭ» (8 ракет) или комплекс «Яхонт» (8 ПКР). Какой они выберут вертолет, не знаю, возможны варианты – 1 х противолодочный вертолет Ка-28 или вертолет радиолокационного дозора Ка-31 или вертолет типа Super Lynx ангарного хранения. Все остальное, как и на наших кораблях, только в экспортном исполнении. Из того, что опубликовано на сайте ЦМКБ «Алмаз», очень недурственные им кораблики достанутся, не хуже, а даже в чем-то лучше наших.

Почему прокинули ЧФ, сию тайну я так и не разгадал, она остается покрыта мраком. Может на ЧФ пойдут корабли проекта 20385, все-таки им работать в Сирии, а это вам далеко не ближняя морская зона, под которую заточен проект 20380. До нее еще доплыть надо, а у нас проблемы с коломенскими дизелями. В открытой прессе об этом ни гу-гу, но в пабликах комментаторы, посвященные в подробности эксплуатации данных уникальных (в прямом смысле этого слова) аппаратов, говорят, что они постоянные клиенты ремонтных заводов, и им далеко от них отплывать нельзя. Может наши мореманы ждут результатов работы новой газотурбинной установки на базе ярославских ГТД М90ФР, установленной на головной корвет проекта 20386 «Меркурий», но он еще даже не спущен на воду (про ходовые испытания даже не заикаюсь).

Лично меня удивляет только один факт, 7-й и 8-й корпуса были заложены на ССЗ «Северная верфь» под названиями «Ретивый» и «Строгий» 20.02.2015 (заводские номера 1007 и 1008), в результате они еще не построены (7-й корпус спущен на воду, готовится к швартовым испытаниям, 8-й корпус только готовится к спуску на воду в мае этого года). В то же время на «Амурском ССЗ» на полгода позже 22.07.2015 был заложен 9-й корпус, получивший название «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской номер 2103) – он уже в строю, несет службу на Тихом океане. Он строился 5 лет, а «Ретивому» и «Строгому» и 6 лет не хватило. При этом на «Северной верфи» это дело поставлено на поток, а для амурцев это был только третий корабль этого проекта. Ясно, что дело не в производителях. А в чем дело никто не знает. Я тоже.


ГРЕМЯ ОГНЕМ, СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ…

Подвожу краткие итоги. Если ВМС Алжира получили самые вооруженные в своем классе корабли и рады этому, становясь самой грозной военно-морской державой в Африке, то для России стоят совсем другие задачи. Не забываем, что Алжиру достались корветы проекта 20380, а это корабли ближней морской зоны. Для Алжира в самый раз – им и плавать-то особенно некуда. Нам же нужно малым вымпелом донести свое веское слово далеко за пределами морей, омывающих по периметру нашу державу, нам нужны корабли океанической зоны. Но карманы Родины не бездонные. Поэтому поставленную задачу мы собрались решать насыщением огнем кораблей 2-го ранга, но способных работать автономно в дальней морской и океанической зонах. Как вы уже догадались, речь идет о корветах.

Корветы. В Советском Союзе даже класса таких судов не существовало. Это все дань новомодным западным штучкам. Согласно классификации НАТО у них есть и корветы, и фрегаты, и эсминцы, и крейсера, и даже авианосцы. У нас были МПК (малые противолодочные корабли) и БПК (большие противолодочные корабли) для противолодочной обороны; СКР 3-го ранга (малые сторожевые корабли ближней морской зоны) и СКР 2-го ранга (сторожевые корабли дальней морской зоны) для несения дозорной службы, эскорта, решения задач ПВО, ПЛО, участия в десантных операциях; были у нас, конечно, и крейсера, и эсминцы, и десантные корабли, не было только авианосцев, у нас они назывались авианесущие крейсера (сейчас остался только один – флагман ВМФ и СФ ТАВКР «Адмирал Кузнецов»). Теперь жизнь нас заставляет строить вместо стареющих и выбывающих на списание советских крейсеров и эсминцев фрегаты и корветы, насыщая их огневой мощью более тяжелых по водоизмещению судов, и заставляя их выполнять их функции, до этого им несвойственные. И по крейсированию и рейдерству (в автономном одиночном плавании); и по боевому охранению и сопровождению группы судов (в составе соединений кораблей); и по демонстрации флага и мощи российского флота в разных точках Мирового океана (я сейчас только про надводный флот говорю, с подводным у нас, слава Богу, не все так плохо, есть еще, чем грозить шведу, точнее янки). Так у нас появились вместо сторожевиков ближней и дальней морской зоны корветы и фрегаты, но с расширенными функциями и задачами применения.

Можно сказать, что мы наконец-то определились и выбрали стратегический вектор развития надводной составляющей наших ВМС. В ближайшие годы мы делаем ставку на насыщение огнем кораблей 2-го ранга и увеличение радиуса их действия. Мы создаем тяжелый корвет океанической зоны (можете его назвать легким фрегатом или даже легким эсминцем) и запускаем его в серию. Параллельно работаем над улучшением силовой установки газотурбинного типа. БНК 1-го ранга у нас тоже будут присутствовать, но о больших сериях говорить не приходится. На ближайшие 30-40 лет основой российского флота станет корвет.

Кстати, наши враги тоже идут по этому пути и не спешат штамповать новые эсминцы и крейсера, сосредотачиваясь на многоцелевых универсальных ударных фрегатах. Стоимость нашего корвета проекта 20380 колеблется в районе 17-18 млрд. руб. Проект 20386 обойдется нам почти в 2 раза дороже – 29 млрд. руб. Но это головной корвет, серийный будет дешевле, в районе 24-25 млрд. руб. И с ним мы и будем грозить шведу, точнее янки. Готовьтесь, тов. империалисты! Есть сотня способов выгнать медведя из берлоги, но не существует ни одного способа, как загнать его обратно. Если американцы хотят проверить на себе это утверждение, то тогда добро пожаловать в ад!

На этом у меня всё. Извините, если кого утомил.

21.03.2021