Легенда о Тилле

Ольга Милованова 4
ОЛЬГА МИЛОВАНОВА
Моему родному городу и его жителям посвящается

Выражаю огромную благодарность и признательность
Галине Хорос,
которая наделила героев
поэтическими характеристиками
и подарила замечательные идеи

Пьеса в 3-х картинах
В пьесе использованы тексты купальских песен Смоленской губернии
Стихи Г. Хорос
Действующие лица
Т`илла – молодая девушка с длинными белыми волосами, в первой картине одета в платье из листьев и цветов, волосы распущены, как покрывало, потом в девичий наряд, волосы в косе
А`уча – охотник, молодой парень
М`ыква – деревенская девушка
Сеуг`едер – купец
1 Девка
2 Девка деревенские девушки
3 Девка
Парни, девки - жители деревни
Звери
Голос за сценой в микрофон

1 картина
(Лес. Ауча нагружён добычей, еле идёт)
Ауча –   Я, Ауча, я сильный, и смелый,
Нет, пожалуй, в округе храбрей!
Крепко знаю охотничье дело:
Добываю я птиц, и зверей.
И в лесу, и в тенистой опушке
Караулю добычу весь год,
Расставляю силки и ловушки –
Зверь лесной от меня не уйдет!
 (Останавливается в недоумении) Куда ж тропинка-то подевалась? Вот только под ногами была, между деревьями вилась, а теперь со всех сторон один бурелом непролазный. Не иначе Лесной хозяин меня обошёл. Дорогу скрал. (задумался) Обиделся верно. Зверя я набил без счёта, а поблагодарить его и запамятовал. Теперь будет водить кругами, запутает, закрутит, не отпустит, пока не натешится. Надо его умилостивить.
(Складывает поклажу на землю, достаёт из мешка хлеб, посыпает его солью и кладёт в корни развороченного дерева)
Твоя власть, Лесной дедушка. Ты горами качаешь, людьми, что вениками трясёшь. Не побрезгуй угощением моим. Прими хлеб-соль и не злобись, путь-дорожку укажи.
(Прислушивается, ничего не происходит, только ветер шумит, деревья качаются)
И солнце, как на грех тучами укрылось. Куда ж идти-то?
(Слышится тихий смех)
Правда или блазнится? Чур меня! Чур!
 (Снова тихий смех)
Ах, ты, моховик н`екошной! Ещё и насмехаешься надо мной! Вот, погоди, доберусь до тебя, так волосья-то со спины по одному выщиплю.
Тилла – (выходит из-за дерева, смеясь) Ишь ты удалец какой? Не поймавши, щиплет.
Ауча – (поражён) Ты, кто такая? Чьих будешь?
Тилла – А ничьих. Сама по себе. Собственная.
Тилла - имя мое из глубоких веков,
Из забытых давно на земле языков,
Означает оно "негоримая".
Я крепка и сильна, как дубок молодой,
Весела и нежна, словно ветер весной,
Темным лесом и солнцем хранимая.
Слышат травы в росе, слышат ласточки все,
 река, и волна на песчаной косе,
Как пою поутру звонким голосом.
Поспеваю везде - и в задорной игре,
И в работе, в мороз и на летней жаре –
Серебрятся волшебные волосы,
Те, что снега белей, словно пух лебедей,
Что в легендах и сказках волнуют людей:
Сила кроется в них небывалая.
Ты, охотник, ступай по дороге своей,
Зря дивишься ты юностью вечной моей,
Потому что я старая, старая...
Ауча – (зачарованный) Первый раз такую красоту вижу.
Тилла – (насмешливо) Много ты видел.
Ауча – (обиженно) Я тут на сто вёрст в любую сторону своими ногами истоптал. Мне каждая травинка в пояс поклонилась, каждый куст приютом был, каждая сосна лапой путь указала. Я лучший охотник в нашей деревне - белке в глаз за сто шагов попадаю. Видишь, какой знатную прибыль домой волоку!
Тилла – (печально) То-то и оно. Зачем столько зверья погубил?!
Ауча – (возмущённо) Как зачем?! Купцу шкурки сдам. Он мне денег отвалит.
Тилла – И что ты с ними будешь делать?
Ауча – Ружьё куплю, сапоги хромовые со скрыпом, картуз с лаковым козырьком и гармонику двухрядную.
Тилла – А ты хоть играть умеешь?
Ауча – Не знаю. Ещё не пробовал. Да там делов-то! Картуз на потылицу  сдвинул, чуб расправил, ухватился покрепче и ну разворачивать, да сворачивать меха.
Тилла – И только-то?
Ауча – Нет. Надо ещё девкам поспевать зубы скалить.
Тилла – А это зачем?
Ауча – Как зачем? Чтобы выбрать ту, что краше всех.
Тилла – А без гармони нельзя выбрать?
Ауча – Понятное дело. Девки на муз`ыку как мухи липнут. Любая рада с гармонистом рядом пройтись.
Тилла – Вот оно что?
Ауча – А хочешь, я с тобой только гулять буду? На других и не гляну даже.
Тилла – (насмешливо) Это ещё с чего?
Ауча – По нраву ты мне. Краше тебя ещё не встречал.
Тилла – Какой скорый. А ты-то мне по нраву?
Ауча – Почему нет? Я хорош, и ростом вышел, и лицом, и статью. Али сама не видишь? (довольный поворачивается перед ней)
Тилла – Вижу. Хорош. Ничего не скажешь.
Ауча – Вот. А хочешь, я и сватов зашлю. Люба ты мне очень, краса ненаглядная.
Тилла – Куда ж ты сватов-то пошлёшь? Ведь ты обо мне ничего не знаешь.
Ауча – А нипочём. Можешь хоть самого Лешака дочкой любимой быть. Всё равно сватов зашлю. Я для тебя, что ни спросишь, всё сделаю.
Тилла – А слов своих не позабудешь? Не пожалеешь? Не откажешься?
Ауча – Ни в жисть.
Тилла – И прибыль свою мне отдашь?
Ауча – Забирай. Всё забирай, белоголовица. Ничего для тебя не пожалею.
Тилла – (хитро) Как же сапоги хромовые, картуз, да гармоника двухрядная.
Ауча – Ничто. Они мне без надобности, когда такая королевишна со мной рядом пойдёт.
(Отдаёт шкурки Тилле, она бросает их оземь, зверьки оживают)
Тилла – (поёт)
(Зайцу) – Заинька, беги в лес,
Косенький, беги в лес,
Схоронися под листом
За ракитовым кустом.

Звери вместе: Вот так, беги в лес,
И вот этак, беги в лес.

(Лисе) - Лисонька, беги в лес,
Рыжая, беги в лес.
В тёплой норке под сосной
Детки ждут тебя домой.

Звери вместе: Вот так, беги в лес,
И вот этак, беги в лес.

(Бельчатам) - Белочки, быстро в лес
Шустрые, быстро в лес.
Ваша матушка с утра
Все проплакала глаза.

Звери вместе: Вот так, быстро в лес,
И вот этак, быстро в лес.

В другой раз не попадайтесь.
(Звери разбегаются)
Ауча – (восхищённо) Вот так диковина!
Тилла – В лесу всего для всех вдосталь. Не бери больше, чем нужно. Тяжело нагребёшь, домой не донесёшь. За жадность тебя Лесной хозяин наказал, замкнул путь. А теперь гляди.
(Лес расступился, хорошо видна деревня)
Ауча – (удивлённый оглядывается) Эх-ма! До дома-то рукой подать. Как же я мест родных не угадал?
Тилла – Иди, Ауча.
Ауча – А ты со мной?
Тилла – Я приду сама. По вечерней заре. На игрища купальские.
Ауча – Не обманешь?
Тилла – Я слову своему хозяйка.


2 картина
(Деревенская улица. Картина народного гуляния. Сеугедер с коробом в центре. Девушки, парни разглядывают, примеряют товары, среди них Мыква)
Сеугедер – (зазывает)
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Толстые и худые.
Покупай, не скупись,
У кого деньги завелись!
Бабы, подходите,
Платки поглядите.
Один красный,
Другой синий.
А уж третий-то хорош,
Покупай-ка на свой грош!
Серьги, бусы, гребешки,
Расписные горшки!
Становитесь в ряд –
Разбирайте нарасхват!
Иголки не ломки,
Нитки, тесёмки,
Шёлк, порча - телу услада!
Румяна, помада!
Кому что надо!
Ну, а мне пятак в награду!
Лучше товара не найдёте,
Хоть полмира обойдёте!
Ауча – (подходит) Эй, купец! А есть ли у тебя бусы, серьги? Что там ещё девкам положено носить?
Сеугедер – Всё есть. Как не быть. Смотри, выбирай (показывает товар).
Вот узорочья золочёные, калаиг, королёк, зерно бурмицкое, алатырь - солнечный камень, горная синь, яспис, тумпаз, малахит тоже есть .
Ауча – Не-е-ет. Это всё не то.
Сеугедер – А вот, дивись. Вареник  знатный, хотя и красен, ино светит бел`о, как и всякий хрусталь.
Ауча – Ладный. Но всё ж таки не то.
Сеугедер – Чего же тебе ещё?
Ауча – Мне бы такие, чтобы и царица надеть не побрезговала.
Сеугедер – (удивлённо) Царица?! Эко ты, братец, хватил.
Ауча – Не иначе как. Другого мне без надобности.
Мыква – (подходит, ласково) Ауча, для кого ж такой подарок бесценный? Уж, не для меня ли?
Ауча – (небрежно) Отойди, Мыква. Не по печке заслонка.
Мыква – (обиженно) Вчера «лебёдушкой» называл, а сегодня лаешься.
Ауча – Так, то ж вчера было.
Мыква – А сегодня что же сделалось?
Ауча – А сделалось то, что я встретил в лесу раскрасавицу писанную -Тиллу. Никто с ней не сравнится. Лицом бела, высока и крепка, словно молодой дубок. Приветлива. А голос звонкий, что птичье пение. И что у неё за волосы! Не описать словами их красоту. Белее снега, а блестят по-молодому. И падают до самой земли. При ней, как при солнышке, всегда светло.
Мыква – Так ли уж?
Ауча – Истинная правда.
Мыква – Ты не свататься ли собрался?
Ауча – Как следует!
Мыква – А как же я? Батюшка с матушкой уж приданое мне справили, дело за тобой только стало. Сватов со дня на день ждали.
Ауча – Так ведь я тебе ничего и не обещал.
Мыква – А кто мне камешки в окошко бросал? На тропинке кто поджидал? А до дому кружной дорогой кто провожал? Скажешь, не было того?
А я?! А наши встречи под луной?
Неужто из-за Тиллы все забыто?
Вчера хотел назвать меня женой,
А нынче сердце девичье разбито...
Не ты ли до крылечка провожал,
Бросал цветы охапками в окошко?
Не мне ли речи жаркие шептал
И подождать просил еще немножко?
Как по весне восторженный скворец –
Так пело о любви мое сердечко:
Я знала, что пойдем мы под венец
И получу заветное колечко...
Что я теперь родителям скажу,
Как новость эту объявить посмею?
Как я в глаза подругам погляжу,
Как горький стыд я пережить сумею?
Разлучница! Её ты повстречал –
И позабыл о том, что дал мне слово.
Зачем же ты жениться обещал,
Ауча? Скажешь, не было такого?!
Ауча – (вздыхает) Было. Так ведь не знал же я тогда, что Тиллу – деву лесную встречу. (мягче) Ты, это… Не рви себе сердце, Мыква. Ты – девка справная. Найди себе другого парня. А мне насильно мила всё равно не будешь.
Мыква – (зло) Найди себе другого. Верно люди говорят – змея один раз в год меняет кожу, а изменщик каждый день. Ненавижу тебя, постылый. (убегает в слезах)
Сеугедер – Да. Любовь, что крапива стрекучая.
Ауча – Не твоего ума дело. Ты знай товар доставай. Самое-то дорогое приберёг, поди, для случая?
Сеугедер – Как не приберечь (достаёт самое красивое ожерелье). Вот. Дивись, какое монисто. Фряжский синь яхонт . Чистой воды, как сквозь видети.
Ауча – (пристально разглядывает) Подходит. Сколько просишь, торговая душа?
Сеугедер – Не больше денег. На шкурки это выйдет (задумался) Десяток соболей, белок штук сорок, да парочку лис рыжехвостых сверху.
Ауча – Ишь чего?! И пару лис ему сверху. Ты Бога-то побойся. Цену не заламывай.
Сеугедер – Да, куда уж. Себе в убыток торгую.
Ауча – Скажешь тоже. Ты! Да в убыток! Последнее с людишек снимаешь. Ничем не брезгуешь.
Сеугедер – (разозлился) А ты мне не мудри. Иди наставления в другое место читай. Никого не неволю. Хошь, бери, а не хошь, мимо иди.
Ауча – (в сторону) Жадной собаке много надо. (Купцу) Будь, по-твоему, сквалыжник. (Снимает мешок и вспоминает, что все шкурки отдал Тилле) Эх, ты!
Сеугедер – Что мешок, Ауча, у тебя пустой? Охота не задалась?
Ауча – Охота-то задалась. А вот выбраться к дому сам не смог. Лесной хозяин тропинку перешёл. Я с пути и сбился. Туда-сюда сунулся. Вокруг только бурелом, да болото непроходимое. Думал, погибать придётся. Тут дева ко мне вышла - вся в листву одета, как молодое деревце. Я ей все шкурки-то и отдал.
Сеугедер – Жалеешь?
Ауча – А то! Я три дни охотился, ноги до колен истёр, ходючи по лесу. А она их только бросила оземь, они ожили и ускакали. Вот и вся прибыль. Как не пожалеть?!
(В этот момент слышен удар грома)
Сеугедер – Воробьиные ночи настают. Грозовые духи гуляют, молнии на землю посылают. Теперь до Ильина дня спокою от них не будет.
Ауча – Слышь, денежный мешок. Уступи мне это монисто. Очень уж оно мне нужно. Я тебе отработаю. Ты ж меня знаешь.
Сеугедер – Знаю, Ауча. А ну, как обманешь?
Ауча – Не обману.
Сеугедер – Поклянись.
Ауча – Клянусь. Что попросишь для тебя сделаю.
Сеугедер – Гляди, Ауча. Выговоренное слово уже не проглотишь.
(Ударяют по рукам, Купец отдаёт Ауче монисто)





3 картина
(Купальские игрища. Девки и парни водят хороводы. Ауча, Мыква вместе со всеми. Сеугедер стоит поодаль, наблюдает)
Медуница, медуница,
Медуница луговая,
Ой, луговая, медуница!
Что не пахнешь,
что не пахнешь во всём поле?
Ой, во всём поле, что не пахнешь?
Как мне пахнуть,
Как мне пахнуть во всём поле?
Мня старухи,
Мня старухи присидели,
Молодухи
Молодухи пристояли,
Красны девки,
Красны девки прискакали!
 (Приходит Тилла, она одета в нарядный сарафан, волосы заплетены в тугую косу до земли. Все поражены её красотой. Тилла приветливо улыбается, гладит детей по головам. Ауча довольный подбегает к ней, надевает на шею монисто)
Парни, девки – (в восхищении переговариваются вразнобой) О! Глядите, глядите! Глазам не верю! Краса невиданная! Диво дивное! Чудо, как хороша! Глаз не отвесть!
Ауча – А я что говорил!
Парни, девки – Будешь у нас Девкой-купалой.
(Девушки подходят в Тилле, наряжают её цветочными гирляндами, надевают на голову венок. Начинаются купальские гадания. Девки водят вокруг Тиллы хоровод, она раздаёт венки. Какой венок кому достанется, тому такая судьба и выпадет. Свежий венок сулит богатую и счастливую жизнь, замужество, увядший – бедность и несчастливый брак)
«Ой, на святого,
Ой, на Купалу
Девки гадали,
Венки кидали.
Кидали в воду,
В воду быструю.
Скажи, река-Пышма,
Про жизнь молодую.
С кем наша Пышма
Век вековати?
Тилла – (1 Девке выпадает свежий венок) Радуйся. Скорой свадьбе быть.
«Ой, на святого,
Ой, на Купалу
Девки гадали,
Венки кидали.
Кидали в воду,
В воду быструю.
Кого наша река-Пышма
Любым назвати?
Тилла – (2 Девке выпадает свежий венок) Богатство и достаток дом твой не оставят.
«Ой, на святого,
Ой, на Купалу
Девки гадали,
Венки кидали,
Кидали в воду.
В воду быструю.
Долго ль я жити,
Долго ли буду?
Тилла – (и 3 Девке выпадает свежий венок) Здоровьем тебя Бог не обделит. Детками богата будешь.
«Ой, на святого,
Ой, на Купалу
Девки гадали,
Венки кидали.
Кидали в воду,
В воду быструю.
Неси, Пышма, венок,
Не дай потонути.»
Тилла – (Мыкве выпадает сухой венок) Не будет тебе счастья-доли, девка.
(Мыква отбегает, швыряет венок на землю)
Мыква – (зло) Ах, ты, разлучница! Ещё и насмехаешься!
Тилла – И в мыслях не было. Тебе такая судьба выпала, а я лишь руками её была.
Мыква – Ништо. Будет ночь, будет и день. И мне ещё люди в ножки поклонятся.
(Ауча берёт Тиллу за руку, в это время к ним подходит Сеугедер)
Сеугедер – Ауча, пришло время должок вернуть. Обещанное не ждётся.
Ауча – Чего ж ты хочешь, Сеугедер?
Сеугедер – Немного. Девку эту мне отдай, и в расчёте будем.
Ауча – (возмущён) Да, как же я тебе её отдам?
Сеугедер – Очень просто. Мы с ней в круг пойдём, а ты пойди вон хоть Мыкву утешь.
Ауча – Проси другого чего, а Тиллу я тебе не отдам.
Сеугедер – Другого мне не надобно.
Тилла – (Ауче) Чего он хочет?
Ауча – Вздумал я тебе монисто купить. Да, ты ж сама у меня всю добычу распустила. Вот я и обещал ему за монисто всё, что он пожелает.
Тилла – Так верни ему монисто.
Сеугедер – Э, нет! Так не пойдёт. Уговор дороже денег. Отдавай девку, Ауча.
Тилла – А меня бы кто спросил.
Сеугедер – Не моё дело тебя спрашивать. Не твоё дело поперешничать.
Тилла – Коли так, попробуй, слови меня.
(Сеугедер пытается схватить Тиллу, она исчезает. Появляется в другом конце сцены. Сеугедер бегает за ней, но она всё время ускользает. Он совсем выбился из сил)
Тилла – Куда тебе, колченогому за мной угнаться (снимает с шеи монисто). На, вот. Возьми, если сможешь.
(Бросает монисто оземь, оно рассыпается разноцветными светляками
Все поражены. Сеугедер бросается собирать их, но в его руках пусто. Окружающие над ним смеются)
Сеугедер – (зло) Чего скалитесь, беспортошные?! Над другими посмеётесь, над собой поплачете (уходит в толпу).
Ауча – Зачем ты такая раскрасавица?! Никакого спокою с тобой мне не будет.
(Снова слышен удар грома)
Тилла – Уж не жалеешь ли ты? Может, от слова своего хочешь отступиться?
Ауча – (испуганно) Нет, нет! Что ты?!
Тилла – То-то же.
(На поляне разводят большой костёр. С песнями парни и девки, разбившись на пары, прыгают через него, держась за руки. Те, кто не расцепил руки, обмениваются венками и отходят обнявшись. Кто руки расцепил, расходятся печальные)
Как в ночь Купалы не будем спать,
Мы будем петь – цветочки рвать.
А вот цветок-то брат с сестрой,
Купало да с Костромой!
А братец - это жёлтый цвет,
Купалин цвет суряный цвет.
Сестрица - синий цвет,
Небесный цвет – Сварожий цвет.
Ауча – Пойдём, судьбу спытаем.
Тилла – Надо ли?
Ауча – Неужто боишься?
Тилла – Я ничего не боюсь на этом свете.
(Ауча с Тиллой разбегаются, прыгают и в тот момент, когда они перелетают через костёр, он гаснет.От неожиданности Ауча отпускает руку Тиллы)
Мыква – (выбегает вперёд, кричит) Глядите-ка, добрые люди! Глядите-ка, что деется! Лесная дева купальский костёр потушила! Ведьма она!
(Все оторопели)
Парни, Девки – (одновременно, сначала шепотком, постепенно всё громче) Ведьма. И верно, ведьма, Вестимо. Купальский костёр погас. Что деется. Как такое может быть. Где это видано (на кульминацию все одновременно громко выдыхают). Ведьма!
1 Девка – Она мимо нашего дома прошла, а корова потом в ворота не пошла. Мычит, упирается, еле на верёвке заволокли. Ведьма она!
2 Девка – А у нас в сенях крынка с молоком стояла, так оно подчистую скисло. Ведьма она!
3 Девка – Видали, как монисто в светляков обернулось. Верный знак - ведьма она!
(От Тиллы все отступают, какое-то время Ауча стоит рядом с ней, но, увидев, что остался с ней один, тоже делает шаг назад.
В этот момент сверкает молния, слышен самый сильный удар грома, деревья, дома вспыхивают. Начинается паника, народ мечется)
Парни, Девки – (кричат одновременно) Небесный огонь! Полымя! Горе нам! Погибель наша пришла!
Сеугедер – (выбегает вперёд) Это всё она! Ведьма! В костёр ведьму! В костёр! (хватает горящую ветку, Ауча задерживает его, ударом сбивает с ног, но тот успевает бросить ветку в Тиллу) Сгори же, ведьма!
(На Тилле вспыхивает платье, башмаки, она стряхивает с себя горящие тряпки, волосы рассыпаются и укрывают её серебряным покрывалом до самой земли. Общий возглас изумления)
Мыква – (первая приходит в себя) Тилла, спаси нас!
Парни, Девки – (одновременно) Тилла, спаси нас! Спаси наши дома! Тилла, спаси наших детей! Тилла, защити!
Тилла – (подняв руки над головой) Не тревожьтесь, все будет хорошо.
Тилла – Тилла не горит, Тилла не погибает. Тилла живет, вечно юная и вечно старая, как сама земля. Тилла не боится ни смерти, ни огня.
(Обходит поляну, отрывает кончики своих волос и бросает их в огонь. Огонь гаснет. Все потрясены)
Мыква – Прости нас, Дева лесная.
Парни, Девки – (одновременно) Прости. Прости нас, Лесная дева. Не взыщи. Невольно мы. Не гневайся.
Тилла – Лучше десятерых виновных простить, чем одного невинного казнить (снимает с головы венок, одевает его на голову Мыквы). Помните, жизнь дана на добрые дела.
Тилла - имя мое из глубоких веков,
Из забытых давно на земле языков,
Означает оно "негоримая".
Я пришла, чтоб от молний жилища спасти,
Злобных духов от ваших детей отвести,
А теперь ухожу, невредимая.
Люди, люди!.. Я вас сберегла от беды.
Уходя, оставляю повсюду следы –
Волоски моих кос серебристые.
И прославит навек красоту этих мест
Горный лен, удивительный камень-асбест –
Мой подарок, куделька лучистая.
(Тилла медленно уходит в сторону поднимающегося солнца, все молча смотрят ей вслед)
Ауча – (кричит в отчаянии) Тилла! А как же я?!
Тилла – (оборачивается) Ты храбрый охотник, Ауча. Но душа твоя впотьмах толчётся, пути не видит. Этот путь я не смогу тебе указать. Ты должен найти его сам (исчезает в свете солнца).
Ауча – (в отчаянии) Ах, я околотень королобый! Сам своими руками счастье загубил. Верно, люди говорят: найти счастье легче, чем удержать его. Эх-ма! Прощайте, люди добрые. Не будет мне здесь жизни без Тиллы. Либо верну её, либо живым не буду. Не поминайте лихом (уходит).
(Солнце переливается разными цветами, мигает, дрожит)
1 Девка – Солнце играет.
2 Девка – Быть лету погожим.
3 Девка – На теплые росы, на хлеба урожаи.
(Все замирают на сцене в свободных позах)
Голос за сценой на фоне мелодии купальской песни

Не открыла всех тайн до срока
Бережливая мать-природа,
Знаем только - мы дети солнца,
Цель у каждого - стать человеком.

Её мудрости век от века
Не устанем мы изумляться,
Всё прекрасное здесь от солнца!
Всё хорошее от человека!