*Не война*
Звуковое сообщение прослушиваю второй раз, третий. Взволнованный голос подруги.
Моё сознание уловило, что случилась беда, но смысл ускользает, никак не могу его ухватить. Наверное, ещё не переключилась: недавно пришла от мамы, разобрала гостинцы. Или сознание принципиально отказывается воспринимать дурную весть?
Знакомые имена: Ира, её сын Боря…
Память мигом возвращает меня в 90-е, тогда началось наше знакомство на Золотом пруду в Сокольниках. Ира – постарше; у неё уже подрастал Боря, неугомонный шустрик, державший в тонусе весь пляж. Ещё она частенько брала с собой целый детский садик племяшек. Сама из многодетной семьи, Ира как-то управлялась со всеми детьми одновременно. И со стайкой поклонников, которые вечно за ней увивались.
Жизнь её не казалась лёгкой, но она не хныкала и не сдавалась. Отчаянная. Абсолютно прямая и бесхитростная. В чём-то – наивная и непосредственная, как, впрочем, все мы в те годы. Мы – это молодое поколение страны, которая кое-как пыталась приспособиться к новой непонятной реальности. И мы учились жить в этой стране.
Воспоминания… Кто мы без них?
Последние годы мы виделись редко – лишь иногда пересекались на пляже. И привычно называли друг друга – Ирка, Маринка; это означало: всё хорошо, жизнь идёт. Ирка – по-прежнему подтянутая, во взгляде всё та же искорка наивности, которая у большинства из нас давно пропала…
Смысл сообщения наконец-то до меня дошёл: Иры больше нет. Убили на улице за смартфон.
При всём уважении к технике даже не хочу понимать, как можно за телефон убить человека, чью-то маму, бабушку.
Не война. Не летят бомбы. Слава Богу, у нас есть еда, питьё, шмотьё. И смартфоны в ассортименте, будь они все трижды high-tech.
Обычно их выхватывают из рук и убегают. Но зная Ирку, легко догадаться: фокус не удался. Кто-то скажет: лучше сразу отдать. Не стану спорить. Наверное, лучше отдать. Ещё лучше всю жизнь ползать на четвереньках, озираться и прятаться. Но люди разные. Она не ползала. Просто такой характер, такой человек.
Светлая память светлому человеку Ире Чинаровой.
Да упокоит Господь её с миром.
16.07.2020.
*Романтика малиновой цитадели*
Недавно один автор написал эмоциональные замечания на мою рецензию. Его возмутило, что я назвала маргинальную среду социальными низами: люди все созданы одинаково, а я их «поделила», безобразие!
Было бы глупо отвечать с чужой страницы на реплики третьих лиц.
Здесь, на моей странице, я открыто поясню собственную позицию.
Возможно, надо было назвать романтично и лапидарно – малиной. Только суть не меняется, как ни назови: каждый выбирает свой путь; воровать и убивать не я заставляла.
Да, я не одобряю асоциальное поведение ни в какой форме. Гнусность и бессмысленную жестокость – в том числе. И каяться не собираюсь.
А уж про зверскую расправу без причин вообще говорить нечего. Когда погибает молодой парень просто так, по чьей-то злобе и зависти – это нелепо, противоестественно. И уж совсем цинично сочувствовать убийцам. Хоть малолетним, хоть великовозрастным.
Мой отец вырос на Таганке; что такое послевоенная Таганка – думаю, объяснять не надо. Закончил техникум. Пошёл работать и учился в институте на вечернем. Было тяжело, хотел бросить. К тому времени его школьные товарищи в основном либо спились, либо сели. Его отец, мой дед, сказал: «Хочешь себе такую никчёмную судьбу – тогда бросай». Отец выучился. Потом была аспирантура, были успехи, радости, трудности. Маргинальщины не было.
Он выбрал свой путь, они - свой.
Какой тут может быть знак равенства? А созданы все одинаково – две руки, две ноги и голова.
Сегодня излишняя лояльность к преступности – тенденция общемировая. И результат не радует. Хотя не удивляет. Песни, сериалы, бульварные издания формируют романтический, почти героический образ преступника, которому сочувствует и подражает не только социально неблагополучная среда.
Даже не обязательно сразу преступника. Средства массового оглупления назойливо культивируют маргинальное поведение: выпивку, кражи, агрессию, брань, драки. Не понравилось слово – в лучшем случае истерика или пощёчина, а то и пьянка или мордобой. И это не в бараках - дома, в офисе, в ресторане. А лексикон? Студентки и домохозяйки напоминают скорее буйных пациенток. Короче, всё на усладу зрителю.
Неправда? Включите прямо сейчас любой фильм.
Многие общественные деятели пропагандируют культ вербальной и физической вражды. Им бесполезно напоминать, что зло вернётся, неважно, когда и в какой форме. Любой из них уверен: я - слишком ценный член общества; все умрут, а я останусь.
Откуда берётся столь нелепая уверенность – неинтересно; мало ли глупости в воздухе витает.
Интересно задуматься: КТО вбрасывает в массовое сознание токсичные идеи ненависти? Неповзрослевшие «обиженцы» с внутренними конфликтами и полным отсутствием базовой культуры. Они-то и плодят неумные и недобрые ток-шоу, фильмы и прочий мусор, скрывая собственную уязвимость за счёт мнимого превосходства над другими.
Они не просто манипулируют, а напрямую командуют: делай с нами, делай как мы…
Привычное дело - любые бесчинства оправдывать, списывать на обстоятельства (стресс, бедность, усталость, трудное детство). Обыватель сам безрассудно ставит своё «одобряю» и фактически голосует за преступность. Почему-то он уверен, что именно его это минует. На то он и обыватель, его хата с краю. Но в том-то и дело, что беда не знает краёв и без разбору заглядывает в любые хаты, сараи, офисы, дворцы.
Границы размываются, постепенно девиантность становится нормой. Начинается с мелочей: украл в магазине конфетку, ударил одноклассника… Дальше колония. Ну, подумаешь, всяко бывает.
"Всяко" бывает не со всяким.
Для меня моральные уроды – не романтика и не модный тренд. В юности мне посчастливилось спастись из опасной ситуации в курортном городе – с Божьей помощью и благодаря хорошей физической подготовке. Кому-то меньше повезёт. Или не повезёт вовсе.
Спустя годы я проводила психологическую диагностику на профотборе в ВС. Отфильтровывала асоциальных лиц: в армии им не место, для них другие места есть.
Кому-то это оскорбительно? Допускаю. Вопрос приоритетов: своей задачей я считала обезопасить нормальных ребят, чтобы они вернулись здоровыми физически и психически.
Да, с точки зрения психологической науки я дам объяснение чему угодно, профессия такая. Однако это не влияет на мою мирскую позицию и не тождественно оправданию или сочувствию. Вряд ли когда-нибудь я смогу лояльно относиться к тому, что требует однозначного отторжения и порицания.
У А. де Сент Экзюпери в моей любимой «Цитадели» отец говорит сыну: «Выбери, какая правда тебе ближе – язвы или здоровой кожи… И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?»
Отказ от здравого выбора в пользу идей псевдогуманности дорого обходится. И является тормозом как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Что касается неблагополучного детства – это совсем не знамя, которым надо гордо размахивать; напротив, глубоко личный опыт. Из него можно извлечь уроки, чтобы дальше жить по-человечески. А можно продолжить династию алкоголиков/наркоманов/тунеядцев и ненавидеть нормальные семьи.
Но за последствия выбора придётся нести ответственность, которую никто не обязан отменять.
И привилегий такое происхождение не даст. Тем более за счёт чужой жизни.
22.03.2021.