Ель

Александр Потапов 8
33. Ель
 Я родился во время Великой отечественной войны, как раз в рождественские праздники. Родителей я не помнил. Оставалось меньше года до победы, но никто об этом тогда не знал. Совсем немного, но эти пять месяцев давались с трудом. Через год заболела мама и умерла, папа не вернулся с фронта. Может погиб, а может, просто не знал, где меня искать.
     Всё детство я провёл в небольшой деревушке с дедушкой и бабушкой. Они были неродными, но до самого конца я к ним относился, как к той самой семье, которой я никогда не знал. Послевоенные годы были не из лёгких, как рассказывал дедушка. Даже в его возрасте ценились мужчины. Он был плотником: помогал строить дома и вносил свой вклад в послевоенную жизнь. Бабушка была доброй женщиной, и порой мне казалось, что Серафима Фёдоровна – ангел, посланный свыше, чтобы меня оберегать. Она очень вкусно готовила. Я не любил свой день рождения, возможно из-за того, что он был зимой, а может из-за того, что всё мне напоминало о войне, которая дала мне жизнь, но одновременно забрала всё и всех, кого я не успел полюбить.
Мне было лет восемь. Стояла зима. Снег не скупился и засыпал всю нашу деревню. Мы с дедушкой пошли в лес за дровами, чтобы натопить баню. Зимний лес мне очень нравился, он был таким спокойным и сказочным. Мы часто приходили к отдельно стоящей ели, которая росла в центре большой поляны.
– Как-то шли бои именно в этом лесу, и так совпало, что я находился в партизанском отряде. Зима была морозной. – Наверное, это был первый день, когда дедушка мне рассказывал про войну. – Мы готовились к наступлению, но и враг не дремлет. Когда мы возвращались из разведки и проходили мимо этой поляны, началась перестрелка. Мы двинулись в сторону леса в укрытие. Тогда эта ель была не такой большой и пушистой. Как-то мы с отцом посадили её здесь ещё до войны, я часто приходил сюда и мог часами наблюдать, как она взрослеет. Это была не просто ель, а самое первое дерево, которое я посадил. Я дал ему жизнь и был в ответе за неё. Так вот, несколько немецких пуль повредили ствол. Разнесло его практически в щепки. После боя, когда нам всё-таки удалось отбить атаку и занять высоту, я вернулся на эту поляну и перевязал ствол этой ели. Запомни, Прохор, что любая жизнь важна. Нужно помнить об этом. Эта ель – частичка Родины, как мы с тобой. У каждого свой путь. Кто-то рождается добрым, а кто-то становится злым и бездушным. Но как бы ни сложилась твоя жизнь, это только испытание. Всегда оставайся человеком.
– Мне бабушка рассказывала, как было тяжело. Все эти трудности помогли вам найти друг друга. Это тоже судьба? – с интересом спросил Прохор.
– Конечно. И всё, что мы пережили поодиночке, привело нас к тому, что судьба нам дала тебя. Не нужно злиться на неё и винить кого-то в том, что ты потерял родных. Следуй зову своего сердца. Оно никогда не подведёт. Ель олицетворяет память о войне и разрушениях.  Пустота от страшных событий остаётся в наших сердцах, и её нужно заполнить добрыми делами, – заботливо поглаживая ствол ели, сказал дед.
Они собрали достаточно сухого хвороста и оправились обратно. Прохор шёл и думал обо всём сказанном. Он почувствовал какую-то лёгкость и свободу.
Праздник удался на славу. На столе стояли закуски, приготовленные бабушкой. Снег сыпал всю ночь. Наступило утро, и всё продолжило свой бег, как будто ничего и не менялось.
После прошло много лет, но я часто вспоминал этот разговор у ели. Я часто приезжал в эту небольшую деревушку и заходил в старый домик. У меня возникало ощущение домашнего уюта, вызванное ковриками из лоскутов старой одежды, которые вязала Серафима Фёдоровна. Когда наступал вечер, я ходил в лес к той самой ели, смотрел в ночное небо, и на душе становилось легко от того, что где-то в этом мире есть достаточно добра, чтобы он не погиб.