Сны и сновидения

Александр Москвитин 1
В 1957 году на экраны вышел фильм «Дело было в Пенькове». Наверняка многие его видели и даже помнят – о чём этот фильм (кстати, довольно неплохой). Не буду пересказывать сюжет картины, отмечу только один его любопытный момент.
Итак, деревня Пеньково, в колхозном клубе идёт лекция. Клуб – старая, тёмная и тесная изба, не приспособленная для проведения культурно-массовых мероприятий. В «зрительном зале» (на лавках и у печки) сидят колхозники числом не более двадцати человек. Перед ними выступает лектор Дмитрий Крутиков. Он читает лекцию на тему «Сны и сновидения»:

- Таким образом, мы установили, что может быть сон без сновидений, но не может быть сновидений без сна. Сновидения должно считать, таким образом, верным признаком… чего? … Сна! Правильно.

Зрителей, видимо, данная тема не очень интересует: они не откликаются на вопросы лектора, обращённые к зрителям. Некоторые из них спят, кто-то курит. Лектор, тем временем, продолжает:

- Мы сделали попытку дать физиологический анализ самой запутанной и тёмной стороны нашей психической деятельности… чего, товарищи? Сновидений!

Товарищи колхозники не проявляют интереса к лекции. Ведущий вечера, сидящий за столом рядом с лектором, откровенно зевает. Поведение колхозников, сидящих в клубе, наилучшим образом иллюстрирует тему лекции о снах и сновидениях. Лектор пытается объяснить колхозникам очевидные вещи, попутно заканчивая лекцию:

- На основании сновидений можно, видите ли, построить заключение только о прошлом, но не о будущем!
И так, видите ли, мы обязаны сказать, что сновидения, как и все естественные явления, не выходят за рамки причинности, нет!

Лекция закончена, всем спасибо.

Проходит какое-то время, в колхозе строят новый клуб – большой, светлый, современный, полностью приспособленный для проведения масштабных (на местном уровне) культурно-массовых мероприятий. Главный герой фильма – тракторист Матвей Морозов – предлагает организовать колхозный ансамбль:

- Ребята! Давайте организуем ансамбль! И будем продёргивать все колхозные недостатки. А что? Я даже название придумал…

И тут наступает самое интересное. Напоминаю, на дворе – 1957 год (по сюжету фильма – середина 1950-х). Вот как могли назвать колхозники свой ансамбль? Ну, например, «Берёзка» или «Рассвет». Может быть «Солнышко», «Волга», «Байкал». Или «Труд», «Колхозник», «Родина», «Дружба народов». Ну, в крайнем случае, «Победа», «Колосок», «Хлеб» или просто – «Имени Ленина».

В общем, как-то стандартно и незатейливо могли бы назвать тогдашние колхозники свой клубный ансамбль. Однако крестьяне из деревни Пеньково не так просты, как кажутся. Они называют новоиспечённый ансамбль весьма оригинально и нестандартно. Простой колхозный тракторист Матвей Морозов предлагает назвать ансамбль так: «Сны и сновидения»! Видимо, его впечатлило название лекции, которую читал Дмитрий Крутиков, лектор Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. И вместо стандартного ансамбля «Рассвет», колхоз деревни Пеньково имеет теперь творческий коллектив, который называется «Сны и сновидения».
Каким образом простому трактористу из глубинки удалось додуматься назвать ансамбль таким авангардистским именем – фиг его знает. Просто-таки тракторист-постмодернист какой-то! Напоминаю: на дворе – середина 1950-х, только-только началась борьба против «культа личности», так называемая «оттепель» ещё не вступила в свои права – а трактористы из Пеньково демонстрируют чудеса авангардизма и абстракционизма!

На одном из первых представлений в новом клубе выступает ансамбль «Сны и сновидения». Идёт сценка – «Лекция на тему «Коровы и молоко». В роли лектора – тракторист Матвей Морозов:

- Итак, мы установили, что может быть корова без молока, но не может быть молоко… без чего, товарищи? Без коровы!

Тракторист и другие члены ансамбля пародируют лекции Крутикова, высмеивая тематику его лекций, поведение докладчика и зрителей («зрители» вповалку спят на сцене – их усыпил монотонно бубнящий Крутиков). Тем временем в зале царит весёлое оживление: колхозники весело реагируют на шутки ансамбля, они откровенно смеются.

При этом большой зал клуба – полон зрителей. Тракторист-постмодернист продолжает «лекцию»:

- Таким образом, молоко можно считать верным признаком… чего, товарищи? Правильно – коровы!

Зрители угорают со смеху.
Вот такой советский постмодернизм образца 1957 года.

До появления в Советском Союзе КВНа остаётся четыре года. До появления ансамблей (рок-групп) со странными названиями остаётся два-три десятилетия. Только в начале 1970 - середине 1980-х появятся группы «Машина времени», «Странные игры», «Вежливый отказ», «Автоматические удовлетворители», «Объект насмешек», «Гарин и гиперболоиды», «Наутилус Помпилиус», «Странные игры», «Сектор Газа», «Красная плесень», «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» и другие коллективы с необычными названиями. А пока – на двор всё тот же 1957-й, и до разгула свободы и демократии остаётся ещё очень много времени.
Но в деревне Пеньково уже создан ансамбль с нетипичным названием, с названием-вызовом. И вызов этот предназначен не только (и не столько) нудному лектору Крутикову, сколько всей Системе)))

Кстати, у кинематографистов уже имелся опыт пропесочивания лекторов из общества по распространению. За год до «Пеньково» в фильме «Карнавальная ночь» был высмеян лектор Некадилов – глупец и пьяница. Некадилова, как и Крутикова высмеивают советские комсомольцы - «беспокойные сердца» - главная надежда товарища Хрущёва на десталинизацию всей страны, будущие «шестидесятники».