Портреты академика А. Х. Востокова - часть 2

Владимир Варнек
1 К.П. Беггров. Гравированный портрет А.Х. Востокова (1824 г.) по рисунку М.И. Белоусова (1821 г.) [1].   Из собрания  Государственного Эрмитажа.
2. Г.К. Афанасьев. Гравированный  портрет А.Х. Востокова (ок.1825 г.) по рисунку неизвестного художника [2]. Из собрания Образцов сочинений, СПб, ч.1, 1825 г.

Приступая ко второй миниатюре о портретах с изображением  Востокова Александра Христофоровича (16.03.1781– 08.02.1864) , филолога, члена  двух академий, замечу, что данная тема «привязана» во многом к биографии видного ученого.  И если в первой миниатюре  автор ее до разговора о портретах счел целесообразным  изложить вначале элементы биографии ученого за период с рождения до избрания его в 1820 году в Российскую Академию,  то сейчас  продолжу вначале портретную тему. А после этого переключусь на хронику жизни  А.Х. Востокова, до избрания его  в 1841 году действительным членом Петербургской  академии наук.

Напомню, что в первой части моих  «портретных изысканий»  речь шла о двух живописных портретах молодого А.Х. Востокова, выполненных его ровесниками,  художниками  Александром Варнеком  (в  1802-1804 гг.)  и Орестом Кипренским (ок.1816 г.).  При этом каких- либо других живописных портретов  Востокова до 1820 г. обнаружить не удалось. Нашелся в интернете лишь его миниатюрный овальный графический  «портретик» начала 1800-х низкого качества, работы неизвестного художника, и это дает основание  обсудить  в настоящей миниатюре портреты очередного этапа жизни А.Х. Востокова (с 1820 по 1841 гг.).   

На вопрос, существуют ли живописные портреты ученого, относящиеся к этому периоду, могу сказать, что мне удалось «отыскать» лишь один такой портрет, находящийся в собрании  Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина. При этом в интернете имеется не только «картинка», но и заметка автора Натальи Рудаковой  [3], к которой данный портрет приложен. Заметка посвящена во многом биографическим сведениям  из жизни ученого, и в ней имеются оригинальные сведения из его жизни.

Что касается портрета, то сообщается, что висит он в полутемном «закутке» портретного зала названного выше музея, но заслуживает лучшего места. Портрет этот выполнен неизвестным художником в 1830-х – 1840-х годах, и попадает в тот период времени, которому посвящена настоящая миниатюра. Глядя на портрет (интернетовское изображение), можно видеть, как выглядел портретируемый  незадолго до присвоения  ему звания академика. И в этом состоит неординарность портрета, поскольку все другие известные портреты А.Х. Востокова являются либо слишком ранними, либо, наоборот, слишком поздними.

Попробую, глядя на изображение, как-то охарактеризовать  личность портретируемого. А.Х. Востоков на портрете изображен  по пояс, сидя на стуле с поворотом 3/4 влево. Но голова его повернута слегка к зрителю, на которого нацелен и пристальный  взгляд портретируемого, уверенного в себе человека (даже несколько надменного). Эта уверенность исходит и от его позы, словно он не сидит, а стоит по стойке «смирно». Волосы его иссиня черные, их довольно много, и они очень аккуратно уложены на голове и зачесаны слегка вправо. Одет он в дорогой темный сюртук, под которым  рубаха и шейный платок выглядят белоснежными. Правая рука лежит на столешнице с темно-зеленой скатертью, а ладонь его прикрывает открытую книгу, слегка прикрывающую свисающий на цепочке брелок. 

В глубине  стола стоит высокая керамическая ваза, создающая противовес фигуре и привносящая атмосферу старины. Левая рука с большим дорогим янтарным камнем на мизинце расположена на левом колене, причем глаза модели и камень создают точки на портрете, притягивающие взгляд зрителя.  Стена, на фоне которой сидит А.Х. Востоков, темно-зеленого цвета с легкой голубизной в области головы портретируемого. Очень лаконичный и строгий образ.

Сравнивая данный портрет с портретом Востокова работы Кипренского из ГТГ, усматриваешь некоторое сходство в положении фигуры, повернутой в другую сторону, но взгляд  молодого  филолога совсем еще другой, и никакой уверенности в нем еще нет, одно лишь любопытство.  Кстати, художники, написавшие данные портреты, словно сговорились, и повернули  голову портретируемого ровно настолько, чтобы не было видно «курносости» модели. Хотя, скорее всего, так повернул ее сам портретируемый – выпускник Академии художеств.  Думаю, что если бы эта «курносость» на обсуждаемом портрете проявилась, образ уже не был бы таким строгим, как это хотелось бы портретируемому.

Кстати, скажу несколько слов еще по поводу лица модели. Одним из признаков того, что на портрете изображен именно Востоков, являются брови домиком. А вот рисунок губ  стал уже отличаться от рисунка губ на портретах работы Варнека и Кипренского (см. предыдущую миниатюру).  Губы с возрастом на портрете из Николаевского музея стали менее пухлыми, а рот вытянулся  (признак того, что Востоков «повзрослел»).
Завершая это обсуждение, подумал, а могли бы данный портрет написать Варнек или Кипренский?  Не исключаю этого.

Переключусь теперь на портреты А.Х. Востокова, относящиеся к рассматриваемому периоду времени и приложенные  к настоящей миниатюре.

Слева представлен гравированный портрет А.Х. Востокова работы довольно известного  художника Беггрова Павла Петровича (1799–1875), работавшего много в технике литографии и выполнившего литографированные портреты большого числа представителей русской аристократии. При этом портрет Востокова был литографирован  в 1824 году по рисунку художника Белоусова (1795 – после 1847), выполнившего данный рисунок в 1821 году. А.Х.  Востокову в это время было уже 40 лет, но выглядит он на портрете довольно молодо.

Соотнося данный портрет с деятельностью ученого-филолога, можно сказать, что в этом возрасте он вошел в состав Российской Академии, совершив до этого ряд неудачных попыток. По мнению автора миниатюры облик портретируемого на гравюре просто импозантный, и сразу не скажешь, что это тот же самый человек, который позировал Варнеку и Кипренскому. Особый шарм исходит от совершенно кудрявой головы и бакенбардов, как у артиста легкого жанра, а не солидного уже ученого.

Можно заметить, что позируемый на данном портрете еще довольно молодой человек с орденом Св. Владимира на левой груди ушел в себя, и художник запечатлел его в тот момент времени, когда он не повернул голову «как надо», и курносый нос его вполне отчетливо был запечатлен на портрете. И оказалось, что профиль его он совсем не искажает.

Но говоря о портретируемом, хочется рассказать в данном случае немного и о совсем еще молодом  22-летнем художнике М.И. Белоусове, учившемся в Академии художеств и выполнившем подготовительный рисунок для гравюры. С ним сотрудничали многие граверы, но его карьера художника, можно сказать, едва не состоялась.  И поведал об этом в своей  Большой биографической энциклопедии биограф Половцов (см. ниже).

«Белоусов, Матвей Ильич – художник; из дворянской семьи, род. в 1797 г. В 1806 г. принят в воспитанники Академии художеств; в 1812 г. получил серебряную медаль 2-го достоинства за рисунок с натуры; в 1813 г. получил опять серебряную медаль 2-го достоинства, а в 1815 г. такую же медаль 1-го достоинства за рисунок с натуры.
В 1815 г., когда в Академии произошли среди учеников беспорядки, Советом было постановлено Белоусова не исключать, а оставить в Академии «не по успехам его, кои не могли бы оградить его от заслуженного наказания, а единственно по уважению отличной службы дяди его, ручающегося за его исправление».  Но при этом лишили его медалей и сняли золотые петлицы на воротнике (знак отличия), объявив ему, что если он в течение полугода совсем исправится в своем поведении, то все это будет возвращено обратно. 

В 1816 и 1818 гг. он получил серебряные медали 1-го достоинства за рисунки с натуры. 19-го декабря 1818 г. за успехи в исторической живописи награжден званием свободного художника. По выходе из Академии с аттестатом 2-й степени, он 13-го августа 1821 г. утвержден в звании 1-го учителя рисования в Лицее города Одессы. Мы имеем симпатичный отзыв о Белоусове одного из учеников лицея, Сумарокова: «Мастер был он своего дела»»!

Сведения о втором гравированном портрете А.Х. Востокова (правом, поясном), приложенном к к миниатюре, нашлись в первом томе Словаря гравированных портретов[2]: указано имя автора гравюры, Г. К. Афанасьева, даны размеры гравюры и отмечено, что отпечатки делались три раза. Не приводится фамилии художника графического рисунка, но думается, что малоизвестный гравер, имени которого нет ни в одном справочнике, просто использовал в своей основе рисунок того же Белоусова, речь о котором идет выше. Кстати, под самой гравюрой, хотя и с трудом, но читается фамилия Афанасьева.

Подводя итоги, можно сказать, что за период с 1820 по 1841 гг. облик А.Х. Востокова был запечатлен трижды, один раз на живописном портрете из собрания Николаевского художественного музея и два раза на гравированных портретах. Если не считать, конечно, графических портретов А.Х. Востокова в профиль, выполненных А.С. Пушкиным. Но это своеобразное поле портретной Пушкинской графики  уже освещает  Лия Певзнер. 

ХРОНИКА ЖИЗНИ А.Х. ВОСТОКОВА с 1820 по 1841 гг.

1820 – Российская Академия избрала А.Х. Востокова своим членом.

1820 – появился труд Востокова, давший ему европейскую известность: «Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка». Этот труд, увидевший свет практически одновременно с опубликованными в 1816-1819 работами Ф. Боппа, Р. Раска и Я. Гримма, поставил Востокова в один ряд с основоположниками сравнительно-исторического языкознания и положил начало научному изучению истории славянских языков. Востоков определил отношение церковнославянского языка к русскому, выделил три периода в истории славянских языков.

1821 – Востоков  вновь издал свои стихотворения в 3-х частях, изданные ранее в         1805,1806  годах. 

С 1822 г. Востоков стал переписываться с графом Н. П. Румянцевым (1754-1826). Он позволил ему пользоваться книгами и рукописями его собственной библиотеки.

В июне 1823 года Востокова избирают действительным членом Общества истории и древностей российских. Он знакомится с графом Румянцевым, собравшим значительную коллекцию рукописей, старопечатных книг и этнографических материалов.

В 1824 году, проработав 20 лет переводчиком в Комиссии по составлению законов, Востоков уволился и приступил по предложению графа Румянцева к описанию имеющихся в его коллекции  славянских рукописей.   

1824 – Освободившись в 1824 году от службы в разных учреждениях, Востоков вошел в сношения с графом Н. П. Румянцевым и занялся описанием рукописей его собрания. Он был избран в члены Московского Общества истории и древностей российских. Его научные заслуги были признаны как в России, так и за границей.

С мая 1824 г. до мая 1844 г. Востоков работал в Румянцевском музее. Сначала как частный румянцевский библиотекарь, и затем, как старший и главный библиотекарь всего музея (на эту должность он был назначен правительством).

В 1825-1826 гг. А.Х. Востоков в качестве редактора участвовал в издании П.И. Кеппеном (ординарный академик Императорской санкт-петербургской академии наук с 1843 г.) международного славистического журнала «Библиографические листы».

1825 – Тюбингенский университет возвел его в доктора философии, а Академия наук–годом позже – в звание корреспондента.

С 20 декабря 1826 года А.Х. Востоков член-корреспондент Императорской академии наук.

1826 – А. Дельвиг взял в свой альманах «Северные цветы» стихи Востокова «К друзьям».

1827 – Востоков по  просьбе Дельвига делал переводы сербских песен.

1831 – Востоков, пробыв некоторое время хранителем манускриптов в Императорской Публичной библиотеке,  в этом же году определен старшим библиотекарем Румянцевского музея. В этом же году он издал две грамматики: «Сокращенная русская грамматика» и «Русская грамматика, по начертанию сокращенной грамматики полнее изложенная». Это замечательные для своего времени учебники, традициям.

1832 – Востоков подал свой голос за избрание Пушкина в члены Российской академии. В бумагах Пушкина сохранилась переписанная его рукой записка Востокова о «Слове о полку Игореве».

1835 – Востоков был назначен «членом комитета для издания словаря по азбучному порядку»; но особенно он принялся за словари, когда в 1841 г. был назначен ординарным академиком.

В 1841 - 1842 гг. под редакцией Востокова были изданы: «Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек» (2 тома),  а в 1842 г. вышло его «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума», имеющее громадную цену; только после издания этого труда стало возможным изучение древней русской литературы и русских древностей. 

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е – 1890-е годы: Очерки, истории, мастера, печатные центры, издательства. М. ЗАО Центрополиграф,  2006.
2. Ровинский Д.А. Словарь гравированных портретов. Т.1. Востоков А.Х.
3. Наталия Рудакова. Памяти А.Х. Востокова-патриарха славянской филологии посвящается. Всеукраiнський громадсько-политiчний журнал «IМЕНА». imena.mk.ua

27.03.2021.