Идеальный педагог?

Элла Лякишева
         
              РЕЦЕНЗИЯ  на статью Владима Филиппа
       «Ах, если бы…» http://proza.ru/2021/03/26/1181
                Попытка дискуссии.

       Здравствуйте, уважаемый Владим!
     Конечно, как учитель, не могла я пройти мимо вашей взволнованной и эмоциональной статьи о взаимоотношениях учителя и учеников. Но ответ получается таким длинным, что я решила его поместить как отдельное эссе.

     Итак, в центре вашей статьи – советы итальянского педагога Чезаре Ката, дающего ученикам советы на лето. Честно признаюсь, что  автор советов при первом чтении вызывает умиление и восхищение.

      Действительно, по вашим словам, так «тонко и душевно и без всякого менторства и скуки выдано задание».
      Правда, насчёт менторства можно бы поспорить, однако не буду. Соглашусь с вами: забота, и теплота, и даже поэзия в советах, безусловно, есть.

      Понравились  такие, как «Читайте - и много!», «Ведите дневники»,  «Танцуйте и не стесняйтесь!»,  «Занимайтесь спортом»,  «Смотрите хорошие фильмы», «Будьте вежливыми и добрыми», «Будьте хорошими»…

    Так что же, спросите вы,  меня смущает? А задумалась я о том, есть ли истинное «понимание детства» в этих советах.

     При повторном и более внимательном чтении  обратила внимание, насколько  они оторваны  (вместе с мясом оторваны) от современной реальной жизни подростков.  Кажется, даёт их тихий домашний учитель, работавший в богатой семье два века назад.
 
    Отсюда эти обкатанные, гладкие фразы:  «Избегайте всего, что приносит вам негатив и ощущение пустоты», «Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет».

    Ещё одно недоумение вызвали советы, которые можно было бы обратить не к непоседливым детям, а к самоуглублённым солидным философам.

    Ну, где вы найдёте подростков, которые  будут бродить «по утрам вдоль берега моря в полном одиночестве и думать о том, что больше всего они любят в жизни»?!
   Им гораздо полезнее побегать, порезвиться в волнах!

   Или: на рассвете «Стойте молча и глубоко дышите. Закройте глаза и почувствуйте благодарность».

   Или: «мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь. Сделайте все от вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте». - А ЧТО фактически от них зависит в детстве? - это они сами зависят от о-очень многого!
 
    И, наконец, вообще НЕ могу согласиться с такими советами, как: «Перечитайте конспекты наших уроков: сравните все то, о чем мы читали, с тем, что происходит в вашей жизни». 
     Скажите, видели ли вы ребёнка, который летом (ЛЕТОМ!) перечитывает конспекты уроков?! Я – нет! И даже предлагать такого не отважусь.
 
    Или: «Читайте, потому что лето вдохновляет на мечты и приключения».
     Эх, а вот летом-то и надо бы на деле испытать эти приключения, осуществить мечты, а не проживать их на страницах книг! А читать приятнее в то время года, когда за окном льёт нудный дождь или трещит мороз!

    Далее вы, Владим, с сожалением восклицаете: «Как хотелось бы, чтобы у твоих детей, внуков был бы такой учитель. Сколько в этом человеческого».
 
     Невольно рождается вопрос: «А почему бы САМОМУ родителю не стать детям и внукам ТАКИМ наставником? Почему зачастую свои родительские обязанности люди  перекладывают на плечи чужого человека?  Ведь ОСНОВЫ характера закладываются прежде всего В СЕМЬЕ! Моё глубокое убеждение в том, что то, каким человек станет в жизни, зависит главным образом от семейного воспитания, а не от учителя!

   В заключение, уважаемый Владим, хочу ещё раз поблагодарить вас за пример  идеальных мыслей образцового  педагога. Я убеждена, что не только в других странах, но и В РОССИИ  ЕСТЬ  не менее, чем итальянец Чезаре Ката, опытные и энергичные подвижники и умные учителя.
 
   Для примера даю ссылку на авторов Прозы и их произведения.
Это замечательный педагог Олег Букач http://proza.ru/2016/11/19/1009

Повесть Ольги Юлтановой «Четвёрка из 7-Б» http://proza.ru/2019/03/25/682

Или душевные воспоминания Евгении Гитальчук-Вирченко
«Василий Грищук и другие» http://proza.ru/2016/02/05/1321