Спираль трагедии человеческих отношений

Олег Калинка
Спектакль «Идиот. Финал».
Психо-драматическое расследование в 1 дейстивие.
В тексте спектакля воспроизводятся фрагменты романа Ф.М.Достоевского «Идиот», отрывки из пьесы КЛИМА «7 дней с Идиотом или несуществующие главы романа «ИДИОТ».
Инсценировка, режиссура, вокально-шумовая партитура – Искандер Сакаев.
Сценография и костюмы, световая партитура – Наталья Кузнецова.
Музыкальный руководитель постановки – Юлия Антропова.
Световое проведение спектакля – Андрей Жиронкин.
В вокально-шумовой партитуре звучат отрывки из русской народной песни «Вьюн над водой», композиции «Бедный рыцарь» Елены Лебедевой, оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», Марша Мендельсона, оперы Шарля Гуно «Фауст».
Действующие лица и исполнители:
Князь Мышкин: Денис Авхаренко.
Рогожин: Ранис Ахметгареев.
Настасья Филипповна Барашкова:
Наталья Свешникова
Анастасия Воронина
Анна Бухарская.
В спектакле «Идиот. Финал» Искандер Сакаев предлагает нам плоскость изучения драмы человеческих отношений, которую он создаёт с помощью сложного тандема образованного путем сплетения финальных глав романа Ф.М.Достоевского и фрагментов пьесы КЛИМА «7дней с Идиотом или несуществующие главы романа «Идиот». В массиве литературного наследия великого писателя роману «Идиот» отведено особое место, в этом произведении великий классик мировой литературы подводит символический итог своего философского пути осмысления законов существования человеческого общества, результаты которого становятся основными постулатами его философской концепции, обличенные в литературную форму на страницах романа.
Другой компонентой образующей этот тандем является драматургия КЛИМА, в которой мы видим плоды систематического исследования мировоззрения и философской концепции Фёдора Михайловича Достоевского, выполненные известным драматургом и новатором театральной сцены. В пьесе «7дней с Идиотом или несуществующие главы романа «Идиот» Клим полностью сохраняет фабулу произведения Достоевского, в ней он выделяет особые сюжетные фрагменты, которые он исследует путем тонкой прорисовки образов и событий, выполненной в результате его критического анализа романа и всего массива творческого наследия Достоевского.
Искандер Сакаев в спектакле «Идиот. Финал» создает сценическое воплощение плода этого литературно-драматического тандема и таким образом создаёт плоскость изучения темы трагедии человеческих отношений, которые являются главным фокусом нашего внимания в финальных главах романа Ф.М.Достоевского. В этом сюжетном пространстве наше познание этой формы трагедии реализуется в возможности проведения расследования и выявления первопричин возникновения её в жизненном пространстве персонажей. В этом поиске возможных путей, мы пытаемся определить символическую точку возврата, в которую персонажи могут вернуться и переиграть свои действия, и таким образом изменить злой рок своей судьбы.
Наше познание этой сложной многомерной темы начинается с картины дней существования князя Мышкина в неком пространстве, служащем ему убежищем в его безумии. В этой сюжетной точке спектакля Сакаев предоставляет нам возможность проникнуть в пространство внутреннего мира князя Мышкины и попробовать увидеть картину происходящего через призму его взгляда. Визуальная проекция реальности, увиденная глазами человека балансирующего на гране безумия представляет нам картину некого обезличенного пространства заполненного силуэтными образами, поэтическими и литературными фрагментов на разных языках и странными механистическими звуками. В центре этого сценического полотна мы видим образ князя Мышкина, в котором прочитывается одиночество человека-мыслителя, отрешенного от реальности, полностью погружённого в свои мысли в пространстве, заполненном обезличенными образами и звуками.
В этой картине, предваряющей возвращение князя Мышкина на родину, легко угадываются черты самого Достоевского и биографические детали его жизни, которые великий писатель перенёс в завуалированной форме в пространство образа своего персонажа. В них князь Мышкин также как его автор-создатель человек, познавшим вкус долгих странствий, финалом которых становится его возвращение в Россию. В начальной точке нашего познания глубин и первопричин трагедии человеческих отношений мы видим картину возращения князя Мышкина, которая воплощается через изменение картины среды его обитания, в которой обезличенные образы людей и звуки его убежища поглощаются во мраке сценического пространства. В процессе трансформации среды обитания персонажа их место заполняют силуэтные образы людей поглощённых светской суетой и сплетнями об его возвращении в Россию. В появлении князя Мышкина на этой поверхности человеческой жизни очертания его образа не претерпевают изменений и здесь, в этом пристанище его одинокой души в его чертах читается одиночество мыслителя, отстранено наблюдающего суету окружающего мира вокруг его возвращения в Россию из Швейцарии.
Сложносоставной тандем из текстов романа «Идиот» и драматургии КЛИМА превращается Сакаевым в многомерную конструкцию в форме сюжетной спирали, в ней развитие событий подобно спиралевидному движению, при котором начальная точка истории находится на витке. В своём движении (развитии) событие достигает апогеи или финала, но при этом не происходит эффект замыкания или движения по кругу. В финальной точке сюжетного витка история переходит на другой уровень, на котором её внешняя оболочка или воплощение обретают другие очертания и иной подтекст. В рамках этой формы сюжетная основа истории воплощенная виде спирали остаётся неизменной на всех витках и в этом представлении не происходит значительных, кардинальных изменений в составе действующих лиц и в последовательности событий, запечатлённых в первоисточнике.
В спектакле «Идиот. Финал» метод сюжетной спирали выступает в тандеме с другой новацией театрального искусства с методом сюжетного моделирования и это создаёт зрителю окно возможности, предоставляющее нам возможность исследования первопричин этой трагедии, попробовать смоделировать возможные пути предотвращения её трагического финала. В сценическом воплощении этой новации эта возможность достигается с помощью принципа вариативности, при котором история находящаяся в фокусе нашего внимания обретает новые очертания и дополняется деталями на каждом витке сюжетной спирали. Принцип вариативности раскрывается Сакаевым в полном объеме в галерее персонажей, в котором сюжето-центриченый образ Настасьи Филипповны Барашковой не ограничен одним прочтением, он вариативен и разнообразен. Наше изучение пространство её образа мы познаём в трех индивидуальных, кардинальных отличных трактовках (Наталья Свешникова/Анастасия Воронина/Анна Бухарская).
Эти три проекции образа Настасьи Филипповны, на различных витках сюжетной спирали задают три разнонаправленных вектора трансформации пространства человеческой драмы, они изменяют проекции образов персонажей и модулируют сюжетную ситуацию по своему образу и подобию. В этих смоделированных историях наше внимание сосредоточено на философско-драматическом треугольнике два угла, которого воплощены в образах Рогожина (Ранис Ахметгареев) и князя Мышкина (Денис Авхаренко). В нашем расследовании первопричин этой трагедии их финальный диалог, повторяющийся на каждом витке этой спирали создаёт особую символическую плоскость осмысления. В ней слова и интонации диалога проводят символическую черту- подводят  промежуточный итог нашего осмысления драмы человеческих отношений, в котором мы можем попробовать сформулировать свою версию первопричин и мотивов поступков персонажей. В конце финального витка этой спирали совмещение всех проекций и плоскостей позволяет нам найти свой собственный ответ на вопросы этого психо-драматического расследования и проникнуть в философские глубины взглядов Достоевского, запечатлённых на страницах его литературного наследия.
В спектакле «Идиот. Финал» Искандер Сакаев в этом новом прочтении финальных глав романа Ф.М.Достоевского стирает временные границы, нивелирует условности эпох и фокусирует наше внимание на неподвластных времени человеческих отношениях и таким образом наше познание ликов трагедии открывает нам уникальную возможность рефлексии. Эта особенность заключается в том, что в нашем следовании по этой тропе мы видим эту трагедию через призму своего собственного взгляда и понимания человеческих отношений. В наших наблюдениях попыток персонажей переиграть злой рок своей судьбы, мы пытаемся сопоставить их действия с трагическими уроками своего собственной жизни и таким образом попытаться определить свой собственный путь предотвращения этой трагедии и усвоить результаты этих уроков, которые мы познали в драматическом пространстве под названием «Идиот. Финал»

Видео комментарий-анализ и фрагмент спектакля на моём авторском YouTube канале "Мой Не_Критический Взгляд" https://youtu.be/LpzP5GHBWMM