О книге и кофе

Наталья Куфина
 Каждый отдел книжного магазина имеет свою специфику. И покупатели приходящие в разные отделы, они тоже разные. Отдел истории всегда был привлекателен для мужчин, женщины захаживают в него редко и исключительно за книгой в подарок. Они долго, задумчиво и растерянно стоят у полок. И чаще обращаются за помощью к консультанту. И им не важно какого он пола. А мужчины - наоборот. Они точно знают, что им нужно, они готовы перелистать все книги, чтобы найти нужную информацию. И что некоторых из них не очень устраивает, так это то, что консультант в отделе истории - девушка. Сколько раз коллеги подводили ко мне мужчин и оставляли их с фразой:" Вот Наталья! Консультант этого отдела. Она Вам всё расскажет и покажет". И сколько раз я видела неприкрытое пренебрежение. И сколько раз у меня было желание убрать с лица собеседника это отношение к себе! И сколько раз вспыхивала мысль:"Ощущаешь себя умнее меня? Ну-ну, посмотрим, как быстро слетит корона!!!" И какими фанфарами, в итоге, звучали удивлённо слова покупателя:"А Вы, оказывается, в этом разбираетесь!" И с каким удовольствием я отвечала:" Я не имею права в этом не разбираться! У меня - историческое образование!" И подобные интеллектуальные мини-противостояния, только способствовали моему интересу к выбору литературы мужчинами. Одна покупка запомнилась навсегда. Я консультировала девушку на тему книги на подарок с одной стороны стеллажа, как внезапно заметила по другую сторону мужчину, который весьма активно перелистывал книги с тех полок, где у меня стояла литература о истории Греции и Италии. Более того, он не просто их пролистывал! На столике, стоящем у отдела, уже выросла стопка из пяти книг. Меня это очень заинтересовало. Но я сначала закончила общение с девушкой, и лишь потом подошла к мужчине. Он заметил меня не сразу, он был весь во власти книг. На мой дежурный вопрос:" Могу ли я чем-то помочь?" Он спросил о том, вся ли литература по истории Италии, и конкретно Рима, здесь представлена. "Да", - ответила я. "Жаль, маловато, - вздохнул он. - Мне бы побольше". "К сожалению это всё, - грустно пожала плечами я и продолжила, кивнув на отложенную им стопку книг. - Более того, всё те книги, что к нам приходили новинками или переизданиями, они уже Вами отложены". "Да, - кивнул мужчина. - Их все я возьму!" "Ого!"- пронеслось у меня в голове. "Вы извините меня за вопрос, но откуда у Вас такой интерес именно к Риму? Это для научной диссертации?" "Вовсе нет, - улыбнулся покупатель. - Всё проще. Я живу в Италии, в Риме, и работаю там русскоговорящим гидом!" Я изумлённо посмотрела на него. А он, заметив такую мою реакцию, продолжил:" А книги на русском там очень дорогие, поэтому приезжая, я каждый раз иду в книжные и скупаю все, какие появились за это время. И каких у меня ещё нет". Я продолжала молча стоять и смотреть на него широко открытыми глазами. "Да, кстати,- продолжил он. - Вы мне потом покажете, где отдел религии? Хочу посмотреть книги о истории Папства". "У нас нет книг о истории Папства, - ответила я. - К нам неделю назад пришли две книги Норвича. Но их скупили за пару дней, несмотря на цену". "Норвич не писал "Историю Папства", - заметил покупатель. "Писал!"- заявила я. "Нет, не писал!"- начал спорить мужчина. "Ну, как нет-то, если эта книга стоит у меня дома на книжной полке! - продолжала дискуссию я и внезапно меня осенило, как я могу доказать свою правоту. - А подождите-ка!" Я села за рабочий компьютер и нашла в интернете книгу. Более того, мне повезло и рядом с ней была отметка о том, что это новинка. "Вот, посмотрите!"- пригласила я покупателя к монитору. Он подошёл, внимательно прочитал всю информацию о книге и тихо произнёс:" Действительно Норвич...А я и не знал даже, что у него книга вышла..." Затем он посмотрел на меня и уточнил:" А у Вас в магазине точно ни одного экземпляра не осталось?" Я отрицательно покачала головой:" У нас не только в магазине не осталось, у нас даже по нашей сети её нет". "Жаль", - со вздохом произнёс мужчина и снова подошёл к полкам. А мне в голову, внезапно пришла идея. Вот только я никак не могла справиться между двумя противоречивыми чувствами... Наконец, мужчина выбрал ещё книги и кивнув мне на прощание, направился к кассе.
 "Подождите", - наконец-то решившись, окликнула его я. Он подошёл и я спросила:" Вы когда возвращаетесь в Италию?" "Послезавтра", - ответил он. "Вам действительно нужен Норвич?"- вновь спросила я. "Если бы его книга была, я бы её купил!" - убеждённо ответил мужчина. "У меня эта книга есть дома. Моя личная, я успела её купить. И если она Вам действительно нужна, я могу завтра её принести и Вам её подарить!"- заявила я в упор глядя не него. "Вы это серьёзно?"- тихо уточнил мужчина. "Да, вполне", - ответила я. "Вам она важнее и нужнее. К тому же, как только у нас появится, я могу и вторую себе купить. А Вы-нет!" - вполне, как мне показалось резонно, заметила я. " Хорошо, тогда я завтра зайду",- сказал покупатель.... В тот же день дома я сняла с полки книгу и погладила её руками. Я всячески гнала от себя чувство того, что мне жалко её отдавать...
 А на следующий день, ближе к обеду, я увидела идущего ко мне навстречу уже знакомого мужчину. "Я пришёл!" - широко улыбаясь сказал он. "Давайте так, - предложила я. -Вы сейчас спуститесь на нижний этаж. А я схожу за книгой и принесу её Вам". "Хорошо,"- кивнул он. Я сходила за своей книгой и спустившись вниз, протянула её ему:"Вот! Я там внутри написала свой телефон и электронную почту. Мало ли, вдруг когда-нибудь ещё приедете, а я ещё буду работать в книжных". Мужчина взял книгу и внезапно задал мне вопрос, который я всячески не допускала в свои мысли:" А Вам не жалко отдавать свою книгу?" Я же, не отрывая взгляд от книги произнесла:" Скажем так... Я точно знаю, что в ближайшее время я не попаду: ни Италию, ни в Рим, ни в Ватикан. Да и вообще, попаду ли когда-либо... Так пусть хоть моя книжка там будет. Увидит это всё за меня". "А Вы любите кофе? Вообще Вы кофе пьёте?"- без всякого перехода и, как мне показалось, логики спросил мужчина. "Да", -удивлённо ответила я с недоумением глядя на него. Тогда он попросил, чтобы я поддержала книгу, а сам открыл свою сумку, достал оттуда две пачки итальянского кофе, и протянул их мне:"Это Вам! Только его варить надо". Я машинально взяла их и сказала:" Послушайте, а мы не договаривались на обмен..." А он серьёзно посмотрел на меня и произнёс:"Я понял, что эта книга Вам дорога. И что расстаётесь с ней Вы не с лёгким сердцем. Поэтому я не могу принять её просто так, ничего не дав взамен. И во ещё...". Он достал из кармана блокнот, что-то написал на листке и протянул его мне:" Если всё-таки когда-нибудь будете в Риме - звоните. Это мой номер телефона. Для Вас индивидуальная экскурсия абсолютно бесплатно".