32 года, а как новые

Зосим Цыбульский
32 года, а как новые…

«Признаюсь но  не каюсь…»
(мемуары)

Прихожу, как-то домой с уличной прогулки… Жены нет, кушать есть что, да и калганочка стоит в баре… Ну, думаю, пока Солнце моё працює (укр) налью-ка себе рюмашечку, - вместо дезинфицирующего средства от ковида-19… Стал суетиться, а как подошло время опрокинуть, - остановился, - повода то нет для этого, а если нет, то и не на пользу пойдёт… Ладно, думаю, - кофе себе приготовлю… Открываю дверцу подвесного кабинета на кухне, глядь, а там, белоснежных два блюдечка и две чашечки, - кофейного набора, привезённые в 1989 году из Англии во время гастролей Ансамбля танца Украины им. П. Вирского.
 
Подумалось, а вот и повод опрокинуть не честь сохранившегося кофейного набора, из страны капитализма, в виде  экспроприации (грубо говоря, - безвозмездной конфискации), а учитывая сохранность кофейного набора вот уже 32 года, - то повод выпить есть и гарантирован, что плохого я ничуть не сделаю, если это событие «помечу» не только несколькими граммами алкоголя, но и отмечу этот день воспоминаниями…
*
Сказано-сделано…
Поездка в 1989 году в Великобританию, для меня, артиста Ансамбля танца Вирского, были и остаются очень памятными и, хотя я немного раньше смог описать мои впечатления от поездки, - всё равно, есть ещё в памяти, а так же в моих записях, интересного, чем и хочу поделиться.
1989 год. Поезда в Англию, Ирландию и Шотландию.
32 года, как один день…
*
Англия богатая страна!.. Отели, в которых останавливались приезжие, были разные, и уровень проживания в них очень отличался от гостиниц СОВка…
Если у нас, - артистов, на родине, при заселении, на время гастролей, мы могли пользоваться одним общественным туалетом на весь этаж, и подтирать задницу нарезанными газетными прямоугольными листочками, то в стране загнивающего капитализма, - кроме ароматной «шелковистой» туалетной бумаги в виде рулончика, прикреплённого к стене, имелись ещё и одноразовые мыльца, зубная паста, зубная щётка, одноразовый флакончик с шампунем, стопка из бумажных салфеток, три для одного дня - одноразовые полотенца, одноразовые ванные тапочки, одноразовый белоснежный халатик с пояском, одноразовая синтетическая мочалка, и вдобавок ко всему стояла утончённая, красивая стеклянная вазочка заполненная водою и с живым цветочком.
А учитывая, что в отельной комнате могло находиться два человека, то и соответственно, там, находились все необходимые вещи и предметы какими можно было пользоваться во время временного проживания на двоих…
Вот, в таком гостиничном номере оказались я и мой коллега.
(Да, о чём это я?.. - Вот что значить пить в одиночку…)
Ну, да помнятся мне те времена, - вроде, как пару дней назад вернулся с гастрольной поездки…
*
В продолжение…
Выхожу я как-то в коридор из своей комнаты и направляюсь к выходу, и только хотел было повернуть за угол, как вижу, в десяти-двенадцати метрах, впереди меня, впритык к стене, рядом у открытой двери в комнату стоит специальная тележка, - вся уставленная туалетными принадлежностями и со стопкой белоснежного пастельного белья. Рядом, в полуобороте к тележке стоит наш «прикомандированный» (КГБист) и рядом, спиною ко мне, - наш «партиец», - из руководства Ансамбля.
 
Хотел было, развернуться, (не хотелось попадаться в утренние часы на глаза начальству) да только шагнул в обратном направлении, как замечаю, - «наш партиец» сгрёб в охапку два халата, два полотенца, а рядом стоящий КГБист, обеими пригоршнями зачерпнул, имеющееся на тележке пластиковые флакончики с шампунями…
Вернувшись в номер и, немного обождав, я проследовал коридором к выходу вдоль двери, - замечаю, на входной ручке повисла табличка; Please do not disturb (просьба не беспокоить).
 
Вечером этого же дня нам культурно объяснили, чего можно брать с ванной комнаты, а что не желательно забирать!.. 
Предупредили, в случае недостающих предметов личной гигиены, не наказывается, а вот за отсутствие комплектов постельного белья, больших и малых полотенец и банных махровых халатов, - будет вычитаться из суточных, в тройном размере… Ясное дело, что это не шутка, раз такое было сказано нашим «гастролируемым» переводчиком.

В комнате, на столе располагались два кофейных набора и красивая резная стеклянная вазочка с живым цветочком.
Мой, коллега, бывалый артист, мне предложил, после завтрака (мы завтракали у себя в номере теми продуктами, которые привезли с собой в командировку…) спрятать кофейный наборчик и по возвращению с выступления, если не обнаружится на столе новый комплект, то вернуть «прятаное» обратно. Я, поскольку боялся это сделать, из-за сказанного сутками раньше нашим переводчиком, - проигнорировал его предложение…
Вернувшись в Отель, после нашего концерта, я обратил внимание, что на столе красовался такой же белоснежный кофейный набор из двух блюдечек и двух чашечек, а посередине стола новая цветочная вазочка.

Ремарка.

Однажды в вечернее время, к нам в номер, вбежал коллега, и на ходу расстёгивая брючный ремень, попросился в туалет. Вначале мы подумали, что ключ не забрал у портье, а может дверь захлопнулась от сквозняка, или компаньон по комнате засиделся на унитазе, но как потом выяснилось, - наш коллега, зайдя в туалетную комнату, увидел поверх крышки унитаза лежащую длинную бумажную полоску с надписью на английском - красными буквами, - «Attention! Prozensified!» (внимание продезинфицировано) Наш коллега объяснил свои действия, тем, что не смог прочесть, и решил, что унитазом нельзя пользоваться…
*
В продолжение…

Прожив несколько дней в Отелях города Манчестера, наш Ансамбль переехал в Дублин, город-графство Ирландии.
Несколько кофейных наборов и парочка цветочных ваз, тщательно упаковав в коробку из под обуви, мой коллега был вне сомнения, что и я мог «вертануть» тоже самое, но потом, почти в самом конце наших гастролей, я имел «неосторожность» признаться, что не смог заиметь хотя бы парочку кофейных наборов с вазочками.

Коллега ничего не объясняя, почти перед самым вылетом в Украину предложил мне два набора и одну вазочку. (2+2+1 за что я ему до сегодня говорю спасибо) Одноразовые наборы из туалетной комнаты я также не брал, ни в Манчестере, ни в Дублине аж до концертов в Шотландии (не совсем уверен, что мы выступали в Эдинбурге?..) – в последние дни пребывания на Шотландской земле, из гостиницы, я смог вывезти трех дневное количество одноразовых туалетных принадлежностей.

Ремарка.

Впервые, в Ирландии, в 1989 году, я увидел на улицах Дублина, настоящих панков. Они такие были разнообразные в своём одеянии и с разноцветными стоячими «гребешками». В одном из киосков, на память о гастрольной поездке, я купил несколько цветных открыток с изображением панк-пары.
*
Месячная поездка завершилась удачно.
Многие привезли массу впечатлений, - мне, как артисту Ансамбля танца Украины, так же запомнилась поездка некоторыми событиями и в большей мере увиденным. Хотелось бы немного описать…
Что меня поразило больше всего, разъезжая по городам Великобритании, так это три вещи…
Первое, - это идеальная чистота везде и во всём… Исключительный порядок начиная от частных двориков перед домом и до фермерских хозяйств, по выращиванию поросят.
Ремарка.
У нас были очень продолжительные по вре6мени, переезды, потому, как запланированные концерты происходили в разных частях Великобритании и приходилось порою находиться в пути более 9 часов…

Так, вот…

Едим мы в автобусе в дневное время, смотрим по сторонам и наблюдаем такую картину… Роскошная,  ровная, зелёная возвышенность с изумрудной, коротко стриженой травою по всей её территории. Там, в нескольких метрах друг от друга, стоят множество деревянных домиков для поросят. Все конечно обратили внимание на то, что поросята розового цвета и вокруг супер-идеальная чистота… Ни тебе земляных рытвин, ни кучек навоза, ни протоптанных дорожек…
Ну, едем и слегка посмеиваемся, глядя на это «идеальное безобразие» и вдруг кто-то из сидящих артистов, на задних сидениях, как бы невзначай роняет фразу; - Посмотрите как тут в Англии, живут поросята, каждый в отдельном домике, а мы у себя в Киеве, скопом живём в общаге!..
Ну, удержаться от смеха было не возможно до тех пор, пока Вантух, приподнявшись с переднего сидения, предназначенного для второго шофёра и развернувшись лицом в салон автобуса, - попросил не комментировать увиденное за окном. Все, конечно хоть и притихли, но отзвуки насмешливого тона сдержать было не возможно.
*
Второе, что меня поразило…
Это многочисленные футбольные поля. Они хоть и хаотично, но очень компактно размещались на отдельных земельных участках вблизи школьной территории. Глядя из окон автобуса, как бы со стороны, выглядело количество футбольных ворот и их расположения, - «сплошным полосатым лесом»!.. Удивлялся я и тому, что все, игроки, от мала до велика, кто в это время находились на всех футбольных полях, гоняя мяч и были одеты по всей форме в полагающеюся футбольную форму!
 
Ну, а третьим удивлением для меня было это наше передвижение автобусами в период случайного ДТП на автомагистрали. Весь транспорт, в обоих направлениях, двигался, до места аварии и хотя все полосы были свободны для проезда, каждое транспортное средство притормаживало, как раз напротив места дорожно-транспортного происшествия. Поравнявшись с аварийным участком, - автотранспорт (в обоих направлениях) полностью останавливался и спустя 10-15 секунд, стремительно набирая скорость, продолжал двигаться в заданном направлении…
Мне потом объяснили, что эта десяти, пятнадцати секундная остановка, как дань уважения к случившемуся дорожному происшествию (мы ехали  9 часов, двумя автобусами 300 километров)
*
Ремарка.
Однажды, во время длительного переезда автобусами и когда все так сладко дремали в своих сидениях, я имел неосторожность, сидя на заднем сидении автобуса, открыть свой термос с гороховым супчиком. Хотелось очень кушать…
С минуту погодя я выслушал столько «комплементов» в адрес моего наваристого супчика, - с вареной курочкой, зажаренным лучком на домашнем сальце и с духмяными приправками, что, на все последующие переезды мне было запрещено открывать термос и принимать подобную пищу во время переездов с дремотой!..
*
Ну, и напоследок, немного «радостного…»
В одном городишке, а это было в Манчестере, в вечернее время состоялся концерт, а поздним вечером, после концерта, к нам в гостиницу зашли Украинские Англичане, которые смотрели наше выступление…
Руководство нам не разрешили пообщаться с ними в холле и тогда, кто-то из проворных артистов, предложил «место встречи» тайно перенести за пределы гостиницы.
Стоя под окнами, с обратной стороны гостиницы, Украинские Англичане приглашали нас в гости, к себе домой. Тем, кто не мог согласиться на их предложения, так и оставались у себя в номере, но те, кто пожелали встречи, рискуя попасться и быть наказанными, выпрыгнув из окна своей комнаты и предупредив кого-то из нас, о своём возвращении, чтобы мы на ночь не закрывали свои окна на защёлку, - покидали гостиницу прямо из окон.
Мне, в это вечер, так же предлагали встречу и даже давали 5 фунтов. Но из-за боязни попасться нашему руководству «на ковёр» решено было остаться у себя в номере.
*
Ремарка.
Знаю, кто, в этот поздний вечер отправился в гости к Английским Украинцам, а в дальнейшем этой семейной паре предложили перебраться в Англию, что и было сделано со временем.
О себе…
В одном из Английских городов, во время гастролирования Ансамбля, я смог продать, на так называемой «раскладке» несколько штук, по пять фунтов за штуку, красиво оформленных, Православных календарей в виде альбомчика. Стоило только выложить их на невысокий парапет рядом со статуей, как в несколько минут, всё раскупили… (в нагрузку я отдал пионерские значки, солдатские звёздочки и календарики с размером, как  визитная карточка)
*
И в заключении…
32 года пролетело, как один день, но когда я варю кофе и наливаю его в белоснежную чашечку, выставляя её на белоснежное блюдце и поглядывая на прозрачную стеклянную цветочную вазочку, - я возвращаюсь в то далёкое время, когда в составе Ансамбля танца Украины, я имел удовольствие выступать перед зрителями Королевства Великобритании.
P. S.
В одном из городов, после концертного выступления, мне было предложено остаться в Англии, - предложили работу в хлебопекарне с последующей перспективой, - организовать танцевальный коллектив. Но, боязнь за своих родителей, (могли им скоротить жизнь) и безудержную любовь к танцам Вирского, танцуя в Ансамбле, - я отказался.
 
В. Онищенко                Мемуары                1989 год.