Долгая дорога к Богу Гл. 5 Часть 6-2 Фаина

Дудко 3
В коллаже:
На первом снимке –
ГОРОД  ГОРОДОВИКОВСК  (БАШАНТА)
Infourok.ru
Городовиковск (город с 1971 года) в России, административный центр Городовиковского района Калмыкии. Населённый пункт был основан в 1872 году как Калмыцкое поселение Башанта, с 1938 года – посёлок городского типа, в 1971 году получил статус города и название «Городовиковск» в честь Героя Советского Союза – Оки Городовикова.

На втором снимке - Калмыцкая кибитка 19 века.
neva.ispras.ru

Дальше - Малодербетовский улус. Село Тундутово.
Здесь бригада врачей – чумологов провела 10 лет своей активной деятельности.

На 4-м снимке – врачи чумологи осматривают  ребёнка, больного чумой.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 5  ДЕТИ  АЛОИСА  И  ПРАСКОВЬИ
ЧАСТЬ 6-2 ФАИНА

КАЛМЫКИЯ

Смотрю я на снимок вверху и он похожа на наши современные фотографии –«красной зоны» в больницах при короновирусе.
И вторая ассоциация – сегодня врачи, отстаивающие жизнь людей, заболевших «короной» по заслуге называются – героями нашего времени.
А вот  не менее значимый по сравнению с сегодняшним днём- геройский подвиг, который совершила Фаина Алониевна Мейстрик вместе со своими друзьями – врачами, посвятив 10 лет жизни - борьбе с чумой в Калмыкии.

Этой одной фразой не объяснишь – что же представляла в те далёкие первые годы советской власти – Калмыкия…
Я хотела сначала подробнее остановиться на истории Калмыкии, рассказать об улусах, условиях жизни людей, живших в кибитках, их быте и о многом другом…
Всё это уже написано  и опубликовано на ПРОЗА.РУ в книге ИСТОКИ, в Главе – «ДЕТИ АЛОИСА» в разделе, написанном про Фаину Алониевну.
Там исторические данные изложены очень подробно. Подумав, я решила полностью их сюда не перетаскивать. Но и целиком вырезать – тоже нельзя. Решила привести текст в сокращении, то есть – выбрать только то, что касается непосредственно Фаины Алониевны.
А любознательные могут прочесть полностью текст в книге – ИСТОКИ...

После окончания института Фаина Алониевна Мейстрик уехала на работу в один из улусов Калмыкии.

Ищем – что такое – УЛУС?
Я прожила долгую жизнь, а с этим определением встретилась первый раз…

«Улу;с (монг. — государство, народ, люди) — удел, область империи Чингис-хана; известность получили среднеазиатский улус сына Чингизхана Чагатая (Чагатайский улус) и Улус Джучи (более известный как Золотая Орда) .
 В 1920—1943 годах улус — административная единица Калмыкии, аналог района.»
Ответы@Mail.Ru: Что такое УЛУС ?
otvet.mail.ru›21443323

Мне запомнилось выражение Светланы – «Мама уехала на 10 лет в добровольную ссылку».

Когда я стала искать смысл этого выражения, у меня порой волосы шевелились на голове. Это так.

Поэтому, чтобы не быть голословной, я приведу  здесь официальные исторические данные о Калмыкии (в сокращённом варианте)…

ИСТОРИЯ  КАЛМЫКИИ

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

История Республики Калмыкия
protown.ru›russia/obl/history/history_450.html

РЕСПУБЛИКА  КАЛМЫКИЯ  С  ДРЕВНИХ  ВЕКОВ  ДО  XVII в.

В древности территория Калмыкии была заселена представителями многочисленных племен и народов. Здесь был центр одного из ранних государственных образований Восточной Европы – Хазарии, оказавшей глубокое влияние на историю Европы и Азии.

На территории Калмыкии представлены едва ли не все культуры степной полосы восточной Европы: киммерийцы, скифы, сарматы сменяли друг друга в прошлых тысячелетиях. Затем были гунны, хазары, печенеги, половцы. В XIII в. вся территория оказалась под властью Золотой Орды, а после ее распада здесь кочевали ногаи.

Калмыки или западные монголы (ойраты) – выходцы из Джунгарии начали заселять пространства между Доном и Волгой, начиная с 50-х гг. XVII в. и основали Калмыцкое ханство.

Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюки-хана (годы правления 1669 -1724). Аюка-хан надежно защищал южные рубежи России, неоднократно совершал походы против крымских и кубанских татар.

В 1697 г. Петр I, уезжая за границу в составе великого посольства, поручил Аюке-хану охранять южные русские границы. Кроме того, Аюка-хан вел войны с казахами, покорил мангышлакских туркмен, совершал неоднократно победоносные походы против горцев Северного Кавказа.

РЕСПУБЛИКА  КАЛМЫКИИ  В XVIII-XIX вв.

Период русской колонизации в середине XVIII в. знаменуется устройством укрепленной Царицынской линии в районе основных кочевий калмыков: здесь стали селиться тысячи семей донских казаков, по всей Нижней Волге строиться города и крепости. Официальное вхождение части калмыцкого народа в состав донского казачества и подписание договора с войском Донским состоялось в 1642 г. С тех пор казаки-калмыки участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Особенно отличились калмыки на полях сражений с Наполеоном под командованием атамана Платова. В авангарде русской армии калмыцкие полки на своих косматых низкорослых лошадях и боевых верблюдах даже вошли в поверженный Париж.

В 1771 году из-за притеснений царской администрации большая " часть калмыков (около 33 тыс. кибиток иле около 170 тысяч человек) -откочевала в Китай. Калмыцкое ханство прекратило свое существование. Оставшиеся калмыки были включены в имперскую систему управления инородцами. Основная часть их проживала в Калмыцкой степи.
 
Как инородцы и иноверцы калмыки не призывались на регулярную службу, но в Отечественной войне 1812 года они сформировали три полка (Первый и второй калмыцкие и Ставропольский калмыцкий), которые с боями дошли до Парижа.
Калмыки-казаки Дона сражались в казачьих подразделениях под командованием легендарного атамана Платова.

10 марта 1825 года царское правительство России издает Правила для управления калмыцким народом, согласно которым калмыцкие дела передавались из ведения Министерства Иностранных Дел в ведение Министерства Внутренних Дел. То есть 10 марта 1825 года произошла окончательная аннексия Калмыкии Российской Империей. …

РЕСПУБЛИКА  КАЛМЫКИИ  В  ПЕВОЙ  ПОЛОВИНЕ XX в.

После Октябрьской революции 1917 года калмыки получили автономию. Советская власть установлена в феврале-марте 1918.

В годы Гражданской войны часть калмыков, воевавших на стороне белой армии, вместе с беженцами покинула Россию и образовала диаспоры, существующие до сих пор в Югославии, Германии, Франции, США и других странах.

После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны.

В России 4 ноября 1920, была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября 1935 в АССР.

РЕСПУБЛИКА  КАЛМЫКИИ В  ГОДЫ  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. летом 1942 года значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками, но уже к январю следующего года Советская Армия освободила территорию республики.

Воины Калмыкии мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах в степях Калмыкии, в Белоруссии, на Украине, Брянщине и др.
В боях за Дон и Северный Кавказ отличилась 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия.

Первое, что сделали немецкие войска, войдя в Элисту — собрали все еврейское население (несколько десятков человек), вывезли за город и расстреляли.
 После освобождения калмыки были обвинены в предательстве, и в декабре 1943 года Калмыцкая АССР была ликвидирована, а все калмыки в одночасье депортированы в Сибирь и Казахстан. Точные данные о количестве погибших в ссылке отсутствуют, но, по оценкам, это примерно треть всего калмыцкого народа.

Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоены звания Героев Советского Союза.

РЕСПУБЛИКА  КАЛМЫКИИ В  ПОСЛЕВОЕННЫЕ  ГОДЫ

28 декабря 1943 г. в соответствие с тщательно запланированной операцией под кодовым названием "Улусы", утвержденной генеральным комиссаром государственной безопасности Л.П. Берией, одновременно во всех хуторах, селах, поселках и г.Элисте в дома калмыков вошли по трое военных из войск НКВД-НКГБ и объявили, что по указу президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. Калмыцкая автономная республика отныне ликвидируется, а все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь. Началась депортация. Нечеловеческие условия жизни и труда унесли жизни многих представителей калмыцкого народа, а годы ссылки до сих пор остались в памяти калмыков временем печали и скорби.
Калмыцкая АССР была упразднена. Потери калмыцкого населения из-за жестокого отношения военных и тягот пути только по приблизительным подсчетам составили около половины его численности. Главным образом, эти потери приходятся на первые месяцы депортации - во время следования по маршруту и прибытия на места ссылки.

Верховный Совет СССР в феврале 1957 г. утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР". Калмыцкая автономная область была образована в составе Ставропольского края. После этого калмыки начали возвращаться на свою территорию.

Поскольку процесс становления автономии калмыцкого народа невозможно было дальше задерживать, Президиум Верховного Совета СССР 29 июля 1958 г. принял решение о преобразовании автономной области в Калмыцкую автономную республику. Таким образом, статус республики был восстановлен. В республике интенсивно стали развиваться промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, культура и искусство.

Для Калмыкии особое значение имел октябрь 1991 г., когда Калмыцкая АССР была провозглашена Калмыцкой ССР в составе РСФСР, позже, в феврале 1992 г., она стала Республикой Калмыкия.

Из-за сложной политической и экономической ситуации как в целом по стране, так и в регионах, в Калмыкии было введено президентство.

Хурулы - калмыцкие буддийские храмы, коих в республике около трёх десятков. Но все они новые, а из дореволюционных хурулов уцелел лишь один - да и тот за пределами Калмыкии, в Астраханской области, селе Речное в 20 километрах от городища Сарая...
А калмыцкие хурулы удивительны: вдалеке от других центров буддизма их архитектура легла на русскую традицию, получив самые настоящие "буддийские церкви".
Помимо Хошеутовского хурула в Речном, сохранились  и другие - но лишь на старых чёрно-белых фотографиях...
Источник: - shakyamuni.ru

СЕЛО  ТУНДУТОВО

Бригада врачей – чумологов, по добровольному порыву и согласию в 1925 году выехала на работу в Калмыкию. Среди них была и Фаина Алониевна Мейстрик.

Местом их назначения была – Элиста, Улуши.
Слово УЛУШИ имеет в переводе множество значений. В данном случае его можно прочесть, как – ЧАСТЬ. «ЧАСТЬ ЭЛИСТЫ».

В свою очередь - в 1920—1935 и 1957-1958 годах  — административные единицы Калмыкии (аналогов районов), назывались улусами.

До 1928 года столицей Калмыкии была – Астрахань, затем – Элиста.

Бригада врачей – чумологов, о которой мы пытаемся  рассказать, была направлена в Малодербентовский улус.

Возникновению эпидемий в Калмыкии способствовали тяжелые социальные условия жизни населения степи — скученность, теснота, грязь, низкий уровень санитарной культуры. Нередки были случаи вымирания целыми землянками, которые были перенаселены людьми, жившими в постоянном контакте с грызунами и блохами. Низкая плотность населения, разобщенность животноводов, малочисленность и небольшая величина населенных пунктов являлись основной причиной того, что в степях Калмыкии преобладала бубонная форма чумы (67,3 %). Наибольшее число заболеваний здесь приходилось на летние месяцы — 63,6 %, особенно на июнь и июль, тогда как в зимние месяцы было зарегистрировано только 15 % заболевших.

В связи с интенсивными эпизоотиями среди малых сусликов и мелких мышевидных грызунов, часто осложнявшимися эпидемическими вспышками, в 1926-1927 гг. в селах Тундутово и Яндыки были организованы первые в Калмыкии противочумные лаборатории. Тогда же была открыта и противочумная лаборатория в г. Элисте.

Именно в такой лаборатории в Тудуково Фаина Алониевна Мейстрик проработала долгих 10 лет...

Малодербетовский улус
калм. Ба; Д;рвд; улс
Страна Российская империя, РСФСР, СССР
Административный центр Малые Дербеты, Тундутово (с 1920)

Дата образования в 1788 году
Дата упразднения 1930
Официальные языки калмыцкий, русский
Население 20172 чел. (1859)
Национальный состав калмыки, русские
Конфессиональный состав буддисты, православные
Часовой пояс MSK (UTC+3)

Малодербетовский улус — административно-территориальная единица (улус), существовавшая в Российской империи и РСФСР в составе Астраханской губернии
(с 1788 по 1920 год) и в составе Калмыцкой автономной области (с 1920 по 1930 год). Улусная ставка — село Малые Дербеты, с 1920 года — село Тундутово.


НЕМНОГО О  СЕЛЕ  ТУНДУТОВО, где Фаина Алониевна Мейстрик жила и работала с 1925 по 1935 годы…

Источник: - tundutovosmo.ru›istoriya-poseleniya.html

В  - 2018 году селу Тундутово исполняется 170 лет.

30 декабря 1846 года  император Николай  Первый издал указ: «О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии», предписавший учредить вдоль шести, пересекавших калмыцкие земли дорог, 44 станицы, поселив в каждой из них по 50 калмыцких и 50 русских семей. Созданием поселений правительство рассчитывало: во - первых, заселить важнейшие сухопутные артерии связывавшие центр России с Северным Кавказом, где тогда велись боевые действия, во - вторых дать  толчок экономическому освоению края, в - третьих, с помощью русских  крестьян перевести калмыков на оседлый образ жизни и обучить их  земледелию,  в - четвертых, устроить на калмыцких землях часть малоземельных крестьян.

Для решения этих задач в  городе  Астрахани  была образована специальная комиссия по заселению  дорог на калмыцких землях, которую возглавил Главный попечитель калмыцкого народа К. А. Оленич-Гнененко.

В начале июня 1847 года Комиссия обследовала Аксайскую дорогу, где выбрала места под станицы Абганерову и Плодовитую, затем переместилась на Царыцынско - Ставропольский тракт, начав объезд от села Цацы.

15 июня 1847 года она, в составе князя Д. Н. Тундутова, попечителя Малодербетовского улуса Черкизова, землемера Ф. Никитина, ученого лесничего, подпоручика Заусцинского, переводчика Г. Добранравого, инженера В. Дзержановского, прибыла на урочище Альмату, расположенное в 25 верстах от села Цацы. Здесь они   обнаружили пригодную  для хлебопашества землю, по балкам и возле озера Барманцак удобные  сенокосные угодья и необходимый для  строительства и топлива камыш и глину, и, что очень важно, источник питьевой воды - речку Елмату (р. Грязная) и родники.
Словом, местность им понравилась и они решили остановить на ней свой выбор.

Так   земельный участок под будущее поселение пришелся на урочище «Альмата». Оно дало  возникшему населенному пункту первое название, которое просуществовало  очень короткое время.
В начале – это станица  Тундутово, с 1860 года село Тундутово.

Второе название Тундутово идет от имени владельцев Малодербетовского улуса найонов Тундутовых. Земля, на которой возникло поселение, принадлежала им. У границ его земельного надела находилась ставка Тундутовых, их усадьба, культовые памятники.

Весной  1849 года Тундутовы переселенцам поселения безвозмездно оказали материальную помощь. Это было вызвано большими утратами, которые « тундутовцы»  понесли зимой от цинги  и от какой-то «заразной болезни», когда скота у них почти не стало.

 И  ВОЗНИКЛО СЕЛО

Весной 1848 года  Комиссия приступила  к разметке новых поселений и отводу им земель. Инженер Дзержаносвкий в присутствии попечителя Малодербетовского улуса Черкизова в течение апреля 1848 года произвел разбивку будущей станицы. С помощью рабочих он колышками и ямами  обозначил направления линии домов, расположение площадей и переулков. Уже с мая 1848 года на урочище была организована выделка самана для образцового дома. К 1 августу были возведены стены под крышу.

Основателями села стали крестьяне астраханских сел: Райгородского, Солодников, Дубового оврага, Цацы. Эти села  составлявшие Райгородскую волость, граничили с Малодербетовским улусом, и по этой причине их крестьяне одними из первых узнали о готовящемся заселении дорог. Некоторые из них, соблазненные высоким земельным обеспечением создаваемых станиц, решили попытать счастье и, быстро собрав свои пожитки и хозяйства, переехали на урочище Альмату. Все они, конечно, рисковали быть выдворенными из урочища, поскольку Астраханская  губерния входила в число земельно обеспеченных  губерний и ее крестьяне не подлежали переселению. Для большинства переселенцев, к счастью, все завершилось благополучно и они, пусть не сразу, но в итоге получили прописку в  станице, а вместе с ней и вожделенные наделы земли.

Новый 1849 год в с. Тундутово  встречало 17 русских семейств в 13 деревянных и 4 саманных домах. Такое возведение деревянных построек в условиях необжитой  степи объясняется тем, что некоторые переселенцы привезли  их в разобранном виде.

В 1855 году в селе проживало 59 русских и 16 калмыцких семей. Значительно увеличилось количество  жилья. К  этому времени в селе насчитывалось 30 деревянных, 16 саманных домов и 37 кухонь. 

Истосковавшись по собственному наделу земли, переселенцы с большим подъемом, прочно и основательно устроили свою жизнь на новом месте.
С приходом плуга и бороны степь ожила. Крестьянский плуг, словно штилем стал писать новую страницу истории степи. Потянулись к горизонту первые борозды, произведены первые посевы, собран первый урожай. Поля тундутовцев засевались  житом, пшеницей, гречихой, льном. На продажу в Сарепту крестьяне поставляли горчицу, бахчевые, овощи, табак.

В 1855 году крестьяне с. Тундутово  засеяли яровым хлебом 280, озимым 185 десятин, а собрали ярового 1790, озимого 425 пудов.

В 1870 году в селе Тундутово  уже проживало 1767 душ, из них мужского пола - 895, женского - 872 человек. Было всего 250 дворов, в них насчитывалось: лошадей - 290, КРС - 4361, свиней - 294 головы. Уже тогда село Тундутово было центром Тундутовской волости, Черноярского уезда Астраханской губернии.

Наряду с развитием хлебопашества жители села буквально в первые годы стали заниматься разведением садов. К этому призывали и власти. Департамент сельского хозяйства Министерства Государственных Имуществ в циркулярном письме извещал  крестьян в том, что Государь Император повелел «назначить денежные премии за отличия в садоводстве и огородничестве, в том же размере, как за разведение картофеля т. е. от 15 до 25 руб. сер., обещая и почетные награды за  большие отличия». Уже в 1851 году в селе был посажен первый сад. В нем произрастало 213 лоз винограда, 299 фруктовых деревьев и 534 саженцев кустарников.

Шли годы. Несмотря на огромные трудности, село росло и благоустраивалось. Через село проходил большой Царицинско - Ставропольский и  Томский тракты. В четырех верстах к востоку располагалась Зимняя Ставка владельцев Малодербетовского улуса  кн. Тундутовых. Эти обстоятельства и предопределили дальнейшую судьбу села. Вскоре село стало  центром Тундутовской  волости. В ее состав помимо Тундутово  входили: Плодовитое, Садовое, Цаца. В селе располагалось  Волостное правление, училище, три лавки, два питейных заведения, кузница, пожарный обоз, церковь Вознесения.

Примером бурного развития торговли в волости служит тот факт, что 14 ноября 1868 года крестьяне  села обратились в Астраханское губернское  Правление по крестьянским делам Присутствие с ходатайством «об открытие в их селении двух в году ярмарок и базарами по воскресным и праздничным дням, 1 апреля, последнюю - 10 октября».

Высшим органом на селе являлся сход выборных граждан. На сходе  рассматривались все важнейшие вопросы жизни села, изберались волостные судьи.
Общественный порядок в селе поддерживали полицейские.
 
                ТУНДУТОВЦЫ  В  ИСТОРИИ  РЕЛИГИИ

Приход храма  Вознесения Гоподня основан в 60-е годы 19 века. Деревянный  храм имел  три  престола: главный - в честь Вознесения Господня, и два в честь святителя и чудотворца  Николая и апостола  Иоанна Богослова.
Иконостасы были куплены на деньги тундутовских крестьян (7300 рублей).  При ней  функционировали церковно - приходское  попечительство и две церковно - приходские школы.

Достопримечательностью Вознесенской  церкви стал факт  крещения  в 1885 году будущего  всемирно известного поэта – Велимира Хлебникова.

Судьба долго защищала храм от природных и социальных катаклизмов, она не сгорела от пожара, уцелела в  пламени Гражданской войны.

Свой главный удар по церкви власти решили нанести с помощью священника С. Е. Котова.
В  конце декабря 1937 г. священник Котов С. Е. под давлением ОГПУ  отрекся от сана, храм был закрыт. Епископ Сталинградский Георгий назначил нового настоятеля тундутовского храма  А. Прозорова. Жители села  обратились с требованием снова открыть церковь для богослужений. Однако все активные прихожане во главе с новым настоятелем были обвинены в контрреволюционной деятельности и осуждены в ссылку в Казахстан.
Священник А .Ф. Прозоров и староста  Леденев М. Г. были осуждены на 8 лет лагерей. Это было сделано, чтоб со стороны населения не было больше требований открытия церкви.

Воссоздан приход в 1997 году. Колхоз им. О. И. Городовикова передал под храм здание бывшего колхозного правления, которое было  реконструировано под православный храм.

 Автор статьи – Черткова Л. А.
 Дата создания материала: 10-10-2016.


В 1925 году, когда бригада врачей – чумологов приехала на место назначения, они обосновались в центральном селе Малодербентовского улуса – Тундутово.

Поскольку в их обязанности входило обслуживание всего улуса, им в Тундутово выделили отдельный дом.

Бригада врачей быстро сдружилась. По сути - они образовали коммуну, где всё было похоже на общежитие. Имущество было общим. Коллектив – сплочённый. Цель была поставлена и принята дружно к исполнению.

НО…

Если бригада врачей чумологов жила в таком красивом и обустроенном селе, как Тундутово, то стоило им отъехать в поселения калмыцких семей, как было чему удивляться, а порой и приходить в ужас...

Быт местного населения поразил врачей. Необразованность, запущенные болезни, бытовая грязь, бескультурие и нищета – всё это способствовало очень низкому уровню жизни.

Эпидемии чумы возникали не каждый день, и поэтому врачи - чумологи, как говорится – засучив рукава,  развернули активную деятельность.

Они занимались в первую очередь – лечением местного населения.
К ним за помощью приезжали больные и из других соседних улусов.

Кроме  того, бригада занималась просветительной деятельностью, пробовали решать проблемы с гигиеной и другими направлениями жизни и деятельности местного населения.

В книге – «ИСТОКИ» есть раздел, посвящённый теме – «ЧУМА».
Там приведена статья с рассекреченными данными, раскрывающая
настоящее положение с эпидемиями чумы в разные годы на территории СССР и позже – в России.
Сюда переносить эту статью не буду. Она оставляет слишком тяжёлое впечатление. А сейчас у нас и сегодняшних ужасов сверх головы!

ФИРСОВЫ

10 лет жизни и работы в Калмыкии,  в противочумной бригаде – ссылка по собственному желанию… 

Но именно в этой «ссылке» Фаина встретилась со своим будущим мужем. Звали его – Иван Петрович. Микробиолог по образованию – в бригаде врачей, как и все, он работал – чумологом. Он был старше Фаины на 19 лет и относился к ней, как младшей подопечной подруге. Со временем – дружба,  возникшая между ними, переросла незаметно в более крепкие и волнующие чувства.

Иван Петрович долго не мог открыть Фаине истинное отношение к ней. Фаина понимала, что он относится к ней как-то особенно нежно, с заботой. Он старался предугадать все её желания (отнюдь – не капризы) и  по возможности исполнял их.

И вот, наконец, Иван Петрович решил объясниться с Фаиной и сделал ей предложение – сочетаться браком…

Фаина заколебалась…  Иван Петрович тоже внушал ей самые благоприятные  и волнующие душу и сердце чувства. Отнюдь нет. Её почему-то волновало – а что скажут родные, когда узнают, что между ею и мужем – разница в возрасте почти 20 лет?

Она попросила совета у мамы. Прасковья переадресовала всё – старшей дочери – Мариамне.

Мариамна посоветовала – выходить замуж, не раздумывая. Тем более, что у Мариамны у самой муж был намного старше её...

Фаина и Иван Петрович поженились в 1935 году и уехали из Калмыкии вместе.
Теперь Фаина Алониевна поменяла свою фамилию Мейстрик на – Фирсову.

Иван Петрович получил направление на  – в Сталинград. Работал врачом на заводе. Но в этом городе они задержались не   долго. Таянуло в родные края.
И они вернулись в Элисту.

Иван Петрович поступил на работу в институт микробиологии.
Скорее всего от этого института по направлению Иван Петрович с Фаиной Алониевной перевелись на работу в БАШАНТУ, на противочумную станцию.

БАШАНТА
Источник: - nasledie-sela.ru›places/KLM/13/

В Калмыкии бывают все четыре времени года: зима, весна, лето, осень, но по продолжительности они не одинаковые. Зима в Калмыкии морозная, но не долгая, лето очень длинное и жаркое, осень теплая и дождливая, весна – самое короткое время года.
Поверхность территории представляет собой равнину, изрезанную балками и оврагами. На территории Калмыкии встречаются черноземные, каштановые, бурые почвы, солонцы и солончаки.

В районе балки Башанта, на речке Большая Башанта, в 1871 году сто пятьдесят калмыков Абганерова рода на отведённом им калмыцким князем-нойоном М. М. Гахаевым земельном участке площадью 8195 десятин организовали поселение. В 1872 году здесь уже было 57 кибиток с населением 146 мужчин и 110 женщин. Работали у нойона Гахаева, имение которого размещалось на южной стороне балки. Так возник хотон, называвшийся Башантан авганар (калм. Башантан ав;нр) - Башантинские абганеры, давший начало городу Башанта. Название поселения происходит от слова «бяяшнг» (калм. Б;;ш;) - Дворец.

С 1909 года ставка Башанта являлась административным центром Большедербетовского улуса Медвежинского уезда Ставропольской губернии. При ставке действовали двухклассное училище, хурул - высокое двухярусное здание в восточном стиле.

После установления советской власти Башанта сохранила административные функции и осталась центром Большедербетовского улуса (с 1930 года - Западного района) Калмыцкой автономной области (впоследствии - Калмыцкой АССР).

В 1938 года Башанта была преобразована в рабочий посёлок. К этому времени здесь действовали средняя школа, сельскохозяйственный техникум, МТС, кирпичный завод, улусная больница.

После депортации калмыцкого населения с 1944 года Башанта осталась центром Западного района Ростовской области, который был возвращён Калмыкии в 1957 году (c 1960 - Городовиковский район).

В 1970 году границы посёлка были расширены: к нему были присоединены населённые пункты Дон-Урал, Ближний, Кумской. В 1971 году рабочий посёлок Башанта получил статус города и был переименован в Городовиковск в честь Героя Советского Союза, генерал-полковника Оки Ивановича Городовиков.

Интересно как играет судьбы людскими судьбами.
Фаина Алониевна начинала свою деятельность в противочумной лаборатории в с. Тундутово  Малодербетовского улуса.

Выйдя замуж, опять – таки, через несколько лет их семью, как магнитом  притянула противочумная станция в Башанте.

А что такое Башанта?

Башанта являлась административным центром Большедербетовского улуса Медвежинского уезда Ставропольской губернии.

Я не до конца  - представляла, какие обязанности возлагаются на противочумные службы, особенно в отсутствие эпидемий чумы.
Не будут же просто так выплачивать зарплату… Значит, врачи – чумологи занимались ещё чем-то? Чем?

А вот и ответ…

ПРОТИВОЧУМНАЯ  СЛУЖБА  РОССИИ
ru.wikipedia.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Противочумная служба России Роспотребнадзора — сеть специализированных учреждений здравоохранения, предназначенных для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории России, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе вирусной этиологии. В частности, проводятся регулярные обсервации эндемичных по чуме местностей с целью предотвращения случаев заболевания чумой, а также изучение циркулирования чумного микроорганизма в его природных носителях (сусликах, тарбаганах и др.). Кроме того, важной функцией противочумной службы России является предотвращение завоза болезни из неблагополучных по чуме стран, среди которых — Казахстан, Китай и Монголия, то есть страны, непосредственно граничащие с Россией.

ИСТОРИЯ

Первая противочумная прививка в Санкт-Петербурге.
После открытия чумного микроорганизма Александром Йерсеном в 1894 году окончательно определились пути борьбы с чумой, началось активное её исследование. Противочумная лаборатория Д. К. Заболотного, находившаяся на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, в 1899 году ввиду её опасности для города была перенесена в изолированный форт «Император Александр I» на острове Котлин, была создана «Особая лаборатория по заготовлению противо-бубонночумных препаратов ИИЭМ». Здесь разрабатывались противочумные вакцины и сыворотки.
После революции часть оборудования и культуры возбудителя были перевезены в Саратов, на тогдашнюю окраину страны, где осенью 1918 года на базе кафедры микробиологии Саратовского университета был создан Краевой институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока РСФСР, впоследствии — будущий институт «Микроб» (Научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока СССР (Саратов)). В январе 1920 года институт получил устав Наркомздрава, в соответствии с которым он приобрел статус краевого государственного учреждения, полностью независимого от университета. Быстрое становление института было обусловлено острой необходимостью борьбы с эпидемиями чумы и холеры, бушевавшими в стране после гражданской войны.
В 1934 году были созданы ещё два научно-исследовательских противочумных института (НИПЧИ): в Ростове и Иркутске (после войны появились еще три — Среднеазиатский, в Волгограде и Ставрополе), а также более двадцати противочумных станций (ПЧС). Головной организацией являлся институт «Микроб». В 1930—1980-х годах противочумная служба СССР не только проводила исследования Yersinia pestis (и других возбудителей особо опасных инфекций) и производила сыворотки и вакцины, но и вела активную практическую деятельность по мониторингу старых («спящих») природных очагов чумы и выявлению новых. С этой целью почти ежегодно проводились полевые экспедиции, в ходе которых отлавливались суслики и сурки-тарбаганы и проводились бактериологические исследования. Разумеется, проводится контроль и над другими зоонозными инфекциями (туляремия и пр.).

История противочумной службы России связана с такими выдающимися личностями, как Д. К. Заболотный, М. П. Покровская, Н. И. Николаев, Б. Л. Черкасский, И. В. Домарадский, Ю. Г. Сучков, Г. Д. Островский, К. А. Кузнецова, П. П. Тарасов и многие другие.

Вот теперь понятно. На противочумных станциях  готовились сыворотки и вакцины, велась научная и практическая деятельность по выявлению и профилактике… и т.д. и т.п.

В  Башанте Иван Петрович и Фаина с детьми  прожили до 1947 года,прожив там  годы оккупации…
После Башанты был Сталинград и потом – Большая Мартыновка Ростовской области, где семья Фирсовых прожила до конца жизни родителей Светланы и Михаила.
А Светлана живёт там и сейчас.

 КАЛЕЙДОСКОП

Вот и рассказали мы всё что знали и то, что не знали – о семье Фирсовой Фаины Алониевны (до замужества – Мейстрик).

Но как-то ещё раньше мы приняли за правило - если уж мы по крохам собираем информацию о ком-то, то все эти «крохи» потом  складываются, как пазл – в портрет и биографию  разыскиваемого человека или его родных и места, где он родился...

Поскольку  сёстры - Фаина и Мариамна были очень дружны, живя в разных городах, они часто общались в письмах.

Писем сохранилось мало. Но о многом рассказала дочка Фаины – Светлана.

Многое – из того, что я сейчас здесь помещу, уже было опубликовано в той Части Главы, которая посвящена Светлане Фирсовой.

Но эти же факты и события касаются  и Фаины Алониевны.
А то, что отдельные отрывки из воспоминаний публикуются дважды – означает, что они не забыты, и в каждом таком случае – ещё раз подчёркивают их особое значение для тех, к кому они имеют отношение.

Из письма Светланы:
«Маме было около 9-и лет, когда не стало А.А., и, конечно, она знала его не долго, а уж о прошлом – ничего. Она, как и твой папа, обожала Астрахань, родину всех русских  Мейстриков.»

А вот – выдержки из дневника Мариамны…

Немножко нашла упоминаний о Фаине в дневнике Мариамны.
Правда, дневник этот был в основном посвящен нам – трём внучатам Мариамны.
Но мы не зря упомянули, что информацию собираем – «по крохам»… Вот и эти коротенькие упоминания в дневнике, как маленькие лучики освещают память о Фаине Алониевне и её семье.

 30.12.37
......... Сегодня я  получила посылку от Фани.  Прислала она кое-что от Мишутки. Ида одела на себя -  его тёплый халатик и щеголяла в нём до вечера, одевала его на Катю,  качала её в нем и была занята до прихода  матери, когда началась примерка присланных костюмчиков на малышку.
(Ида – это я – ИРАИДА)
А вечером Ида села делить присланные конфеты на три горки. Постоянно сбивалась.  Потом считала: всем досталось поровну. Удивительнее  всего то,  что,  когда решили припрятать конфеты к празднику, она не  протестовала. Она спрашивает - "где живет праздник и куда  он ушел?"
(Мне было около трёх лет).

У бабуси в дневнике есть и такая запись:

 05.04.38 г.
Вчера с Борей сделался жар - 39  градусов.  Продержался  весь день. Сегодня как будто легче. Обошлось без доктора.
Получили письмо от Фани.  Несколько раз  пришлось  повторять  Иде  рассказ о том, как Фаню засосало в грязь, и как дядя её вытащил.

Рассуждает – Ираида…
1938 год. Семья Фирсовых в этом году жила ещё в Элисте.Абсолютно не помню – что за история с грязью, в которую засосало Фаину Алониевну.
Скорее всего – где-то было это (судя по числу) в начале апреля. Видимо, снег растаял. Вероятно, на бездорожье Фаина Алниевна вынуждена была пробираться через растаявшую глиняную жижу, в которой ноги не просто утопают, а прилипают и засасывают в себя, как болото.
Впрочем, при случае – позвоню Светлане. Может быть, она помнит подробности этого случая.

Из дневника...

 20.09.38.
Сейчас 2 часа. С Идкой озноб. Температура 38,9, но сейчас, видимо, уже все 40. На меня нападает тоска. Жду доктора, но его  всё нет и нет. Боричка спит, Идка тоже.
Вчера я дала ей смотреть картинки "Нивы".  На картинке -  "Святая  любовь" Она остановилась и говорит:  - "Это Фаня,  это - Мишенька, а  это - Тобик (ягнёнок)".  Почему ей богоматерь показалась похожей  на  Фаню, а не на маму - не знаю.

Рассуждает – Ираида…
Странные ассоциации для ребёнка. Но, если вдуматься – по своей сути – жизнь, и посвящение своей деятельности в течении многих лет противочумным проблемам, действительно позволяют  образ Фаины Алониевны  поднимать на уровень святости, терпения и веры…

Из дневника...

 25.12.38.
Боря "прячет" всё.  Губную гармошку  бросил  в  духовой  шкаф, когда затопили печь.  Ида говорит, что чем-то пахнет.
Я заглянула в спальню и о,  ужас! Полно чаду. Бросилась к шкафу, горит гармошка. Бросает в умывальное ведро щётку, а я не заметив, вылила. Деревянные пластинки от лото запрятывает в щель пола,  а  когда  я  её  заткнула, он  залез под кровать,  нашёл щёлку и упрятал так,  что не  вытащить уже.
Ида пристает  с  чтением ей сказок,  игрой этих сказок,  стихами,  разговорами по-немецки,  а у меня нет времени с ней  заниматься,  а,  главное, нет абсолютно никакого настроения. Как-то вечно расстроена!  Не удивительно - сижу почти без денег и даже от Фани не  получаю. А  на наших смотрю как-то безнадёжно.

Добавляет – Ираида…
Ну вот – ещё маленькая деталь.
Конечно, положение бабуси было безнадёжным, когда родители, уехавшие на заработки в Среднюю Азию, долго не могли там найти работу и потому – не присылали домой денег. А на руках – трое ребятишек.
Но вспомним – чем лучше было холодной зимой в Элисте семье Фаины Алониевны?
Тем не менее, она старалась помогать деньгами сестре Мариамне.

Я знаю, что одной из черт, характерной всем Мейстрикам является – гордость и не желание быть зависимыми. Наверняка, бабуся не просила, но получая, пусть небольшие, но иногда приходящие от Фаины – переводы, она очень ценила её помощь...
Видимо, отсутствие перевода от Фаины, говорило о том, что и её семье в это время было не менее тяжело…

Из дневника…

 28.02.39.
……………Получила телеграмму из Элисты: у Фани родилась дочка. Идка спрашивает:  - "А не пишет ли тебе,  бабуся, где она её нашла?", "А  как её зовут - Нонной или Леной?" Откуда только  взяла  такие  имена?...
А назвали дочку – Светланой (Ланочкой).

Из дневника Бабуси мы узнали, что семья Фирсовых жила в Башанте, где и родилась Светлана в 1939 году.
Во время войны в Башанту пришли немецкие войска. Выживать в оккупации было тяжело: голод, расстрелы и всякие другие страсти..

Обо всём этом я узнала позже от самой Светланы. И, хотя она была тогда маленькой девочкой, события того страшного времени запомнились ей на всю жизнь…
 
 26.04.44.
Среда. Сегодня должна прийти врач. Не знаю, что скажет.  Температуры давно нет, самочувствие хорошее. Аппетит - тоже. Но капризами прямо изводит, нагоняет тоску и доводит до отчаяния...
Вчера пришло письмо от сестры Фани.  Произвело угнетающее впечатление: умер наш брат Коля - 7 марта 44 года,  но где и как -  ничего  не знает.  Бедный,  несчастный мой брат. После "немца", на него одна  подлая женщина сделала донос.  Его выслали в лагеря на семь лет.  Он выдержал  только один год...
Ах, как тяжело! Фаня пухнет. Мама лежит больная,  одряхлела. Иван Петрович перенёс кровохарканье - уже  второй  раз.
С  питанием плохо: их жалованья хватает только на два базара. Скоро менять будет нечего...  Мечтают лишь о том,  чтобы вдоволь поесть хлеба... О том же пишет и брат Витя... 
Когда я стала плакать, Боря начал меня утешать:  - "Не плачь, бабуся, а может быть, он не умер. Это  только так тебе написали... Он твой был любимый... сестёр?" Он долго  подбирал слово - " брат". Какая тяжёлая жизнь! Когда только кончится  эта страшная, измучившая всех война?

Добавляет Ираида…
О смерти брата Николая, мы уже писали – и о нём самом и о его гибели в лагерях…
А вот дата этой записи – апрель 1944 года нам говорит о том, что это время, когда уже год, как Башанта выживала после оккупации.
Написанное Фаиной Алониевной в письме бабусе – комментариев не требует…

Из дневника...

 02.04.45.
С 25-го марта - весна.  16 градусов тепла. Все одеты по  весеннему. Можно уже не топить. На улице все сухо.
На фронте колоссальные успехи.  Скоро - Берлин! Говорят, что к маю  кончиться война. Наверное, мы сума сойдём от радости!

 22.05.45.
Ребята переписываются с Мишей и Ланой Фирсовыми. Как бы  хотелось  бы, чтобы  они когда-нибудь встретились и зажили по родственному: ни  у моих, ни у тех нет родственников (настоящих).
Мама (Прасковья Матвеевна) тяжело больна,  слабеет с каждым днем.  Я,  несмотря на свою  занятость, не забываю об этом ни на одну минуту... Какая боль!... Будут  ли  думать  так  обо мне мои дорогие внучата,  как я до сих пор  вспоминаю о своей "бабе", так мы называли свою бабушку – Анастасию Ивановну Ширяеву...

Я помню те посылочки, которые присылала тётя Фаня нам. Все Мишины костюмчики подходили Боречке – моему брату. Светины платья мне были маловаты. Но, с годами, когда мы со Светой подросли и сравнялись фигурами, платья Светы стали подходить и мне.

В посылочках, присылаемых Фаиной Алониевной, были и игрушки и куклы.
Но главным подарком для моей бабуси в посылках этих обязательно лежала плитка калмыцкого чая. Странный по вкусу чай мы не пили. Бабуся варила его для себя.
В него кладётся соль и бараний жир. У нас, естественно, бараньего жира никогда не было. Если было сливочное масло – бабуся добавляла немного масла в этот чай. А если, как правило, и его не было, заправляла только молоком.

В этот раз я не удержалась от того, чтобы не привести некоторые  сведения о калмыцком чае, содержащиеся в статье на сайте - fb.ru

ПРОСТОЙ  РЕЦЕПТ  КАЛМЫЦКОГО ЧАЯ

Привычные для людей чаепития всегда ассоциируются с вареньем, лимоном и кондитерскими изделиями. Не каждый знает, что существует уникальный рецепт калмыцкого чая, в который добавляют соль, и он по своей питательности приравнивается к первым блюдам. В данной статье рассказывается о пользе экзотического напитка и предоставляются рецепты его приготовления.
К ранее опубликованному здесь сделаю дополнения…

Некоторые сведения

Существуют разные версии и легенды о происхождении калмыцкого чая. Возможно, напиток придумали монголы или китайцы. Но фактом является то, что рецептом калмыцкого чая пользовались кочевники, и поэтому неудивительно, что он питателен и полезен. Эти люди постоянно находились в движении, и им нужно было пополнять запас энергии. Преодолевая длинные расстояния по степям, кочевники создали сытный напиток. Со временем, чтобы усовершенствовать ценность калорийного чая, в него стали добавлять молоко и бараний жир. Монголы и буряты верили, что напиток способен спасти от зимней стужи и утолить жажду в летний зной.

Встретив такие названия, как «плиточный», «джомба» или «карымный», знайте, что речь идет именно об этом напитке. За разными названиями стоит один и тот же способ его создания. Как приготовить калмыцкий чай?

Сырье для получения чая

Для калмыков-кочевников чай считался главнейшим блюдом и дорогим угощением для гостей. В начале лета начинался сбор чая, который рос в Грузии и районах Черного моря. С первого сбора растение шло на высшие сорта, а грубые листья и ветки служили подходящим сырьем для рецепта приготовления калмыцкого чая. Но сначала чай второго сорта формировали в брикеты. Веточки и листочки измельчали и спрессовывали. Длина брикета составляла 36 см, ширина – 16 см, а толщина – 4 см. Такой напиток считался главным средством от простуды.
В некоторых случаях прессованные брикеты состояли из черного и зеленого чая, а также из различных лечебных трав. Состав растений менялся в зависимости от местности. Например, на Кавказе и районах Сибири в травяном сборе обязательным считался бадан. Чтобы чай не вызывал аллергию, травы собирали до цветения.

Основной ингредиент

Прессованные плитки считаются самым подходящим вариантом для рецепта калмыцкого чая, так как в них присутствует терпкость и естественная горечь. Листья собирают осенью, и на этот момент они уже достаточно грубые. Их немного подвяливают, но не подвергают ферментации. Такие зрелые листья всегда являлись традиционной основой для приготовления питательного напитка.
Не везде можно купить чайные брикеты, поэтому за альтернативу часто берут обычный зеленый чай (лучше листовой) или смешивают его вместе с черным.
В продаже есть готовый калмыцкий чай, расфасованный в пакеты. Но лучше приготовить напиток самостоятельно, потому что так он более полезен и близок к оригиналу.

Необходимые продукты

Для рецепта приготовления калмыцкого чая молоко служило обязательным ингредиентом. В напиток добавляли тот молочный продукт, который был под рукой. Калмыцкий чай подавали с добавлением коровьего, козьего или верблюжьего молока.
Традиционным считался чай с бараньим жиром, но его могли заменять сливочным маслом.

В калмыцком чае и рецепте его приготовления с молоком всегда подразумевалось наличие пряностей и соли. В напиток кладут горошек черного перца, мускатный орех и лавровый лист. Некоторые хозяйки добавляют специи, предназначенные для мясных блюд.

Для того чтобы приготовить напиток, понадобится и вода. И первое, что нужно сделать – это поместить измельченный брикет в воду. Ниже предоставляется последовательное описание действий, необходимых для приготовления традиционного напитка.

Рецепт калмыцкого чая с молоком

Пошаговый рецепт заключается в следующем:

1. Хорошо размятый брикет зеленого чая высыпают в холодную воду и варят около 10 минут.
2. Маленькой струей вливают молоко и помешивают. Это нужно делать очень медленно.
3. Следом за молоком сразу кладут черный перец и лавровый лист и уже вместе со специями проваривают 5 минут.
4. Сварившуюся массу интенсивно взбалтывают, после чего пенка становится более выраженной и напиток выглядит аппетитно.
5. Готовый чай процеживают через сито.
6. После того как чай разливают по чашкам, в каждую из них кладут кусочек бараньего жира.

Если кому-то это не по вкусу, то заменив жир на сливочное масло, можно будет вполне насытиться и насладиться специфическим напитком.

Для многих такой чай сразу покажется непривычным, поэтому его лучше приготовить немного и ингредиенты взять в малых пропорциях. Например, 2 ст. л. размятого чая, по половине стакана молока и воды и 1 ч. л. жира (сливочного масла). Специи и соль добавить по вкусу.

Возможно, у некоторых есть желание попробовать напиток, но возникает вопрос о том, как приготовить калмыцкий чай, если в продаже нет прессованных плиток. Дальше предлагаются рецепты с использованием обычной заварки зеленого и черного чая.

Другие варианты приготовления традиционного напитка

Чтобы достичь максимально приближенного к оригиналу вкуса калмыцкого чая, лучше брать листовые грубые сорта. Главное, чтобы присутствовали такие продукты, как молоко и сливочное масло. Специи можно разнообразить. Кочевники в рецепт калмыцкого чая добавляли мускатный орех, перец, гвоздику, лавровый лист и корицу. Некоторые готовят чай с применением домашнего молока и не добавляют в него масло, так как напиток и без того получается жирным. Каждый может приготовить полезный чай на свое усмотрение.

Но чтобы не теряться в догадках по поводу того, как же сварить калмыцкий чай, рецепт его приготовления можно использовать следующий: в кастрюлю сразу вливают молоко и кладут крупнолистовой черный и зеленый чай. Когда жидкость хорошо закипит, добавляют специи и оставляют настаиваться на теплой плите в течение 15 минут. Такой напиток готовят без добавления воды. Ингредиенты берутся из расчета: на 1 литр молока 2 столовые ложки чая, 2 шт. пряной гвоздики, щепотка измельченного мускатного ореха, 20 г сливочного масла и соль на кончике ножа.
Есть рецепт калмыцкого чая, который готовят только на основе черного. Используют обычный крупнолистовой чай или прессованный.

Ингредиенты для приготовления:

• черный чай - 2 ст. л.;
• вода - 2 стакана;
• молоко - 2,5 стакана;
• масло сливочное - 30 г;
• лавровый лист - 1 шт.;
• черный перец горошек - 4 шт.;
• соль - 4 г.

Способ приготовления калмыцкого чая такой же, как описан выше.

Польза и вред

Уже то, что в рецепте калмыцкого чая есть молоко, говорит о пользе напитка. Чай сам по себе всегда считался средством для придания бодрости и энергии.
В совокупности эти компоненты обеспечивают организм необходимыми веществами.

• Калмыцкий напиток улучшает работоспособность и память.
• При регулярном употреблении напитка в крови значительно снижается уровень сахара.
• Чай принимает активное участие в процессах метаболизма.
• Джомба помогает избавиться от лишнего веса.
• Традиционный напиток улучшает пищеварение и оказывает положительное действие при расстройствах и отравлениях.
• Чай рекомендуется употреблять людям, страдающим заболеваниями сердца и сосудов.
• Во время лактации калмыцкий чай способствует увеличению количества материнского молока.
• При простудных заболеваниях необычный напиток является хорошим дополнительным средством к медикаментозному лечению.
• Чай укрепляет иммунитет и полезен при авитаминозах.

Как и любой натуральный продукт, калмыцкий напиток способен нанести и вред. Злоупотребление зеленым чаем может привести к болезням печени и почек, а также образованию камней.

Отзывы

Исходя из отзывов о калмыцком чае, можно сделать заключение, что он является напитком на любителя. Некоторые люди считают, что к нему можно привыкнуть. Многие покупали готовый пакетированный чай, который есть в супермаркетах, и даже пробовали добавлять в него сливочное масло, чтобы довести его вкус до оригинального состояния. А некоторых поразило то, что сочетание чая, соли и сливок пришлось им очень по вкусу.

Вывод

Мы рассмотрели рецепт неизвестного напитка. Приготовить его можно даже ради любопытства. Стоит также учесть и полезные свойства калмыцкого чая. Лучший рецепт будет тот, который придется по вкусу. Ведь кроме основных ингредиентов, вкус чая можно регулировать с помощью специй и масла. Главное - запомнить, что основные продукты – это чай, молоко и соль.

Автор:
Анна Копыцына
20 Июля, 2017


Я помню эти тёмно-коричневые жесткие плитки чая, завёрнутые в фольгу, которые бабуся, вынимая из посылки, прижимала к груди, и у неё на глазах появлялись слёзы. То ли от того, что их с любовью, на дно посылки укладывали родные руки сестры Фаины, а, может быть, что в эти минуты в душе бабуси всплывали в памяти давно забыты, но такие дорогие воспоминания, связанные с калмыцким чаем...

В этой  Главе мы рассказали всё, что нам удалось узнать – о всех братьях и сестрах – детей Алоиса и Прасковьи Мейстрик.

Пропустили мы свои воспоминания только о моей бабусе – Мариамне.

Значит пришла пора  рассказать и о ней…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ