Камчатские зарисовки. Озеро дальнее

Лариса Тунеголовец
        Работая на Камчатке в контрольной гидрогеологической экспедиции
гидрологом, я часто выезжала на посты для административных и тематических
проверок. Пост, о котором хочу рассказать, располагался на реке
вытекающей из оз. Дальнее и был оборудован сваями, самописцем уровня
воды. На посту велись наблюдения за температурой воды, химическим
составом, проводились измерения расхода воды, расчёт скорости течения
и водности в разные сезоны года.
        В 50-70метрах ниже от нашего поста было необычное (для меня)
 деревянное сооружение, состоящее из каких-то каналов, длинных
коридоров, проволочных перегородок и навесов. Позже я выяснила, что
это своеобразная конструкция или «проходная будка» для счёта лососёвых,
стремящихся попасть в озеро на нерест. В пиковое время нереста, сотрудники
Камчатского отделения ТИНРО вели круглосуточные наблюдения за
местами нереста лососёвых и день и ночь, в течение двух, трёх недель
считали, описывали поведение рыб, изменения в окраске и пр.
        Так вот, я с наблюдателем  Юрой приехала на место, чтобы посмотреть
пост, оценить его состояние, определить качество наблюдений и обработки
материалов. Была поздняя осень, добирались до места на собачьей упряжке.
На посту, да и у озера в тот раз я была впервые. Подъезжая, я ещё издалека
заметила, что от уреза к центру озера виднелась какая-то жёлто-красная
полоса неимоверной ширины, а в воздухе висел неприятный запах гнилой
рыбы. Спрашиваю Юру:
- Юра, чем это так озеро загадили? Что-то красное и запах неприятный?
Это ведь заповедная зона, даже мы с тобой имеем пропуск, сюда просто
так не попадёшь?
- Ну ты даёшь, начальник! Какая же это грязь? Это знаешь какой корм для
моих собак? Сейчас отработаем расход, лодочку надуем и на акваторию,
собирать, как ты говоришь «мусор». Это отнерестившаяся красная рыба.
         Озеро Дальнее пресноводное, ледникового происхождения является
нерестилищем лососёвых рыб. Все лососёвые нерестятся в пресной проточной
воде, и это вполне закономерно, т.к. предки лососёвообразных были
пресноводными, хотя большую часть жизни проводили и проводят в морских
водах.
         В нашем случае дальневосточные лососи, нагуляв вес на просторах
Тихого Океана, через 3-5 лет возвращаются на нерест в те места, где когда-то
родились их родители и они сами . Изучение гидрологического режима
 нерестовых рек необходимо учёным для определения скорости передвижения
рыб, условий проживания и нереста.
          Подъехали к озеру ближе и моему взору открылась невероятная картина.
Крутые берега озера в изумрудной одежде кедрового стланика и по всему
 урезу, сколько хватает невооружённого взгляда – широченная полоса
отнерестившейся перевёрнутой верх брюхом рыбы красно- желтого цвета.
Зрелище-необычайное! Когда-то живая и красивая, с блестящей на солнце
чешуёй , кета мирно покачивалась на приливных волнах огромного
красивейшего водоёма, напоминая опавшие после ветреной погоды осенние
листья прибрежных деревьев – красно-желтого цвета.
          Юра, оставив меня на берегу проводить наблюдения, быстро накачал
лодку, бросил в неё сачок , мешки и ходу на озеро. Хитрющий коряк.
И ничего, что я приехала проверять, правильно ли он меняет ленту на барабане
самописца, как ставит засечки. Всё это было ерунда, главное надо было
побыстрее собрать тушки отнерестившейся рыбы, пока они не сгнили или
их не выловили голодные медведи. И он был прав-наблюдения никуда не
убегут, а вот время запасти корм собакам- может уйти!
Юра долго набивал мешки рыбой, подходил к берегу ,выбрасывал их и снова
возвращался на озеро. Собранную рыбу на собачьей упряжке он перевозил к
глубокой яме. Всё сваливал туда и солил. Это был запас корма для ездовых
собак. На вопрос:
- А как ты потом её достанешь?
Он показывал мне вилы с длиннющим черенком. Мне показалось – более трёх
метров.
Когда позже приезжали на пост, Юра набивал мешки просоленной полу-тухлой
рыбой, грузил в сани и вез к собачьей стоянке. Я всегда сидела на этих мешках и
после таких поездок я сама и вся моя одежда имела специфический запах.
Наблюдатель жил в посёлке Паратунка, который славился обилием термальных
источников. Надо сказать, что в какое бы время мы не возвращались в посёлок,
обязательно купались в горячей , целебной термальной воде отмываясь от
запаха.
       Таким образом, я много узнала о жизненном круговороте красной рыбы.
Отнерестившаяся и умирающая рыба становится добычей бактерий,
удобрением озера, которое в свою очередь даёт возможность расти малькам.
На человеческом языке – мальки питаются трупами своих родителей. Мальки
уходят в море и возвращаются через 3-5 лет в тот же водоём , чтобы вновь
оставить своё потомство в родительском доме.
        Это просто чудо природы!



25.03.2021г. Владивосток.