Служить бы рад

Сергей Волосков
…  Служить бы рад ….!
Лето 1971г. Торжественное построение. Первый выпуск КВВМПУ. Получил диплом о высшем образовании. Специальность: военно-политическая , штурманская  ВМФ, хотя  в 1967г. ехал поступать на штурманский факультет ВВМУ им. Фрунзе, так что  почти получилось…    Главком ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г.  вручил  мне, Волоскову С.И., лейтенантские  погоны и кортик. В 21 год, я -  офицер ВМФ! УРА!
Положенный отпуск после окончания училища прошел так быстро и весело,  что на флот прибыл с опозданием, о чем потом очень  пожалел. Приехал к «разбитому корыту», все хорошие вакансии  уже разобрали мои однокашники, многие вообще побывали в отделе кадров пораньше, молодцы! Мне предложили   должность заместителя командира  БЧ-5 по политической части  БПК « Славный» 128 бнрк в  г.Балтийск. Лучше бы, конечно, на комсомол или МРК, но все-таки звучало неплохо...
На собеседовании у начальника Штаба ДКБФ заметил его странный взгляд, брошенный мельком на меня после представления. Позже я узнал, что БПК» Славный»   в 1969г. был награжден Переходящим памятным Знаменем ЦК ВЛКСМ. В то время его командиром был капитан 2 ранга Аристович Ю.Ю., который в 1970 г. поступил в ВМА,   затем получил звание контр-адмирала и впоследствии напмсал книгу «Дивизия надводных кораблей». В 1971 г. успехи БПК  «Славного» были намного скромнее, видимо это и проскользнуло во взгляде начальника Штаба ДКБФ.
Прибыл в г.Балтийск и сразу на корабль, почему- то минуя политотдел 128  брнк.
Представлялся старпому капитану 3 ранга Зубрик В. ,  так как командира корабля - капитан -лейтенанта Рассукованного Л. не было, увидел его позже.. .
Думаю, что старший помощник был тогда самым адекватным офицером, небольшого роста, подвижный, с чувством юмора. На мою эпиграмму, написанную позже мною, реагировал без претензий, даже улыбался:
"Кто-то прыгает по юту,
Слышен громкий крик.
Это маленький Мобуту-
Наш Зубрик".
Кстати, он  стал контр-адмиралом.
Все остальные старшие офицеры  бригады почему-то   юмора не понимали….
Командир БЧ-5, капитан3 ранга ( фамилий офицеров почти никого не помню), готовился на должность флагманского механика  и встретил меня  равнодушно. Мой предшественник ушел замполитом на эсминец и я его не видел, дел никаких он не передал. Заместителя командира корабля по политчасти тоже не было, перевели, а новый еще не прибыл. Секретарь комитета комсомола корабля М. Чагин был на курсах. Более того, выяснилось, что на борту расположен штаб бригады надводных кораблей и предназначенная мне каюта ( вместе с комсомольцем) занята.
Было место только в 4-х местной каюте с подчиненными, тремя командирами групп, которые были старше как по званию, так и по возрасту. " Весело" - подумал я. Быт за все время службы на корабле так и не отладился, два или три места проживания за 3 месяца поменял. По Уставу ВМФ мне надо было в 3-х месячный срок сдать экзамен на вахтенного офицера, естественно, на этот период времени был запрет схода на берег.
 Весь экипаж 282 чел. , примерно 123 чел. это - БЧ-5. Конечно, начал со знакомства с л/с , с изучения мат. части и всего этого огромного для меня корпуса… Политработа была пока  на втором плане, политотдел находился  на берегу, зато штаб рядом. Меня, как самого молодого, еще назначили заведующим кают –кампанией, в задачи входила организация доп. питание офицеров , проверка работы кока и.т.п.  С помощью командира отделения старшины 1 статьи Федина , группы ДД, принялся изучать корабль. Первый обход был от киля до рубки и стал немного ориентироваться , но  понял, мое не совсем хорошее зрение обернулось против меня, носить очки стеснялся, а изучить корабль, людей с прищуром глаз было некомфортно. После второго обхода со старшиной более менее освоился , засел за изучение Устава корабельной службы, документов, технических инструкций,  воспрянул духом. Пообщался со штурманами, оказалось, что неплохо нас готовили по навигации, мог на понятном уровне вести диалог со специалистами, в шутку предложили перейти в БЧ-1.
Начались выходы в море , стрельбы , учебно-боевые тревоги, мое место по боевому расписанию - Запасной Командный Пункт, это немного выше ...киля.
 Командиры групп были недовольны моим присутствием в каюте, там и троим было тесно, не продохнуть, свободно не поговорить и не … «отдохнуть». Пытался вернуть предназначенную мне каюту, но офицеры штаба, хотя и не жили в ней постоянно, держали там свои вещи и ключи не отдавали.  Через месяц  маяты, неустройства, каких-то  попыток оживления парт. полит работы , комсомольской работы, написания планов,  собирания денег на кают-кампанию , изучения мат. части произошел первый конфликт с начальником штаба 12 дивизии капитаном 1 ранга. Он "столовался" на корабле.  В кают-кампании за основным столом сидели командир, старпом , замполит корабля, командиры БЧ, несколько офицеров штаба бригады и я. Командиры групп за отдельным столом , меньшим. Обращаясь к ним , спросил: "Все сдали деньги ( вроде по 5 рублей в месяц сдавали – на фрукты , сдобу  и.т.п., в общем  на доп. питание) , а то тут есть должники" и случайно посмотрел на начальника штаба дивизии. Тут же он обратил на меня внимание, а до этого смотрел как на пустое место и резко выбросил:
- Старпом, когда лейтенант сдает экзамен на вахтенного? Тот посмотрел на меня.
Я ответил:
-  Так еще только месяц прошел.
- Вас не спрашивают! -  повысил голос штабист. "Не супами надо заниматься, а делом".
 -Товарищ капитан 1 ранга , так нет проблем, скажите, кому поручить супы и котлеты.
Начальник побагровел и выскочил с кают-кампании. Наступила тишина. Подал голос командир корабля капитан-лейтенант Рассукованный:
-" Ты что, лейтенант , забылся с кем говоришь?"
Обед быстро  свернули. Молча разошлись по каютам - адмиральский час. Мне почему-то стало обидно и неуютно. "Адмиральский «час»-   это просто послеобеденный отдых в каюте и сон, потом подъем и построение. Отвыкал от такого «счастья» на берегу с год.
 Но все, что ни делается, все к прогрессу. Через несколько дней, после большого сбора, прибегает вестовой: - " К командиру". Захожу , докладываю, смотрю капитан 2 ранга у него, Начальник Политотдела Бригады:
 - "Пойдем,лейтенант, к тебе в каюту".
-" Так я живу вместе с командирами групп, тов. капитан 2 ранга, там не поговорить.  лучше в каюту заместителя командира корабля" - ответил я. 
 Вдруг вспомнили обо мне, Начальник Политотдела, оказывается, тоже был в отпуске. Обычные вопросы, кто ты, как ты. и.т.п. Докладываю, что на корабле один , нормальных условий для подготовки к занятиям и каюты нет, на берег схода нет и до Политотдела не дойти, посоветоваться не с кем, показал планы работы, но в ответ услышал все, кроме дела.
-"Ты, что, себя уже адмиралом возомнил, каюту ему подавай!  Ты еще никто и звать никак, на корабле баклуши бьешь, старшим офицерами дерзишь" …
Слов я не находил. Просто заткнулся …, посидел  еще этот большой политработник , нотации почитал и ушел. Так начиналась в моей службе «веселуха».
Дальше больше. Дня через два пытался покончить с жизнью матрос  БЧ-5. Конечно, фамилии всех матросов еще не знал, старшин только. В бардаке , который существовал на корабле , вели они себя по большей мере вольготно, дедовщина была налицо… Приходилось , скрипя зубами от злости, проводить воспитательную работу с ними в рамках Устава, но кулаки «чесались». Это с одной стороны, а с другой именно на них, старшин и старослужащих, приходилось опираться для  работы со всем остальным личным составом, даже с командирами групп иногда. Разобраться   с самоубийством матроса не удалось, так как буквально через неделю мичман с  БЧ -3, повесился. Прокуратура, следователи..  В общем все было печально и напряженно.   Дальше ситуация развивалась непредсказуемо. Тот же начальник штаба дивизии , опять в кают-кампании, вспомнил , что я политработник и почти зам. командира корабля по политчасти, стал обвинять меня в развале работы .В общем «смех и грех», то на вахтенного сдавай, то политработа важнее. Приехал начальник Политотдела 12 дивизии капитан 1ранга Войтенко , небольшого  роста, лысеватый,   тоже «грозный»:
 -"Срочно представьте мне докладные по поводу попытки самоубийства  матроса и самоубийства  мичмана, характеристики и.т.д."
- "Подождите, тов. капитан1 ранга", - говорю,- " на  матроса  БЧ-5, конечно, представлю , а мичман  с  БЧ-3" .
Однако  меня он слушать не стал и дальше пошла непереводимая лексика и перспектива оказаться в стройбате или там, где «Макар телят не гонял».
Мне стало ясно, что с этой «коробки» надо сматываться, морально-боевой подготовки мне  явно не хватало на всех командиров и начальников.… Но ППР в БЧ-5 проводил по плану и за секретаря комитета комсомола выполнял необходимую работу и готовился  к экзаменам на вахтенного офицера, но появилась такая мысль, что я не готов к такой службе или таким обстоятельствам. По-видимому недостаточно было в училище реальной самостоятельной  практики на кораблях, особенно для нас, поступивших в училище с гражданки, после школы.  К службе готовили, а к противодействию проявлений чинопочитания,  с реальной дедовщиной среди моряков , умения противостоять хамскому давлению старших офицеров , нет. Та же дедовщина , только офицерская. Хотя, если на корабле была бы нормальная служебная обстановка , был бы  на месте адекватный заместитель командира корабля по политчасти , т.е. кто мог бы помочь на первых порах,  все сложилось думаю  бы иначе.
Первое, что я сделал после всех этих  «разборок» –  одел очки и пришел в кают-кампанию, это надо было видеть…
Вопрос о сдаче на вахтенного офицера как-то сразу отодвинулся, с политотдела прибежал пропагандист с уточнением, откуда у меня очки, показал ему училищную  газету «Политработник Флота», где было мое фото с гос. экзамена по навигации – « отличник учебы мичман С. Волосков … в очках.» Вообще часто задавал себе вопрос , как же так получилось, что медкомиссии по зрению проходил без проблем, а на третьем курсе стал носить очки? Врачи ничего конкретного не говорили, общие слова; переутомление и нервы.
Пока суть да дело служба продолжалась. Выходили в море на ракетные стрельбы , впервые появилось ощущение , что я на боевом корабле. Накануне ночью была загрузка боезапаса, ракет; был поставлен обеспечивать. Находился по боевому расписанию на ЗКП , когда врубали обе турбины скорость достигала почти  34 узлов, казалось, что сейчас взлетим, шум, вибрация … ,не даром корабли этого проекта называли «поющими фрегатами»! Затем стрельбы и оценка - "неуд". Одна ракета упала в море не взорвавшись, вторая вообще никуда не полетела. Конечно, все бывает, в истории БПК « Славного» больше было славных  успехов , чем неудач. Хотя службу корабль закончил печально; после списания  затонул у стенки…
Познакомился с флагманским механиком бригады, затем флагманским механиком дивизии  которые мою каюту занимали, несколько  раз «посидели» за рюмкой со своим командирам БЧ, но такого контакта не было, говорили о службе, о ненужности такого  большого штата политработников на флоте. В то время это были крамольные разговоры, но сообщать куда-следует не стал. Я же , им рассказывал о своих впечатлениях начала службы на корабле,  роли офицера -  политработника  в деле воспитания матроса, сочетании духа и веры в царском флоте, переплетения понимания долга в защите Отечества и использования должности в личных целях, о бесконечном движении к краху капитализма и движении этого строя в ад, а социализма наоборот - в рай… Философские откровения под водочку и хорошую закуску (жаренный хек, свежий белый хлеб, маринованные огурчики с кают – кампании) , разбудили у механиков самые «благородные» мысли, а затем и поступки…  От «простоты» своей чего только они  не на говорили, а вроде взрослые уже  дяди были. 
До меня стали доходить слухи, что я веду религиозную пропаганду среди офицеров бригады, л/с корабля. Не прошло и пары недель, как  появился на корабле начальник Особого отдела дивизии и пригласил меня на беседу. Надо отметить, что капитан 2 ранга оказался не дураком в отличие от механиков, быстро въехал в ситуацию и предложил не пудрить мозги старшим офицерам, а заниматься работой с л/с.
-"Что-то меня настораживают, лейтенант, твои «посиделки» с механиками, а главное- для чего?"
Я ответил прямо:
-  "А для смеха, скучно мне и неинтересно, хочу изменить либо место службы, либо саму службу. В училище учили правильно, но несколько идеалистически. Служба в реальности на корабле сложнее и в  психологическом и в  бытовом отношении. Замкнутое пространство. Постоянно тесный контакт с командирами всех рангов, офицерами, матросами. Невозможно отдохнуть от людей, побыть одному.
 -"С огнем играешь" , -сказал особист, - "Рисковый малый. а, впрочем, если действительно что-то изменишь и без проблем, мы посмотрим".               
Сказать, что я задумался, ничего не сказать. Поразмыслив, понял, что нахожусь в щекотливой ситуации, могу действительно и партбилет потерять и в стройбате оказаться или еще чего.
Интересно, что вдруг прибыл на должность зам. командира корабля по политчасти капитан- лейтенант с комсомольского отдела Флота. Вызвал меня в свою каюту, которая была по отделке такой же, как у старпома и командира БЧ-5 и потребовал более активной работы и за себя и за комитет комсомола. Если правильно буду служить, говорил,  то через год, когда он уйдет в академию, я займу его место. Он правильно начал службу, с комсомола. Ценз морской в должности заместителя командира корабля 2 ранга получит за год, академия и, затем  политотдел, спокойненько и в удовольствие. Так мне стало обидно за свою глупость , уж как не мне в 21 год отроду не проситься было на комсомол… и никто не подсказал, даже отец, с его огромным опытом службы. Надо выбираться самому.
- "Зачем Вы очки носите?" - спросил.
– "Так врачи выписали".
-"А как же на корабль попали?"
 -"Никто не спрашивал"
- "Вахтенную службу нести не сможете".
 -"Конечно, нет, если только у причала" -, отвечаю.  Смотрю, загрустил замполит.
- "Вы в Политотдел сообщали?"
 -"А как? Не видел никого последнее время из политотдельских, сам пойти не могу , нет схода на берег"..
Прошло  еще несколько дней, заканчивался второй месяц службы. Вдруг получил разрешение на сход на берег. Пошли вместе с групповым, тоже холостым.
В Балтийске  я был на стажировке, на последнем курсе, но кроме Дома Офицеров нигде и не был. Покрутились там, погуляли по центру , куда еще? .. Кино и ресторан. Разговоры ни о чем, и немного за жизнь… Понимал, что кому-то о разговорах будет доложено.
 Взаимоотношения с начальством , кроме старпома , не налаживались. С л/с старался работать, как учили, контакт был более менее. Подготовка к сдаче на вахтенного остановилась, когда после команды по громкой связи командирам БЧ прибыть к командиру корабля, не отреагировал. За мной прибежал вестовой, и тогда узнал , что я тоже должен прибывать вместе с командиром БЧ. Были еще интересные команды: офицерам и лейтенантам прибыть в рубку. Оказывается, пока не сдал на вахтенного , ты не офицер …местная шутка.
В отсутствии положительных эмоций стал пописывать эпиграммы на некоторых офицеров, стишки. Иногда почитывал  их в среде младших офицеров. Конечно, мои опусы, беседы , разговоры  дошли до командования. В итоге количество информации по мне перешло в «неприемлимое» для начальства качество».  В один из   дней третьего месяца службы, после подъема флага, меня вызвали к командиру. Там был Начальник Политотдела дивизии.
- "Лейтенант Волосков , 10 минут  На сборы , едем в Политуправление".
- "Можно спросить, зачем?"-  сказал я.
- "Там и узнаете" ,- был ответ.
 Стало сразу не по себе. Поехали на ГАЗ-69 , вся дорога , более часа, прошла молча. Особого волнения у меня не было , но когда приехали в Политуправление и вошли в приемную Члена Военного Совета, Начальника Политуправления ДКБФ адмирала Почупайло Я.Г, заволновался. Надо отметить, что адмирал знал моего отца, п-ка  Волоскова И.Т. , который в период с 1958 - 1961г. ,будучи майором ,  занимал должность секретаря Парткомиссии при  Политотделе  26 гвардейской  истребительной  дивизии морской авиации КБФ. После сокращения армии и флота , в эпоху Никиты Хрущева ,  в том числе и  сокращении  26 гиад ,  вынужден был служить с понижением в должности. Позже они встречались в Политотделе Морской авиации Флота.
Зашли в кабинет. Адмирал сидел рядом с письменным столом, одна нога забинтована. … Начальник Политотдела стал докладывать о том, что лейтенант Волосков проводит на корабле религиозную пропаганду среди офицеров, плохо выполняет свои прямые обязанности , не сдал экзамен на вахтенного офицера и.т.п. Внезапно адмирал сказал:
 -"Ну- ка подожди, а сколько лейтенант времени на корабле?"
 Нач.ПО замялся, -"Месяца 4".
-"Сколько?" -спросил меня адмирал.  - "3-й  месяц"-, отвечаю. Небольшая пауза.
-"Подожди за дверью", сказал адмирал, посмотрев на капитана 1 ранга.
- "Ну что, лейтенант, что за религию ты проповедуешь на корабле?"
- "Да какую религию, товарищ адмирал.  Просто иногда провожу беседы , полит. информации по разным вопросам с  л/с, офицерами, в том числе  о сути некоторых моментах марксизма-ленинизма, противоречий социализма и капитализма, о религии и атеизме".
 – "Понятно",- сказал адмирал. – "Очки давно?" 
- "С третьего курса"
-"В отделе кадров при назначении почему не сказал?
-"Как-то не придал этому значения, да и не спрашивали меня ни о чем , вызвали и назвали должность".
-"Как отец?- вдруг спросил Яков Гурьевич.
-"На пенсии, кадрами руководит в ЖКХ г. Ульяновска." - отвечаю.
-"Понятно , предавай привет. Ну и куда мне тебя отправить? На этом  корабле, думаю, продолжать не стоит службу." Вызвал начальника отдела кадров флота, спросил:
- "Что у нас с комсомолом?"
- "Пока все на месте, есть должность зам. командира роты в учебный отряд".
-"Как, лейтенант, пойдешь?
-" Товарищ адмирал, на роту не хочу, тоже, что и БЧ-5".
 -"Понятно, но и куда тогда?"
 - "Где без личного состава, немного бы обтесаться», понять себя, " – говорю.
- "Вот как," – нахмурился адмирал,- "А может сразу на пенсию или в трибунал за отказ от службы?"
На выручку пришел начальник отдела кадров:
 -"В Усть -Двинске свободна должность старшего инструктора в БМК, Вы как, лейтенант,  к художественной самодеятельности относитесь, организации досуга ?"
 –"Нормально", –отвечаю, - музыкальную школу закончил, пел в хоре и ансамбле  Училища, танцевал и  ставил танцевальные номера".
Начальник Политуправления помолчал, махнул рукой и сказал:
-"А ведь прямо в точку, правда, КВВМПУ не культпросвет готовит, ну ничего попробуй. Надеюсь больше проводить душещипательных бесед с офицерами не будешь. Зарекомендуешь себя с хорошей стороны , вернем на парт. полит. работу". Возражать  я не стал.
На этом аудиенция у Начальника Политуправления ДКБФ закончилась.
Вышел с отдела кадров с предписанием в Усть –Двинск , честно говоря, не понимаю, где это и чем должен заниматься. Добирался уже на электричке в Балтийск , зашел на борт « Славного» и от  вахтенного офицера слышу:
-"Ну ты даешь, Волосков, - в Ригу едешь!
-"Какую Ригу?" –говорю , - " В Усть-Двинск".
 - "Так это и есть Рига,  Рижская Военно-Морская База. -, телефонограмма пришла с флота , на смотри".
 Смотрю, точно Базовый матросский клуб Рижская ВМБ, г. Рига. Мне стало настолько легче , что и уходить с корабля стало  как-то  грустновато. Прошло более 2-х  месяцев моей службы на БПК , а столько всего произошло, что и представить невозможно.  Не такого начала службы я хотел, не таких служебных отношений в коллективе. В Училище понимание морского братства   и службы сложилось более патриотическое, без подхалимажа и прочего.
Как потом выяснилось, о моей короткой службе на БПК « Славный» узнали не только на ДКБФ, но и в Политуправлении ВМФ СССР. Начальник Политуправления ДКБФ  адмирал  Почупайло Я.Г . послал телеграмму  моему отцу, Ветерану ВОВ , Ивану Тимофеевичу Волоскову о ситуации со мной ну и, конечно, информировал Начальника Политуправления ВМФ СССР адмирала Гришанова В.В.
Отец писал потом мне о своем понимании ситуации, воспитывал. Позже , при встречах , мы не раз говорили , спорили ,о том времени,  но в итоге он поддержал меня словами:
 -"Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Теперь , по истечению стольких лет, удивляюсь, что никаких мер партийного взыскания ко мне не было применено, хотя потревожил вроде самые основы проведения партийно-политической работы на флоте, принятые нормы поведения так сказать , высказывал неприятные слова в адрес конкретных  политработников и командиров. Уверен сейчас и тогда, что делал это правильно , от души,  как и был воспитан комсомолом и партией. Все дальнейшие годы военной службы не раз видел вместо нее , службы,  чинопочитание и прихлебательство, бюрократизм и чванливость ради получения званий и материальных благ. Не могу сказать, что это было со стороны всех офицеров, но у  большинства, точно.
Поэтому был не очень удивлен событиями, произошедшими  в 1975 г.  на БПК «Сторожевой» в той же самой 128 Бригады ракетных надводных кораблей,   организованными   заместителем командира по политической части капитаном 3 ранга Саблиным В.М., который , устранив командира корабля, взял на себя командование и уходя в нейтральные воды, требовал  смены руководства КПСС. В результате "активных" действий командования ВМФ СССР, корабль был остановлен и Саблин В.М., арестован и судим. Хотя это  был явный перебор в действиях выпусника ВПА им.Ленина с красным дипломом и, может быть даже "неадекватность",  но такое чувство, что за ним кто-то стоял и руководил.
…Начиналась, очень неожиданно, совершенно новая и не совсем понятная служба или больше деятельность на ниве культурно-просветительской работы.
Удивительно , но почти все офицеры корабля очень тепло и дружелюбно  попрощались  со мной,  даже старпом. Было приятно. Навестил перед отъездом меня и особист, который, показалось, тоже не ожидал такого оригинального и быстрого   изменения в моей службе и,  сказал, что видимо она , служба, у меня может в дальнейшем измениться еще интереснее. Как в «воду глядел»…..
Продолжение следует....

С.И.Волосков                2021г.

 
 


-
 –