О Гранже

Наталья Куфина
 Иногда случалось так, что не только я знакомила покупателей с новыми для них авторами и книгами, но и они активно вносили свою лепту в расширение моего книжно-авторского кругозора. Как-то подошёл ко мне молодой человек и попросил рассказать о детективах. Мы подошли к стеллажам и я, основываясь на своих, весьма скудных знаниях, начала ему рассказывать о классиках детективного жанра. Он слушал меня не долго, а потом ткнул пальцем в одну из книг современных авторов и спросил, что я могу ему рассказать об этой книге и авторе. "Ничего!" - честно ответила я, отмечая его повышенную самоуверенность и показное превосходство. "А об этой?" - уже с ухмылкой на лице вновь поинтересовался он. "Также ничего!"- с лёгким вызовом и прищурившись ответила я. "Девушка, как же так, Вы не читали Гранже? Совсем ни одну из его книг?" - изумлённо воскликнул он глядя на меня. "Нет. А должна?" - удивилась я. "Но Вы же в книжном работаете!"- видимо таким образом он пытался упрекнуть меня в непрофессионализме, но у него ничего не получилось. "И что? Да, я работаю в книжном, но невозможно прочитать абсолютно все книги, это, во-первых, а, во-вторых, у каждого из нас свои литературные пристрастия, - пожала плечами я и продолжила. - Я бы ещё поняла, если бы Вы упрекнули меня в том, что я не читала что-то из классической литературы, но что касается современных авторов, тут уж извините..." "Девушка, - не сдавался молодой человек. - Мне правда интересно Ваше мнение о этом авторе. Вы прочитайте что-нибудь из него, а я через неделю снова приду и мы обсудим. Хорошо? Обещаете?" "Ну давайте попробуем,-улыбнулась я его настойчивости. - В любом случае, я задумывалась о том, что бы взять почитать". "Вот, видите... А я через неделю зайду!"- пообещал он и взяв с полки пару книг, пошёл в сторону кассы...
 Через неделю он действительно появился в магазине и увидев меня, быстрым шагом подошёл. "Вы прочитали и как Вам?" - сразу же задал он вопрос. " Здравствуйте, - ответила я. - Да, я прочитала. Мне - никак!" Его удивлению не было предела. "А что именно Вы прочитали?" - уточнил он. "Кайкен, -ответила я и продолжила. - Восток это не моё. А других книг этого автора у нас пока нет, все скупили". "Да, я тоже это заметил ещё в прошлый раз, - задумчиво произнёс покупатель и посоветовал. - Знаете, если к Вам придёт "Пассажир" прочтите его обязательно! Он нравится абсолютно всем!" "Сначала пусть эта книга поступит в продажу в наш магазин, а там видно будет" - ответила я. "Пассажир" к нам пришёл через неделю, но до этого времени я успела прочитать ещё одну из книг Гранже - "Полёт аистов" и некоторое время ходила под впечатлением. А вот на "Пассажира" я смотрела с неким недоверием, потому что книги которые нравятся всем, мне нравятся очень редко. Но в итоге и "Пассажир" был мной прочитан. А когда покупатель снова появился в нашем магазине я сообщила, что "Пассажира" я прочитала. "И как?"- с заблестевшими от предвкушения глазами спросил он с улыбкой. "Мне не понравился!"- категорично произнесла я, замечая как изменяется выражение его лица. "Тебе не понравился "Пассажир"???" - от неожиданности он даже перешёл на "ты". "Нет. Но мне понравились "Полёт аистов" и "Пурпурные реки", - заявила я. "Не понимаю, - он покачал головой. - Как мог не понравиться "Пассажир" и понравиться "Полёт аистов". Это же самая слабая книга автора..." "Это Вы так решили, что она самая слабая или просто критиков цитируете? - уточнила я. - Абсолютно она не слабая. По мне так из тех, что я прочитала, самая слабая это "Кайкен"... Вот так с лёгкой руки покупателя я открыла для себя весьма неплохого автора. И это открытие очень помогло мне в дальнейшей работе.
 Вскоре коллеги стали замечать, что на чтение я беру детективы и частенько консультирую в этом отделе. Более того, от их острого взора не укрылось даже то, что я умудряюсь продавать исключительно одного- двух авторов, но весьма активно. Мы постоянно перемещали книги Гранже и Тилье из других магазинов. Но одно из моих консультирование мне особо запомнилось... Я находилась в своём отделе, когда внезапно ко мне подошла начальник и спросила:"Наталья, коллеги говорят, что ты у нас специалист по Гранже? Там женщине помощь нужна". "Уже не только я специалист,- улыбнулась я. - А кому именно помочь нужно?" Мне показали на пожилую женщину стоящую в задумчивости у книжных стеллажей. "Здравствуйте, - обратилась я к ней. - Вы хотите что-то почитать из Гранже?" "Да, - кивнула она.- Но у вас здесь столько его книг..." "У нас ещё далеко не все. Вам о какой-то конкретной рассказать, или обо всех вкратце?"- спросила я. "Я прочитала всего одну его книгу и мне очень она понравилась. Хочу наподобие её", - ответила женщина. "А что именно Вы прочитали?" - спросила я. "Чёрную линию", - ответила она, а я не поверила своим ушам. "Вам понравилась "Чёрная линия"? Причём Вы сказали, что Вам она очень понравилась?!!"- воскликнула я. "Да,"- удивлённо глядя на меня ответила она. "А мне -нет! - откровенно призналась я. - Сюжет там, конечно, хорош и сравнения оттенков разных видов крови с оттенками красок на картинах - просто великолепно, но я, если честно, просто захлебнулась от того количества крови, описываемой в этой книге, а когда ещё всё это представляешь, когда читаешь... В общем, мне она далась очень тяжело". "А мне наоборот, вот как раз то, что Вы сейчас сказали, очень понравилось. Я словно открывала для себя неизведанные страницы анатомии" - сказала она. "И Вы хотели бы что-то похожее на неё?" - уточнила я. "Да, - ответила она. - Что-то такое необычное..." "У Гранже они все необычные и все настолько интеллектуально насыщенные и сюжетами, и подробностями, что от избытка информации мозг начинает работать, и после прочтения волей или не волей начинаешь искать другую информацию или картину, или книгу, которая упоминается в сюжете.
 "Давайте я Вам кратко расскажу о сюжетах каждой из книг, которые у нас есть, и Вы сами по своему вкусу выберете ту, которая больше понравится", - предложила я. "Хорошо, давайте, - согласилась женщина и добавила. - Так даже будет лучше: я и узнаю больше, чем в аннотации написано, да и мелкий шрифт читать без очков не придётся". "Как Вы, наверное, уже успели заметить книги Гранже имеют несколько параллельных сюжетов, на первых взгляд не связанных между собой. Но подобно двум рекам, которые в какой-то момент сливаясь воедино образуют новую реку или впадают в море, так и в этих книгах, два сюжета соединившись, каждый раз подводят нас к мощной по своей эмоциональности развязке. В книге "Полёт аистов" параллельно идут орнитология, перемещение алмазов и трансплантация сердца. "Мизерере" это о силе высокого детского голоса и экспериментах нацистов. В "Пурпурных реках" речь идёт о закрытом университете и подмене детей. Кстати, если вдруг Вы смотрели фильм "Багровые реки" с Жаном Рено, то он снят как раз по этой книге". "Нет, я не смотрела, - покачала головой покупатель. - Надо будет как-нибудь... А если понравится потом книгу куплю". "Единственное, концовка фильма не совпадает с концовкой книги... Ну это так... просто информация, - уточнила я. - Ну и у нас остались всего две книги. Одна из них очень понравилась мне, а вторая нравится 99 и 9 процентов читателей. "Присягнувшие Тьме" это книга о дружбе, вернее о воспоминаниях одного из друзей о дружбе, а ещё она о поведении человека пережившего клиническую смерть. Вот что нам обычно рассказывают? Что при клинической смерти человек видит яркий белый свет, движется к нему... А в этой книге пишется о другой стороне... О том, что происходит с человеком, когда он вместо яркого белого света видит черноту и падает вниз. Кто знает, может такое и происходит, только не озвучивается..." - я вздохнула и сделала паузу. А покупательница взяла в руки книгу и начала читать аннотацию. "Ну и наконец "Пассажир" именно эта книга нравится почти стопроцентно всем, кто её прочитал. Эта книга своеобразная матрёшка. В множество всевозможных неожиданностей. И основных сюжетных линий в ней три: это легенды и мифы древней Греции, картина и поиск себя." "Вы сказали, что эта книга как матрёшка, а в чём это заключается?"- уточнила женщина. "Видите ли её основной сюжет таков, что в клинику попадает пациент и когда врач проверяет информацию о его личности, то выясняется, что он сказал не правду: он никогда не жил по названному адресу, не был женат, даже имя не то. И чем больше врач об этом думает, тем сильнее в нём возникает желание проверить самого себя. И вот в какой-то момент он звонит в своё прошлое место работы и просит информацию о самом себе, а ему отвечают, что такой у нас никогда не работал, затем он узнает, что и в университете не было студента с его именем... И чем дальше он узнает, тем хуже ему становится. И он решает докопаться до того кто же он такой, но каждый раз узнавая о себе информацию, он теряет память и каждый раз ему приходится начинать узнавать всё о себе заново. И то, что он о себе узнает настольно разнообразное, что хватило бы не на одну жизнь". При этих моих словах я заметила, что женщина сняла с полки и "Пассажира", а потом соединив между собой две книги молча и задумчиво смотрела на них. Затем она ещё раз взглядом прошлась по остальным книгам и протянула мне "Пассажира". "Эту я, пожалуй, пока брать не буду, - произнесла она. - В следующий раз... Возьму вот эту. - она покачала в руке "Присягнувшие Тьме". - Я на днях пару передач смотрела о клинической смерти, так что вот как раз в продолжение темы и почитаю". " Хорошо, - сказала я и произнесла свою "коронную" фразу. - А потом обязательно приходите и мы с Вами её обсудим".
 Покупатель ушла, а я решила задержаться у полок и поправить книги. "Девушка",- окликнул меня мужской голос. Я обернулась, ко мне спешил мужчина. "Девушка, - повторил он. - Вы сейчас женщине книгу советовали, она её взяла?" "Смотря о какой Вы говорите, я ей о многих рассказывала", - с улыбкой ответила я. "Про последнюю... Там что-то про матрёшку Вы говорили, потерю памяти, древнюю Грецию, - начал перечислять он. - Я просто поодаль стоял и название книги не услышал". "Нет, именно эту книгу женщина не взяла", - ответила я на его первый вопрос. "А отдайте её мне! - обрадовался он. - Мне так понравилось как Вы о ней рассказывали, да и люблю я копаться в запутанных сюжетах". "Вот!"- без лишних слов я протянула мужчине книгу. И подумала о том, что уже не в первый раз я замечаю, что если консультировать покупателя громко, так обязательно, если и не именно он, то кто-то другой, кто находится в это момент в торговом зале, обязательно купит или же заинтересуется книгой, о которой рассказываешь.