Признание

Наталья Куфина
 "Девушка, здравствуйте! А посоветуйте мне какие-нибудь весёлые книги", - обратилась ко мне очень молоденькая девушка. "Весёлые?"- задумалась я. "Да. Весёлые, жизнеутверждающие", - подтвердила она с ожиданием в глазах. "Вы знаете, с весёлыми у меня как-то не очень, - честно ответила я. - Как правило, когда мне кажется, что у меня всё не очень хорошо, я обычно читаю те книги, в которых ещё хуже. И это меня спасает!" "Ой, нет, это не мой вариант", - медленно ответила она и меня, почему-то, это насторожило. "Ну, мы же все люди разные и реакции у нас разные! - бодро ответила я и попросила. - Вы только не уходите, я сейчас приглашу коллегу и мы вместе обязательно Вам что-нибудь подберём!" "Хорошо",- ответила девушка, а я стрелой помчалась в другой конец зала.
 " Мне нужна твоя помощь, - обратилась я к коллеге. - Там у меня в отделе стоит девушка и спрашивает весёлые книги. Причём не просто весёлые, но и жизнеутверждающие. Я в ступоре! Понятия не имею, что ей советовать! Не Зощенко же с Чеховым? Она их читать не будет, возраст такой... " "А почему ты думаешь, что я могу чем-то помочь?"- спросила коллега. "Да потому что в зале нас сегодня всего четверо! И ещё потому, что в нашем магазине проблемы с чувством юмора только у меня! - ответила я. - Вы все читаете Славу Сэ и смеётесь в голос, а я, читая тоже самое, совершенно не вижу повода для смеха. Я уже думаю, может ей "Манюню" предложить?Причём все три книги! По-крайней мере это единственная книга, которая меня действительно повеселила!" "А сколько лет девушке?" - спросила коллега. "Точно не знаю, но на вид 18 точно есть. Давай вместе подумаем, что мы можем ей предложить, только пойдём в мой отдел - она там, и я попросила, чтобы она подождала", - настаивала я. Пока мы шли до отдела истории, мы вслух перебирали названия книг, которые могли бы подойти, но части из них в магазине в наличии не было. "Девушка, мы вернулись! - окликнула я покупательница. -Сейчас мы общим мозговым штурмом Вам что-нибудь подберём из литературы!" "Да, спасибо", - ответила она. "Пока не за что", - резонно заметила моя коллега и повела её в отдел художественной литературы.
 Я оглянулась. Покупателей не было. Поэтому я со спокойной душой тоже пошла в "художку". Я не хотела мешать процессу консультирования, мне просто самой было любопытно, какие же из книг будут выбраны. Но не участвовать, мне не удалось! Дело в том, что мы с коллегами иногда читаем одни и те же книги, и изредка воспринимаем их одинаково. "О! "Проект "Рози"! Точно! А я о нем совсем не вспомнила!" - воскликнула я увидев в руках коллеги знакомую книгу. А она улыбнулась и повернулась к покупательнице: "Вот видите, даже Натали её одобряет!" А потом обернулась ко мне:" Мне кажется она подойдёт. Она лёгкая и даже у тебя вызывает улыбку!" "Знаешь, если бы ты наперед не рассказала из неё пару эпизодов, думаю, она была бы для меня ещё веселее",- с улыбкой ответила я коллеге. "Тогда я её возьму!" - сказала девушка. Вот так потихоньку мы вдвоём из огромного количества книг выбрали три. Я всё-таки убедила взять хоть одну часть "Манюни", несмотря на то, что она числится детской литературой! А какая была третья - я не знаю, потому что меня попросили помочь в отделе медицинской литературы. Когда я освободилась, девушка уже расплачивалась на кассе, а коллега, почему-то не ушла в свой отдел, а стояла и смотрела на неё. "До свидания!"- сказала нам покупатель. "До свидания! Всего хорошего!" - в разнобой ответили мы.
 Девушка начала спускаться по лестнице и внезапно остановилась. И повернувшись к нам произнесла:" Девушки, спасибо вам и за книги, и за помощь, и за то время, что вы на меня потратили... Пойду домой читать... А ведь до этого я шла прыгать с моста...В ваш магазин я вообще зашла спонтанно и бездумно. Только находясь посередине зала я вдруг осознала, что попала в книжный..." Я и коллега переглянулись и, наверное, каждая из нас увидела написанный на лице и отражённый в глазах другого, шок. Шок от такого признания... Первой в себя пришла я. "А Вы как все их прочитаете, обязательно снова к нам приходите, - предложила я. - Расскажете, как они Вам, понравились или нет. И может к этому времени ещё что-то новенькое придёт". Девушка ничего не ответила, она просто кивнула головой и продолжила спускаться вниз. Мы молча разошлись по отделам.
 А минут через двадцать ко мне пришла коллега. "Я не могу! - заявила она. - Ты понимаешь, что теперь на мне лежит полная ответственность за её дальнейшие поступки, за её жизнь?Ведь это же я ей посоветовала эти книги!" "Не ты, а мы!- попыталась успокоить её я, хотя у самой внутри был полный раздрай. - Послушай! Было бы хуже, если бы её вообще не занесло попутным ветром в наш магазин! Было бы хуже, если бы ты не убедила её купить хотя бы одну книгу, а она взяла три! Ты же сама слышала, что она сказала, что пойдёт домой читать! Согласись, глупо было бы заплатить за книги две тысячи и даже не заглянуть в них! И самое главное: ты ведь уверена, что предложила ей все варианты, более-менее подходящей литературы?" "Да!"- ответила коллега. " Тогда тем более спокойно выдохни, - продолжала успокаивать её я. - Со своей стороны ты сделала всё! А как дальше человек себя поведёт, это уже исключительно его выбор! К тому же сегодня уж точно с ней всё будет хорошо! И это благодаря тебе... Потому что если бы её консультировала я... Это был бы полный провал...и конец! Поэтому я хочу сказать, что я безумно благодарна тебе за то, что ты согласилась мне помочь!" Мы помолчали... А потом я со злостью усмехнулась и уточнила:"Сколько по правилам мы должны уделять время на одного покупателя, 10 минут?" "Да 10. Максимум 15", - подтвердила коллега. "Зашибись... 10 минут... Какие могут быть 10 минут, если от этого может зависеть жизнь человека??!!!" - выплеснула я все свои скопившиеся эмоции этим возмущением...