Размышления о предопределении

Игорь-Летчик
Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни.
 (Ж.Кальвин Наставление в христианское вере, книга III,
глава XXI).

- Распространяется ли Божье провидение на все дела творений, также как и на сами творения?
- Да, распространяется, в противном случае творения были бы независимыми в своих действиях и Бог тогда не был бы первопричиной всего.
(Краткий катехизис Вестмистерской Ассамблеи, часть I,
вопрос 11).

Некоторые люди говорят, что причиной ненависти Бога является Его собственная воля. Но я призываю этих людей задуматься над тем, что они говорят. Неужели вы думаете, что Бог, сотворив людей, некоторых из них совершенно беспричинно сотворил лишь для того, чтобы проклясть их? Неужели Бог сотворил кого-то просто для того, чтобы навеки погубить его? Если вы верите в это, то мне просто жаль вас: вы заслуживаете сожаления, ибо думаете так плохо о Боге.
(Ч. Сперджен, 12 проповедей об избрании, глава 3).


В одной из своих проповедей Сперджен пишет: «Некоторые люди говорят, что причиной ненависти Бога является Его собственная воля. Но я призываю этих людей задуматься над тем, что они говорят. Неужели вы думаете, что Бог, сотворив людей, некоторых из них совершенно беспричинно сотворил лишь для того, чтобы проклясть их? Неужели Бог сотворил кого-то просто для того, чтобы навеки погубить его?» Исходя из данного утверждения, видно, что Ч.С. не поддерживал мнения некоторых реформаторов о том, что Бог избирает людей не только к вечной жизни, но и к вечному проклятию. Существует не совсем обоснованное  словосочетание - «двойное предопределение», говорящее о Божьем предопределении и в небеса, и в ад. Хотелось немного порассуждать на эту тему, сделав ее главной для данного эссе.

Думаю, что предопределение к спасению и предопределение к осуждению идет рука об руку, но предопределение к спасению - более прекрасно и оно более ярко отражено в Писании. Те, кто не соглашаются с предопределением к погибели, говорят так: человек, будучи грешником, сам выбирает свой путь, потому что он родился в грехе, а Бог лишь позволяет ему идти этим путем, не подталкивая человека ко греху. Но позвольте спросить, а разве не сам Бог определил такую систему вещей, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (т.е. в Адаме) все согрешили» (Рим.5:12)?  Другими словами, Сам Бог заведомо определил весь человеческий род на проклятие, все родившиеся люди на много веков после Адама по умолчанию уже являются грешниками. Более того, Сам Бог разделил землю на континенты  во времена Фалека (Быт. 10:25) и обособил многие народы, которым не дано было услышать спасительную весть о Едином Боге, об Иисусе Христе. Именно Творец устроил внутренности всех людей еще в утробе матери (см.Пс.138:13), и даже тех людей, которые, никогда не услышав спасительную весть, погибнут в своих грехах.

Хотя многие народы и имели смутное представление о некоем боге и потопе, но эти отрывочные знания не спасали их от грехов. Разве это не есть предопределение к проклятию? Мы видим из истории, что Бог подготовил Средиземноморье к принятию Евангелия, сделав греческий язык распространенным, а так же дал разум инженерам строить хорошие дороги по всей Римской империи, чтобы миссионеры могли без особого труда нести Божье Слово. Да, это факт. Но многим народам все же не суждено было услышать Евангелие из-за разделения земли как географически, так и по метеорологическим особенностям.

Принято утверждать, что Бог позволил греху распространяться, но Сам Он этого не хочет и не имеет ответственности к распространению греха . Но не иметь прямого отношения к чему либо - не означает не иметь ответственности. Представим себе автоматизированный конвейер, который выполняет функции без участия человека. Но у этого конвейера есть изобретатель, который изначально задал ему алгоритм работы. Мы же не говорим, что автор данного конвейера не ответственен за функционирование данной системы, хотя автор напрямую не вмешивается в процесс.
Вспомним притчу Иисуса Христа о добром самарянине (Лк.10 гл.). Разве здесь священник и левит, прошедшие мимо несчастного, не ответственны в своем поступке, хотя они и бездействовали? Ответственны. В своем сердце они приняли решение, чтобы несчастный умер. Да, они ничего не делали, но они виновны (ответственность с них не снимается). Следовательно, тот факт, что Бог не вмешивается в действия грешных людей, позволяя им идти своим порочным путем, не означает, что Он не определил весь ход их жизни.

Хочет ли Бог, чтобы люди шли своим греховным путем, чтобы впоследствии наказать их? Хочет ли Он смерти грешника? Некоторые тексты говорят, что не хочет, например, Иез.18:23, 18:32, 33:11. Но здесь говорится, что Бог не хочет, чтобы грешил Его народ, Израиль. Иногда эти тексты переносят на весь род человеческий. Разве это корректно? Если Всевышний обрек на безбожную жизнь многие народы, которые не услышат благую весть еще много веков, какой тогда смысл спрашивать, хочет ли Бог или не хочет смерти грешников по всему лицу земли? Но когда Евангелие уже достигло языческих народов, когда благовестник станет призывать их оставить идолопоклонство, оставить свои грехи и склониться перед Христом, можно ли тогда сказать, что Бог не хочет, чтобы язычник оставался в своем греховном состоянии? Ведь Бог захотел, чтобы миссионер приехал, и тот приехал.

Очевидно, что Бог по своей воле определяет судьбы людей. Например, Он «…возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению…» (Мал.1:2-3). В Новом Завете можно найти более интересные подробности (Рим.9:11-13). Еще до рождения Бог определил отношение к каждому из братьев, когда они еще ничего не могли сделать. Некоторые эти места толкуют так, что  Бог одного любил больше, а другого меньше. Странное толкование, принимая во внимание, что слово «возненавидел» означает «гнушаться, питать отвращение». Если посмотреть в Новом Завете, в каком смысле применяется данное слово, то можно увидеть, что оно имеет только отрицательное отношение к кому-либо. Хотя, есть исключение – Лк.14:26, где говорится, скорее всего, о сравнении любви к Христу и любви к родителям. (Кстати, именно на последней аналогии ошибочно определяется значение слова в Рим.9:13, игнорируя большинство других применений слова «возненавидел»). Разве не является ненависть к Исаву предопределением к проклятию?
 Можно увидеть в Писании удивительные места, свидетельствующие о том, что Бог не просто позволяет людям грешить, но и разжигает в них уже имеющуюся греховность. Рассмотрим некоторые из них…

В книге Исход с 7-й по 14-ю главы описывается, что Господь ожесточил сердце фараона. Но, поскольку в книге Исход упоминается, что сам фараон ожесточает свое сердце, либо то, что сердце фараоново ожесточилось, многие приписывают факт ожесточения сердца не прямому действию Бога, а тому, что Бог позволил сердцу ожесточиться. Однако, данное событие комментируется в Послании к римлянам и делается интересный вывод. «Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9:17-18). Здесь не говорится: «Кого хочет - милует, а кого хочет -  не милует», но именно «ожесточает». То есть, Бог совершает два активных действия: милость и ожесточение. Таким образом, Бог активными действиями ожесточил сердце фараона, чтобы имя Божье было проповедано.
Данный пример с фараоном приведен как иллюстрация для парадоксальной для человека идеи. «Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» Другими словами: «Почему Бог обвиняет, если Он же и ожесточает?» Человеческая логика не в силах сопоставить два факта – Бог ожесточает и Бог же обвиняет, а потому дается ответ, который и не пытается сопоставить два этих факта: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Данный ответ похож на ответ Бога, который дан в книге Иов: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов 38:2)). Бог властен над своим творение, чтобы сделать одних для почетного употребления (то есть явить Свою милость), других для низкого употребления (то есть показать Свой гнев). Слово «низкий» переведено с греческого слова «непочтение», означающее «бесчестье, бесславие, стыд». Думаю, что под сосудами для низкого употребления следует считать именно неверующих, а не слабых христиан,  так как в стихах с 18 по 23 очевидно противопоставление: «милует – ожесточает», «показать гнев – явить богатство славы», «приготовил к славе – приготовил к погибели», «сосуд для почетного употребления – сосуд для низкого употребления».

Таким образом, Бог имеет власть предназначить одних людей для почетного употребления, чтобы явить им Свою милость и богатство славы, других же людей –  для низкого употребления, чтобы показать Свой гнев. Разве это не предопределение одних людей к славе небес, а других к погибели?!
Бог ожесточал не только сердце фараона, но и других царей. «Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою [землю], потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как [это видно] ныне». (Втор.2:30). «Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования…» (Нав.11:20). Удивительно, что от Бога исходило ожесточение сердец врагов Израиля, чтобы за это они же и были преданы заклятию. Бог так же властен для своих судов использовать другие народы, а затем впоследствии их же и судить (см. Ис.10:15, Иер.51:20-24). Бог посылает ложное слово в уста нечестивых пророков, и Сам же и производит над ними суд  (2Пар.18:18-22, 3Ц.22:19-23) , и это справедливо, ведь сам Бог ясно написал, как поступать с лжепророками (см. Втор.13 гл.). Бог решил предать смерти негодных священников – сыновей Илии (1Цар.2 глава). И это справедливо, поскольку в этой главе описывается, насколько нечестиво они поступали. Вызывает удивление то, что причина, по которой они не слушали голоса своего отца Илия, кроется не в состоянии их порочного сердца, а в том, что «…Господь решил уже предать их смерти» (2:25). Более нет смысла за них молиться, призывать их к покаянию, все Богом уже определено. Но остаются вопросы без ответа. Когда именно Бог решил предать их смерти? После какого-то определенного случая? После пребывания в грехе в течение нескольких лет? Может, с момента рождения, или же еще прежде создания мира? Можно ли предположить, что Господь с момента рождения не думал предавать их смерти, но решил посмотреть на их поведение, а потом уже, когда чаша Божьего терпения переполнилась, Он принял справедливое решение убить их?
Бог возбуждает грех в сердцах не только явных нечестивцев, но и в сердцах Израильских царей. «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар.16:14). «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» (2Цар. 24:1) и то же событие описано в другом месте: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). В данных событиях наверняка Бог не напрямую действовал в сердцах царей, а через сатану, но видно из текста, что неправедное поведение царей исходило от… Бога. Как такое может быть?
Из послания Иакова нам известно, что Бог не искушает никого злом (Иак.1:13), как же совместить то, что сказал Иаков с тем, что мы прочитали про Давида? Есть такое объяснение, что Бог может полновластно использовать сатану для достижения своих целей, Он допустил сатане искушать Давида. Но данное объяснение создает другие вопросы. Бог допустил или пожелал? Если допустил, но не пожелал, тогда данное событие произошло не по Его воле, а если допустил и пожелал, тогда Он и предопределил (как и предопределяет все события). Возможны еще вопросы… Бог предвидел или предопределил согрешение Давида? Если только предвидел, тогда почему Он одни события предопределяет, а другие предвидит? Кто же тогда предопределяет некоторые события, если Бог их только предвидит?
То, что Бог предопределил данное неправильное действие Давида, можно понять, прочитав 138-й псалом, где есть такие слова (того же Давида): «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Важно обратить внимание на запись, сделанную в книге жизни Давида. Кто эту запись сделал? Некоторые скажут, что сам Давид, живя на земле, принимая правильные и неправильные решения, написал собственную книгу жизни, Бог лишь предвидел его жизнь. Данное мнение неверно потому, что книга жизни Давида не его собственная, а Бога («…в Твоей книге записаны все дни…»), а так же потому, что в 13-м стихе мы читаем, что Бог сотворил Давида в утробе («Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей»), а, поскольку Бог сотворил плоть Давида и Бог имеет книгу жизни, следовательно, Бог и предопределил всю жизнь Давида. 

Можно так же предположить, что Бог использовал несовершенство Давида и направил его грех по нужному для Него пути. Отчасти мы можем узнать, как действует Бог через сатану прочитав книгу Иова. Интересно то, что инициатором разговора о непорочном Иове стал именно Бог, а не сатана. Бог позволил (можно сказать – приказал) сатане действовать, четко определив ему границы: «Все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов1:12). Во второй главе мы узнаем, что инициатором второго разговора опять стал Бог, а не сатана. И снова -  приказ сатане, четко определяя границы действия: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2:6). Исходя из этой истории, очевиден такой вывод – Бог не просто допустил сатане действовать, Он пожелал, чтобы так случилось.
Корректно ли проецировать принцип взаимодействия Бога и сатаны, взятый из примера про Иова, на события, связанные с грехом Давида? Можно ли сказать, что в предвечном замысле Бог пожелал, чтобы Давид согрешил, использовав при этом сатану? Однозначно - да. Мы не знаем, предполагал ли Давид, что Бог использовал сатану (как знал автор книги Иова про разговор Бога с сатаной или как знал пророк Михей, видя, как Бог использовал «ложного духа» в 2Пар.18:20), одно известно точно – Давид не перекладывал своей вины на действия Бога, которые Он определил в Своем предвечном плане -  «Весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно» (1Пар.21:8). Необъяснимое событие можно прочесть дальше. Бог справедливо судит решение Давида о переписи населения и наказывает народ, послав какую-то болезнь и убив 70 тысяч человек (1Пар.21:7-14). Коснулась ли болезнь только грешников из израильского народа (тогда можно сказать, что Бог заодно наказал и нечестивых людей), либо всех без разбора? Об этом не говорится, но можно предположить, что в это число входили и праведники, так как они тоже болеют и страдают наряду с нечестивцами. Удивительно, но Бог судит за неправильное решение, которое Сам же инициировал.
Можно предположить, что Бог использовал греховность царей (как бы дистанцируясь от них), чтобы исполнить свои замыслы. Но это предположение не убедительно в отношении Давида, потому что незадолго до этой несчастной переписи населения мы читаем, что последнее изречение Давида было сказано под водительством Духа Господнего (2Цар.23:1-2). Другими словами, Давид не был под водительством сатаны, чтобы исполнять его замыслы, но был под водительством Бога. То есть, иногда Бог непосредственно Сам направлял Давида, а иногда использовал сатану для достижения Своих же предвечных замыслов.

Итак, Бог действует, как Ему угодно и  как Он пожелает, ожесточая сердца людей, справедливо наказывая грехи, при этом оставаясь Святым. Его предопределение касается абсолютно всего. И то, что Он позволяет людям впадать в грех и проклятие, Он и предопределяет. Утверждение, что Бог лишь допустил, но не повелел, само по себе неправдоподобно. По сути, слова «допускает», «желает», «предопределяет» имеют схожее значение. Божье провидение распространяется и на сами творения, и на все дела творения, в противном случае творения были бы независимыми в своих действиях и Бог тогда не был бы первопричиной всего.
«…предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела», «…предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным», «…предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим.1глава). Другими словами, из-за того, что люди отказались поклониться Творцу и прославить Его, Он усугубил положение грешников, предав их дополнительному греху, как я понял, – гомосексуализму. То есть, изначально грешники были повинны в одном грехе – идолопоклонстве, затем стали повинны еще в одном, за который справедливый Судья их накажет дополнительно (см. Откр.21:12). Выходит так, что Бог их накажет еще и за то, чему Он же и предал.  Слово «предал» всегда используется как активное действие над кем-либо. Можно предположить, что Бог использует для данного действия какие-либо обстоятельства, либо сатану, либо существующее в мире зло. Как бы там ни было, одно ясно, что инициатором данного действия является Бог. Почему же Бог не дал духа покаяния грешникам, но предал их другим грехам? Можно ли сказать, что Бог предопределил грешников быть повинным еще в одном грехе, за который назначено еще одно наказание?
«И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,  да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес.2:10-12). И здесь мы видим, что за непринятие духа истины Бог посылает действие заблуждения, а затем Сам же и накажет за неверие . Но ведь Сам же Бог и дает способность поверить истине, а человек своим разумом не способен увидеть ее. За что же еще обвинять человека? Это схоже с историей, описанной в книге Царств, где Бог использовал лживого духа для достижения Своих целей (3Цар.22:19-23). Слово «пошлет» означает активное действие Бога, что можно проверить из его использования в Новом Завете.  И снова видно, что инициатором данного действия является Бог. И здесь спрошу: почему Бог не открыл людям истину, но осудил за то, что те не приняли истину? Можно ли сказать, что Бог предопределил грешников быть повинными еще в одном грехе, за который назначено еще одно наказание?

«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуда 4). Греческое слово, переведенное как «предназначенные», означает «предначертать, предписывать». Очевидно, что здесь говорится о том, что заранее было решено и предписано Всевышним Богом,  что некоторые люди будут осуждены за неверие. Важно обратить внимание на то, что речь идет не о том, что предназначено наказание для нечестивцев, а о том, что  предназначены некоторые  люди к осуждению . Эти люди отвергали владычество Иисуса Христа, за что и были осуждены. Но кто дает откровение людям об Иисусе Христе, как не Сам Бог (см. Мф.16:17; Лк.10:22; Ин.17:6)? Выходит, что они будут осуждены за то, что не получат откровение о Христе свыше? Важно отметить, что эти нечестивцы по справедливости будут осуждены, ведь они в какой-то мере познали благодать Господа Иисуса Христа, а, познав, отвергали и извращали. Разве это не предопределение некоторых к погибели?

«…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11:25, см. так же Лк.10:21). Другими словами, Бог пожелал утаить от некоторых людей истину об Иисусе Христе. Более того, Иисус был рад тому, что Отец от одних утаил, другим же открыл. Примечательно то, что не сказано: «одним открыл, другим не открыл», но «одним открыл, от других утаил». Применение слова «утаил», например, в Мф.25:18, дает основания полагать, что Бог действовал активно, когда утаивал от некоторых людей истину. Почему же Бог не просто «не открыл», а именно «утаил» ? Разве это не предопределение некоторых к погибели?

«…никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин.17:12). Предопределен ли был Иуда, чтобы предать Иисуса Христа? Да, предопределен, ответ в самом тексте. Была ли у него возможность покаяться? Нет, тогда нарушилось бы Писание. Предопределение Иуды к погибели – это частный случай или закономерный? Вопрос остается открытым.

Почему же в Писании более говорится об избрании к спасению, нежели об избрании к погибели? Можно попытаться ответить на эти вопросы.
Во-первых, избрание к спасению более величественно, более прекрасно, более возвышенно, хотя бы потому, что «милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Хотя нельзя принижать значимость справедливого Божьего суда, не стоит забывать, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:3), а так же «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3). Не сказано, что «Бог есть справедливость» или «Бог есть суд». То есть такие качества Бога как святость и любовь являются теми качествами, которые Бог желает открыть в большей степени. Только избранные к спасению с восхищением познают, что Бог Свят, что Бог есть любовь.

Во-вторых, все места в Писании, говорящие о безусловном избрании, о сохранении спасения написаны в утешение христианам, которые избраны к спасению. Читая и понимая слова об избрании, христиане ободряются, духовно укрепляются, у них появляется желание жить свято не из страха потерять спасение, а из желания угодить любящему их Богу. Неверующих же, сосудов гнева, приготовленных к погибели, не утешат никакие истины о справедливом и милующем Боге.

В-третьих, смотря на жизнь человека, можно с высокой долей вероятности понять, что он христианин, то есть избранный к спасению. Павел, Петр, Иоанн, называя других избранными, были уверены в их избрании, видя их долгую, верную Господу, благочестивую жизнь. Про неверующего же никто из людей не скажет, к чему же тот избран – к спасению либо к погибели. Как пишет Сперджен в одной из проповеди: «Мы, смиренные подражатели Господа Иисуса Христа, обязаны поддерживать всякого человека, если видим хотя бы какую-нибудь надежду для него. Когда мы видим блудного сына, обращающего взор к отчему дому, мы должны сразу же предложить ему помощь, чтобы направить его неуверенные шаги на правильный путь». Возможно, неверующий никогда не возродится, а возможно, он родится свыше незадолго до своей смерти, даже если никто из людей об этом никогда не узнает. Следовательно, упрекать неверующих людей в том, что они предопределены к погибели, мы не в праве, но мы все же обязаны молиться за всех людей, пока существует надежда для них.

В итоге скажу, что очевиден тот факт, что Бог избирает людей не только к спасению, но и к погибели. Я не преследовал цель постигнуть тайну предопределения, поскольку это превыше нашего разумения. И в моем эссе осталось много вопросов, на которые сложно дать ответ. Понимая, что имеет место предопределение и к спасению, и к погибели, я убежден, что нужно видеть причину проклятия в испорченной природе человека, где она очевидна для нас, нежели искать ее в Божьем предопределении, где она глубоко сокрыта и совершенно непостижима. В заключение процитирую «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина: «Если мы пытаемся проникнуть в тайну предвечного решения Бога, она станет бездной, которая поглотит нас».