1. Портрет кисти А.Г. Варнека. Х.м. 45х37. 1802-1804. Литературный музей Пушкинского Дома Российской Академии наук, Санкт-Петербург.
2. Фрагмент портрета кисти О.А. Кипренского. Х.м. 76х62. Не позднее 1816. Государственная Третьяковская галерея.
Будущий академик Петербургской академии наук Востоков Александр Христофорович (16.03.1781– 08.02.1864) , филолог, член Российской Академии, был незаконным сыном барона Л.Х. Остен-Сакена. Родился он в Аренсбурге, на острове Эзеле, и первоначальный разговорный язык его был немецкий; но уже семи лет, воспитываясь в Ревеле у майорши Трейблут, он знал по-русски и слушал сказки гарнизонного сержанта Савелия. Около 1788 года мальчик был отдан в петербургский сухопутный шляхетский корпус, где воспитывался до 1794 года. Обучаясь здесь, он совершенно обрусел и уже 13-ти лет отроду писал стихи.
Александр выказал большие способности, но ему мешал природный недостаток – заикание. По этой причине, начальство перевело его в 1794 году в Императорскую академию художеств (ИАХ), где он учился шесть лет в архитектурном классе и выучил французский язык. В 1800 году Востоков, окончив курс обучения в ИАХ, был оставлен здесь же пансионером на три года. Но его совершенно не привлекало искусство; он предался литературе и в 1801 году, будучи формально пансионером, стал деятельным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, основанного близкими ему молодыми людьми.
В журналах этого общества появились его первые литературные и научные труды. Они не представляли ничего замечательного, и в художественном отношении были слабыми. Невелико значение и критических статей Востокова, которые он писал в качестве «цензора» Общества. Следует заметить, что контактируя в эти годы с Обществом словесности, Александр, являясь пансионером ИАХ, преследовал свои личные цели и, по существу, злоупотреблял своим положением. Тем не менее, добрые отношения с Академией художеств, как показал один найденный автором миниатюры документ (см. ниже) продолжали сохраняться и в последующие годы, когда он уже просто считался одним из ее выпускников.
В 1803 году «стажировка» Востокова при Академии в качестве пансионера ИАХ безрезультатно завершилась, и он был назначен помощником библиотекаря в Академию художеств, где, начиная с этого года, стал заниматься главным делом всей своей жизни – изучением памятников древнерусского и церковно-славянских языков. Тихая работа помощника библиотекаря явно способствовала в это время его занятиям. Тем временем, деньги на «хлеб насущный» нужно было зарабатывать, и поэтому выпускник ИАХ в 1804 году поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов.
Подводя итог десятилетнего нахождения Востокова в стенах Академии, можно констатировать, что, он, не став архитектором, нашел за время учебы здесь свое призвание, в основе которого была его любовь к русскому языку и его стремление найти и объяснить законы русской грамматики. Работая в последующие годы в разных государственных учреждениях, он на самом деле всю свою жизнь посвящает проблемам изучения истории и грамматики русского языка. В 1811 году, проработав семь лет переводчиком в Комиссии составления законов, Востоков был назначен переводчиком в герольдию. В 1815 году он стал помощником хранителя в Императорской Публичной библиотеки, а в 1818 году – старшим помощником секретаря при директоре департамента духовных дел. За это время призвание Востокова, как филолога, полностью определилось.
Так в 1805 – 1806 гг. он опубликовал «Опыты, лирические и другие мелкие сочинения в стихах», а в 1808 году добавил к «Краткому руководству к российской словесности» И.М. Борна несколько примечаний. В 1810 году прочитал в Обществе любителей словесности свой перевод примечаний Добровского на рассуждения Шлецера о старославянском языке, снабженный собственными примечаниями. Затем в «Петербургском Вестнике» за 1812 год им был опубликован «Опыт о русском стихосложении», вышедший впоследствии отдельной книгой в 1817 году. Этот труд считается оригинальным потому, что здесь филолог впервые совершенно верно определил размер, т. е. ударения в народном стихе.
В 1820 году появился труд Востокова «Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка», который дал ему европейскую известность. В нем автор указал хронологическое место памятников церковно-славянского языка, определил его отличие от древнерусского языка, указал значение носовых и глухих гласных. В нем он обосновал также употребление твердых гласных после гортанных, присутствие юсов в польском языке, объяснил образование окончаний в прилагательных и обнаружил в церковно-славянском языке отсутствие деепричастий. В этом же году Востоков А.Х. стал членом Российской Академии[1].
Подготовив приведенную выше биографическую заметку за период жизни Александра Востокова, когда были выполнены два приложенных к миниатюре его портрета, хочу заметить, что еще приступив к ее написанию, открыл в интернете хорошо известный и доступный в настоящее время справочник с названием: «Кондаков Сергей Николаевич (1868–1940). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 / Сост. С.Н. Кондаков». Данным справочником пользовался до этого многократно, и всегда находил в нем сведения об учениках Академии художеств за многие годы.
Поэтому и сейчас, стал листать страницы Справочника с фамилиями, начинающимися на букву «В», но никакой информации об ученике ИАХ Востокове Александре Христофоровиче не встретил. Озадаченный, стал придумывать версии, объясняющие этот факт. Предполагал даже, что в какой-то момент времени ученик Востоков, поняв, что архитектура не является его поприщем, просто перестал посещать классы.
А что если при приеме в Академию Александр Востоков не сразу сменил фамилию (?), подумалось однажды мне, в результате чего выполнил поиск на букву «О». И сразу же нашел ученика с фамилией Останек! (См. ниже).
«Останек (он же Востоков), Александр Христофорович (1781– 1864). Воспитанник Академии художеств. Пенсионер П.П Чекалевского. Получил медали: в 1798 г.– 2-я серебряная медаль; в 1800 г.–1-я серебряная медаль, 2-я золотая «по задаче, представляющей зверинец». В том же году получил аттестат 1 степени со шпагой и оставлен пенсионером при Академии художеств. В 1803 г. определен помощником библиотекаря Академии художеств; в 1804 г. уволен от этой должности. Филолог; член Академии наук».
Оказалось, что чисто формально сведения о воспитаннике Востокове вполне соответствуют «уровню ученика-хорошиста», а все даты учебы соответствуют приведенным выше в первой части настоящей миниатюры. Обращая внимание на этот «штрих», замечу, что в Большой Советской энциклопедии, в Большой Российской энциклопедии и некоторых других первоисточниках указана ошибочная дата (1802 г.) завершения учебы в ИАХ. Учебу в Академии Востоков завершил в 1800 году, после чего три года числился ее пансионером и один год работал помощником библиотекаря.
Помимо этого, в недавно опубликованном Сборнике академических отчетов ИАХ [2] нашел еще одну любопытную крупицу информации о контактах Востокова с Академией художеств уже после окончания его учебы. Так, знакомясь в указанном Сборнике с ежегодными академическими отчетами за период с 1800 по 1815 годы, встретил упоминание имени Востокова в отчете за 1806 г., когда выпускник ИАХ уже работал переводчиком в Комиссии по составлению законов.
Замечу, что в предыдущей миниатюре, в которой речь шла об организаторе Арзамасской школы, художнике А.В. Ступине, учившемся в ИАХ недолго, число подобных упоминаний его имени в сборнике [2] достигло 12-ти, а число упоминаний имени Александра Варнека – 49-ти. И помещение подобной информации в академических отчетах являлось, по существу, их основным предназначением. Однако когда связи того или иного выпускника с Академией уже не было, информация о нем в отчетах уже не появлялась. В связи с чем же тогда был упомянут на стр. 115 сборника [2] Александр Востоков?
В целом, на предыдущих страницах сборника, начиная со 101-ой, последовательно описывается очередное годичное собрание ИАХ от 1 сентября 1806 года. Так в пункте 1. Описания сообщается о том, какими словами открыл заседание президент Академии, граф А.С. Строганов. Затем цитируется подробно речь конференц-секретаря, д.т.с, кавалера Лабзина <…> .
В п. 12 описывается процедура раздачи выпускаемым ученикам с участием господина президента аттестатов со шпагами, и, наконец, в последнем п.16 сообщается: « Заседание завершено торжественным хором, петым певчими придворной капеллы вместе с инструментальною музыкою на слова бывшего воспитанника Академии Александра Востокова; музыка – сочинение г. почетного члена Д.С. Бортнянского».
Далее приводится текст Гимна, который был написан поэтом А.Х. Востоковым, окончившим ИАХ в 1800 году, а затем занимавшим в ее стенах должность помощника библиотекаря. Это торжественное произведение, как говорится во вступительной статье к Сборнику [2] «прославляет Александра I как монарха, способствовавшего развитию искусства в стране». <…> Такой вот штрих к биографии выпускника ИАХ, ставшего в последующие годы членом двух академий, я решил привести в настоящей заметке.
Сообщив биографические сведения о выпускнике ИАХ Александре Востокове, переключусь на два его ранних портрета, приложенных к миниатюре.
Известие о первом из данных портретов появилось впервые в опубликованном в 1839 году списке Каменского, который был надиктован критику самим художником А.Г. Варнеком [3]. Соответствующая строка в списке выглядит так: « … портрет Александра Христофоровича Востокова в молодых летах, находится у г-на Иванова; …».
В следующей строке списка дается информация об очередном портрете работы А. Варнека с изображением формовального мастера г-на Иванова, и в результате небольшого интернет-исследования находим, что:
«Иванов Михаил Иванович (1774-1848), принятый в Императорскую академию художеств из Воспитательного дома в 1779 году, 20 июня 1794 года был выпущен подмастерьем "формовального дела" с определением в формовальную мастерскую, а 27 июня 1799 г. утвержден мастером. Занимаясь главным образом отливкой гипсов и исправлением форм для воспроизведения античных фигур и бюстов, он и сам лепил бюсты, некоторые из которых появлялись на академических выставках, как например, бюст Державина, по портрету Тончи (1822), Шиллера (1824), императрицы Марии Федоровны, графини Строгановой, Бортнянского и др. (1827); эти работы вызывали похвалы современной критики. (Половцов)».
Любопытно, что Востоков подарил свой самый первый портрет мастеру Иванову, не сохранив его у себя. Но у меня уже давно появилась версия, что Востоков в годы своего пансионерства и работы помощником библиотекаря ИАХ, сдружился с выпускником Ивановым, и близкие отношения друзей юности сохранились, как видно, на всю жизнь.
Как видно, еще один выпускник Академии, художник Варнек, находясь в приятельских отношениях с обоими, подспудно учел это обстоятельство, и, диктуя список своих работ Каменскому, портреты своих друзей назвал один за другим.
Первое упоминание портрета А.Х. Востокова работы Варнека появилось в отечественной литературе в статье искусствоведа М.М. Раковой в 1966 году в списке портретов работы А.Г. Варнека, который, как и список Каменского содержит порядка ста наименований [4]. Данный список Магдалина Михайловна подготовила в результате контактов с музеями, в собрании которых имеются портреты работы Варнека. В данном списке его ранний портрет Востокова (инициалы не указаны) находится под номером 72, и приводятся лишь скупые данные: «Х.,м. 45х37. Музей института русской литературы Академии наук СССР».
Выходит, что об истории бытования данного портрета в период с 1839-1848 по 1966 гг. никаких сведений нет, как и его владельцах портрета после М.И. Иванова. А находился же он где-то в течение более ста лет (?).
Примерно через 20 лет после опубликования списка Раковой, сведения об обсуждаемом раннем портрете А.Х. Востокова появились в монографии В.С. Турчина [5]. Валерий Стефанович, характеризуя самый ранний этап творчества Александра Варнека, пишет на первых страницах монографии: «Особую группу образуют малоформатные портреты А.Г. Варнека, где пространство холста занято в основном изображением лица модели. Такой тип портрета утверждается на рубеже веков и затем часто используется мастерами последующего времени. <…>.
Интересен выбор моделей для большинства ранних малоформатных портретов художника, где представлены Н.И. Уткин, А.В. Ступин, Е.О. Скотников, А.Х. Востоков. Всех их Варнек хорошо знал по совместному обучению в Академии, и, возможно, этих начинающих тогда художников связывали дружеские отношения, сохранявшиеся и позднее. Думается, что Варнек дарил эти портреты моделям на память о себе перед разлукой, ведь <…> самому портретисту предстояло на долгие годы покинуть родину. Обычай такого рода бытовал в среде художников».
В монографии В.С. Турчина на стр. 111 приводится маленькая репродукция портрета Востокова (черно-белое изображение), к которой приложены элементы биографии портретируемого (с двумя опечатками в датах), приводится датировка (1802-1804) и сообщается местонахождение портрета: «Музей института русской литературы АН СССР (№172567). В настоящее время портрет передан на временное хранение в ГЭ».
Что касается датировки, то она приводится автором, по-видимому, просто на основании знания биографических данных Варнека. Что касается местонахождения портрета в настоящее время, то у автора миниатюры имеются основания считать, что он давным-давно вернулся из ГЭ в музей, указанный выше. (См. сайт «Воскресный день», страница Варнека).
Переключимся теперь на второй портрет, приложенный к миниатюре (точнее, на фрагмент портрета). Как следует из Каталога ГТГ, данный (не оконченный) портрет А.Х. Востокова (со знаком вопроса) находится в собрании ГТГ с 1940 года (приобретен у Е.В. Ляпуновой). Подробные биографии коллекционеров Боткиных и Ляпуновых, владельцев портрета до его поступления в ГТГ, даны в Словаре коллекционеров Банникова А.П. и Сапожникова С.А. [7], но использовать эти сведения автору миниатюры не удалось.
Поэтому могу сообщить лишь о некоторых своих суждения о самом портрете и аннотации к нему, приведенной в [6]. Прежде всего, обратил внимание на то, что в аннотации автором портрета однозначно считается Кипренский, но нет ни одного обоснования в пользу его авторства (надписи на самом портрете или комментариев специалистов). Сообщается лишь, что «Технико-технологическое исследование портрета, проведенное в 1981 году, позволяет датировать портрет первой половиной 1810-х, до отъезда Кипренского в 1816 г. за границу».
Думаю, что фраза о том, что проведенное исследование подтверждает «руку мастера, его манеру и стиль» в данном случае не помешало бы добавить к аннотации. Мне, например, показалось, что данный портрет является каким-то нетипичным и чересчур темным в галерее портретов Киапенского. Единственным похожим по тону написанию портрету в этой галерее является портрет М.М, Черкасова, также выпускника ИАХ, и также находящийся в собрании ГТГ.
Но если принять указанную датировку (до 1816 г.) и сопоставить ее с этапами жизни А.Х. Востокова, то можно прийти к заключению, что запечатлен будущий академик на данном портрете, скорее всего в 1815, 1816 гг., когда он был принят на работу в Императорскую публичную библиотеку. Вероятно, и запечатлел его художник на портрете в одной из темных комнат данной библиотеки с огромной папкой с бумагами в левой руке и драгоценным кольцом на мизинце. (Возможно, место сеанса и определило столь темный колорит самой картины).
В заключение отмечу лишь то, что сопоставление фрагмента обсуждаемого портрета и более раннего портрета А.Х. Востокова работы Варнека позволяет увидеть элементы сходства двух изображений, чему способствует почти одинаковый поворот головы модели. Сходство обнаруживается, прежде всего, в пропорциях самого лица, горбинке на правой брови и в рисунке губ модели. Помехой при таком сравнении являются совершенно разные прически, а также то, что чуть более сильный поворот головы модели на портрете из ГТГ «устраняет» некоторую «курносость» модели. Она заметна на раннем портрете работы Варнека и обнаружится на более поздних портретах А.Х. Востокова (см. две последующие миниатюры).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Биографическая заметка А.Х. Востокова подготовлена на основании материалов, помещенных в шести энциклопедиях, биографическом словаре «Знаменитые люди Санкт-Петербурга, 2002 г.» (авторы В.Д. Доценко и В.Ф. Миронов) и в Каталоге ГТГ.
2. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
3. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
4. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
5. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
6. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. с.31. Издательство «Скарнус». М. 2005.
7. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с.
25 марта 2021 г.