Россия в войне с Наполеоном ч. 49

Николай Мринский
В первых числах января 1814 г. австро-прусско-русские войска с присоединившимися корпусами немецких государств, вторглись во Францию с целью свержения Наполеона. Несмотря на 2-кратное превосходство союзных сил над войсками Наполеона из-за несогласованности действий союзников и политических разногласий в их рядах первое наступление на Париж провалилось. Ген. от кавалерии Платов с 26 полками находился в составе армии фельдмаршала Шварценберга, которая в конце 1813 г. также перейдя Рейн, вступила в пределы Франции. 16 января 1814 г. атаман М.И. Платов занял г. Оксон, захватив при этом более сотни пленных. В ходе шестидневной кампании 9-14 февраля Наполеон по частям разгромил Силезскую армию прусского фельдмаршала Блюхера. После этого при Мормане и Монтро Наполеон с успехом атаковал и разбил передовые корпуса Главной армии союзников под началом австрийского фельдмаршала Шварценберга. Так началась кампания 1814 г., которая, по мнению многих исследователей, стала одной из лучших для Наполеона с точки зрения военного искусства. С небольшой армией, значительную часть которой составляли новобранцы, Бонапарт, умело маневрируя, смог в течение двух месяцев сдерживать натиск союзников и бить их поодиночке, как лев. Основные боевые действия этой кампании развернулись в бассейне рек Марны и Сены. Успешные действия Наполеона в январе - феврале объяснялись не только полководческими дарованиями, но и разладом в стане союзников, не имевших единого мнения насчёт дальнейших действий. Если Россия и Пруссия стремились покончить с Бонапартом, то Англия и Австрия склонялись к компромиссу. Так, Австрия фактически достигла целей войны - вытеснения французов из Германии и Италии.

Полный разгром Наполеона не входил в планы венского кабинета, который нуждался в наполеоновской Франции для сдерживания роста влияния Пруссии и России. Значение имели и династические связи - дочь австрийского императора Мария-Луиза была замужем за Бонапартом. Англия тоже не желала сокрушения Франции, так как была заинтересована в сохранении баланса сил на континенте. Лондон видел в Париже возможного союзника в будущей борьбе против набиравшей силу России. Подобный политический расклад предопределил ход боевых действий со стороны союзников. Так, прусский военачальник Блюхер действовал, пусть не всегда умело, но всё же решительно. Австрийский фельдмаршал Шварценберг не проявлял почти никакой активности и фактически предоставил Наполеону свободу маневра. Не случайно основные бои развернулись между Наполеоном и Блюхером. Параллельно боевым действиям шёл мирный конгресс в Шатильоне, на котором союзники пытались склонить французского императора к мирному разрешению конфликта. Но тот всё же предпочитал добиваться мира не за столом переговоров, а на поле брани. В сражениях на территории Франции Наполеон чаще союзников одерживал победы, оно и понятно - теперь французы сражались за свою землю, но ни одна из них не стала решительной из-за численного превосходства союзных армий. В январе Наполеон атаковал шедшую в авангарде союзных сил армию прусского фельдмаршала Блюхера и нанёс ей 17 января 1814 г. чувствительный удар при Бриенне, что в 200 км юго-восточнее Парижа. Несмотря на то, что в этом сражении Наполеон едва не попал в плен (ему пришлось самому отбиваться шпагой от казаков), никто не мог с уверенностью назвать себя победителем.

Блюхер отошёл на соединение со Шварценбергом. Через три дня австрийцы, пруссаки и русский корпус Барклая нанесли тяжелое поражение отборным войскам французов у Ла-Ротьера и принудили их отступить к Труа. Ген. от инфантерии Барклай де Толли за победу при Бриенне получает Золотое оружие - шпагу с алмазными лаврами и надписью - «За 20 января 1814 года». Сразу после победы при Монтро Наполеон двинулся к Мери с намерением форсировать Сену и выйти на коммуникации Главной армии союзников, отступившей к Труа. Однако 22 февраля он обнаружил на другом берегу армию Блюхера, оправившуюся от поражений. Наполеон не решился атаковать объединённые силы союзников, которые в 2 раза превосходили войска в его распоряжении. Несмотря на значительное превосходство, Шварценберг приказал оставить Труа и отступить в Бар-сюр-Об и Бар-сюр-Сен. Блюхер, возмущённый этим решением, обратился к русскому царю и прусскому королю, находившимся при Главной армии, и получил разрешение на самостоятельные действия. Союзные армии поменялись функциями: до того вспомогательная армия Блюхера теперь должна была вести наступательные действия, а Главная армия Шварценберга отвлекать и распылять французские силы. На усиление Блюхера были направлены русский корпус Винцингероде и прусский Бюлова из Северной союзной армии Бернадота, вяло действовавшей на вспомогательном направлении на севере Европы. После этих боев у союзников состоялся военный совет, на котором они разделили свои силы. Армия Блюхера должна была наступать в долине Марны. Южнее, в долине Сены, планировалось наступление главной армии Шварценберга. Этим тут же воспользовался получивший к тому времени подкрепления Наполеон, который ещё надеялся в нескольких сражениях разбить по очереди союзные войска. Он бился с отчаянным мужеством раненого льва. Французы, которых он вёл в бой одерживали отдельные победы, однако союзники неудержимо продвигались к Парижу. В ночь на 24 февраля Блюхер оставил Мери.

Вместо движения на север навстречу подкреплениям, он направился на северо-запад, рассчитывая разбить разделённые слабые заслоны маршалов Мармона и Мортье. 27 февраля Блюхер подошёл к Лаферте-су-Жуар (75 км восточнее Парижа) на Марне, где встретил маршалов, успевших объединиться и организованно отступить к Мо. Наполеон занял Труа 23 февраля, но, узнав о выдвижении Блюхера, решил организовать его преследование как наиболее опасного и активного противника. Убедившись в пассивности Шварценберга, Наполеон оставил против него, возле городов Бар-сюр-Об и Бар-сюр-Сен, немногочисленные войска маршалов Удино, Макдональда и ген. Жерара, всего 30-40 тыс. солдат, а сам 27 февраля с примерно 30 тыс. тайно двинулся из Труа к Лаферте-су-Жуар в тыл к Блюхеру. С 29 января по 2 февраля Бонапарт одержал ряд последовательных ярких побед (при Шампобере, Монмирае, Шато-Тьери и Вошане) над русско-прусскими корпусами, которых стратегическая фантазия Блюхера разбросала поодиночке в долине Марны. Блюхер потерял треть армии и оказался на грани полного разгрома. Это был пик успехов Наполеона в 1814 г. По мнению современников, он превзошёл самого себя в почти безнадежной ситуации. Успех Наполеона смутил союзников. Шварценберг тут же предложил заключить перемирие. Но вдохновленный пятью днями побед французский император отверг весьма умеренные предложения союзников. Он говорил, что «нашёл свои сапоги в Итальянской кампании». Союзные монархи, опасаясь за участь армии Блюхера, вынудили Шварценберга перейти хотя бы в частичное наступление. 27 февраля союзные войска отбросили заслон маршала Удино за р. Об (сражение при Бар-сюр-Обе), а затем его с Макдональдом за реку Сену, заняв 5 марта город Труа.

После этого главнокомандующий Шварценберг, следуя директивам австрийского кабинета, остановил продвижение, развязав тем самым Наполеону руки для борьбы с Блюхером. 1 марта четыре великие державы, вошедшие в Шестую коалицию, заключили Шомонский трактат (подписанный 9-10 марта), по которому они обязались вести борьбу с Наполеоном до окончательной победы, отказавшись от любых сепаратных переговоров и сделок. Была установлена численность воинских контингентов от каждой из сторон (по 150 тыс. чел.), Англия же взяла на себя финансирование войны, предоставляя союзникам субсидию в 150 тыс. фунтов стерлингов на 1814 год. Было решено, что главной остаётся армия Блюхера. Она вновь уходила на Марну для последующего наступления на Париж. Превосходящему же её по численности войску Шварценберга отводилась второстепенная роль. Узнав о движении Блюхера к Марне, а затем и к Парижу, Наполеон с 35-тысячной армией вновь двинулся навстречу своему главному противнику. Но второй Марнский поход Бонапарта оказался менее удачным, чем первый. После серии неудачных попыток взять Мо штурмом Блюхер узнал о движении Наполеона и начал отступление навстречу двигавшимся подкреплениям. Маршалы Мармон и Мортье перешли в наступление. Впрочем, его успехи объяснялись и бездействием Шварценберга, который получил секретные предписания своего императора не переходить р. Сену. Лишь настойчивость Александра I заставила австрийского командующего предпринять движение вперед. Это и спасло Блюхера от неминуемого разгрома. Узнав о движении Шварценберега в сторону Парижа, Наполеон оставил Блюхера и немедленно выступил навстречу главной армии. Несмотря на своё двойное превосходство, Шварценберг отступил, велев примкнуть к нему и армии Блюхера.

Австрийский фельдмаршал предложил отойти за Рейн, и снова настойчивость русского императора вынудила союзников продолжить боевые действия. 28 февраля Наполеон занял Лаферте-су-Жуар, вытеснив оттуда пруссаков Йорка. Блюхер, отбиваясь от авангарда Наполеона, вдоль реки Урк пошёл на север к Суассону на Эне, где рассчитывал соединиться с корпусами Винцингероде и Бюлова. Русский корпус Винцингероде подходил от Реймса (восточнее Суассона) вдоль левого (или южного) берега Эны, прусский корпус Бюлова шёл от Лаона, то есть находился на противоположном от Блюхера и Винцингероде правом берегу Эны. Единственный ближайший мост через р. Эну находился в Суассоне, где в крепости размещался французский гарнизон из 1500 поляков во главе с ген. Моро. Была ещё переправа в местечке Берри-о-Бак, однако было очевидно, что Наполеон успевал прибыть туда раньше. Союзники, угрожая штурмом, уговорили генерала Моро покинуть 3 марта крепость Суассона с оружием, после чего 4 марта Блюхер перешёл на правый берег Эны, где его армия, соединённая с корпусами Винцингероде и Бюлова, увеличилась вдвое и стала насчитывать по некоторым данным до 109 тыс. солдат. Сдача Суассона позволила союзникам объединить наличные силы перед новым сражением с Наполеоном. Все, и союзники, и французы, придавали сдаче Суассона большое значение. 6 марта Наполеон пересёк Эну выше, в местечке Берри-о-Бак, после потери 5 марта 1200 солдат в неудачной попытке отбить Суассон. В бою особо отличился Донской казачий полк С.Ф. Балабина 2-го. За него высочайшим пожалованием стал орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 3-й ст. Для полковников он был крайне редким отличием.

Продолжение следует в части  50                http://proza.ru/2019/07/16/418