Предатель

Марсель Вафин
  Витьку было лет 8-мь, когда он с родителями поехал в деревню. На целое лето! Да, родители были недолго. Оставили Витька бабушке и дедушке и уехали обратно, в город. Работа у них, видите ли… А у Витька каникулы. И почему родителям не дают каникулы, как всем школьникам? «Неправильно это!»- подумал Витек. Вот бы вместе с папой и мамой целое лето в деревне провести! А так…

   В деревне Витек никого не знал, кроме бабушки с дедушкой, которые каждый год приезжали к ним в город. В основном зимой. Ну, или поздней осенью, когда на улице уже лежал белый снежок. Дед с бабкой привозили мед, рыбу копченую, которая Витьку всегда нравилась. А отец от рыбки к пиву вообще был от счастья на седьмом небе. Дед умел приготовить копченную рыбу. И холодного копчения  и горячего. Витек, конечно, ничего не понимал в искусстве приготовления рыбы, но уплетал ее с большим удовольствием.
   Витек с родителями ехал сначала на поезде, потом на автобусе, а теперь вот на теплоходе. Папа хотел на машине, и Витек с ним был согласен, но мама заупрямилась, сказала, что не готова рисковать всей семьей, и тогда решили ехать на поезде.   Оказалось, что и на поезде было интересно, в автобусе так себе… А вот на теплоходе – это вообще высший пилотаж! Витек никогда на теплоходе не катался!
   На причале Витька с родителями встречали дед с бабкой. Одеты они были не так, как Витек привык их видеть. Дед, обычно, всегда приезжал в костюме, в белой рубашке, и пальто сверху. А бабка в красивом нарядном платье, красивом пальто с меховым воротничком, в хороших сапогах… А тут дет был одет в старые залатанные штаны, заправленные в сапоги, потертую временем рубаху, и курточку, видавшую виды. Бабка немного понарядней, но тоже в ситцевом платьице, в резиновых сапогах, да и куртка сверху, тоже не из магазина.
   Когда теплоход причалил к пристани, все ринулись на выход. Витек тоже хотел побежать, но папа крепко держал его за руку, и тихо проговорил:
- Сейчас все торопыги выскочат, а потом мы. Торопиться некуда. Мы уже приехали.
   Когда большинство народа уже выгрузилось, к выходу направились и Витек с родителями. Витек сразу попал в объятия деда. В его длинные и крепкие руки. Дед его схватил, подбросил вверх, поймал и крепко обнял. И лишь потом передал в объятия бабушке. Бабушка обняла Витька, стала тискать, целовать и качать из стороны в сторону, как младенца, на что Витек сказал:
- Бабуль, я уже большой! Хватит меня укачивать, как ребенка! Поставь меня на землю!
- Конечно, конечно, малыш, ты уже большой! – ответила бабка, поставив Витька на землю.
- Как доехали? -  спросила бабка сына и сноху, и обняла их по очереди.
- Все хорошо! А Витьке так вообще очень все понравилось! – ответила мама.

   Дед после обнимашек подхватил самый большой чемодан и двинулся в сторону дома. Папа хотел отобрать у него чемодан, но дед не отдал.
-Ты там в кабинетах отвык уже от работы, все штаны в кресле протираешь, а мы люди привычные. Нам это труда не составит,-проворчал дед, но мягко и с улыбкой.

- Дед у нас еще крепкий! Пусть несет! – заступилась бабка.

   Дед легкой, пружинистой походкой сразу рванул вперед. Витек побежал следом, но потом возвратился опять, к родителям. С родителями веселее! Да и уедут они скоро… А ему тут целое лето надо  провести. Одному, без родителей… Такая перспектива немного пугала Витька, но, он решил, что справится с ней, как вполне взрослый и самостоятельный мальчик.

   Когда подходили к дому, дед уже сидел на крылечке, успев занести чемодан в дом. Дед сидел и курил. А у его ног лежал пес. Даже не пес еще, а щенок полугодовалый. Щенок был привязан цепью к дому, а рядом с ним была будка. Видимо, в ней он отсиживался в непогоду, и тут ему придется проводить время в зимние холода…
   Пес, увидев незнакомых ему людей, затявкал, как настоящий сторожевой пес. Дед его словами :«Свои, свои», - немного успокоил. А когда все подошли к двери, начал исследовать каждого по одному. Сначала папу. Папа погладил пса, и тот подошел в маме. Мама сначала испугалась, но потом папа, поглаживая пса, сказал маме, что он не кусается, а наоборот, очень даже добродушный. Мама пса погладила. Следующим был Витек. У Витька глаза горели от счастья! Пес! Настоящий! И он будет с ним все лето! Об этом же только можно было мечтать! И ребятам во дворе будет о чем рассказать! Витек сразу обнял пса и прижал к себе. Пес в ответ начал лизать Витька и в нос, и в губы. Облизал все: и щеки, и глаза, и шею… Шею когда облизывал, было очень щекотно, и Витек рассмеялся.
- Ладно, ладно, хватить лизаться, пошли в дом! – сказал дед, и все направились к двери.

   Дом был добротным, деревянным, с резными наличниками, и обшитый деревянными рейками. Все реечки выкрашены цветом «под дерево» и смотрелись, будто вчера их напилили и пригвоздили к дому. Наличники были разноцветными. Но цвета сочетались с «реечками» на доме, и все это выглядело великолепно.
   Первая комната – веранда. Она же - кухня летом. Здесь стояла газовая плита, рядом с которой стоял баллон с газом, стол, 6 стульев, и диван. В следующей комнате стояла печь. Большая, русская печь. В ней и готовить можно было, и пирожки бабка пекла, и супы да каши варила. Зимой. А летом все на веранде. И еще печь отапливала зимой весь дом. В ней был установлен котел, от которого шли трубы по всему дому. А сверху, на печке была лежанка. Там зимой было тепло и комфортно.
   Дом изнутри был тоже обшит деревом. Но уже не такими мелкими рейками, как снаружи, а длинными, на всю высоту. А окрашены тоже под дерево, но более светлым тоном, чем снаружи. Окна были деревянными, двустворчатыми и открывались внутренние – внутрь, а наружные – наружу. Подоконники из мощной доски. Такие не сломаешь…
- Мы с дедом для вас следующую комнату приготовили, – сказала бабка, и открыла дверь в следующую комнату.
   Комната по размерам была такой же, как и предыдущая. Разница была только в том, что в ней не было огромной печки. По середине стояли две кровати, приставленные  друг к другу, получилась, как бы одна, большая. Правее был старый шкаф, а слева - большой комод.  А в уголке, с противоположной стороны, располагался диванчик.
- Это твой диванчик, - сказала бабка, подталкивая Витька к дивану.
   Витек бросил на нее свой рюкзак, и спросил у родителей:

- А можно я на улицу?
   Уж очень не терпелось ему поближе познакомиться с собакой.
- Иди, но только недолго, а то скоро за стол сядем, —вместо родителей сказала бабка.

   Пока Витек играл на улице с псом, мама с бабкой накрыли на стол. Дед вышел позвать Витька кушать:
- Айда, малыш, стол уже накрыт. Кушать будем!
- А можно и пес с нами? - робко спросил Витек.
- Посадить с нами за стол? – шутливо спросил дед.
- Ага! – с надеждой глядя на деда ответил Витек.
   Дед понял, что шутка его не воспринимается и ответил, как отрезал:
- Нет!

   Витек, с понурой головой поплелся в дом, ужинать.
За столом Витек не давал деду покоя:

- Деда, а почему собаку в дом нельзя?

- Потому, что у пса работа такая: на цепи сидеть, и дом охранять!

- А как пса зовут?

-Так и зовут: Пес! Но ты можешь звать его «Дружок». Пусть тебе другом здесь будет.

- А можно я с ним по улице гулять буду?

- Посмотрим…
   После ужина, мама с бабкой начали убирать стол, а папа с дедом вышли на улицу. Дед курить так и не бросил. Курил самосад. Вонючий такой! А Витька отправили спать. Витек сначала артачился, капризничал, но когда дед сказал, что завтра возьмет его на рыбалку вместе с отцом, и даст ему удочку ловить рыб – Витек сразу затих и молча лег в свою постель.
   Утром еще было темно, когда дед разбудил Витька.

- Витюша, малыш, вставай! На рыбалку пора! А то, пока ты спишь, рыба наиграется, комаров наестся и на дно заляжет. Давай, давай, малыш! Поди умойся и за стол. Завтрак там тебя ждет! А я пока пойду скотину выгоню. Ей на пастбище пора.
   Витька долго уговаривать не пришлось. Он тут же подпрыгнул, как пружина, мигом умылся, схватил со стола ватрушку с молоком, и на улицу. На крыльце ватрушку поделил пополам, одну себе, вторую псу. С молоком поступил также. Пол кружки выпил сам, а вторую половину Дружку. Отлил ему в миску, а Дружок сопротивляться не стал. Съел сначала ватрушку, а потом и молоко выпил.
- Дед, а можно Дружок с нами пойдёт?

- Можно! Можешь его отцепить… У ошейника есть «собачка», отщелкни ее , и Дружок будет свободен!

   «Собачка» отщёлкнулась одним движением большого пальца, и пес, радостно лая, стал метаться по двору. А Витек пошел в сарай за дедом.

- Витек, ну-ка выгони овец во двор, а то что-то не слушаются, - сказал дед.

   Витек пошел в глубь сарая, а с ним и пес. Витек начал гнать овец, громко крича, и пес лаем стал помогать выгонять овец. Ловко у них получилось вдвоем!

- Вот, помощнички, так помощнички! Молодцы! И как бы я без вас справился…- хвалил дед Витька. А Витек гладил собаку, благодаря за помощь.
   Овцы и корова вышли за ворота, а там уже стадо целой деревни собралось и двинулось в сторону окраины. Там, за деревней пастбище, на котором пасутся все животные деревни. Травоядные, имею ввиду.
   Папа успел накопать червей, взял хлеба на подкормку, удочки на троих, и вот дед, папа, Витек и Дружок отправились на рыбалку. В чисто мужской компании.
   Когда прибыли на берег реки, папа Витька стал учить, как разбирать удочку, как нанизывать червя, как забрасывать удочку.    Дело не хитрое, Витек очень быстро все освоил. Все трое забросили удочки и стали ждать. Один пес маялся у берега и поглядывал в ту сторону, куда папа Витька бросил подкормку.
   Первым клюнуло у деда. Дед вытащил рыбешку, величиной с ладошку. Потом у Витька клюнуло… Витек напрягся. Как учил отец, он сначала дал рыбе заглотить крючок, потом слегка подсек, и… Вытащил свою первую рыбу! Да, она была чуть меньше, чем у деда. Но это первая! Радости то было! Пес пришел, обнюхал обеих рыбок, и опять убежал к берегу. Крутился Дружок у берега, крутился, и вдруг, встал на задние лапы, и головой нырнул в реку!
- Дружок! - испуганно закричал Витек.
   Через мгновение Дружок выскочил из воды, держа в зубах рыбину, раза в два больше, чем поймал дед. Рыба трепыхалась в зубах у Дружка, но вырваться ей было не суждено. Дружок подбежал к Витьку и услужливо положил рыбину у его ног.
- Молодец, Дружок, молодец!
   Витек погладил Дружка, а рыбу бросил в ведро. Туда, где уже плескались две рыбки, пойманные им и дедом. В общем, пошла, рыбалка! Папа Витька стал таскать одну за одной, дед не отставал. Витек еще успел парочку вытащить, когда дед сказал:
- Все, на сегодня хватит!
- Еще немного, деда? – жалостно попросил Витек.

- Все, баста! Рыбы надо ловить ровно столько, чтобы могли съесть. Куда нам ее? Выбрасывать что ли? Все! Домой! - скомандовал дед.
   Папа показал Витьку, как складывать удочки, Витек сложил, как учили, и дед с папой сложили свои. Папа взял ведро с рыбой, дед удочки и тронулись обратно, домой.
   Дома их уже ждали. Витек начал торопливо рассказывать, как они были на рыбалке, как он поймал рыбу, и как поймал рыбу Дружок. Бабка Витька нахваливала:
- Ах, какой ты у нас молодец! Настоящий рыбак! Вот мама с папой уедут – ты будешь нам рыбу каждый день приносить! Да?

- Да, да. - отвечал Витек.
   Через пару дней родители Витька уехали домой. Когда родители садились на теплоход, Витек держался. Но когда пришли домой, Витек сел на крыльцо и расплакался… Как он, без родителей-то? Кто его теперь будет за ручку водить по полям да лугам? Кто на ночь обнимет, сказки почитает перед сном? И тут подошел Дружок. Облизал Витьку слезы, облизал губы и щеки, радостно виляя хвостом, как бы говоря: Витек, не плачь! У тебя же есть я, твой друг! Витек заулыбался, обнял Дружка, на душе стало намного легче.
   Вот так началась жизнь Витька, впервые без присутствия родителей. По утрам они с Дружком ходили на рыбалку. Не каждое утро, но довольно часто. Днем носились по полям, лесам… Бывало, днем спали в стогу сена… В обнимку, так сказать. Дружок понимал Витька с полуслова, а Витек начал понимать Дружка. Кто -то скажет, что собаки не говорят, на что Витек обязательно возразит, рассказав, как говорят собаки. Ведь они не говорят языком. Они говорят и голосом, и телом. Хвост может рассказывать одно, ушами может говорить другие вещи…  Другие – не в смысле хвост и уши говорят разное, а в смысле одно пес может сказать хвостом, другое ушами. Могут псы говорить и голосом, телом, движением лап. В общем, Витек научился разговаривать с собакой. При этом пес говорил на своем языке, Витек на своем, и при этом оба друг друга понимали.
   А однажды, с Витьком приключилась одна не очень приятная история.
   Шли они с Дружком с рыбалки. И тут навстречу им, к реке, видимо, тоже на рыбалку, направлялись деревенские мальчишки. Витек еще никого не знал в деревне. Родители недавно уехали, деду с бабкой надо было хозяйством заниматься… В общем, самостоятельным был Витек.
   И вот, когда ребята прошли чуть ли невплотную, один из ребят, самый старший, взялся за удочку Витька, и сказал:
- Ну, что, рыбак, нашу рыбу ловишь? Ну-ка, дай, удочку посмотрю!
- Рыба общая…- тихо возразил Витек.

- Деревня наша, значит и рыба наша! Так, пацаны? – спросил мальчишка у своих соратников.

-Так! - сказали пацаны.

- Удочку-то дай! – настаивал мальчишка. При этом он потянул удочку на себя, а Витька попытался оттолкнуть. Но Витек удержался, и удочку не выпустил из рук.
   Дружок, который сначала вилял хвостом, вдруг насторожился. Хвост у него вытянулся, и появился недружелюбный оскал. А когда мальчишка попытался толкнуть Витька во второй раз, зарычал, а потом залаял. И сделал вид, будто бросается на противника Витька. От этого щенка никто такого не ожидал… Мальчишки оторопели и начали тихо сдавать назад. Дружок, увидев маленькую победу, осмелел, и прорычал более грозно, а когда сделал еще один выпад в сторону соперника Витька, то тот отпустил удочку и сказал примирительно:
- Да ладно, мы же пошутили!
   Ребята дальше пошли своей дорогой, Витек с Дружком своей.
Вот так Дружок спас Витька. И так у Витька началась дружба с местными ребятами.
   Это история, как Дружок спас Витька, а еще было, что и Витек спас Дружка. Как это было?
   Пошли два друга на рыбалку. Решили поискать новое место. Вышли на крутой берег, немного дальше от того места, где впервые Витек рыбачил с отцом и дедом. Витек с берега закинул удочку в воду и стал ждать, когда клюнет. Не клевало. Дружок бегал вдоль берега. Ему хотелось к воде. И жажда мучила, да и просто побултыхаться было охота. Бегал, бегал, и… Упал. Витек сначала не придал этому значения. Ну, упал, упал… Выберется! Однако, Дружок, как не пытался выбраться, у него ничего не получалось. Уж больно крутой берег! Дружок греб землю, стоящую почти вертикально перед ним, но взобраться по этой круче у него не получалось. Дружок, видя, что ему не выбраться самостоятельно, начал скулить. Витек понял: просит помощи. А как ему помочь? Прыгать в воду? А вдруг там глубоко? И тогда утонут вместе… А если ничего не сделать, Дружок утонет. Что делать? Витек бросил удило на землю и стал раздеваться. Потом подошел к берегу, и… Прыгнул! Оказалось, воды было не так много. Витьку было по грудь. Витек подошел поближе к берегу и начал выталкивать Дружка. Не получалось… Потом он догадался сесть в воду, лапы Дружка поставить себе на плечи и резко встать! Так его отец учил нырять в воду. А Витек таким образом решил вытолкнуть пса на берег. И, вот, все получилось! Пес на берегу! Как теперь самому вылезти? Витек увидел невдалеке корни некой коряги. По ним он и взобрался на берег. Дружок бегал и радовался их совместному спасению!

  Так по-тихонечку и лето пролетело. В конце лета приехали родители за Витьком. Да, все хорошо, но с другом расставаться не хочется… Дружок еще ничего не подозревал. Ходил возле Витька, по-прежнему виляя хвостом. Предложение Витька о том, чтобы забрать Дружка с собой было категорически отвергнуто обоими родителями. Тон, которым это категоричное «НЕТ» было сказано, не оставлял никакой надежды.
   Пришло время прощания. Дружка посадили на цепь, и Витек с родителями, в сопровождении бабки и деда, отправились на причал к теплоходу. Дружок жалобно заскулил, как бы говоря Витьку: «Ты куда? Мы же с тобой всегда вместе! Мы же с тобой друзья! Не уходи! Не оставляй меня! Как же я без тебя, а ты без меня? Я только с тобой!» Витек все это понял и шел с понурой головой. Родители что-то ему говорили, что-то спрашивали, но Витек ничего не слышал. Друг остался там, в дедовом доме, а он едет домой. А Витек так привык к новому другу… Слезы катились по его щекам. Родителям было некогда возиться с Витьком, и он шел немного отдалившись и от родителей, и от деда с бабкой.
   Теплоход уже стоял у причала. Витек с родителями погрузились на теплоход, он дал прощальный сигнал и начал отчаливать. Вдруг, на горизонте появился Дружок! Он бежал со всех ног. По земле за Дружком волочилась цепь, которой дед привязывал Дружка к дому. Прохожие шарахались в сторону, уступая дорогу Дружку. Уж больно вид у него был решительный… Дружок выбежал на причал и увидел своего друга, отъезжающего на теплоходе. «Ты куда! Я же здесь! Вернись!» Витек в слезах, лишь произнес: «Дружок». Пес решил, что его другу угрожает опасность и его надо спасать! Он с разбегу бросился в воду, и начал грести в сторону теплохода. «Дружок», - всхлипывая, снова произнес Витек… Дружок начал грести еще сильнее. Вот только эта цепь… тянет на дно… «Дружок»,- уже громко ревя, произнес Витек…
Отец подхватил Витька и понес его подальше от этой неожиданно развязавшейся картины…

Витек лишь смог произнести:

Я…, я…, я пре… пре… преда…, я предатель!