Копалька

Юрий Бахаев
Я – энтомолог, изучаю бабочек. И был у меня в 2014-м поход в Якутии, по теме, горах Сунтар-Хаята. Тайга из лиственниц, грунтовка – и вдруг большущая поляна появилась. Шатёр брезентовый, как у военных и геологов был на её краю. Оленеводы-эвены здесь базировались, слышал. Возле шатра стоял один, мужик лет сорока пяти: 
– Э, турист… Заходи в гости!
Вошли в жилище мы, рюкзак я скинул у входа. Оленьи шкуры расстелены на земле вдоль стен, печка-буржуйка стоит, с длинной трубой – вбок, на одеяле лежит на боку другой эвен, дивиди смотрит. Да, аккумуляторы и генераторы у кочевников теперь есть: прогресс.
Познакомился с приглашавшим. Алексей. Второй – Романом представился, и выглядел лет на двадцать. Продолжил на экран плейера-книжки глядеть, а Алексей чайник на портативную газовую плитку поставил, щёлкнул поджигом... И вот сидим мы друг напротив друга на чурбаках за раскладным столом, болтаем.
– Да не турист я, бабочек ловлю. Учёный...
– Э, они, слышал много стоят! – сощурился Алексей в хитрой улыбке.
– Ну, отдельные виды. А я-то наукой занимаюсь!
– Энтомолог, да?
– Он самый. А Вы откуда такое слово знаете?
– Мы, оленеводы, много чего знаем. Видео смотрим, книги читаем. На стойбище, тут недалеко, целая палатка-библиотека у нас есть!
Видел... Шёл два года назад в этой округе - и в палатку, что на на другой поляне была, заглянул. Книги внавал лежали в ней. Решил, что на растопку...
– А Набокова читали? Он, кстати, бабочек собирал.
– «Лолита», да? Читали! Хорошая однако книжка! – засмеялся Алексей.
Помолчали…
– Ты вот что, учёный, оводов нам налови! – встрепенулся он вдруг. – На рыбалку сходим. Хариус на них берёт хорошо…
Ну вышел я из палатки, сачок расчехлил. Оводы носятся-гудят – тьма! Точнее слепни, если по науке, хотя оводы тут тоже встречаются. Махнул пару раз сачком – есть штук двадцать.
Почаёвничал я с Алексеем, а Рома кофе пил, ну хозяйскими хлебом с маслом, долгого хранения, подкрепились – и пошли все на рыбалку. Удочка была у меня одного: раздвижной углепластик, а у эвенов по леске, с поплавком из бутылочной пробки и двумя крючками. Но возле реки из кустов два дрына, пользуемых ими, достали... И вот уже первый хариус летит на берег! Подсёк Алексей. Потом Роман вытащил... Потом я. Некрупные хариусы, но ловились отменно.
Взяли за час полведра. Пошагали домой.
– Олени-то ваши где?.. – спрашиваю.
– Гуляют по этой долине! – говорит Алексей. – Завтра пойдём проверять стадо.
– Не убегают?
– Нет. Забор у нас тут, сплошной – в верхах и внизу.
Тоже его видел: жерди лиственничные, длинные – горизонтально, серый от возраста, но крепкий.
Вошли мы в шатёр. Роман буржуйку стал растапливать, Алексей хариусами занялся. Трёх больших выпотрошил для ухи, а остальных в пакет полиэтиленовый положил – и сапёрную лопатку в руку взял...
– Копальку сделаем! – подмигнул мне, улыбнувшись.
И вышел на улицу. Вслед за ним я двинул, удивлённый весьма...
А он пакет с рыбой в землю закопал.
Копальхен!.. Вспомнил я чукотское слово. Чукчи рыбу и мясо в болото раньше закапывали (говорят, и сейчас иногда…) – через полгода доставали и ели, ферментированное. Бррр… Говорят, туристы травились трупным ядом, кто пробовал, чукчи же – адаптированы к нему. Эвены немного изменили слово, добавив процесс.
– Главное, чтобы ночь тёплой была, тогда копалька к утру получится! – сказал Алексей.
Ночью выходил я два раза по малой нужде из шатра... На улице было нехолодно. Видно, как в сумерках: белая ночь в это время здесь, в середине июня. Завораживала полная её тишина, космы лиственниц, и что-то будто бы затаившееся в глуби леса, на меня глядящее... Нырял обратно в шатёр. Печка потрескивала углями, и на спальнике, положенном на шкуру, раздетым спал.
Утром Алексей внёс в шатёр пакет с тими хариусами. На тарелку стал выкладывать… Пахнуло тухлятиной.
– Будешь? – глянул он на меня ехидно.
– Нет!
– Скандинавы-то кушают!..
Ну да, потчуются они подтухшей рыбой. Но тут запах был посильнее…
Вышел я из шатра. Там Рома стоял и курил.
– Ты-то копальку отведаешь?..
– Не, это старики любят. Отец.
– Поколение пепси?
– Ага.
Алексей появился, сбросил в сторону рыбьи кости с тарелки. Пакет с остатком хариусов опять закопал...
– Самая хорошая копалька, когда две ночи в земле хариус полежит! Э, молодёжь, не понимаете вы в еде…
Позавтракали мы с Ромой вчерашней ухой, поблагодарил я оленеводов за гостеприимство, поднял рюкзак на плечи – и пошагал дальше.
Глушь вокруг, тайга... Только редких охотников, старателей и оленеводов-эвенов встретите вы в этих местах. Интересных бабочек здесь можно поймать. А ещё узнать про одно необычное блюдо...
Может – и попробую. В следующий раз. Не сейчас.