Карл и розы. Паря душою, петь

Надежда Зернова
"Und mit Freude an der Natur singt meine Seele". Worte aus einem volkst;mlichen, deutschen Lied, das sich seit seiner Kindheit unter der Zunge verbirgt.

Нет, ОН не взорвал  ПЕНИЕМ тишину райского  побережья,от переполнявшего через  край,  восторга.
"И, радуясь  природе, душа  моя  поёт" - пронеслись  стайкой  слова из народной, немецкой  песни, что пела мама ему в детстве.

 Возраст  не  позволял доставить его верхОм на лошади к месту новой службы, предложенной  генерал - губернатором Новороссийского  края, графом Михаилом  Семёновичем  Воронцовым  в  имение  Алупка, близ  Ялты... отправлен садовник КЕБАХ, - на ЛОДКЕ, МОРЕМ.

...Притихшие Крымские горы в голубой дымке; обветренные силуэты скал Ай -Петринской яйлы,словно развалины средневековых замков; округлые холмы, ощетинившиеся соснами, кажущиеся   уснувшими гигантскими ежами;чистейший горный воздух вперемешку  с запаом моря и хвои; субтропический климат.

Что то  новое врывалось в  его жизнь!
Очень сладкое, щемящее, трепетное!!

Увиденная  красота природного ландшафта, открывающаяся сказочными картинами, меняющимися, как в калейдоскопе ... поражала садовника - дизайнера, ВДОХновляла, окрыляла!

"Как много хочется сказать,
Да рот косноязычен.
Как много нужно срифмовать,
Да слог пера критичен".

Карл,натура поэтическая, высокообразованная:Династия садовников Кебахов, семьи старшего придворного садовника князей Гогенцоллернов-Зигмарингенов.  В течение трех столетий с XVIII по XX века все Кебахи, исключая Карла-Антона, служили садовниками у себя на родине в Германии.
Владел несколькими иностранными языками.В совершенстве изучивший  особенности паркового строительства Италии, Франции,Германи, Англии - Карл превзошел отца, завоевав весомый  авторитет.

...Крымское декоративное садоводство возникло  в  древности, с колонизацией  новых народов процесс распространения хозяйственно-ценных и декоративных растений в Южный Крым был  интенсивным.
Греческими колонистами  завезены сюда благородный лавр, греческий орех, фиговое дерево, гранат, оливковое  дерево.

Архитектурные сады и парки возникли, когда  утвердилось господство ландшафтного стиля, а природные условия с резко выраженным рельефом, внесли шарм и неповторимость в развитии паркового строительства.  У дворцов,   вилл,  - террасный  принцип  устройства,  характерный  для  итальянских  регулярных садов, с использованием естественных декоративных элементов.

Карл  Кебах  за  короткий  промежуток  времени  изучил  рельеф,  почвы Южного берега Крыма, их водный режим, растительность и сразу же занялся посадками.

«...Проделанная работа в самом деле достойна восхищения! Каждый клочок земли, который удавалось отвоевать у скал, заставили приютить представителя какой-нибудь пышной растительной формы из отдаленных зон, так что многие чужеземцы здесь вынуждены были приспособиться к особенностям климата и пышно разрослись, о многих можно сказать: какой же долгий ряд дорогостоящих экспериментов пришлось проделать,  чтобы  они акклиматизировались!  Все же  туземная флора  этих берегов не особенно богата видами и родами; и до сих пор, после многолетних усилий, отдельные  редкие  виды  сопротивляются  развитию  в  чужеземных условиях и вегетируют лишь с большим трудом под бандажами с подпорками и под укрытием... Ягницкий, Семён Тимофеевич 1833 г; капитан; № 5499; Кавалер ордена Святого Георгия IV класса».

А. С. Голицына  в письме М. С. Воронцову из Кореиза, в 1829 году пишет:
«... Сейчас я должна Вам сообщить, месье граф, что мы были в Алупке. Я, мадам Бергхейм и мадемуазель Маурер…. Славный Герасим нас встретил с радостью и тут же приготовил завтрак. Затем мы присоединились к Кебаху…, обошли верхний сад, все осмотрев и все проверив, уставая восхищаться…. Мой дорогой граф,   я   не   нашла   ничего   похожего,   что   было   при   Ревильоти….   Кебах английский сад перекрыл дорогами…. Он посадил 6000 декоративных деревьев на  побережье,  питомник  и  5000  гранатовых  деревьев,  и  все  обрисовано  как нельзя более совершенно, со вкусом и простотой. Алупка уникальна. Ни один государь  не  обладает  ничем  приблизительно  подобным…,  и  КЕБАХ   РОЖДЁН,   чтобы   БЫТЬ   САДОВНИКОМ. Если бы император увидел Алупку, какой она стала, он дал бы Кебаху 10000 дублонов, чтобы тот ему сделал Царское Село…. Месье граф, этот славный человек имеет всего только 12 работников для двух садов и масличной плантации».

Несмотря на постоянную нехватку рабочих рук и значительные трудности, прокладывались дороги и тропинки в парке, и к 6 сентября 1830 года, дню рождения Е. К. Воронцовой, уже существовали «каскады, скатывающиеся с высоты скал», и озеро «с его обитателем лебедем, удивленным при виде столь необычного феномена в природе».

  "Могу, паря душою, петь
Лишь с Музой архаичной.
Могу, пылая сердцем, тлеть,
В любви строкой лиричной".

Через три года по  приезду, рядом с пи­том­ни­ком, оранжереей и теп­ли­ца­ми, был по­стро­ен уют­ный домик для  садовника, из трех ком­нат в  готическом  стиле,где и  поселилось  СЧАСТЬЕ   и его  "РОЗА "!

Женился Карл Кебах в Алупке на женщине, которую звали Анной.

Это, как  КОНСТАНЦИЯ и ГЁТЕ, всюду рядом - и в розарии, и в теплице. Хозяйка дома, любящая жена, мать четырёх  его детей: сыновей — Антона и Фридриха,  дочерей — Шарлотты и Луизы.

Карл ВДОХновенно работает, считая  себя наисчастливейшим из людей.

Спасительным был НИКИТСКИЙ  САД, что вел продуманную интродукцию как ценных сортов плодовых культур, винограда, так и  ДЕКОРАТИВНЫХ   РАСТЕНИЙ.
Основной  источник  саженцев  для  парков Кебаха.

  1824 год, в ведомости отпущенных деревьев под № 19 фигурирует 204 дерева на сумму 129 рублей 50 копеек для графа Воронцова. В январе 1825 года - еще 328, а через год - 2000, в основном это были маслины и кипарисы. В конце 20-х годов в Алупке «росло и украшало различные части сада и окрестности значительное число кипарисов», к середине XIX века флора парка имела, не считая цветов, более 270 видов деревьев и кустарников.

Со всех концов света через директора Никитского ботанического сада Николая Андреевича Гартвиса и по личной просьбе владельцев шли посылки с растениями.
Получали их из Америки и Испании, Кавказа и Карелии, Китая и Японии, но больше всего, при посредничестве рижского купца Вагнера, от француза Оддибера и англичанина Лоддижиса.

20 мая 1829года, графу М. С. Воронцову из Никитского сада: "Я только что получил от садовника Вагнера из Риги извещение о том, что в конце мая прибыли новые сорта камелий из заведения Лоддижиса из Хакней возле Лондона, очень хорошей сохранности, его цена за растение от 20 до 30 рублей (цена Лоддижиса на месте 15 шиллингов). Я тотчас написал Вагнеру, чтобы он проставил сумму для Вашего сиятельства за шесть камелий и две магнолии и несколько других вечнозеленых кустарников, которых у нас еще нет. Все это прибудет в августе или в сентябре. Я позабочусь о их перезимовке в Никите, в оранжерее, для того, чтобы в апреле или мае высадить в Алупке".

...Карл   Кебах   большую   часть   40-гектарной   территории   отвел   под пейзажный сад,  искусно разбитый в живописной и дикой по природе местности. Сложная и напряжённая работа, видна и сегодня его рука, обладающего хорошим вкусом, тонко чувствующего красоту природы.

Вы­пол­няя волю вла­дель­цев — сде­лать из Алупки "зимний  сад под открытым небом", он сажает мно­же­ство эк­зо­ти­че­ских де­ре­вьев, од­но­вре­мен­но ис­пы­ты­вая их на при­жив­ле­ние в новой для них при­род­ной среде.  Кебах под­дер­жи­вает  от­но­ше­ния с из­вест­ны­ми бо­та­ни­че­ски­ми са­да­ми России и  Европы, круп­ны­ми пи­том­ни­ка­ми, от НИКИТЫ  по­лу­чает ред­кий по­са­доч­ный ма­те­ри­ал: все, что но­во­го по­яв­ля­лось,тут же пе­ре­ко­че­вы­ва­ло в  сад к КЕБАХУ,  ме­сту ин­тро­дук­ции рас­те­ний в  Крыму.

Ке­ба­ха на­зы­ва­ют Глав­ным  садовником Юж­но­го бе­ре­га, окрест­ные  звали  к себе кон­суль­ти­ро­вать по­сад­ки и планы своих садов и пар­ков.
По­черк Ке­ба­ха, его сына и сей­час можно рас­по­знать в ста­рин­ных пар­ках.
Плодотворное сотрудничество, при котором парк   получал интродуцированные растения из сада, а сад посредством работы садовника имел возможность испытывать и адаптировать новые растения в условиях "открытого  зимнего  сада".


М.С.ВОРОНЦОВ -  ЛЕГЕНДА!

Увлекающийся,  неравнодушный  к прекрасному, остро ощущающий великолепие природы, с детства воспитанный к бережному отношению к ней.

Долгие годы принимавший активное участие в становлении КРЫМА, назначенный Новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области.

Ему обязаны мы  развитием и усовершенствованием виноделия, устройством превосходного шоссе, окаймляющего южный берег полуострова, разведением и умножением разных видов хлебных и других полезных растений, равно как и первыми опытами лесоразведения и паркостроения.

Он лично давал распоряжения о закупках и распространении посадочного материала,   следил   за   работой   ботанического   сада,  давал   указания   о направлении солдат, расквартированных в Крыму, на проведение работ по подготовке почвы и посадке деревьев, обеспечивал финансирование работ по уходу за садом и содержанием персонала через казначейство. Документы из архива ботанического сада, архив содержит много интереснейших фактов, показывающих интерес генерал- губернатора к развитию Крымской науки.

М. С. Воронцов, впитавший с детства великолепие парков в Петергофе, в имениях Кунцево и Архангельское под Москвой, граф в самом  начале  представлял   будущее   парка   в  конкретных   деталях.

  Его очаровали благодатный климат южного берега, обилие водных источников, сложность рельефа и необычайная ласковость пляжа. Его стремлением было создать парк, ничем не уступающем лучшим образцам садово-паркового искусства Европы.

Скупает участки земель М. С. Воронцов, строит  мечеть  местным жителям, исповедующим ислам... не изымает южнобережные земли для личного владения, а ПОКУПАЕТ их!!!

Понимая, что без надлежащего парка впечатляющего вида даже самые изысканные строения иметь не будут, было выделено место для дома садовника со всеми необходимыми службами: питомником, оранжереей и рассадником. И, безусловно, нужен был для такого проекта опытный садовник.
Выбор пал на Карла Кебаха.

«Под сей случай как отвечал Вашему сиятельству, подоспели отец с сыном немцы садовники: и как из них старик не мог отправиться верхом, отправил  я  их  морем  на  лодке  до  Алупки».
Так  в  Алупку  прибыл  Карл Антонович Кебах, который отдаст ВОРОНЦОВСКОМУ  ПАРКУ 27 лет жизни,увидев плоды работы и райскую  красоту творения. Сын Антон,  после окончания обучения в Умани, продолжит дело  отца.


"Сплетаю нити тонких чувств,
В слова облечь пытаясь.
Как мало их достигнет уст,
Под языком скрываясь".



ОН  виртуозно преплетал линии "тонких  чувств" и  пропорции сада в ДИЗАЙНЕРСКУЮ   ПОЭЗИЮ, вызывая чувство восхищения.
Скульптура, ваза, детали ландшафтного дизайна - находящиесяся в саду,  связывал с окружающими растениями, направляя: то к  благоухающему  розарию,  тенистому уголку, где величественно располагались деревья, стройные и раскидистые, то к ниспадающему с гор  водопаду... гармонируя всё это  великолепие друг с другом, создавая СПОКОЙСТВИЕ и  КРАСОТУ.


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН
   https://stihi.ru/2021/03/21/10457


К  170-летию со  ДНЯ  РОЖДЕНИЯ  великого ботаника, растениевода, садовода, ландшафтного дизайнера, с тонкой  ПОЭТИЧЕСКОЙ  ДУШОЙ!

КАРЛА  АНТОНОВИЧА  КЕБАХА!!


«К сожалению, настоящие слова
прячутся под языком».  (Тонино Гуэрра)

ДЕЛА -  ОСТАЮТСЯ  на  ЗЕМЛЕ:

Воронцовский парк в Алупке: самая большая в Крыму коллекция видовой  китайской розы.
40 кустов плетистых китайских роз... ‘Banksiae alba’ ‘Banksiae alba’ ‘Banksiae alba’ и ‘Banksiae lutea’ на верхней северной террасе.
Редкий для Крыма вид китайской розы — ‘Fortune’s Double Yellow’ – расположился под окнами Китайского кабинета графини Е.К.Воронцовой. ‘Fortune’s Double Yellow’.


ПОСТСКРИПТУМ:

"Языки самовыражения могут быть различными. Это вербальный и письменные языки прозы, поэзии, музыки. Это язык жестов и пластики в танце и балете. Это язык форм и красок в скульптуре и живописи. Карл Кебах профессию возвёл в искусство, в котором выражался языком поэзии пейзажа и ландшафта. И добавлял в самовыражение свой утончённый, аристократичный, родовой вкус! Как приятно наслаждаться плодами его деятельности, его искусства, любуясь ярким и колоритным ландшафтным дизайном Крыма и вспоминая с благодарностью имя МАСТЕРА - КАРЛА АНТОНОВИЧА КЕБАХА!

Спасибо, уважаемая Надежда, за яркую публицистическую работу, посвящённую к 170-летию со Дня рождения этого великого МАСТЕРА с тонкой ПОЭТИЧЕСКОЙ ДУШОЙ!!
Благодарю Вас за включение в эссе лирических катренов стихотворения «Как много хочется сказать…», что гармонично вплелись в не менее лиричные строки прозы!

С искренней признательностью и теплом созвучной души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей).
Валерий Старостин   26.03.2021 00:12   


PSS:
БЛАГОдарю за полифонию рецензии, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Как изящно ВЫ акцентировали понимание ЯЗЫКА - сложной знаковой системы, естественно или искусственно созданной,типовым звучанием, написанием.

И это правильно, ведь ПРЕКРАСНОЕ живёт и здравствует в своей, разнообразной форме, которое,
мы, - считывая... ВОСХИЩАЕМСЯ, ВОСТОРГАЕМСЯ, ВДОХНОВЛЯЕМСЯ!
Даже не задумываясь, какой труд стоит за спиной, каких усилий, вложений это стоило АВТОРАМ!

И сколько тысяч рук тех расквартированных солдат в КРЫМУ, расчищая берег - строили прекрасные дороги, по которым и сегодня ездят.Сколько расчищено камней, поваленных штормами -деревьев!
А эти баржи с чернозёмом, что везли с ДНЕПРА, мешками, на спинах - вносили на террасы парка, чтобы и сегодня благоУХали редкие сорта цветущих кустарников!

Как отвоёвывали у фашистов (дальних и ближних...), теряя человеческие жизни,а после вновь расчищали, восстанавливали КРАСОТУ! ВЕДЬ - ЕЙ...СПАСАТЬ МИР!!

Пока готовила материал, много архивных документов прочла, за скупыми строками которых энтузиасты, влюблённые в этот КРЫМСКИЙ уголок нашей земли, вложили столько средств, усилий и ЛЮБВИ!
Оставили нам, на РАДОСТЬ!!!

Думаю,уважаемый  ВАЛЕРИЙ - хорошая тема, к которой НАМ нужно позднее вернуться!
СПАСИбо за соЗВУЧИЕ, соАВТОРСТВО, СОтворчество!
ИСКРЕННЕ


Надежда  Зернова