Рюрик и франки 15

Светлана Каплун
    Ах, море, море… В этой части я опять попытаюсь поговорить о тюрках, но заходить буду с моря. Потому как тюрки в затронутой теме интересуют меня только как заявленное «ответвление» франков (хотя, кого там только не намешано!). А франки интересуют меня в предполагаемой связи с именем Рюрик. Хотя как выяснилось ранее, куда на карту не взгляни — везде венеты! И отнюдь не франки. А где венеты? Они у моря!

  Вот и западные венеты, которые жили на юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии, на самом деле, жили в Арморике! Бретанью она стала, когда бритты массово мигрировали сюда, спасаясь от англо-саксонского завоевания Британии. Топоним «Арморика» (Ареморика) происходит от галльского словосочетания are mori («на море») и суффикса -ika, использовавшегося для географических обозначений. Ср.: брет. Armor «Армор (прибрежные территории Бретани)», ar mor «море»; валл. ar y mоr «(на берег)у моря»; лат. оra maritima «поморье». Первоначально термин толковался значительно шире, чем сейчас: он включал нынешнюю Нормандию и даже всё атлантическое побережье современной Франции. С Нормандией всё понятно, она от норманнов (северных людей). Интересно другое.

    Наири — ассирийское название группы племён на территории Урарту. Это название встречается в XIII—XI веках до н. э.. Так, озеро Ван называлось «морем страны Наири». В принципе, для Ассирии урарты действительно были северными людьми. Просто Норд — слово, обозначающее «север» в датском, итальянском, каталанском, немецком, норвежском, французском и шведском языках. А кем были ассирийцы?

    Этноним «ассирийцы» связан с одноименной областью, название которой в свою очередь восходит к городу Ашшур — столице этих земель. Древние ассирийцы говорили и писали на особых (ассирийских) диалектах аккадского языка. Эблаитский язык обнаруживает значительное сходство с аккадским и иногда рассматривается как его древнейший диалект досаргоновского периода. Оба языка считаются семитскими. Что настораживает? В ведийский период слово «асура» означало, скорее всего, «обладающий жизненной силой», только эти Веды писаны на арийском языке санскрите, который к моменту вторжения ариев в Индию уже имел долгую и богатейшую историю. И всё же, арии появились на севере Индии только 4,2 тысячи лет назад (https://ria.ru/20130808/955165779.html). А когда возник Ашшур?

    Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру, и получивших название аккадцев. Получается, что семиты появились в нужном месте после 2500 года до н.э., арьи в Индию пришли примерно в 2200 году до н.э. Вопрос откуда и сколько они шли наводит на ответ, что Ашшур изначально не являлся семитским городом! Теперь давайте взглянем на семитскую Эблу.

    Да, и прошу не путать Эблу с Иблейскими горами на юго-востоке Сицилии на территории провинций Катания, Рагуза и Сиракуза. Потому что своё название хребет получил от греческой колонии Мегара-Гиблея. Правда, Сиракузы — одна из первых эллинских колоний на восточном берегу Сицилии — основана, по преданию, коринфянами под предводительством Архия только в 734 году до н. э. А например, про Рагузу известно следующее. Первые поселения людей на территории города учёные относят к концу III тысячелетия до н. э. Первыми обитателями этой местности считаются сиканы (возможно, иллирийцы), которых примерно в XVIII веке до н. э. вытеснил король сикулов Иблон. Он основал на месте современной Рагузы город Ибла Эрея, дав ему своё имя и посвятив его покровительнице края богине Гере. Город неоднократно подвергался осаде греками. Это ещё одно доказательство того, что златокудрая (у Гомера) Гера изначально гречанкой не была. И здесь вполне уместно вспомнить про ругов, которые то ли германцы, то ли древние русы. Правда, вполне возможно, сикулы впервые упоминаются в египетских надписях как один из «народов моря» (шекелеш). Да и язык у них, предположительно, имел сходство с латинским. И никакими египтянами они, конечно, быть не могли. Но факт остаётся фактом: жену египетского бога Осириса звали Хатхор. А другим её именем было Херу... Шекелеш впервые встречаются в надписях в Карнаке и Атрибисе, сделанных на 5-й год правления фараона Мернептаха (1213—1203 г.г. до н. э.). Здесь о них сообщается как о военных союзниках ливийского князя Мраиуйя, как и племена шардана и экеш.

    Так вот. Эбла (Ибла, ныне городище Телль-Мардих) — город-государство, основан ок. 3500 года до н. э. на территории древней Сирии. Эбла располагалась в 53 км к юго-западу от современного Алеппо. Одна из старейших цивилизаций Сирии. Возможное значение слова «Эбла» возводится к «белому камню», на котором был построен город. Интересно, что Алеппо тоже очень похож на латинское album (белый), очевидно, от этрусской Альбы-Лонги. Известно, что ок. 2400 г. до н. э. у Эблы была столетняя война с городом-государством Мари. В итоге, под началом Ибби-Сипиша войско эблаитов и их союзников из Киша и Нагара одержало решающую победу над марийцами при Терке (Терка или Телль-Ашара — город и одна из наиболее важных провинций государства Мари). Очевидно, это я уже к туркам с моря подошла…

    Интересно, что у тюрок есть аксакалы. Это мне "шекелеш" всё покоя не дают. Аксакал (тюрк. ак — белый и сакал — борода): глава рода, старейшина, почтенный пожилой мужчина у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе. Загвоздка в чём. Вот скифы, чьим самоназванием было сколоты (-от является окончанием для множественного числа и имеется как в иврите, так и в персидском языке для арабских заимствований), они однозначно бородатые.  На рельефе из Мединет-Абу воины шекелеш изображены в рогатых шлемах, коротких юбках, они безбороды. Что тут скажешь... Египтяне сами были безбороды, а их фараоны бороды себе упорно прикрепляли! По крайней мере, шекель среди евреев весьма ценился! Шекель или сикль — мера массы золота и серебра у древних евреев и других семитских народов; шекель серебра (монета массой около 11,4 грамма) служил стандартной денежной единицей на Ближнем Востоке. Археологические находки на территории Палестины, принадлежащие к микенской или кипро-микенской культурам указывают на то, что шекелеш здесь выступали, по-видимому, как микенские торговцы. Это, впрочем, не исключает возможности того, что они могли в определённое время захватывать и удерживать под своей властью некоторые прибрежные города древней Палестины. Согласно некоторым израильским археологам, шекелеш заселили побережье Кармель и северную часть долины Шарон. Мойше Кохави, на основе распространения обнаруженных находок микенской и кипро-микенской керамики локализует регион расселения народа шекелеш у городов Мадера (Тель-Зерос), Акко (Тель-Акко) и Тель-Кейсан.

    Возможно, у тюрок "борода" и звучит как "сакал". В русском языке же борода и есть борода, а вот что по-настоящему страшно, так это "оскал". Хотя, подумать бы: кто нам эти сикулы? И где мы их могли видеть? Вот египтяне увидели и испугались. Хотя сами поклонялись соколу. Но это он в русском языке сокол. А у египтян сокол – это «бик». Либо Хорон, имя, которым египтяне называли великого сокола, охраняющего загробный мир великих пирамид. Но пора вернуться в Эблу, где жили эблаиты, а никаких "шекелеш" ещё и в помине не было. Да и Келесирия (Полая Сирия) — историческая область на юге Сирии, расположенная в долине Бекаа между хребтами Ливан и Антиливан и орошаемая реками Эль-Ази (древний Оронт)и Эль-Литани (Леонт) — появится, видимо, гораздо позднее.

    Так вот. Богатство Эблы привлекло к ней внимание могущественной аккадской империи, основанной в Нижней Месопотамии Шаррумкеном (Саргоном Древним). В XXIII веке до н. э. Эбла и её царский дворец были сожжены. Большинство ученых связывают гибель первого царства Эблы с разгромом города Саргоном Древним. Саргон, Шаррумкен или Шаррукин — царь Аккаде, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 2316—2261 годах до н. э., основатель династии Аккада. Что Шаррум-кен, что Шарру-кин, а очень похоже на «хана», который впоследствии будет у тюрок. С другой стороны, известен ведь и Ханаан, что по одной версии «страна пурпура», а по другой — происходит от протоханаанского бога подземного огня Хена (Кена) и его супруги богини земли Хеннат (Кеннат; она и у шумеров богиня Ки), и он же выступает как родоначальник этих племён, впоследствии перейдя в самоназвание страны «Бен Хенном» то есть земля (долина) сынов бога Кена.

    Так вот. Возвращаясь во французский город Ван, который до завоевания франками входил совсем в другое государство… Короли Бро Вароха (брит. Бро-Эрег): 500—550  Варох I; 550—560 Канао I, сын предыдущего; 560—577 Макльо, епископ Ванна, брат предыдущего; 577—577 Якоб, сын предыдущего; 577—594 Варох II, брат предыдущего; 594—???: Канао II, сын предыдущего. Уточню, что все эти правители не венетские. Они от валлийских бриттов. Но, всё равно, интересно, правда?

    Возвращаясь к Саргону… Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно и название это в других источниках не встречается, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом. А вот я бы перевела Азупирану как Асгард! Потому что «пур» и есть город, только на санскрите, которым говорили арии ещё до того, как в Индию пришли. По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы.

    Забаба (Замама) — бог покровитель и защитник города Киша (Шумер), сын Энлиля, изображался в виде орла. Часто отождествлялся с Нинуртой. Его женами иногда называли Инанну и Бабу. Напомню, что это в грузинском языке дед «babua» и отец «mama». Но и у скифов верховным богом был Папай! Скифское царство в Крыму и низовьях Днепра с центром в Неаполе просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами.  Конечно, готы сами будут потом уничтожены, но.  Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX веку, однако по ряду источников ясно, что история готов в Крыму длилась гораздо дольше. Зачем я на этом заостряю внимание? В нашей истории хорошо известны не только крымские татары, но и Мамай (ок. 1335, Солхат (Старый Крым) — 1380, Кафа) — беклярбек и темник Золотой Орды. Родовым владением Мамая был Крым. С 1361 по 1380 год, в период «Великой замятни» (длительной междоусобной войны в Золотой Орде), от имени марионеточных ханов из династии Батуидов управлял западной частью (временами также столицей) Золотой Орды. Догадываетесь, что значит его имя? И откуда оно пришло?

    Кишский правитель Ур-Забаба правил в 2322 — 2316 годах до н. э. А в другом шумерском городе, но чуть позже, правил Ур-Баба (Ур-Бау) — энси шумерского государства Лагаш (приблизительно в 2155 — 2142 годах до н. э.). Ур-Баба принял власть во время эпохи владычества в Древней Месопотамии племён гутиев. Возможно, был современником последнего аккадского царя Шу-дурула. Ур-Бабе удалось присоединить к Лагашу Ур. Ведь вряд ли бы он сумел сделать свою дочь Энанепаду верховной жрицей бога Нанны в Уре, если бы этот город не был бы в его власти. В этом вопросе он следовал по стопам царей Аккадской династии, также назначавших своих дочерей верховными жрицами в Ур. Ещё одну свою дочь Нингалу он выдал за Гудеа, а Нинганду — за энси Уммы Намма-хани.

    Энанепада логично означает Инанна-пада. Не будем вспоминать про Падме Амидалу. Достаточно того, что Подага — западнославянское божество, идол которого стоял близ Любека, в городе Плуне. По мнению Б. А. Рыбакова, Подага — один из эпитетов архаичного женского божества природы и земли: «подающая», «подательница благ», то есть женская ипостась Даждьбога. Поэтому очень даже не удивительно, что в Эстонии на реке Пада есть деревня Пада (в волости Виру-Нигула уезда Ляэне-Вирумаа). Думаете, какое отношение она имеет к Аккаду? Судите сами. Волость Виру-Нигула была создана в 2017 году в результате административно-территориальной реформы путём объединения бывшей волости Виру-Нигула, города Кунда и волости Азери. Волость расположена в области, которая в древние времена была известна как приход (кихельконд) Мауми (Maumi, также Mahu). Волостной центр носил тогда название Hageda или Akedolae (Датская поземельная книга, 1241 год).

    Кстати, имя Пада происходит от корейского "море". Не буду вникать, как слово попало в корейский (возможно, через санскритскую «многоводную» деву-апсару), но в Итальянской области Венеция (что осталась от венетов) до сих пор имеется богатый каналами город Падуя. Это там, где протекает река По (лат. Padus). А почти по соседству, но на западе, напротив острова Эльба, в Тоскане был когда-то этрусский порт Популония (это я к тому, откуда всё это могло появиться в Эстонии…). Сейчас там поблизости современный город Пьомбино, на востоке от которого в лучших славянских традициях простирается Маремма (область ранее заболоченных участков с наиболее значительным городом Гроссето (это я отчего-то про татарскую Грустину вспомнила)).

    А венеты действительно жили у моря! Об этом говорит и Померания.  Название Померания местность получила по западнославянскому племени поморян. В настоящее время Западная Померания является частью германской земли Мекленбург-Передняя Померания, остальная часть является польской территорией. В число поморянских племён включают волинян и пыжичан. А в России это поморы! Поморы — самобытная малочисленная этнографическая и этнорелигиозная группа русского народа на побережье Белого и Баренцева морей, а также на побережьях северных рек: Мезени, Печоры, Онеги и Северной Двины. Субэтнос смешанного происхождения: славян — выходцев из Новгорода и Пскова и малочисленного старожильческого финно-угорского населения беломорского Севера России. Вопрос об этнической принадлежности продолжает оставаться спорным. Была и ещё одна Морея.

    Морея — средневековое название полуострова Пелопоннес на крайней южной оконечности Балканского полуострова, в южной части Греции. Одно время даже бытовала гипотеза, что греческое население полуострова было истреблено славянами и заменено ими в VI—IX веках н. э. Но при этом население Мореи по-прежнему продолжало говорить на греческом. Более существенно то, что редкие материальные находки, которыми располагает археологическая наука (славянские захоронения в Олимпии и разрозненные находки в Лаконии) не подтверждают масштабы славянского заселения. Греческий антрополог А. Пулианос пришёл к заключению, что «антропологическое единство к югу от Балканского хребта и до южного побережья острова Крит поразительно и прерывается только антропологическим островком в Родопских горах, в местах проживания помаков…» Понятно, что в горах едва ли могут жить поморы!

    Принято считать, что по происхождению помаки — исламизированные болгары с некоторой примесью греческого, тюркского, вероятно также валашского и древнефракийского элементов. Согласно новому мнению — они славизированные павликиане. (Павликиане — одно из наиболее значительных средневековых религиозных парахристианских движений, зародившееся в VII веке в Армении, в VIII—IX веках оно получило широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи). В общих чертах помацкий народ сформировался в XIV—XIX веках, то есть во времена существования Османской империи. При этом в Османской империи помаки считали себя турками, несмотря на стойкую сохранность славянской речи в их среде. Именно языком и славянской внешностью они и отличаются от собственно турок, а религией — от славян и греков. Слово «помак», вероятней всего, происходит от болгарского слова «помагач», что переводится как «пособник», «помощник», «помогающий туркам».

    Греческая славистика считает, что главной причиной появления славян на Пелопоннесе был поиск заброшенных земель. Учитывая экстенсивный характер их земледельчества, это подтверждается рядом топонимов — Топориста (топориште), Агорелитса (горелица). Примечательно, что сельскохозяйственный инструмент, найденный в Лаконии, где обосновались эзериты, типологически относится к антам, которые принадлежали к восточным славянам. Эти находки в сочетании с тем фактом, что анты, будучи союзниками Византии, «исчезли» с Нижнего Дуная в 602 году, и вместе с подтверждёнными письменными источниками о появлении эзеритов в районе находок приводят к заключению, что как минимум эзериты и другувиты не могут быть априори охарактеризованы как южные славяне. Из письменных источников следует, что славянское племя милинги, обосновавшееся на западе полуострова Мани, последним сохраняло свой славянский говор в течение восьми веков, почти до падения Константинополя в 1453 году. Давайте, хотя бы, вспомним о мильчанах. Мильчане — средневековое западнославянское племя, входившее в племенную группу лужицких сербов вместе с далеминцами, сорбами, лужичанами, нишанами, сусельцами и другими племенами. Являются предками лужичан (главным образом Верхней Лужицы), славянского народа на востоке Германии.

    В этой Греции всё странно! И помаки там не поморы. И Морея не от «моря». Греческая этимология связывает происхождение названия полуострова с греческим названием шелковицы (греч. moria), широко распространенной на полуострове в период христианизации. А ведь я могу и согласиться! Из-за Армении и многого другого. Но эту часть я хочу закончить всё-таки Мореей. Здесь, кстати, тоже без франков не обошлось.

    Морейский деспотат (Мистрский деспотат) — автономное греческое государственное образование в составе Византийской империи. Деспотат был образован как удельное княжество императором Иоанном VI Кантакузином для своего сына Мануила в конце 1348 или начале 1349 года.  Столицей был хорошо укреплённый город Мистра, располагавшийся рядом с древней Спартой и являвшийся важным центром византийской культуры и власти XIV—XV вв. Деспотат образовался на территории франкского Ахейского княжества. Само княжество было создано в результате раздела Византийской империи крестоносцами после Четвёртого крестового похода 1204 года. В 1259 году правитель княжества, Гильом II де Виллардуэн, проиграл Пелагонейскую битву будущему византийскому императору Михаилу VIII Палеологу. В результате ахейский князь был вынужден отдать императору большую часть восточной Мореи и свои только построенные крепости. Однако западное, французское и венецианское, присутствие сохранилось по периферии Мореи, полукольцом окружая собственно греческие земли.

    Итак, славяне на Пелопонессе со временем «растворились», как и сама Морея с эзеритами. Мало что осталось и от «западнославянского» Поморья с экзотической волостью Азери на берегу Финского залива. Давно исчез азери — индоевропейский язык Азербайджана. Но стоит ещё тюркский Азербайджан! Правда, до 1918 года под Азербайджаном понималась прежде всего территория вокруг озера Урмия, некогда занимаемая Атропатеной, к югу от реки Аракс. Урмия (перс. Дерьячейе-Орумие, озеро Орумие). Так что нам от моря пора переходить на Армянское нагорье!